| Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации | |
| Механизм саморегуляции в социальных системах | |
| Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства | |
| Подавление инакомыслия в обществе |
23. Теорию ярлыков Г. Беккера относят к ________концепциям девиантного поведения
| Психологическим | |
| Культурологическим | |
| Социальным | |
| Биологическим |
24. _______ контроль выступает в качестве одного из двух основных видов социального контроля
| Внутренний | |
| Частичный | |
| Полный | |
| Фрагментарный |
25. Бюрократ ориентируется исключительно на строгое соблюдение процедур и правил в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к ….
| Ритуализму | |
| Инновации | |
| Нонконформизму | |
| Творчеству |
26. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы – это…
| Социальные санкции | |
| Социальный статус | |
| Социальные конфликты | |
| Социальная стратификация |
27. Вид социальных норм, возникающий тогда, когда происходит частое нарушение норм без последующего применения санкций - это…
| Нормы оправдания | |
| Институциональные нормы | |
| Юридические нормы | |
| Этнические нормы |
28. Дайте характеристику девиантного поведения
| Поведение, совершаемое в соответствии с нормами права | |
| Поведение, направленное на достижение продуманной цели | |
| Поведение, отклоняющееся от общепринятых социальных норм | |
| Поведение, ориентирующееся только на нравственные принципы, норы, ценности |
29. Выберите выражение, характеризующее понятие «социальная аномия»
| Такое состояние общества, в котором наблюдается ценностно-нормативный вакуум | |
| Определенное положение человека (группы людей) в обществе, которое характеризуется совокупностью прав и обязанностей | |
| Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общей культурой, языком, территорией и экономических связей | |
| Совокупность процессов изменения, развития и функционирования общества |
30. Что такое социальный контроль?
| Надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства | |
| Подавление инакомыслия в обществе | |
| Механизм саморегуляции в социальных системах | |
| Всесторонняя зависимость людей от средств массовой коммуникации |
31. Какое из перечисленных выражений соответствует понятию «кризис легитимности»
1. Степень развитости интеллектуальных способностей человека, измеряемая по социальной методике, обозначаемая IQ;
2. Резкое падение способности общества к саморегуляции из-за нарушения взаимодействия между социальными группами, из-за утраты возможности выполнять свои функции социальными институтами;
3. Состояние общества, в котором утрачена вера в справедливость и законность институтов власти, установленного социального порядка?
| 3 | |
| Ни одного |
32. «Стигма» - это…
| Понятие одной из теорий девиантного поведения | |
| Признак, характерный для членов привилегированных групп | |
| Понятие, используемое в маркетинге | |
| Символ высокого статуса |
33. Что относится к девиации?
| Самоубийство, проституция | |
| Преступное поведение | |
| Алкоголизм, наркомания | |
| Все три ответа |
34. Назовите автора, который разделял акты деятельности на: 1). Дозволенно-должностные; 2). Рекомендуемые; 3). Запрещаемые
| П. А. Сорокин | |
| Э. Дюркгейм | |
| Н. Смелзер | |
| Р. Мертон |
35. К должно-дозволенным актам относятся:
| Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное | |
| Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно | |
| Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями | |
| Первый и второй ответы |
36. К рекомендуемым актам относятся:
| Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное | |
| Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно | |
| Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями | |
| Второй и третий ответы |
37. К запрещенным актам относятся:
| Акты деятельности, совершаемые добровольно, чтобы доставить кому-либо приятное и вообще сделать нечто положительное | |
| Акты добровольны, но они недопустимы и противоречат поведению, которое обязательно | |
| Акты, которые сопровождаются специальными психическими процессами, наделяющими меня или других определенными правами и обязанностями | |
| Первый и третий ответы |
38. Совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления – это…
| Социальный институт | |
| Социальное поведение | |
| Социальный контроль | |
| Социальная адаптация |
39. Понятие, противоположное девиации…
| Конформизм | |
| Позитивизм | |
| Тоталитаризм | |
| Эмпиризм |
40. Под конформизмом понимается…
| Научные принципы наблюдения, экспериментирования и логического рассуждения | |
| Концепция, призванная объяснить особый тип политической системы (государства) и политического режима | |
| Ведущее мировоззренческое направление в социологии в XIX | |
| Стремление человека полностью соответствовать нормам поведения (как формально, так и по существу), принятым в данном обществе |
41. По мнению Э. Фромма причиной девиантности является…
| Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
| Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
| Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
| Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
42. По мнению Э. Дюркгейма причиной девиантности является…
| Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
| Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
| Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
| Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
43. По мнению Р. Мертона причиной девиантности является…
| Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
| Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
| Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
| Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
44. По мнению Л. Гумпловича причиной девиантности является…
| Внутренние свойства личности и влияние внешней среды, и сам по себе уровень развития общества | |
| Недостаточная самореализация, отклонение человека от продуктивной деятельности | |
| Дезинтеграция социальной структуры и низкая степень социализации личности | |
| Разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения |
45. Причинами (теория эволюции), которые объясняют девиантное поведение как нормальное, являются …
| Часть общества воспроизводит прежние формы социальной жизни | |
| Чтобы общество развивалось, должны существовать люди, думающие и действующие не так, как все | |
| Наличие небольшого количества «положительных мутаций», приносящих социуму пользу | |
| Все три ответа |
46. Наиболее склонные к девиантному поведению …
| Молодежь | |
| Мужчины | |
| Женщины | |
| Первый и второй ответы |
47. Бегство от действительности это…
| Конформизм | |
| Ритуализм | |
| Ретреатизм | |
| Бунт |
48. Вероятность того, что люди совершат девиантные поступки, снижается, если люди…
| Верят в ценности, принятые обществом | |
| Активно стремятся к успешной учебе | |
| Активно стремятся к участию в социально одобряемой деятельности | |
| Все три ответа |
49. Поведение индивида, отличающееся от общепринятых в обществе или группе норм – это …
| Социальный протест | |
| Социальная девиация | |
| Социальное действие | |
| Социальная реакция |
50. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует…
| Все три ответа | |
| Самоактуализации | |
| Самореализации | |
| Самоутверждению |
51. Социальные связи рвутся в следующей последовательности…
| Сначала экономические, затем социальные, далее духовные связи | |
| Сначала духовные, затем экономические, а далее – социальные | |
| Сначала социальные, затем духовные, а далее – экономические | |
| Сначала социальные, затем экономические, а далее – духовные |
52. Для социального поведения маргиналов характерно……
| Снижение уровня социальных ожиданий | |
| Их примитивизация, которая проявляется в производстве, быту, в духовной жизни | |
| Снижение уровня социальных потребностей | |
| Все три ответа |
53. Примером формальной негативной санкции является… (1 ответ)
| Штраф за нарушение правил дорожного движения | |
| Алименты на детей после развода родителей | |
| Родительская нотация за позднее возвращение домой | |
| Насмешки друзей по поводу одежды |
54. __________ представляет собой разновидность формального социального контроля в системе высшего профессионального образования (1 ответ).
| Предупреждение о неэтичном поведении | |
| Выговор за опоздание на занятие | |
| Объяснение ошибок и неточностей | |
| Отчисление из вуза |
| 8.4. Массовое сознание и массовые действия (39) |
55. Г. Лебон утверждал, что в ______________ люди становятся чрезвычайно восприимчивы к агитации вожаков и демагогов
| Политической партии | |
| Спортивной команде | |
| Толпе | |
| Дружеской компании |
56. Стихийная, относительно неорганизованная реакция на социальную ситуацию, затрагивающая интересы общности людей…
| Массовое сознание | |
| Массовые стереотипы | |
| Массовое мышление | |
| Массовое поведение |
57. Социально-психологические механизмы, действующие в толпе, согласно концепции Г. Лебона, – это…
| Индивидуальность и рациональность | |
| Анонимность и внушаемость | |
| Апатия и пассивность | |
| Свобода и независимость |
58. Форма массового поведения, когда люди, столкнувшись с опасностью, проявляют нескоординированные реакции, часто мешают друг другу и травмируют друг друга – это …..
| Истерия | |
| Мятеж | |
| Паника | |
| Погром |
59. Коллективные действия за реформу избирательной системы следует считать _____________ движением
| Религиозным | |
| Общественно политическим | |
| Профессиональным | |
| Пацифистским |
60. Г. Лебон утверждал, что в ____________ люди становятся чрезвычайно восприимчивы к агитации вожаков и демагогов…
| Политической партии | |
| Спортивной команде | |
| Толпе | |
| Дружеской компании |
61. Чем является толпа, с точки зрения Гюстава Лебона?
| Группой людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером | |
| Организованной группой единомышленников, представляющей интересы части народа | |
| Социальной группой с большим числом членов | |
| Социальной группой, члены которой находятся в непосредственном общении между собой |
8.5. Социальные движения. Социальные революции и реформы (40)
62. Массовые действия разделяют на… (1 ответ)
| Анонимные и не анонимные | |
| Индивидуальные и групповые | |
| Организованные и неорганизованные | |
| Эффективные и не эффективные |
63. Основной характеристикой социальных движений считают их связь с общественными ______________
| Институтами | |
| Изменениями | |
| Организациями | |
| Процессами |
64. Каковы основные задачи новых (альтернативных) социальных движений?
| Борьба с тоталитаризмом | |
| Борьба с демократией | |
| Самоопределение личности, контрпотребительство, экологический императив, контртехницизм | |
| Рост жизненного, культурного и образовательного уровня |
65. К тоталитарным общественным движениям можно отнести… (2 ответа)
| Консерватизм | |
| Фашизм | |
| Национал-социализм | |
| Либерализм |
66. Принимая участие в красочном карнавальном действии в Латинской Америке, человек является членом толпы
| Экспрессивной | |
| Агрессивной | |
| Случайной | |
| Обусловленной |
67. Примером явных изменений, проводимых «снизу», когда правительство приступает к политическим реформам под давлением масс, может служить_____________ …
| Отмена крепостного права (1861г.) | |
| Октябрьская революция в России (1917г.) | |
| Реформы Петра I конца 17 -18 вв | |
| Февральская революция в России (1917г.) |
68. События февраля 1917 года в Российской империи являются примером такого вида социальных изменений как…
| Реформы | |
| Стабилизации | |
| Революции | |
| Стагнации |
69. Период «Хрущевской оттепели» в России можно отнести к такой форме социального процесса, как …
| Реформа | |
| Стагнация | |
| Кризис | |
| Революция |