double arrow

Темы сообщений. 1. Профессиональное самовоспитание педагога


1. Профессиональное самовоспитание педагога.

2. Педагогическое общение. Особенности педагогического общения.

3. Стили педагогического руководства.

Рекомендуемая литература

1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов [Текст]. М., 2004.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006.

3. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие для вузов /Отв. ред. А.А. Радугин. М.: Центр, 2002.

4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2006.

5. Педагогика [Текст]: Учеб пособие для студентов /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школьная Пресса, 2004. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 1999.

6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах [Текст]. М.: Айрис-пресс, 2006.

7. Психология высшей школы /М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Мн.: Харвест, 2006.

8. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст]: Учеб. пособие для студ. М.: «Академия», 2001.

Раскройте основные понятия

Педагогическая деятельность

Педагогическое действие

Воспитательная работа

Преподавание

Конструктивная деятельность

Организаторская деятельность

Коммуникативная деятельность

Профессиональная готовность

Профессиограмма

Профессиональная компетентность

Квалификационная характеристика

Педагогическая техника

Прикладные умения

Самовоспитание

Ответьте на вопросы

1. В чем сущность педагогической деятельности?

2. Каковы цели педагогической деятельности?

3. Какова структура педагогической деятельности?

4. Почему направленность личности педагога является системообразующей его характеристикой?

5. В чем находит выражение профессиональная компетентность, какова ее структура?

6. Какие умения составляют содержание теоретической готовности учителя? Какие умения составляют содержание практической готовности учителя?

7. Что такое педагогическая техника? Каковы ее составляющие?

8. В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство?

9. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?

10. Как вы понимаете готовность педагога к инновационной деятельности?

Практические задания

Напишите сочинение на одну из предлагаемых тем:

a. Мой любимый учитель (преподаватель).

b. Мой идеал учителя (преподавателя).

c. Современный учитель (преподаватель), каков он?

Предлагаем вам тест для диагностики вашей готовности к педагогической деятельности.

Тест

Выберите свой вариант ответа на каждый предлагаемый вам вопрос.

1. Вы допустили ошибку, и вам на это указали. Как вы себя поведете?

А) Сделаете вид, что не заметили.

Б) Скажете, что перебивать нетактично.

В) Признаете ошибку.

2. У вас дома живут кошка и собака, вы им дали еду в поставленных рядом мисках, но животные подрались. Кого вы будете ругать?

А) Кошку.

Б) Собаку.

В) Поступите иначе.

3. Вы входите в чистое помещение, и на ваших глазах кто-то из входивших бросил на пол фантик от конфеты. Что вы будете делать?

А) Пристыдите.

Б) При всех начнете убирать сами.

В) Прибегнете к намеку.

4. Часто ли вы помогаете своим друзьям разрешить спор и удается ли вам это?

А) Нет.

Б) Да.

В) Не всегда.

5. Вы спешите на вечер, которого давно ждали, готовились к нему. Вы нервничаете, опаздываете, но вам еще нужно погладить платье (костюм, рубашку). По неосторожности вы прожигаете его. Ваша реакция?

А) Истерика, негодование, слезы.

Б) Вы расстроились, но не подаете виду.

В) Пытаетесь сохранить спокойствие, ищете выход.

6. Представьте себе, что вы идете по улице и видите: два мальчика ссорятся. Дело доходит до драки. Как вы отреагируете?

А) Пройдете мимо.

Б) Будете сторонним наблюдателем, но если ситуация изменится, тогда вмешаетесь.

В) Постараетесь разнять ссорящихся.

7. Представьте себе, что вы явились свидетелем того, как один из мальчиков упал и порвал брюки, его товарищи стали смеяться. Как вы отреагируете?

А) Выскажете все детям.

Б) Поднимите мальчика и поможете ему.

В) Есть другое мнение.

8. Если бы вам сейчас предложили провести урок в классе, как бы вы поступили?

А) Не согласитесь.

Б) Попросите дать возможность подумать.

В) Согласитесь.

9. Какое настроение у вас бывает в часы досуга?

А) Пассивно используете это время.

Б) Активно используете это время.

В) Мечтаете.

10. Представьте себе, что вы – ученик старшего класса и не выучили урока. Как вы будете себя вести?

А) Откажетесь отвечать.

Б) Попытаетесь ответить.

В) Придумаете иной выход

11. Если у вас плохое настроение, отражается ли оно на окружающих вас людях?

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

12. Вы явились свидетелем того, что двое детей не поделили игрушку. Что вы сделаете?

А) Возьмете ее у них.

Б) Попытаетесь уговорить, советуя вместе поиграть.

В) Дадите такую же.

13. Как бы вы повели себя с человеком, который вам неприятен?

А) Не станете замечать его.

Б) Все равно будете с ним общаться.

В) Преодолеете себя и будете искать в нем хорошее.

14. Вы попали в новое общество, где вас не знают. Как вы будете себя вести, чтобы вас признали?

А) Больше говорить.

Б) Больше слушать.

В) Найдете другие способы.

15. Часто ли вы уверены в своем успехе?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не всегда.

16. Можете ли вы свободно общаться с людьми?

А) Нет.

Б) Зависит от настроения.

В) Да.

17. Вы ждете автобус, до прихода которого осталось 10-15 минут. К вам подходит женщина и просит присмотреть за ребенком 5 минут, обещая быстро вернуться из аптеки, расположенной рядом с остановкой. Проходит время, идет автобус, но женщины нет, а автобус последний. Что вы будете делать?

А) Уедете.

Б) Будете ждать.

В) Найдете иной выход.

18. На что вы обращаете внимание при знакомстве?

А) На одежду.

Б) На манеру держаться.

В) На глаза.

19. В магазине большая очередь, а вам необходимо купить нужную вещь. Как вы поступите?

А) Постоите.

Б) Уйдете.

В) Предпримете еще что-нибудь.

20. Если бы у вас был выбор, что бы вы предпочли для себя?

А) Шить.

Б) Вязать.

В) И то, и другое.

21. Вы едет на вечер, на ногах у вас изящные туфли. Вы спешите и решили идти коротким путем, но там большая лужа. Что вы предпримете?

А) Вернетесь.

Б) Пойдете прямо.

В) Примете иное решение.

22. Вы видите человека, который смеется. Ваша реакция на это?

А) Не прореагируете.

Б) Улыбнетесь.

В) Удивитесь.

23. К вам обратился человек в трудную минуту, ищет у вас сочувствия. Как вы поступите?

А) Дадите совет, как справиться с трудностями.

Б) Просто выслушаете и посочувствуете.

В) Будете помогать.

24. Что вы сделаете, если у вас в группе с первых дней сложатся недоброжелательные отношения?

А) Будете избегать конфликтов.

Б) Заставите себе сказать: «Я не прав», даже если, на ваш взгляд, вы правы?

В) Докажете свою «правоту».

25. Какие качества вы больше всего цените в людях?

А) Доброту.

Б) Решительность.

В) Терпимость.

Подведите итог: за ответы «А» - 2 балла; за ответы «Б» - 1 балл; за ответы «В» - 0 баллов. Суммируйте их.

Вы набрали не менее 20 баллов. Вы обладаете отличными задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, у вас есть способности учить, воспитывать, управлять людьми, вы обладаете силой убеждения, можете быть хорошим учителем, воспитателем, психологом.

Вы набрали от 20 до 30 баллов. Вы оцениваете себя реально, но вы чересчур сдержанны, и это иногда может быть истолковано как равнодушие. У вас есть возможность потренироваться в выработке быстрой и правильной реакции на происходящее, и тогда вы сможете быть педагогом.

Вы набрали более 30 баллов. Вы несколько самоуверенны, вам надо стать более самостоятельным и терпеливым, однако вы достаточно сообразительны, чтобы не попасть впросак; отдельные ошибки, которые вы допускаете, связаны скорее не с незнанием чего-то, а с невнимательностью.