Возраст | Особенности | Новобразования | Кризисные моменты | Рекомендации по взаимодействию |
Преддошкольный (1-3) | Эмоциональность, реакции, познавательный интерес, интерес к общению, выражает потребности | Появление речи, прямохождение, манипулятивная и имитационная деятельность | Кризис «самостоятельности», негативизм, упрямство, обесценивание | Уделять больше внимания ребёнку, всегда с ним разговаривать, развитие мелкой маторики рук, организация безопасной среды |
Дошкольный (3-6) | Интенсивное физическое развитие, совершенствуется нервная система, творчество | Становление произвольности мышления, абстрактно-логическое мышление, сюжетно-ролевая игра, чувство юмора, стыд | Желание автономии, немотивированная жестокость, появляются различные страхи | Играть с ребенком, вводить обязанности, не запрещать самовыражаться, не предъявлять высокие требования |
Младший школьный (6-10) | Физическое развитие, развитие психики, познавательной деятельности, нравственное воспитание | Самоконтроль, целеполагание, возникновение мыслительных операций, комплекс полноценности/неполноценности | Раздражительность, учитель выходит на 1ое место, повышенная ответственность, страхи | Частая смена деятельности, внимание к физическому развитию, грамотно говорить с ребенком, развивать мыслительные процессы. |
Подростковый (11-15) | Развитие самосознания, самооценки, интерес к себе, стремление к независимости | Самоопределение, самооценка, референтная группа | Боязнь быть отвергнутым сверстниками, кризис идентичности, появление вредных привычек, самолюбие, обидчивость | Не противопоставлять себя сверстникам, больше доверия |
Ранняя юность (15-18) | Завершение физического развития, становление самостоятельности, профессиональное самоопределение | Выработка мировоззрения, характер, устойчивые черты, расцвет умственной деятельности, полоролевая идентичность | Эмоциональные переживания, кризис самостоятельности, повышенной ответственности, чувство справедливости, профессиональное самоопределение | Бережно относиться к интимным переживания, помощь в учебе |
Юность (18-23), молодость (25-31), ранняя зрелость (31-41), зрелость (41-55), поздняя зрелость (55-65), пожилой возраст (65-75), старость (75-…)