Этапы принятия рационального управленческого решения. Основные виды управленческих решений

Управленческое решение – это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наобо­рот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодо­лением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной.

Этапы:

1) Анализ ситуации, выявление проблем, причинно-следственный анализ, анализ проблем (ранжирование, риски, последствия, структурирование, описание), определение путей решения.

С точки зрения альтернативности выделяют несколько видов решений: безальтернативные, бинарные (или-или), многовариантные и инновационные.

Иногда необходимо решение отложить. Иногда может быть принято предварительное решение.

2) Сопоставление альтернатив. Выбор того решения, которое будет реализовано. Возможно – его согласование. Возможно – дополнительные консультации, дополнительный анализ.

3) Реализация решения: доведение его до сведения всех заинтересованных лиц, постановка задач, контроль их выполнения.

4) Встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения.

Виды:

1) в зависимости от условий, в которых принимается решение: определенные, неопределенные;

2) по сроку действия последствий: долго-, средне- и краткосрочные;

3) по частоте принятия: случайные (казуальные), повторяющиеся (периодические);

4) по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

5) по условиям подготовки: единоличные и коллегиальные;

6) по сложности: простые и сложные;

7) по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.

Цели, принципы и методы управления. Планирование, организация и контроль как функции управления

Цель получения прибыли…

Генеральная цель, миссия – четко очерченная причина существования коммерческой организации.

На основе миссии формулируются и устанавливаются цели, которые должны отвечать определенным требованиям. Они должны быть: конкретными; поддаваться измерению; ориентированы во времени; достижимыми; повышать эффективность деятельности организации; взаимно обусловленными; проверяемыми.

Классификаций целей множество, например:

1) по источникам формирования: заданные извне и сформировавшиеся внутри организации;

2) с точки зрения комплексности: простые и сложные;

3) по степени важности: стратегические и тактические;

4) в зависимости от продолжительности реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

5) по важности (приоритету): первоочередные, второстепенные и дополнительные (опциональные);

6) по масштабности: глобальные, общие и частные.

Оформленные цели так или иначе обуславливают направления деятельности организации.

Анри Файоль (1916), принципы управления: 1) разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы); 2) власть (право давать команды и нести ответственность за результаты); 3) дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации); 4) подчинение индивидуальных интересов общим; 5) вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала); 6) централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты); 7) скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным); 8) порядок (каждый должен знать свое место в организации); 9) стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации); 10) инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными).

+ принципы современного менеджмента: 1) научность; 2) системность и комплексность; 3) экономия времени; 4) делегирование полномочий; 5) обратная связь; 6) мотивация и др.

Методы управления – это способы влияния на отдельных ра­ботников и трудовые коллективы в целом, которые необходимы для достижения целей организации. Непосредственно методов довольно много, поэтому их группируют: 1) экономические, 2) социально-психологические, 3) организационные (административные): регламентные, распорядительные, 4) автоматизированные, 5) правовые, 6) информационные, 7) морально-этические.

Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятель­ности. Основные: планирование, организация и контроль. Помимо этого выделяют: прогнозирование, принятие решений, мотивация труда (управление персоналом), регулирование и разрешение конфликтов, мониторинг (учет).

Планирование… Организация… Контроль…





Подборка статей по вашей теме: