Управленческое решение – это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо, наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и проч.) наиболее предпочтительной.
Этапы:
1) Анализ ситуации, выявление проблем, причинно-следственный анализ, анализ проблем (ранжирование, риски, последствия, структурирование, описание), определение путей решения.
С точки зрения альтернативности выделяют несколько видов решений: безальтернативные, бинарные (или-или), многовариантные и инновационные.
Иногда необходимо решение отложить. Иногда может быть принято предварительное решение.
2) Сопоставление альтернатив. Выбор того решения, которое будет реализовано. Возможно – его согласование. Возможно – дополнительные консультации, дополнительный анализ.
3) Реализация решения: доведение его до сведения всех заинтересованных лиц, постановка задач, контроль их выполнения.
4) Встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения.
Виды:
1) в зависимости от условий, в которых принимается решение: определенные, неопределенные;
2) по сроку действия последствий: долго-, средне- и краткосрочные;
3) по частоте принятия: случайные (казуальные), повторяющиеся (периодические);
4) по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
5) по условиям подготовки: единоличные и коллегиальные;
6) по сложности: простые и сложные;
7) по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические.
Цели, принципы и методы управления. Планирование, организация и контроль как функции управления
Цель получения прибыли…
Генеральная цель, миссия – четко очерченная причина существования коммерческой организации.
На основе миссии формулируются и устанавливаются цели, которые должны отвечать определенным требованиям. Они должны быть: конкретными; поддаваться измерению; ориентированы во времени; достижимыми; повышать эффективность деятельности организации; взаимно обусловленными; проверяемыми.
Классификаций целей множество, например:
1) по источникам формирования: заданные извне и сформировавшиеся внутри организации;
2) с точки зрения комплексности: простые и сложные;
3) по степени важности: стратегические и тактические;
4) в зависимости от продолжительности реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
5) по важности (приоритету): первоочередные, второстепенные и дополнительные (опциональные);
6) по масштабности: глобальные, общие и частные.
Оформленные цели так или иначе обуславливают направления деятельности организации.
Анри Файоль (1916), принципы управления: 1) разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы); 2) власть (право давать команды и нести ответственность за результаты); 3) дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации); 4) подчинение индивидуальных интересов общим; 5) вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала); 6) централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты); 7) скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным); 8) порядок (каждый должен знать свое место в организации); 9) стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации); 10) инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными).
+ принципы современного менеджмента: 1) научность; 2) системность и комплексность; 3) экономия времени; 4) делегирование полномочий; 5) обратная связь; 6) мотивация и др.
Методы управления – это способы влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые необходимы для достижения целей организации. Непосредственно методов довольно много, поэтому их группируют: 1) экономические, 2) социально-психологические, 3) организационные (административные): регламентные, распорядительные, 4) автоматизированные, 5) правовые, 6) информационные, 7) морально-этические.
Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Основные: планирование, организация и контроль. Помимо этого выделяют: прогнозирование, принятие решений, мотивация труда (управление персоналом), регулирование и разрешение конфликтов, мониторинг (учет).
Планирование… Организация… Контроль…