Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в свою очередь - синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков,... нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

8)Методы культурологических исследований

К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой половине 20 века Л. Леви-Брюлем для анализа связи культуры и особенностей мышления человека. Данный метод наравне с диалектическим изучает культуру как динамическую структуру с цепью последовательных изменений, а также учитывает изменения, происходящие резко, и даже скачкообразно, такие как культурная революция, входит в состав исторического метода.

В методы культурологических исследований входят также структурный метод. Он ориентирован на исследование структуры культурной системы и взаимосвязей между элементами системы, например, между религией и наукой. Также в методы культурологических исследований входит функциональный метод, который исследует функции культуры, как например, такой культурный феномен как религия и ее влияние на жизнь общества. Данный метод с точки зрения функций огромное значение придает изучению интересов и запросов людей, способов удовлетворения их потребностей, так как у каждого культурного элемента своя особая функция. Функциональный метод, выявляя общие законы функционирования всех культур, дает любому культурному элементу объяснение.

Системный метод также входит в методы культурологических исследований. Он изучает любую культуру как единое целое, в котором все связано, не имея отдельных элементов. Изучив эти свойства, данный метод позволяет дать общее определение какой-либо культуре, к примеру, военной.

Типологический метод используется в культурологии для изучения и выявления типа культуры, выявляя наиболее характерные и важные черты данной культуры. Данный метод позволяет выявить такие типы культур как западные и восточные.

Сравнительный метод также активно применяется в культурологии, так как позволяет, сопоставив культурные феномены и различные культуры, выявить общие морфологические особенности, структуру и особенности культур.

Компаративный метод культурологического исследования позволяет провести сравнительно-исторический анализ различных культур либо какой-то области культуры на определенный отрезок времени. Сравнивая обычно какую-то общую для этих культур область, чтобы выявить их отличие.

Помимо перечисленных методов культурология использует методы, используемые в различных областях деятельности общества, к примеру, анализ и синтез, абстрагирование, классификация (упорядочив на основе одного признака культуры или культурного феномена), индукция и дедукция и многие другие.

Используя все возможные методы культурология позволяет изучить мир культуры и понять его.

9)Принципы и законы развития культуры

К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:

1. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающей собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества;

2. Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по своему выражали собственное понимание мира, его освоение(Китай и Запад, Христиане и мусульмане) и т.д. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, в тоже время они являются составными частями единой целостной общности, всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, одинаковым характером социологических законов, действующих в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;

3. Закон преемственности в развитии культуры. Культура - это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее 1200 поколений рода человеческого. Там где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т.д. Преемственность - основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;

4. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры - одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры.

Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть присутствующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Поэтому: прерывность носит относительный, а непрерывность абсолютный характер.

10. Раздел "история мировой художественной культуры" в культурологии.

Изучение курса «Мировая художественная культура» позволяет:

1.изучить принципиальные закономерности культурно-исторического развития человечества в его главных направлениях и тенденциях в контексте современной культурологии, осмыслить целостную систему знаний о мировом культурно-историческом процессе;

2.познакомиться с уникальными этнорегиональными феноменами культуры;

3.рассмотреть универсальность культурно-исторических законов и своеобразие их проявлений в уникальных вариантах конкретных культур;

4.освоить методы культурологии, а именно изучить культурологические тексты, специфику различных культурологических школ, сопоставление различных культур и феноменов, влияние ведущих культурных структур и парадигм.

Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

11. функции,формы и категории культуры

-культурные объекты (артефакты, стили, направления…)

-культурные процессы (сравнения, сопоставления)

-культурные модальности (революция, деволюция и т.д.)

-культурные свойства (универсальность, уникальность, типичность и т.д.)

-культурные ф-ции

-культурные обозначения (знаки, символы)

-культурные значения(любые оценочные критерии)

-к. ценности (мемориальные, личностные, материальные, моральные, дух. и тд)

-к. нормы (религиозные, моральные правовые, эстетические, политические, соц.стандарты)

-к.институты (любые учреждения, соц., семья, духовные, политические и т.д.)

-к.среда (населённые пункт, муниципальное образование и т.д.)

-субъекты культуры

Ф-ции культуры. Основополагающей явл. человекотворческая функция, все последующие явл.продолжением основной.

-преобразующая (направлена на приобретение окруж.мира)

-нормативная (функциональное обозначение норм)

-комуникативная (осуществляет процесс обмена информацией))

-познавательная (способствует концентрации соц.опыта)

-информационная(осуществляет накопление человеческого генофонда)

-гуманистическая

-гносеологическая (как познавательная)

-аксиологическая/ценностная (отражает важнейшее качественное состояние культуры)

-симеотическая/знаковая (представляет знаковую систему в определенной сфере чел.деятельности)

Формы культуры.

-Мифология (Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества.)

-мораль

-искусство

-религия (Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Главное почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. Культура, как правило, модифицирует становление религии, но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшее развитие культуры идет под значительным влиянием религии)

-право (форма культуры, кот. формируется вместе с государством, регулирует формально принятые нормы поведения людей)

-наука

-философия (направлена на обобщение культурной картины мира)

-экономика (направлена на материальное обеспечение жизни человека в обществе)

-идеология (обобщает и осознает отношение друг к другу)

12.уровни и направления морфологической модели культуры.

Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.

Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука.

Вопр. № 13 о социогенезе понятий цивилизация и кульутра

Норберт Элиас - немецкий социолог, один из ведущих представителей исторической социологии и интеграционного подхода в социологии.

Понятие «цивилизация» применяют по отношению к самым разнообразным фактам: к состоянию техники, манерам, развитию научного познания, религиозным идеям и обычаям. Оно может относиться к типу жилья или совместной жизни мужчины и женщины, к формам судебного наказания или приготовлению пищи. Строго говоря, нет почти ничего, что не выступало бы в «цивилизованной» или «нецивилизованной» форме, а потому так трудно в нескольких словах обозначить все то, что обозначается как «цивилизация». Но если посмотреть, какова общая функция данного понятия, во имя чего все эти манеры и достижения людей обозначаются как «цивилизованные», то сразу обнаружится нечто чрезвычайно простое: это понятие выражает самосознание Запада. Можно было бы даже сказать — национальное сознание. В нем резюмируется все то, что отличает западное общество последних двух или трех столетий от более ранних или же от современных, но «более примитивных» обществ. С его помощью пытаются охарактеризовать нечто важное для западного общества, то, чем оно гордится: состояние его техники, принятые в нем манеры, развитие его научного познания, его мировоззрение и многое другое. Конечно, за «культурой» и «цивилизацией» стоят не секты или семьи, но целые народы или — поначалу — определенные слои этих народов. Но во многом эти понятия схожи со специфическими словами малых групп: они говорятся людьми (и обращены к людям), принадлежащими к определенной традиции и находящимися в определенной ситуации.

Математические понятия принципиально отделимы от употребляющего их коллектива. Треугольник можно рассматривать без ссылок на исторические ситуации. С понятиями «культура» и «цивилизация» дело обстоит не так.

Могло случиться, что некий индивид создал подобные понятия на основе наличного словесного материала своей группы или наполнил их новым смыслом. Но они получили хождение, они закрепились. Другие люди стали использовать их в этом новом смысле, в этой их форме, стали их передавать, шлифовать устно или письменно. Один передавал их другому, пока данные понятия не превратились в инструменты, пригодные для выражения общего опыта, того, что требовало взаимопонимания. И вот они входят в моду, становятся частью повседневного языка определенного общества. А это говорит о том, что эти слова соответствовали потребностям не только каких-то одиночек, но и целых коллективов. История последних находит свое выражение и отклик в данных понятиях, и индивид преднаходит в них этот «осадок истории» и получает возможность определенного их употребления. Он в точности не знает, почему с этими словами связаны такие значения и такие разграничения, почему из них можно вывести именно эти нюансы или эти новые возможности. Он пользуется ими, поскольку считает их чем-то само собой разумеющимся и с детства научился смотреть на мир с их помощью. Процесс социального генезиса этих понятий может быть давно позабытым, одно поколение передает их другим, не вспоминая о процессе их изменения. Эти понятия живы, пока в них сохраняется это отражение прошлого опыта, пока ситуации прошлого возобновляются в настоящем, пока неизменна их функция в данном обществе, пока следующие друг за другом поколения с помощью этих слов осмысливают свой собственный опыт; они постепенно отмирают, если с ними не оказываются более связаны ни одна из функций, ни один из опытов постижения текущей общественной жизни. Они, либо какая-то область их значений, могут на время отойти в тень, но затем, в новой общественной ситуации, они могут вновь стать актуальными. Их вспоминают, поскольку в современной ситуации что-то приходит к слову из того осадка, который был в них сохранен.

Вопр. № 14. Хантингтон: обоснование неизбежности столкновения цивилизаций.

Летом 1993 года в журнале "Foreign Affairs" была опубликована статья известного
американского политолога, профессора Гарвардского университета Сэмюела П.
Хантингтона "Столкновение цивилизаций?"

Заслуга американского политолога С. Хантингтона в том, что он акцентировал внимание на роли культурно-рели-гиозных цен­ностей в глобализирующемся мире. Однако, на наш взгляд, этот процесс сближения родственных культур не столь однозначен, как предполагает американский политолог, поскольку народы сближаются или, напротив, разъединяются не только по культурным и родственным принципам. По­этому можно предположить, что после определенной стабилизации меж­дународных отношений и упорядочения государственных структур опас­ность столкновения цивилизаций уменьшится, если ее не будут искусст­венно подогревать. Далее. При концептуальном осмыслении вопроса о столкновении цивилизаций необходимо считаться с тем, что в процессе глобализации происходит интенсивное взаимодействие различных народов и культур. Последнее находит отражение в миграционных процессах, ко­торые приняли глобальный характер и оказывают влияние на политику ве­дущих стран Запада. Наконец, на наш взгляд, ошибочно представлять С. Хантингтона как безоговорочного адепта концепции неизбежного столкновения цивилизаций. Автор «столкновений цивилизации» понимает опасность такого развития событий. Поэтому он резко критикует западные страны за то, что они стараются навязать свои ценности остальному миру. По его мнению, «живущим за пределами Запада очевиден... тот разрыв, который существует между провозглашаемыми принципами Запада и его действиями. Лицемерие, двойная мораль, игра в “да” и “нет” – вот цена его претензий на универсализм».

Не входя в детальный анализ концепции С. Хантингтона, которая более сложна, чем она предстает во многих работах (к тому же, она со вре­менем эволюционирует, претерпевая изменения), отметим, что современная цивилизация недостаточно осознает возможные последствия умонастрое­ния, основанного на возможности и даже неизбежности столкновения ци­вилизаций. В этой связи необходимо помнить, что «катастрофическое сознание» может породить катастрофическое будущее. В любом случае, статья «Столкновение цивилизаций», а затем и книга с тем же названием американского политолога сыграли важную провокативную роль в осозна­нии той опасности, которая ожидает современную цивилизацию, если гло­бализирующееся общество не изменит вектор цивилиза-ционного развития. Усилению нестабильности формирующегося глобального миропо­рядка способствуют конкретные проявления столкновения цивилизаций в современном мире. Характерны в этой связи действия США в Ираке.

15. Культурные нормы и традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: