Воспитанность -Совокупность отношений К себе, К окружающему миру. Направленность: ценностные ориентации, убеждения, жизненные принципы.
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ (П.И. ПИДКАСИСТЫЙ): внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь, поведение(поступки), избирательная деятельность, идеалы, реакции на социальные явления, система взаимоотношений с окружающими, качественность предметной деятельности.
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ (Л.И. Новикова): ориентация на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, ответственность в поступках, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях.
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ (Н.Л. Селиванова): активность, скромность, образованность, смелость, инициативность, трудолюбие, чувство долга, воля, принципиальность, дисциплинированность, любознательность, эрудиция, сообразительность, эстетичность, культура
поведения и труда, вежливость, выдержка, терпение, смирение, совестливость, бережливость, благородство, достоинство, мужество, великодушие, верность, честность, стойкость.
|
|
Подходы к диагностике воспитанности: 1.Как совокупность отношений 2. Как совокупность личностных качеств 3. Как совокупность структурных компонентов личности: когнитивный (знания), эмоциональный (чувства), поведенческо-деятельностный.
Уровни воспитанности младших школьников (по Е.В. Бондаревской): Высокий уровень - личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности. Достаточный уровень - у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях. Низкий уровень - личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию. Неудовлетворительный уровень - саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.
Принципы диагностики воспитанности: Научность. Системный подход. Изучение уровня воспитанности ребенка в динамике. Личностный подход. Диалогический подход.
Методы Диагностики воспитанности младших школьников: наблюдение, Опросные методы, Создание воспитывающих ситуаций, беседа с ребенком, с родителями, Анкетирование родителей, Метод экспертной оценки, Анализ продуктов деятельности детей.
Методики Диагностики воспитанности младших школьников:
Параметры | Название, автор | Обработка результатов |
1. Нравственные представления | «Что такое хорошо и что такое плохо?» (Л.М.Фридман); «Ты гражданином быть обязан»(Л.М.Фридман). Методика «Недописанный тезис» (Е.Н. Степанов) | Качественный анализ суждений младших школьников. Ранжирование, количественный и качественный анализ. |
2. Ценностные ориентации | «Встреча с волшебником». - «Мой выбор». (О.Тараненко). | Ранжирование, качественный анализ. |
3. Уровень нравственного поведения | - «Наш ребенок» (Л.М.Фридман); - Методика «Акт добровольцев» (В.П. Сергеева); | Количественный и качественный анализ. | |
4. Уровень развития трудолюбия и ответственности | «Отметка за трудолюбие» (Л.М.Фридман) | Составление матрицы, качественный анализ. | |
Уровень воспитанности | Методика Н.П.Капустиной Методика М.И. Шиловой Игра «Магазин» (О.В. Соловьев) | Составление матрицы, количественный и качественный анализ. Качественный анализ. |
|
|