double arrow

П.Ф. Каптерев (1849-1922)


Это видный представитель либерально-буржуазной пед-ки. При активном участии и под руководством его было осуществлено большое и важное пед-ое издание – «Энциклопедия семейного воспит-я и обучения». Он был одним из организаторов Всероссийского съезда по семейному воспит-ю (1912-1913гг), активно содействовал развитию в России детских садов.

Каптерев отстаивал сформулир-ю Ушинским идею народности воспит-я, но понимал ее по-своему. Он считал, что новая пед-ка как наука должна быть совершенно независимой от вмешательства гос-ва и его политич требований.

Исходя из либерально-буржуазных позиций, Каптерев док-л, что «гос-во пед-ой собственно не занимается, оно создает шк и управляет ими, но педагогически не организует их. Все это делает об-во».

При решении принципиальных вопр пед-ки Каптерев следовал во многих случаях за утверждениями различных педагогов Запада (Спенсера, Лая и др.). В то же вр он опирался и на ценное пед-ое наследие классиков пед-ки (Каменского, Песталоцци, Ушинского).

В пед-ку Каптерев ввел прочно вошедший в нее термин «пед-ий процесс»; он отстаивал мысль о разносторонности пед-ой деят-ти учителя, формирующий всю личность ученика, указывал на важность овладения внутр стороной пед-го процесса, кт закл в саморазвитии ребенка посредствам культурных приобретений, передаваемых младшему поколению старшим.

Каптерев в книге «Дидактические очерки» развивал интересные мысли о необход организовать на уроке разностороннюю умственную деят-ть ученика, установить «равновесие» между изучаемыми на уроке фактами и идеями. Он советовал, чтобы учитель давал ученикам конкретный, жизненный, интересный материал в строгой логической последовательности, и считал, что учитель должен любить детей и быть для них примером трудовой дисциплины и настойчивости.


Сейчас читают про: