Программа наблюдения за вниманием учащихся на уроке

1. Состояние внимания учащихся в начале урока. Примеры, используе­мые учителем для мобилизации внимания школьников.

Для ответа на этот вопрос проследите следующие моменты:

а) Приход учителя в класс, его внешний вид, манера и способ обраще­ния к классу и отдельным ученикам;

б) Начало урока: проверка отсутствующих, сообщение темы урока, раскрытие ее содержания и значения, сообщение плана урока и методов ра­боты учащихся (создание у учащихся нужной установки на произвольное внимание);

в) Оформление класса и санитарно-гигиенические условия (содействие внешней обстановки мобилизации внимания учащихся на учебную работу и классе).

2. Проявление внимания учащихся в процессе урока. Приемы и спосо­бы поддержания внимания учащихся в процессе урока:

а) Устойчивость внимания, ее продолжительность. Причины отвлече­ния внимания;

б) Распределение внимания и его выражение;

в) Переключение внимания, причины вызывающие его;

г) Смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);

д) Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для под­держания внимания учащихся;

е) Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение
управлять ими;

ж) Характер активности учащихся на уроке, преобладающее эмоциональное состояние.

Для ответа на эти вопросы следует обратить внимание на следующие элементы урока:

а) Содержательность, четкая последовательность и логичность подачи учебного материала учителем. Эмоциональность и красочность изложения. Привлечение усвоенных учащимися знаний, связь материала с жизнью;

б) Характер вопросов, предлагаемых учителем по ходу изложения но­вого материала, как один из приемов активизации самостоятельной деятель­ности учащихся. Разнообразие и сменность методических приемов (беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа школьников и т.д.);

в) Техническая оснащенность урока (использование телепередачи, ки­но, магнитофона и т.д.), использование наглядных пособий. Характер руко­водства восприятием и вниманием учащихся при демонстрации наглядных пособий и использовании технических средств;

г) Уплотненность урока, темп ведения урока и их влияние на состояние внимания учащихся;

д) Другие способы привлечения внимания учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: