Вопрос 8. Государство в политической системе общества: его природа, сущность и функции. Теории происхождения государства как политического образования

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. В начале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.). Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком смысле.

Первые теоретические попытки разграничения государства и общества были предприняты такими выдающимися мыслителями Нового времени как Н.Макиавелли, Т.Гоббс, Д.Локк (ХVI - ХVII вв.).

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается и становится актуальным в период формирования институтов гражданского общества (ХУIII —ХIХ вв.). В этот период времени происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества. Появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества, и других, негосударственных институтов политической системы.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий, нации).

О бщие признаки государства. Несмотря на все многообразие видов, и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени являются характерными для любого государства:

1. Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией. Наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом.

2. Определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства.

3. Суверенитет верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями.

4. Монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и лаже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы и т. п.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом принадлежности любого человека.

7. Претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же, никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние. Внутренние функции деятельность государства направленная на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Внешние функции деятельность государства как субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Устройство государства и формы правления. Формы правления и устройство государства, как правило, взаимообуславливают друг друга. Обычно выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства - монарху (королю, царю, султану и т. д.). Монархии подразделяются на следующие виды:

· абсолютная монархия ничем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Катар, Оман, Саудовская Аравия и др.);

· конституционная монархия полномочия монарха ограничены конституцией (Великобритания, Дания, Норвегия, Испания и др.). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, симнолическим функциям;

· теократическая монархия глава государства является одновременно и религиозным главой (Оман, Катар и др.).

Республика - форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами. Республиканские формы правления подразделяются на следующие виды:

· парламентская республика верховным органом власти является парламент, который формирует правительство, издает законы, утверждает госбюджет и т. д. Первым лицом в государстве считается руководитель правительства (премьер-министр, канцлер), хотя официально он и не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Анстрия, Италия, Индия, Швейцария, Германия и лр.);

· президентская республика - президент избирается внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика и др.);

· полупрезидентская (президентски-парламентская) республика - сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

Формы национально-территориального устройства государства - это структура устройства организации государства обусловленная уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно- территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края и т. д.).

1. Унитарное (единое) государство политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно-территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных государствах (Великобритания, Дания, Испания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра. Децентрализованные государства (Франция, Испания, Италия) на уровне среднего звена управления имеют собственное административно-территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью.

2. Федеративное государство - УСТОЙЧИВЫЙ СОЮЗ государственных образований (земель, штатов, республик, краев), каждое из которых имеет собственные атрибуты государственности (законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, двойное гражданство и др.).

3. Конфедерация неустойчивая форма организации суверенных государств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, защиты от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.

4. Империя - могущественное государственное образование, состоящее из метрополии главенствующего государства и нескольких присоединившихся или завоеванных стран и народов (Римская, Византийская, Российская и другие империи).

Государство как институт власти представляет собой целостную систему, состоящую из множества элементов (институтов, министерств, ведомств, органов и организаций). В демократическом государстве политическая власть подразделяется на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную власть. Каждый из видов власти имеет относительную функциональную независимость от других видов и руководствуется в своей деятельности нормами конституционного права.

Вопрос 9. Политические партии и их роль в политическом процессе. Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия вее осуществлении. Политические партии являются относительно молодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так как объединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на нее всегда являлись важным элементом политических отношений. Такого рода объединения имеют давнюю историческую традицию.

Партия - это стабильные политические иерархические организации, состоящие из обладающих близкими и политическими убеждениями лип. Основные цели партий, так или иначе, связаны с осуществлением власти в политических системах. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. В структуре партий могут быть выделены следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К ним можно добавить также симпатизирующих и меценатов.

Среди негосударственных организаций главную роль в политической системе играют политические партии. Они отличаются от общественно-политических движений и групп давления наличием организации (профессионального аппарата, ведающего вопросами партийной деятельности), политической программы и идеологических основ групповой деятельности (партия объединяет группу единомышленников), целью своей деятельности (завоевание, удержание и использование государственной власти для реализации интересов определенных социальных групп).

Главный отличительный признак политической партии — притязание на государственную власть, участие во власти. При этом целью партии, как мы выяснили, является реализация интересов определенных социальных сил. Современные партии приходят к власти через конкурентную борьбу друг с другом за голоса избирателей на выборах в парламент, другие властные структуры. Поскольку социальные интересы воплощены в программах, избиратель, по существу, делает выбор между их альтернативными вариантами. Не случайно выработка своего варианта политики (политического курса) — одна из важнейших функций партий. Они тщательно изучают нужды и запросы социальных групп и слоев, выделяют наиболее острые общественные противоречия. На основе обобщения разносторонних сведений вырабатываются общие требования, которым придается характер политических целей и путей развития общества. В политических программах обычно подчеркивается намерение партий служить интересам всего народа.

Партии контролируют механизм выдвижения своих кандидатов на выборах и оказывают им всестороннюю поддержку. Четко очерчивая круг социальных проблем, они разъясняют избирателям свои подходы к их решению, раскрывают преимущества перед альтернативными вариантами, отвечают на вопросы, ведут дискуссии. Тем самым партии оказывают воздействие на политические взгляды и ориентации людей, особенно молодежи, пополняют ряды своих сторонников, приобщают их к политике. Иными словами, партии реализуют функцию политической социализации граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: