Структура органов местного самоуправления Российской Федерации

Осуществление местного самоуправления невозможно без наличия специально уполномоченных органов, кото­рым население муниципального образования доверяет право решать вопросы местного значения.

Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в РФ» 2003 г. внес серьез­ные изменения в структуру органов местного самоуправ­ления. Эти изменения касаются не только самой струк­туры таких органов, но и способов наделения их полно­мочиями, порядка их формирования.

По закону о местном самоуправлении 1995 г. в струк­туре органов местного самоуправления обязательным яв­лялось наличие только выборных, т.е. представительных, органов местного самоуправления. Закон 2003 г. уже ис­ходит из обязательности разделения власти на представи­тельную и исполнительную и на местном уровне. В силу этого устанавливается, что в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие представительного органа муниципального образования, главы муниципаль­ного образования, местной администрации (исполнитель­но-распорядительного органа муниципального образова­ния), за исключением случаев, предусмотренных законом.

Исходя из законодательства РФ, под структурой орга­нов местного самоуправления, очевидно, следует пони­мать систему имеющих самостоятельный статус органов, осуществляющих на территории муниципального образо­вания функции и полномочия местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления России составляют представительный орган муниципального об­разования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган му­ниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и об­ладающие собственными полномочиями по решению воп­росов местного значения.

К иным органам местного самоуправления Российской Федерации законодательство относит избирательную ко­миссию муниципального образования, отраслевые (фун­кциональные) и территориальные органы местной адми­нистрации, входящие в ее структуру. В уставах муници­пальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Уставом муниципального образования, имеющего ста­тус сельского поселения, может быть предусмотрено фор­мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования» ис­полняющим полномочия председателя представительно­го органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномо­чий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа муниципаль­ного образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядитель­ного органа муниципального образования) устанавлива­ются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь обра­зованного муниципального образования или в случае пре­образования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чело­век — на сходе граждан) или представительным орга­ном муниципального образования и закрепляется в ус­таве муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального об­разования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответ­ствующей инициативы жителей вновь образованного му­ниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения струк­туры органов местного самоуправления вновь образован­ного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответству­ющего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жи­телей муниципального образования. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципаль­ного образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей числен­ности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта России.

В этом случае избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комис­сию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату прове­дения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия из­бирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума.

При этом, полномо­чия избирательной комиссии муниципального образова­ния могут возлагаться на территориальную избиратель­ную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспече­нию проведения местного референдума осуществляет ис­полнительный орган государственной власти соответству­ющего субъекта Российской Федерации.

При отсутствии предусмотренной законом инициати­вы граждан о проведении местного референдума струк­тура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь созданного муниципально­го образования после его избрания.

В решении о структуре органов местного самоуправ­ления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

1) структура (перечень) и наименования органов мес­тного самоуправления;

2) порядок избрания и полномочия главы муници­пального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправле­ния осуществляется на основании решения представительного органа муниципального образования путем вне­сения изменений в устав муниципального образования.

Финансирование расходов на содержание органов мест­ного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Представительный орган местного самоуправления

Основу местного самоуправления составляют предста­вительные органы, так как они традиционно рассматри­ваются как наиболее значимые в системе органов местно­го самоуправления, поскольку именно через такие выбор­ные органы население в большинстве случаев реализует свое право на осуществление местного самоуправления.

В статье 130 Конституции РФ указывается, что мест­ное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и иные органы местного самоуправления, при этом другие органы не называются. Это свидетельствует о том, что в структуре органов местного самоуправления законодателем отдается приоритет именно представитель­ным органам.

Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, состоящий из депутатов (избирае­мыхна муниципальных выборах), который обладает пра­вом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, имеющие юридическую силу на тер­ритории муниципального образования.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в слу­чае избрания не менее двух третей от установленной чис­ленности депутатов.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих изби­рательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществ­ляются сходом граждан.

Одной из основных черт данного органа является то, что он является выборным. Выборность (представитель­ность) предусмотрена в Европейской хартии о местном самоуправлении, в Конституции РФ, федеральном зако­нодательстве и законах субъектов Федерации. Закреп­ляя права местного самоуправления в решении государ­ственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, со­стоящими из депутатов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Статья 9 Федерального закона «Об основных гаран­тиях избирательных прав и прав на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являют­ся обязательными. Кроме того, обязательность форми­рования выборных органов местного самоуправления предусмотрена я в Федеральном законе «Об обеспече­нии конституционных прав граждан Российской Феде­рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Представительный орган муниципального образова­ния обладает правами юридического лица.

В его исключительной компетенции находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его ис­полнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного рачения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными за­мами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Законом «Об общих принципах» регламентировано, что представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представит­ельных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, из­бираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального района фор­мируется в соответствии с вышеуказанным пунктом 1, если такое решение в течение одного года со дня выдви­жения соответствующей инициативы поддержано пред­ставительными органами не менее чем двух третей посе­лений, входящих в состав муниципального района. Ини­циатива о формировании представительного органа му­ниципального района в порядке, установленном пунк­том 1, оформляется решением представительного орга­на, расположенного в границах муниципального района поселения.

В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. Этот порядок формиро­вания представительного органа муниципального райо­на закрепляется в уставе муниципального района в тече­ние одного месяца со дня начала работы соответствую­щего представительного органа муниципального района. Численность депутатов представительного органа му­ниципального района определяется уставом муниципаль­ного района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа посе­ления, в том числе городского округа, определяется уста­вом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 че­ловек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения уделяется уставом муниципального образования и не сет быть менее 10 человек.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, -председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном смотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие уста­новление, изменение и отмену местных налогов и сбо­ров, осуществление расходов из средств местного бюдже­та, могут быть внесены на рассмотрение представитель­ного органа муниципального образования только по ини­циативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Полномочия представительного органа муниципаль­ного образования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в следующих случаях:

1) в случае если соответствующим судом установле­но, что представительным органом муниципального об­разования принят нормативный правовой акт, проти­воречащий Конституции РФ, федеральным конститу­ционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, и при этом представительный орган му­ниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял в пре­делах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий норма­тивный правовой акт;

2) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске прини­мается в порядке, определенном уставом муниципально­го образования;

3) в случае вступления в силу решения соответствен­но верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автоном­ного округа о неправомочности данного состава депута­тов представительного органа муниципального образо­вания, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образо­вания.

Досрочное прекращение полномочий представительно­го органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: