Эта группа вопросов апеллирует к будущим результатам клиента. Вопросы предполагают оказание завуалированного давления на клиента, т.к. любой здравомыслящий бизнесмен будет рад изменить ситуацию в компании в лучшую сторону и вероятнее всего согласится с вашими доводами.
- … ведь вы же хотите…?
- … ведь вы стремитесь к …?
- … ведь вы не хотите проблем с отсутствием товара?
- … ведь вы хотите увеличить объем продаж (получить известность, улучшить ассортимент)?
- … ведь вы хотите снизить /уменьшить административные ресурсы
- … ведь вы хотите избежать затягивания процессов (необоснованных претензий)?
- Для вас важно получить ….?
- Для вас важно снизить расходы на …?
Важно помнить следующее:
- не все вопросы нужно задавать при первой же встрече;
- не каждый вопрос нужно задавать вообще, ответы на некоторые и так ясны (либо вы сами находите ответы, собирая информацию среди партнеров,
в открытых источниках и т.д.);
- к каждому клиенту нужен индивидуальный подход;
- задавать вопросы следует только после установления контакта, в противном случае клиент не станет отвечать или будет отвечать неискренне.
|
|
Огромную роль в процессе продаж имеет знание возможных мотивов клиента, это позволяет продавцу сделать свою тактику более гибкой.
Мотивы можно объединить в две группы: деловые, основанные на интересах бизнеса и фирмы, и личные, основанные на индивидуальных предпочтениях, интересах, отношениях, чувствах (табл. 4).
Таблица 4. Деловые и личные мотивы клиентов
Деловые интересы | Личные интересы |
- Обойти конкурентов - Увеличить прибыль - избежать новых обязанностей или нагрузки. Клиент знает, что проблему нужно решить. И при этом он может решать ее самостоятельно, тогда это его нагрузка и новая обязанность. Либо клиент обращается за помощью в компанию, которая специализируется в решении этих проблем. Прибегает к аутсорсингу. - Обеспечить условия, облегчающие ведение бизнеса - Избежать риска - Иметь надежных старших партнеров - Иметь надежных младших партнеров - Иметь надежных равных партнеров - Расширить бизнес - Сэкономить - Найти нестандартные схемы работы | - Самоутвердиться (быть не хуже других) - Получить удовлетворение от достигнутого результата - Обеспечить личную безопасность - Переложить ответственность - Добиться признания, уважения - Получить новые впечатления, не отстать от жизни - Сэкономить силы («не напрягаться») - Наладить со всеми добрые отношения |
Принято выделять пять фундаментальных мотивов (табл. 5), движущих клиентом и играющих определяющую роль при принятии решения о сотрудничестве либо об отказе от него:
|
|
1) желание избавиться от тревоги — потребность в стабильности, надежности, работе без рисков;
2) стремление к комфорту — потребность в быстром и качественном обслуживании;
3) жадность — потребность сэкономить (заработать);
4) стремление к новизне — желание первым получать эксклюзивные предложения;
5) тщеславие — потребность в сотрудничестве с партнерами, повышающими статус (имидж) клиента.
Таблица 5. Ключевые слова и реплики клиента
Мотивы и ключевые слова | Словесные «ориентиры» |
Стремление к безопасности(работать спокойно, без риска, без проблем, по порядку) | «Я привык…» «Меня не раз подводили…» «Я опасаюсь, что…» |
Стремление к комфорту (удобно, быстро, точно в сроки, с соблюдением условий) | «Я хочу доверять…» «Справедливость — вот самое главное…» «Я не люблю напоминать…» |
Жадность (выгода, прибыль, экономия, скидки) | «Другие предлагают дешевле…» «Что я буду с этого иметь?» «Я плачу деньги за…» |
Новизна (интересно, риск, новый ассортимент) | «Ну, это все предлагают…» «Чем вы отличаетесь от…?» |
Тщеславие(расширить бизнес, завоевать, укрепиться, быть впереди, обогнать конкурентов, известность, «мой опыт», «наша репутация») | «Мы подняли, придумали, сделали, достигли…» «А кто вы такие?» «Я работал с такими фирмами…» |
Табл. 6 представляет собой небольшое упражнение: попробуйте по высказываниям клиента найти «точку воздействия» и определить его ключевую потребность.
Таблица 6. Определение потребности клиента по его высказываниям
Клиент говорит… | Его потребность |
«Вы пришли не в какую-то лавку, а в солидный супермаркет!» | |
«Допустим, я возьму у вас товар, а покупатель не знает, что это такое. Что я буду делать дальше?» | |
«Да я наперед знаю все, что вы мне предложите. У меня все прилавки завалены» | |
«Знаете, мне жалобы клиентов совсем не нужны. К нам приходит очень солидная публика» | |
«Я имею дело только с надежными поставщиками, чтобы все было в порядке» | |
«Три года назад у нас работало пять человек в маленьком зале, а сегодня … У нас большие планы» | |
«Хорошо, а вдруг доллар опять поползет …?» | |
«Я, знаете ли, люблю работать в хорошем контакте, на доверии. А для этого нужно хорошо узнать человека» | |
«Ко мне таких, как вы, за день по тридцать человек приходит» | |
«Я считаю, что в бизнесе надо уметь абсолютно все, в том числе быстро реагировать» | |
«А в чем для меня выгода работы именно с вами?» | |
«Даже не знаю... С этими вашими упаковками столько проблем…» |
Итак, сформулируем алгоритм взаимодействия с клиентом.
1. Выразить заинтересованность относительно ситуации на предприятии / стратегий выбора компании-партнера.
2. Узнать о проблемах, с которыми сталкивался клиент в последнее время.
3. Уточнить приоритеты.
4. Определить личные потребности, лежащие в основе его высказываний.
5. Подтвердить важность его потребностей и интересов.
6. Сообщить о взаимосвязи его потребностей и ваших предложений.
7. Показать, как ваши предложения работают на его интересы.
8. Описать результаты реализации сотрудничества.
9. Запросить мнение клиента. Согласен ли он с выводами, с нашим предложением? Видит ли сам выгоды сотрудничества?