Для того, чтобы эти требования были реализованы, необходимо знать последовательность организации ВВР.
1. Изучение и постановка воспитательных задач. Цель: объективная оценка педагогической реальности. Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию о ребенке и о коллективе. Информативным методом является беседа с ребенком, с классом, с родителями, учителями.
В индивидуальной работе информативным методом является изучение продуктов деятельности ребенка: рисунки, поделки, рассказы, стихотворение.
В изучении коллектива – метод социометрии (учитель узнает о популярных и непопулярных детях, наличие малых групп, о характере взаимоотношения между ними).
Моделирование – педагог создает в своем воображении образ определенной формы, в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции.
2. Практическая реализация модели – осуществление задуманной воспитательной работы.
|
|
3.Анализ проведенной работы. Сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причины и последствия.
2.Цель индивидуальной внеклассной работы: обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности.
Сущность: формирование у ребенка потребности в самосовершенствовании, самовоспитании.
Индивидуальная работа требует от педагога наблюдательности, такта, осторожности, вдумчивости, установление контакта – эффективность сотрудничества.
Условия эффективности:
- полное принятие ребенка, т.е. его чувств, переживаний.
- свобода выбора. Неприемлем девиз: цель оправдывает средства.
- понимание внутреннего состояния ребенка (невербальное общение).
- что значит «слушать» и «слышать»? способность слышать – физиологический акт, способность слушать – волевой акт.
Слушание – активный процесс. В психологии общения существует понятие «активное слушание», его 2 вида: 1) нерефлексивное, 2)рефлексивное.
Нерефлексивное слушание – рассказчик переживает сильную отрицательную (обиду, горе) или положительную (любовь, радость) эмоцию, и нуждается в понимающем слушателе.
Требование к понимающему слушателю:
1. всем своим видом демонстрировать, что его внимательно слушают и пытаются понять.
2. не перебивать репликами и рассказами о себе.
3. не давать оценок.
4. оценочные суждения заменять невербальными и вербальными отражениями чувств.
5. не давать советов, если в них не нуждаются.
Рефлексивное слушание – обсуждение спорных ситуаций производственных вопросов, т.к. оно предупреждает конфликты и не понимания между людьми.
|
|
Активное слушание – основной путь преодоления барьеров в общении педагога и ребенка.
Алгоритм решения педагогических ситуаций.
1эт. – стоп! – направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций = не навредить ребенку поспешными действиями.
2эт. – почему? – анализ мотивов и причин поступка ребенка.
3эт. – что? – вызвать при недостойном поведении, чувство неловкости, стыда.
4эт. – как? – учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком.
5эт. Практические действия педагога, реализация целей через средства.
6эт. Анализ педагогического воздействия = позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми.