1. Состояние внимания учащихся в начале урока. Примеры, используемые учителем для мобилизации внимания школьников.
Для ответа на этот вопрос проследите следующие моменты:
а) Приход учителя в класс, его внешний вид, манера и способ обращения к классу и отдельным ученикам;
б) Начало урока: проверка отсутствующих, сообщение темы урока, раскрытие ее содержания и значения, сообщение плана урока и методов работы учащихся (создание у учащихся нужной установки на произвольное внимание);
в) Оформление класса и санитарно-гигиенические условия (содействие внешней обстановки мобилизации внимания учащихся на учебную работу и классе).
2. Проявление внимания учащихся в процессе урока. Приемы и способы поддержания внимания учащихся в процессе урока:
а) Устойчивость внимания, ее продолжительность. Причины отвлечения внимания;
б) Распределение внимания и его выражение;
в) Переключение внимания, причины вызывающие его;
г) Смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);
|
|
д) Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для поддержания внимания учащихся;
е) Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение
управлять ими;
ж) Характер активности учащихся на уроке, преобладающее эмоциональное состояние.
Для ответа на эти вопросы следует обратить внимание на следующие элементы урока:
а) Содержательность, четкая последовательность и логичность подачи учебного материала учителем. Эмоциональность и красочность изложения. Привлечение усвоенных учащимися знаний, связь материала с жизнью;
б) Характер вопросов, предлагаемых учителем по ходу изложения нового материала, как один из приемов активизации самостоятельной деятельности учащихся. Разнообразие и сменность методических приемов (беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа школьников и т.д.);
в) Техническая оснащенность урока (использование телепередачи, кино, магнитофона и т.д.), использование наглядных пособий. Характер руководства восприятием и вниманием учащихся при демонстрации наглядных пособий и использовании технических средств;
г) Уплотненность урока, темп ведения урока и их влияние на состояние внимания учащихся;
д) Другие способы привлечения внимания учащихся.