Финансовая несостоятельность предприятия, причины возникновения и меры предупреждения

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» №127 от 26.10.2002г. в ред. от 29.12.2014 г, несостоятельность (банкротство) (далее также - банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Условиями, при наличии которых субъект хозяйствования признается экономически несостоятельным, существуют следующие: минимальная задолженность составляет 10.000 рублей для физических лиц и 100.000 рублей для ЮЛ; при просрочке выполнения обязательств, срок которой составляет 3 месяца с даты, установленной для их реализации; вынесено постановление судебных приставов относительно невозможности взыскания задолженности в 30-дневный срок; признание должника отсутствующим; провозглашение неплатежеспособности субъекта хозяйствования арбитражным судом.

Причины, обосновывающие финансовую несостоятельность: изготовление продукции с ограниченным рыночным спросом; производство низкокачественной продукции; высокие цены на объекты реализации; низкий уровень технического оснащения предприятия; большая дебиторская задолженность за товары отгруженные, но не оплаченные в срок; неправильно построенная внешнеэкономическая деятельность; снижение спроса у населения на вырабатываемую продукцию; банкротство партнеров, поставщиков сырья.

Общими причинами неплатежеспособности организации являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки и опережающий рост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается:

• при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения потребности в ней;

• влиянии конкуренции;

• растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда организация работает с ненадлежащим покупателем или несвободна в выборе надлежащего;

• сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда организация:

• осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки;

• загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;

• наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;

• несет убытки;

• тратит выручку на второстепенные цели, на развлечения (больше, чем можно).

Наиболее повторяющимися причинами, вызывающими неплатежеспособность (несостоятельность) организаций и их банкротство, по мнению большинства арбитражных управляющих, являются:

• Получение кредитов (долгосрочных и краткосрочных) от банка:

а) долгосрочный кредит под повышенные проценты использован на
развитие производства - закупку производственного оборудования, его
модернизацию. Прибыль от продажи новой продукции, увеличенного объема
продукции не в состоянии своевременно погасить проценты и сам кредит
из-за ошибок в технологических и производственных расчетах, бизнес-
плане, экономических расчетах;

б) долгосрочный кредит вложен в строительство административных
зданий и производственных цехов. Прибыль предприятия из-за изменения
внешних условий не в состоянии покрыть расходы по обслуживанию и погашению кредита. Это результат финансовых просчетов администрации организации;

в) вложения долгосрочного и краткосрочного кредитов в рисковые
инвестиционные проекты - например, в ценные бумаги. Из-за
инвестиционных просчетов в прогнозе курса ценных бумаг происходят
потеря капитала и, как следствие, наступление несостоятельности
организации;

г) краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов -
в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетах объем продаж снижается,
прибыль уменьшается и, как следствие, организация не в состоянии
возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой
ухудшение платежеспособности организации.

• Неэффективная маркетинговая политика:

а) неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без
увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля
за нормированием и расходом материальных ресурсов в производстве в
конечном счете приводит к возрастанию размера кредиторской
задолженности, ее просроченности, влекущей увеличение пеней и
штрафов, обращение в арбитражный суд;

б) недостаточное изучение и нахождение новых рынков сбыта и рынков
поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по
повышенной цене, увеличению стоимости продукции, к затовариванию
продукцией и появлению убытков. Вовремя не реализуется продукция,
«застрявшая» на складе по различным причинам.

• Неэффективная политика предоставления товарного (коммерческого) кредита:

а) увеличение сроков и задержка оплаты потребителями за поставляемую продукцию. Результат - образование большого объема дебиторской задолженности, увеличение длительности оборота дебиторской
задолженности, что приводит к недостатку оборотных средств,
невозможности исполнять обязательства перед налоговыми органами,
поставщиками и в конечном счете - к невыгодным краткосрочным
заимствованиям, что приводит к возникновению финансового кризиса
организации;

б) нарушение равновесия между выпуском продукции, ее реализацией
и предоставлением товарного кредита потребителям.

• Увеличение издержек производства из-за применения устаревшей технологии, отсутствие ресурсосберегающей технологии, что влияет на конкурентоспособность продукции по ценам и приводит к снижению реализации и выпуска продукции, росту издержек в себестоимости продукции и в конечном итоге невозможности расплачиваться по долгам.

• Неумелое руководство деятельностью организации:

а) неэффективная, негибкая, громоздкая организационная структура
управления, плохое управление финансами предприятия. Отсутствие
текущих и перспективных планов работы (производственных, финансовых)
организации, низкая управленческая дисциплина и низкий уровень
ответственности за результаты своей деятельности. Все это приводит к
вытеснению продукции организации с рынков сбыта, снижению объемов
продаж и увеличению непроизводительных затрат и, как следствие, - к
кризисному состоянию организации;

б) низкая квалификация руководящих кадров, способствующая
нерациональным, необоснованно рискованным, авантюрным решениям,
приводящим к потерям капитала организации.

• Хищение и воровство в организациях в различных формах на различных уровнях управления организацией. Это прямые убытки, приводящие в конечном итоге к банкротству организации.

Предотвращение банкротства – это деятельность, направленная на укрепление финансовых позиций предприятий и организаций с целью устранения угрозы экономической несостоятельности. Другими словами – это поиск причин подобного явления и способ избавления от них. В процессе подобной деятельности вырабатываются специальные методы, целые системы по контролю и борьбе с несостоятельностью субъекта хозяйствования. Руководство организации должно сделать все для того, чтобы избежать банкротства. Зависит это «все» от качества собираемой для анализа информации об особенностях и рисках рынка, а также от правильности исследования и применения данных на практике.

В этой системе функционируют отдельные субъекты, деятельность которых направлена на предотвращение несостоятельности и при взаимодействии с ними предприятия вырабатываются стратегии и методы борьбы в каждом конкретном случае. Наиболее благоприятным способом предотвращения банкротства является его прогнозирование. При создании прогноза вырабатывается система противодействия рискам, выбираются те пути, которые помогут избежать финансовой несостоятельности.

В целях предупреждения банкротства необходимо систематически силами аппарата управления проводить анализ финансовой устойчивости предприятия и при появлении первых признаков ухудшения финансового положения выявлять причины такого положения и устранять их. Такую работу следует проводить до полного восстановления финансовой устойчивости организации. С этой целью руководство разрабатывает программу вывода из кризиса (краткосрочную и среднесрочную). Меры по предупреждению ухудшения финансового положения организации следует принимать до момента просрочки платежей кредиторам свыше трех месяцев, т.е. до возможного момента подачи кредиторами в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть также приняты кредиторами или иными лицами по соглашению с организацией-должником. Эти меры должны приниматься (разрабатываться) как только у организации появляются случаи просроченной кредиторской задолженности.

В качестве примера к таким мерам можно отнести:

• оказание временной финансовой помощи собственником организации, кредитором по соглашению с должником, третьим лицом с согласия должника или под залог и гарантию указанных лиц;

• укрепление руководства предприятием;

• сокращение различного рода затрат;

• улучшение производственного процесса.

Существует три основных метода прогнозирования банкротства: экстраполяция - дает возможность создать прогноз на небольшой отрезок времени, когда для возникновения банкротства существуют стандартные причины, которые связаны с деятельностью организации, а также нестабильной экономикой страны. При текущем прогнозировании используются те же параметры, которые применялись в аналогичной работе для прошедших периодов;

экспертная оценка - суть данного метода довольно проста: предприятие инициирует собрание определенного количества экспертов. Они получают ряд вопросов, на которые необходимо предоставить предприятию ответ с оценкой рисков в рамках заданных хозяйствованием параметров;

моделирование - позволяет воссоздать определенную ситуацию и предлагает пути для ее предотвращения. Посредством анализа на основании статистической информации и математического моделирования рассматриваются все факторы, которые могут стать причиной банкротства предприятия. Благодаря этому обрабатывается огромный массив информации относительно экономического, социального и демографического состояния в стране.

Эффективными являются также методы (применяются уже тогда, когда шансов предотвратить банкротство очень мало):

наблюдение - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

санация (финансовое оздоровление) - санацией называют ряд мероприятий, которые направлены на предотвращение ликвидации предприятия путем признания его банкротства. Проводится только после того, как возникают все условия для провозглашения финансовой несостоятельности;

внешнее руководство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных ФЗ №127.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: