В больничной практике мало внимания уделяется нормам, ценностям и целям, управляющим планами и ходом лечения. Большинство случаев принятия решений является «делом техники»: вопросом нахождения наиболее эффективного решения проблемы, определенной медицинскими терминами. Многие решения не требуют долгого обдумывания, а являются просто ответом на имеющуюся ситуацию. Инфекция, требующая принятия антибиотиков, подозрение на пневмонию, требующее рентген грудной клетки, и так далее.
Решения, требующие более долгого обдумывания и обсуждения, часто связаны с нахождением наиболее эффективных или полезных тестов или лечения и редко включают нормативные обсуждения желательности предпринимаемых действий и имеющихся
целей.
Как следствие этого, принятие решений в основном осуществляется врачами.: Пациентам, как правило, не предоставляется выбора: курс лечения предлагался или выписывался, оставляя пациенту право принять его или отказаться. Редко можно встретить совместное принятие решений врачом и пациентом в виде обсуждения или различных возможностей и альтернатив.
|
|
Типично то, что принятие решений в основном зависит от кратковременной перспективы. Многие проблемы решаются в момент своего возникновения. Это характерно не только для принятия решений в больнице по поводу медицинских проблем острого характера, аналогичное явление было описано в паллиативном наблюдении амбулаторных раковых больных, указывая, таким образом, на связь его с трудностью рассмотрения долговременной перспективы в случаях, когда не ожидалось ни частичное, ни полное выздоровление.
Что касается психолого-социальных проблем, учет и стратегия в этом случае сталкиваются с большими ограничениями, и данные проблемы часто решаются по мере их ежедневного возникновения. Неоднократно в ходе собраний персонала случается, что кто-нибудь (обычно медицинская сестра) указывает на возможное возникновение в будущем определенной проблемы, но реакцией на данное заявление бывает ответ: «Да, нам придется об этом подумать», который прекращает обсуждение и откладывает «настоящее» обдумывание до следующего собрания или до момента, когда проблема становится острой по-настоящему.
Хотя зачастую подход к решению проблемы от случая к случаю, по мере того, как они возникают и становятся острыми, срабатывает нормально, упор на краткосрочное решение проблем становится проблематичным для пациентов, поступивших на более длительные сроки, для пациентов с хроническими заболеваниями и пациентов с низкой вероятностью полного выздоровления. Для некоторых пациентов, которые пробыли в больнице в течение долгого времени без больших надежд на скорую выписку, существует мало или совсем не существует каких-либо долгосрочных планов. В любом случае данные планы не обсуждаются.
|
|
В целом больничный режим, казалось бы, приспособлен к более-менее беспроблемному выздоровлению. Пока ожидается вы-
'ровне ягн!,, Н6Т КРУПНЫХ Пр°блем на психолого-социальном
тобыеихЯСдостЦиечь "в1""0' ' °ЧеВИДНО Т°' ЧТ° НУЖН° было сделатМ решения вилиТ СЛУЧЗЯХ неУдивительно, что принятие^
решения видится как медико-технический вопрос, решаемый вра
со многими сложностями, например при про госпитализации, хронических заболеваниях, обесси-flv целей и жрп°ЗМОЖН™ Ухудшении, молчаливое решение по nosoi "4их CHTvaZ ЭФФ6КТОВ МЭЛ° приемлемо. В то время, как в
РЫТЬСЯ намного яН°РМЫ' 4eHH°CT" " ^ Пациентов МОГУТ ™но, Гого полтврп! ее С те°Ретической точки зрения, на практике! Г целям в ВИЛеТчНИИ РОСТа интеРеса к Д^ным нормам, ценностям' целям в виде отчетного и системного обсуждения
сти неполноИгСпТеМа ПЛ°Х° пРиспособлена к ситуациям неуверенно-анными с э им8ЫЗД°РОВЛеНИЯ' длительной инвалидности и свя-™люли пппл ПСИХОЛОГО-с°Миальными последствиями. Вместо; ний кон„ГД ЮТреаГИр°Вать на это °Утем ежедневных ре-!
няя психпРИРУЮЩИХСЯ Н3 МеДИЦИНСКОЙ ст°Р°не проблем, не1.няя психолого-социальный подход. В случае с пациентами
16 MOrvT 6KITk пп""- «вылечены» и выписаны в относи-
только ограниченное об-
та а нчто хотел в
бя
в вопросе, какие действия предпринять, споры и на том, что будет лучше для пациен-. Когда пациент и врач не приходят к того, что необходимо предпринять, важным во-з будет лучше для пациента. Вопрос благополучия пациента более важен, чем вопрос автономии пациента.
В то же время споры о личном благополучии пациента часто являются неясными и нечеткими, касаясь в основном ожидаемых результатов и различных возможностей, а не целей для достижения.
|, врачи и сестры часто считают се-эешения таких вопросов, многие из j-.,..~ самому пациенту вопрос его благополучия более понятен. Нет единогласия в том, как понимать благополучие, как его определить, что будет благоприятствовать благополучию пациента, или насколько доверять собственным представлениям паииентя л тпу что для него лучше. Данные наблюдения концепция благополучия пациента требует
3. Патернализм и некомпетентность.
Для понимания практического применения принципа автономии необходим анализ патерналистских установок и некомпетентности Что касается некомпетентности, наиболее поразительным является то, что данный термин редко употребляется в практике. Тем не менее, познавательные способности пациентов остаются важным фактором в принятии решений. Обычно, принимая во внимание познавательные способности пациентов, врачи п'ытаются как можно лучше объяснить ситуацию. В большинстве случаев молчаливое согласие пациентов принимается, даже если ясно, что пациент плохо понимает предоставляемую информацию. Попытки привлечь членов семьи в процесс принятия решений имеют место лишь тогда, когда данные решения считаются серьезными или имеющими серьезные последствия.
Некоторые пациенты явно некомпетентны, тогда как другим компетенции не занимать, но также существует группа пациентов, познавательные способности которых, а также способность принятия решений, считаются спорными. Для этой группы вопрос, насколько вескими считать желания самого пациента в процессе принятия решений, и особенно вопрос вескости их согласия или отказа, является трудным. Также важны вопросы, не связанные с познавательными способностями пациента. Первым вопросом, требующим ответа в проблематичных ситуациях, выступает не компетенция пациента, а можно ли принять согласие пациента как полноценное решение или следует ли отменить отказ пациента. На практике, как и в теории, вопрос некомпетенции оказывается взаимосвязанным с вопросом патернализма.
|
|
Существуют ситуации, в которых действия опекунов нельзя интерпретировать как патерналистские, с точки зрения теории этики, но, тем не менее, данные ситуации имеют некоторый патерналистский оттенок. Это ситуации, когда пациент буквально заявляет, что он чувствует, что с ним обращаются как с ребенком, даже когда врач действовал с согласия пациента и не шел в разрез с его желаниями. Проблемой здесь является то, что рассматриваемый пациент чувствует, что его желания не воспринимаются серьезно или что им не уделяется должного внимания. Некоторые чувствуют, что вРач принимает решения и действует на основе своего собственного видения ситуации и, что еще более важно, что врач не уделяет Достаточного внимания их точке зрения. Явный недостаток подлинного интереса и уважения к их пониманию ситуаций восприни-мается как обидный.
4. Автономия в ситуациях, не включающих принятия решений. Общий вывод, который можно сделать на основе анализа эмпирического материала с точки зрения самоопределения и принятия решений, это то, что в повседневной больничной практике реше-; ния, требующие вывода между двумя и более альтернативами, или решения, явно включающие нормы, ценности, по поводу которы существует серьезное разногласие, не так уж часто происходят. Более того, для многих пациентов процесс принятия лечебных решений не является чем-то, о чем они очень заботятся или в чем хотят принимать участие. Многие пациенты считают это сферой дея тельности врача, они не считают себя способными понять медицинскую информацию и активно участвовать в принятии решения. Некоторые просто слишком больны, чтобы заниматься этим, другие считают, что решать, что необходимо, это работа врача, а не их.
Факт, что многие пациенты не хотят включаться в принятие решений, и что существуют решения, влекущие серьезные последствия, или возможные противоречия, вызвал два вопроса. Первый вопрос: должна ли автономия обязательно проявляться в активном участии в принятии медицинских решений или она может также-проявляться другими способами. Что может означать автономия пациента в больничной обстановке помимо принятия решений или дачи согласия?:
|
|
Для многих пациентов важно иметь контроль над своей повседневной жизнью в больнице. Высоко ценятся такие способности,..; как способность подготовиться умственно и физически к процедурам и терапии, возможность спланировать хотя бы что-то из своей повседневной жизни, наличие свободы действий в вопросах выбо^ ра еды, того, как провести день и как позаботиться о себе. Кроме всего выше перечисленного, некоторые пациенты уделяют большое внимание способности делать как можно больше самим, без помощи сестер.
Независимость и самостоятельность, часто рассматриваемые как синонимы автономии, высоко ценятся некоторыми пациентами^ особенно в вопросах личной гигиены. С другой стороны, также есть случаи, когда пациент предоставляет все сестрам, не проявляя| личной инициативы. В некоторых из этих случаев сестры придерживаются мнения, что пациентов нужно стимулировать действовать как можно больше для себя и проявлять больше самостоятельности и независимости.
Для того чтобы ответить на вопрос о значении автономии в ситуациях, не требующих решений, можно проанализировать эмпирический материал с точки зрения теории автономии. При этом
идея разноуровневой личности малополеза, а вот развивающаяся точка зрения на автономию достаточно важна в больничной практике. Некоторым пациентам приходится из-за своих болезней и в ходе госпитализации переоценить свои ценности и цели и изменить вой «образ-Я» и жизненные планы, что является, согласно идее развития, частью процесса автономии.
1 Второй вопрос возникает из наблюдения ситуаций, когда многие пациенты демонстрируют слабый интерес к участию в принятии
шений. Он касается того, как это следует оценить с точки зрения втономии как идеального образа. Являются ли пациенты, предоставляющие принятие решений врачам, неавтономными? Нужно ли их стимулировать для более активного участия в процессе лечения? Анализируя эмпирический материал с учетом этих вопросов, можно увидеть, что пациенты зачастую обосновывают и объясняют свою безынициативность верой в своего врача. В то время как идея доверия оказалась важной на практике, в медицинской теории этики она недоработана. В юридическом плане она вообще не стоит.
И в этом плане возникает больше вопросов, чем ответов.
Во-первых, существуют ситуации, когда пациенты просят или требуют от врача сделать что-либо, что он не хочет делать. Это вызывает вопрос о границах автономии как положительного права: как много пациент может просить или требовать от врача, ссылаясь на свою автономию?
Другой проблемой является то, как различные способы убеждения пациентов влияют на добровольность их согласия.
Также существует вопрос принятия решений для полностью некомпетентных больных, но роль автономии в принятии решений вместо некомпетентных пациентов поднимает такое количество специфических вопросов, что это заслуживает отдельного внимания.
Интересны вопросы, как мнение семьи, влияние и давление на пациента отражается на автономии пациента, как реагируют врачи и как они должны реагировать на это; как члены семьи вовлечены в принятие решений, как вместо компетентных, так и вместо некомпетентных пациентов.
Аналогично обстоит дело и со специфическими проблемами естер, относящимися к автономии. Вопросы из разряда: должны и пациенты вставать с постели или принимать душ, если они не °тят этого делать, и должны ли сестры действовать как адвокаты представители своих пациентов или они должны выступать как |агенты мотивации пациентов, заслуживают внимания.
В целом можно сделать вывод, что представления об автономии ПаМиента в медицинской практике носят противоречивый характер.
Врачи и медицинские сестры признают право пациентов на ав номию, более того, соблюдают определенные правила поведен соответствующие уважению принципа автономии. Однако эти п. ставления не имеют правовой основы. Признание автономии больничной практике связано не с законодательным обеспечени прав пациента и даже не с этическим принципом, а, скорее, с э/ кетом. Это создает опасность непоследовательного поведения отношению к пациенту.
С другой стороны, у медперсонала нет мотива к содержате.
ной интерпретации принципа автономии как принципа уважени
защиты прав пациента. Это связано с тем, что: 1) медицине,
компетентность пациентов в глазах медработников является н»
кой; б) правовая компетентность самих медицинских работник
является низкой; в) правовая компетентность пациентов ниже,
их медицинская компетентность.;
Но самой главной причиной поверхностного отношения к прш
ципу уважения автономии пациента является то, что не определе
социальный субъект защиты права на автономию, Он не определе
в том смысле, что таковым может являться кто угодно: сам пащ
ент, медицинские работники, администрация ЛПУ, социальные р(
ботники, этический комитет и т. д. Субъектом защиты права на -,
тономию не могут являться правоохранительные органы, поскольн
оно не оформлено законодательно. По сути дела, все законы, пс
священные защите прав пациента, имеют в своей основе постула
уважения автономии. Отсутствие юридической конкретизации BN
водит государство за рамки процесса регулирования в данном вс
просе..:
Таким образом, положения закона очерчивают рамки, в которы
действуют принципы биоэтики. С другой стороны, сами эти принци
пы есть результат обобщения многолетнего опыта поколений, по
этому формулировка их не есть результат администрирования ил(
законотворчества. Это констатация факта. И в этом смысле прин
ципы биоэтики выступают по отношению к пунктам закона как пра
вовые обычаи.
Правовой обычай, как известно, это санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, причем, санкционирование осуществляется путем отсылки к обычаю, а не текстуального закрепления его в законе. Как мы могли убедиться при обзоре принципов биоэтики и их интерпретации, они регулируют поведение как бы «внутри закона».
Разумеется, любая моральная регуляция является в то же вре мя выражением одного нравственного требования — уважения i
ее
якону. Но, с другой стороны, все, что находится «внутри закона», пегулируется моралью. Вопрос только в том, является ли правовая норма одновременно моральной или там, где начинает действовать закон, он «поглощает» моральные принципы? В области био-этикй можно четко увидеть, что принципы морали шире по объему, чем нормы закона. Закон является концентрированным выражением моральных требований, иначе они не могли бы рассматриваться как'правовые обычаи.
Когда и почему необходимо обращение к принципам биоэтики? Само появление понятия «биоэтика» свидетельствует об углублении наших знаний о человеке, усложнении его отношений с миром. Это в полной мере касается и медицины. Необходимость обращения к принципам биоэтики становится очевидной для медиков тогда, когда внутри самой медицины отсутствуют объяснительные процедуры для решения возникающих проблем.
Сфера действия принципов и ценностей биоэтики достаточно широка, но наиболее часто на это обращают внимание в драматических ситуациях, связанных со здоровьем. В то же время медицинская практика не всегда предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы, как трансплантация тканей, клонирование и генная инженерия, имеют к ней непосредственное отношение уже сейчас. Но в том-то и важность вопроса, что пациенты — это среднестатистические индивиды, которые могут иметь полисоматические нарушения, а могут и не иметь, могут быть психически здоровыми, а могут и не быть, могут быть богатыми и бедными, представлять самые разные профессии, национальности, возрасты и религии. Короче говоря, важность применения принципов биоэтики в медицине объясняется, в первую очередь, общезначимостью Данной сферы знания и деятельности.
Современный статус биоэтики в мире ассоциируется в основном с научными достижениями. В то же время ее регулятивная роль в обществе предполагает существование определенной системы организаций, документальную базу, некоторый инвариант подготовки квалифицированных кадров. Эти три компонента составляют структурную основу институциализации биоэтики. Функциональная сто-Р°на данного процесса включает формирование специфического поля в контексте социальной жизни, где регламентирующее влияние биоэтических норм и принципов носило бы обязательный ха-Рактер.
Здесь возникает коллизия, которую редко удается разрешить. Нормативный характер биоэтических принципов не может быть фор-^ализованным. Следовательно, долженствование в сфере влияния
биоэтики изначально подчинено долженствованию политически»!
юридическому, экономическому. Наиболее ярко это проявляется в
деятельности этических комитетов медицинских учреждений, кот
рые должны решать конфликтные ситуации, но решения эти |
имеют обязательного смысла для социальных служб и админи<;
ративных структур. Аналогичное положение складывается с прин
тыми национальными и международными документами по биоэт
ке, применение которых ограничено нормативной составляюи
формализованных регламентации (политических, юридических и т. д
Таким образом, идея ценности жизни как центральная проблел
биоэтики остается желаемой, но ее актуализация зависит от инь
факторов, лежащих вне компетенции биоэтического сообществ
Формализация биоэтических нормативов не может быть удачнц
решением этой коллизии, поскольку в этом случае мы будем име|
дело не с этикой, а с правом. Поэтому единственным надежны)
выходом представляется юридическое закрепление институций
нальных компонентов биоэтики, о которых говорилось выше. Таки|
образом, будет обеспечен переход от неформального регламент»!
рования отношения людей к жизни как высшей ценности к фор
мальному регулированию этого отношения в системе социальны
институтов. Но этот процесс потребует пересмотра некоторых нг
циональных законодательств, к которому многие страны не готовь
поэтому начинать эту работу целесообразно с международных дс
кументов и организаций.
ГЛАВА 3
ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПАЦИЕНТА В БИОЭТИКЕ
Охрана прав пациента гарантируется законом. Но может ли закон предусмотреть все случаи, которые встречаются в медицинской практике? Разумеется, нет, поэтому проблема соблюдения прав пациента остается актуальной всегда. В медицинской, а затем и в биоэтике разработаны специальные процедуры защиты прав пациента. Они основываются на принципе автономии, к оторый, как мы показали в предыдущей главе, находит свою квинтэссенцию в правовых нормах. Можно сказать, что источники формулировки принципа автономии в биоэтике и понимания автономии в праве — одни и те же. В биоэтике он представлен в более общем виде. Но поскольку она является в большей степени институциализирован-ной, чем этика, то в биоэтике практической разработаны четкие предписания по поводу гарантий прав пациентов путем строгого соблюдения принципа автономии. Соответственно, существуют предписанные ими процедуры. Первая — документальное оформление информированного согласия пациента на предложенное ему лечение. Вторая — правило конфиденциальности. Основными проблемами правового регулирования при этом являются:
а) отсутствие единой официальной формы информированного согласия;
б) несоблюдение принципа конфиденциальности в тех случаях, которые не предусмотрены в статье закона.
§ 1. Информированное согласие
Осуществление разных подходов к лечению, в зависимости от жизненных планов, является одним из противоречивых моментов в медицине XX и XXI вв. Вначале было лишь одно требование, — Чтобы пациент был согласен на лечение. В 1914 г. появляется новое мнение о том, что «каждый человек, будучи взрослым и в полном здравии имеет право на определение и выбор мер по отношению к его собственному телу». В XX. центром движения за права пациентов явилась больница, символизирующая всю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообразной аппа-
ратурой, повышенной уязвимостью пациента. Но впервые проб, ма права пациента на информацию и принятие решения no noeoj своего лечения стала активно рассматриваться в США и запад! европейских странах, а не в России.
Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать просы прав пациентов и одобрила билль о правах в конце 1972 Право пациентов на автономию впервые получило официаль признание. Среди прав пациента, принятых Американской acj циацией больниц, было сформулировано и право на информац необходимую для согласия на лечение. Добровольное согласие принципиально важный момент в процессе принятия медицине^ решения. Добровольность информированного согласия подразу! вает неприменение со стороны врачей принуждения, обмана, yq и т. п. при принятии пациентом решений. Можно говорить в связ! этим о расширении сферы применения морали, моральных оцен! и требований по отношению к медицинской практике. Правда, пу< жестокая, сегодня получает приоритет в медицине. Врачу вменя ся в обязанность быть более честным со своими пациентами.
Под информированным согласием стали понимать do6i вольное принятие пациентом курса печения или терапевта ской процедуры после предоставления врачом адекватной формации.
Исторически доктрина информированного согласия была разв| та в контексте медицинских экспериментов с человеческими труп ми, но она стала одинаково важной в контексте медицинского npi нятия решения в терапевтическом смысле. Доктрина информир< ванного согласия, однако, это продукт не только (и возможно дая не прежде всего) медицинской этики. Она развивалась в рамкг закона и медицинской практики так же, как и в медицинской этике, ее развитие стимулировалось историческими событиями и соц| альными изменениями, направлялось юридическими и практич< скими соображениями, социальными движениями (такими, как дв& жение гражданских прав и движение прав пациентов) и этической философской теорией. Так как информированное согласие — эт также юридическая доктрина, этическая концепция и клиническа практика, не удивительно, что обзор литературы по информирс ванному согласию и соответствующим проблемам показывае вновь возникшее напряжение между тем, что является нравственн желательным, что юридически требуется и что является, выполни
в клинической практике. Часто эти аспекты так переплетаются, что их трудно отделить.
В рамках медицинской этики информированное согласие, прежде всего, рассматривается как важное средство (согласно Dupuis ц м. & Beaufort I.D.,1988, как единственное средства) для достижения цели автономии пациента или самоопределения. Согласно другой точке зрения, сама попытка обеспечить согласие — это выражение уважения к автономии пациента (Dworkin R.,1993; Brock O.W., 1988). Теория информированного согласия, как полагают, находит свое наиболее важное оправдание в автономии пациента или самоопределении, хотя некоторые авторы рассматривают благодеяние или здоровье пациента одинаково важным принципом в оправдании информированного согласия (Brock D.W., 1988, Wear S., 1993). Эти авторы заявляют, что информированное согласие способствует здоровью пациентов, так как это позволяет пациентам принимать их собственные решения, и так как собственные решения людей поспособствуют их выздоровлению1. Помимо защиты автономии пациента и содействия здоровью пациентов также часто упоминаются такие функции или эффекты информированного согласия, как помощь рационально принимать решения, стимулирование самокритики среди врачей, защита предметов исследования и сокращение медикализации (Brock D.W., 1988, Wear S., 1993, KimsmaG.K., 1993).
Если определить информированное согласие как автономное разрешение на медицинское вмешательство, то основными его элементами будут: стремление, понимание и добровольность. При этом явно прослеживаются два этапа: 1) предоставление информации; 2) получение согласия. На первом этапе врачу вменяется в обязанность информировать пациента:
а) о характере и целях предлагаемого ему лечения — диагноз, методы лечения,прогноз, реабилитация;
б) связанном с ним существенном риске — возможные осложнения, длительность и болезненность процедур, вероятность отрицательного результата;
в) возможных альтернативах данному виду лечения — манипуляции, лекарства, методы народной медицины, опасность самолечения,,
1 Как мы видели, это один из аргументов, используемых для объяснения ценно-права на автономию вообще.
С этой точки зрения понятие альтернативы предложенному Л1 чению считается центральным в идее информированного согласи Врач дает совет о наиболее приемлемом с медицинской точки зр ния варианте, но окончательное решение принимает пациент, и ходя из своего жизненного опыта, доверия к врачу, просвещенн сти в медицинских вопросах. Таким образом, доктор относится пациенту как к цели, а не как к средству для достижения другой ц ли, пусть это будет даже здоровье.
В своей работе, названной «История и теория информирована го согласия», Фаден и Бочамп не только делают краткий истории» ский обзор развития этой концепции в терминах как юридической^ так и этической теории, но также и представляют систематически концептуальный анализ информированного согласия (Faden R. R. < Beauchamp Т. L, 1986). Они различают два общих, но абсолютн различных значения информированного согласия, которые от обозначают, как «Значение 1» и «Значение 2», «Значение 1» (ил «истинное») информированного согласия — это определенный вид действия, предпринимаемый индивидуальными пациентами и объ4 ектами; это — автономное разрешение. '•
«Значение 2» информированного согласия относится к юриди-) чески или установлено «эффективному» разрешению от пациента] или объекта. В этом смысле информированное согласие — это не] обязательно автономный акт или значащее разрешение; здесь со-] гласив.называется информированным, если оно получено через) процедуры, которые удовлетворяют юридические и установленные] правила и требования. '
С нравственной точки зрения, критерии для «Значения 1» информированного согласия должны быть эталоном или моделью для «Значения 2» информированного согласия. Правила и инст-' рукции для «Значения 2» информированного согласия должны максимально соответствовать условиям «Значения 1» в пределах; того, что справедливо и разумно требовать от профессионалов здравоохранения. «Значение 1» информированного согласия, та-] ким образом, служит оценочным стандартом для информирование-] го согласия в «Значении 2».
Определение истинного информированного согласия как автономного разрешения формирует начальную точку рассуждений Бо-чампа и Фадена. По этой причине они не касаются теории автономных людей, а только теории автономных действий. Согласно Фадену и Бочампу, действие автономно, если оно выполнено: 1) преднаме-
ренно; 2) с пониманием и 3) без контролирующих воздействий. Следовательно, истинное информированное согласие — это согласие, которое дается преднамеренно, с пониманием и без управляющих воздействий. За исключением намеренности, именно эти условия могут быть удовлетворены в большей или меньшей степени, поэтому можно сказать, что действия автономны по степеням.
Действия редко, если это вообще возможно, будут полностью автономными, но действия могут быть существенно автономными. Эта концепция существенной автономии функционирует как порог, выше которого к действиям относятся как к автономным. Точные критерии для существенно автономного действия зависят от контекста.
Кроме условий, предложенных Фаденом и Бочампом, часто упоминаются два других критерия, а именно, что решение должно быть хорошо аргументировано и что человек, принимающий решение, должен обладать набором разумно устойчивых и последовательных ценностей, которые он подтверждает как его собственные. Фаден и Бочамп не рассматривают возможность, что человек мог понять информацию, но он не способен сделать выводы или рассуждать от предпосылок до заключения. Кажется невероятным, что человек, который выполняет условие понимания, не был бы способен использовать это понимание с целью рассуждения. По крайней мере, действие с пониманием, кажется, подразумевает действие по причинам, которыми каждый обладает.
Первое условие для автономного действия — преднамеренность —- это не вопрос степени; действие является или намеренным, или неумышленным. Преднамеренные действия — это действия, которые являются сознательно желанными, даже если их не хотят осуществлять, но, например, только допускают. Такие неумышленные действия, как случайное или обычное поведение, никогда не могут быть автономны. Это условие преднамеренности не обсуждается другими авторами, вероятно, потому, что они предполагают, что согласие всегда делается преднамеренно. Если Удовлетворены другие два условия автономного действия, то действительно сложно представить ситуацию, в которой согласие да-ется непреднамеренно.
Второе условие — понимание — определено следующим образом: «человек имеет полное или завершенное понимание действия, если есть полностью адекватное представление всех релевантных сУЖдений или утверждений, которые правильно описывают (1) ха-
рактер действия, и (2) обозримые последствия и возможные зультаты, которые могли бы следовать в результате выполнен^ или невыполнения действия» (Там же, Р. 252).
В западной медицине особое внимание при информировани! уделяется риску, связанному с лечением. По сути дела, риск дл| пациента — это и риск для врача. Но не это главное, поскольку из бежать риска — это значит не навредить, то есть выполнить основ ной принцип лечения. Поэтому в информации для пациента вра1 должен затронуть четыре-аспекта риска: его характер, серьезность! вероятность его появления и фактор внезапности осложнений ил* побочных эффектов. В некоторых штатах Америки даже законода! тельные акты содержат перечни риска, о котором врач должен икя формировать пациента.
Но одновременно с этим встает вопрос о количестве и качества предоставляемой пациенту информации. Нормативных документов по этому вопросу нет. Поэтому в биоэтике принято обращение к так называемым стандартам понимания. Что это такое?
Для того, чтобы действие было реально автономным, требуется только реальное понимание (в противоположность полному по манию). Это означает, что пациент должен понять и" факт, что он дает разрешение, и всю материальную информацию, имеющую отношение к лечению или процедуре, которую он разрешает. Какая информация является материальной, зависит от оценки человека дающего разрешение: если он думает, что некоторая информаци? важна для его рассмотрения, то это она. Стандарт, используемый! здесь, чтобы установить качество и количество информации, необ-< ходимой для достижения реального понимания, является поэтому, субъективным. Теоретически не важно, как достигается это реалы ное понимание. Практически пациент будет обычно достигать по-] нимания через информацию, которая раскрыта ему его врачом, ней Фаден и Бочамп явно указывают, что для истинного («Значения 1»и информированного согласия важна не раскрытая информация, щ степень достигнутого понимания. Однако в юридической и клиничё-; ской практике (и также в разной этической литературе по информированному согласию) раскрытие информации отделено от понимания.;
В американском законодательстве было разработано три' стак-^ дарта, чтобы определить характер и количество информации, которая должна быть раскрыта. Самый старый из них — это стандарт? «профессиональная практика», из которого следует, что пациенту нужно дать столько информации, сколько это принято в медициьИ
ской практике. То, что должен открыть врач, определяется тем, что бы раскрыл любой другой «разумный» практикующий врач или юрист при тех же самых обстоятельствах.
Более современный стандарт — это стандарт объективного или разумного человека, который требует, чтобы пациенту была дана информация, которую любой разумный человек в той же самой ситуации нашел бы уместной и необходимой для принятия информированного решения. Наконец, субъективный стандарт сосредоточен скорее на информационных потребностях определенного пациента, чем на потребностях абстрактного разумного человека. В Соединенных Штатах в настоящее время наиболее широко используется стандарт разумного человека, в то время как Великобритания использует стандарт профессиональной практики, а Германия субъективный стандарт (Goldworth A., 1996). В Нидерландах Медицинский Акт Контракта (WGBO) использует критерий разумности, который, в свою очередь, относится к стандарту забота о хорошем уходе. Согласно Hulst E. Н. (1995), исходя из юриспруденции, можно сделать вывод, что врач должен сообщить пациенту те аспекты, которые являются существенными, с точки зрения пациента. Возможно, потребуется некоторое время прежде, чем дальнейшая юриспруденция определит, какой стандарт информационного раскрытия упомянут в истории болезни.
Все эти стандарты связаны с практическими и теоретическими проблемами. Неясно, например, существует ли отдельный стандарт раскрытия в медицинской профессии, и даже если это так, не обязательно, что он требует от врача раскрытия верной информации в нужном объеме. Стандарт разумного человека сталкивается с такими же проблемами. Далеко не очевидно, что пациент хочет иметь какую-то специальную информацию, отличную от той, которой он располагал, будучи здоровым. С этической стороны, и стандарт профессиональной практики, и стандарт разумного человека будут не в состоянии защитить автономию пациента и поэтому вообще отклоняются (например, Brock D.W., 1988, Goldworth A., 1996).
Как показывает анализ Фадена и Бочампа, субъективный стандарт должен быть предпочтен с этической точки зрения, потому что это лучшие гарантии, что пациент получает необходимую ему информацию для того, чтобы принять верное информированное и автономное решение. Недостаток этого стандарта в том, что может быть трудно и для врача, и для пациента определить, какая требу-ется информация. Врач должен будет выяснить, что хочет знать пациент, в то время как пациент, являясь обывателем, часто смо-
жет сообщить, какая информация ему нужна, только после ее лучения. При использовании субъективного стандарта становитс ясной неотделимость информации и понимания. Стратегия Фаден и Бочампа предлагает развивать реальное понимание среди пац|/ ентов — эффективное общение, окончательная цель которого разделенное понимание между доктором и пациентом. Это означа ет, что через процесс общения обе стороны подходят к разделении понимания терминов разрешения и характера того, что разрешает| ся. Это не означает, что они также должны договориться о значе нии или уместности определенных частей информации, но тольк<| то, что они должны понять значение или уместность информации. точки зрения другой стороны. Разделенное понимание означает! что к субъективному стандарту информации должен быть добавлен экстра-субъективный компонент, так как пациент должен понять некоторый минимум информации, если должно быть достигнуто разделенное понимание. Например, пациент должен обладать пс крайней мере минимальным пониманием характера предложенного вмешательства. Фаден и Бочамп представляют термин основные открытия, чтобы определить этот минимум информации. Сами себе основные открытия не достаточны, чтобы гарантировать no мание, но они должны служить началом процесса общения, через кс торый его можно достигнуть. Основные открытия должны содержать:
1) факты, которые пациенты обычно рассматривают материаль-| ными;
2) факты, которые, как полагает врач, должны быть материаль-| ными, его рекомендации и причины для этих рекомендаций;
3) то, что необходимо сказать, чтобы установить цель поиска со-1 гласия и значение согласия как акта разрешения. Эти основные! открытия, пока они не достаточно соответствуют субъективному! стандарту, формируют отправную точку. Юридическая и клиниче-1 екая практика хорошо соотносятся с идеей о том, что пациент дол-j жен получить некоторую информацию относительно диагноза, про-1 гноза, характера, полезности и рисках предложенного лечения \л возможных альтернатив этому лечению.
Подобно Фадену и Бочампу много авторов подчеркивают важ-1 ность общения между доктором и пациентом (Katz J.,1984, Brock; D.W., 1988, Wear S., 1993). Хотя эти авторы по-разному понимают, каким должно быть это общение, все они настаивают на необходимости вступить в диалог с пациентом вместо предложения ему одностороннего потока информации.
Практическая проблема понимания состоит в том, что многочисленные психологические механизмы могут препятствовать сооб-
щению и пониманию информации. Например, информационная перегрузка, как известно, приводит, скорее, к меньшему, чем большему пониманию; стресс, страх и другие эмоции могут отрицательно повлиять и на память, и на понимание; и воспринимать риски очень трудно. Хотя психологическое исследование произвело важные открытия в сфере возникновения и возможных способов предотвращения этих влияний, они все еще могут вредить пониманию и, следовательно, информированному согласию.
Другая проблема, связанная с условием понимания, это ложные представления. Пациентов могут удерживать их представление о ситуации или о предложенном вмешательстве, что другие рассматривают, как неправильное. Так как часто чрезвычайно трудно доказать правду или ошибочность этих представлений, Фаден и Бочамп принимают стандарт, который спрашивает, действительно ли человек, придерживающийся верований, имеет доказательство того, что то, во что он верит, есть истина, а не стандарт правды или свидетельства. Стандарт оправданной веры «охватывает здравый смысл концепции разумного (даже если не истинного) представления и утверждения, которое лежит в основе обычных социальных договоренностей о том, что является истинным» (1986, 254). Этот стандарт различает ложные верования и спорные; в то время как первый препятствуют пониманию и автономному принятию решения, последний — нет.
Наконец, применение субъективного стандарта отнимает много времени и налагает большие требования на профессионала в смысле коммуникативных навыков и психологического понимания. С юридической и практической точки зрения, остается вопрос о том времени и усилии, которое профессионал может быть обязан вложить в выздоровление в соответствии с требованиями субъективного стандарта. В этом случае допустимо еще одно замечание. Со стороны медицинского практикующего врача, раскрытие информации пациенту служит многочисленным клиническим целям помимо получения информированного согласия. В конце концов, это также увеличивает сотрудничество пациента, дает уверенность, усилива-ет Доверительные отношения и помогает пациенту приспособиться к проявлениям его болезни (Wear S., 1993, Kimsma O.K., 1993). Это °значает, что информирование пациентов - это очень важный ас-Пект медицинской практики, а не просто средство получения информированного согласия.
. Третье условие автономного действия — отсутствие контроля. Достаточно существенного отсутствия контроля для того, чтобы действие автономным. Полностью неуправляемые дейст-
вия определены Фаденом и Бочампом как «действия, (чьей) (1) це^! лью не были попытки влияния, или (2), если они были попытками повлиять, они или не были успешны, или это не лишало человека, выполняющего действия, пожелать то, что он или она хотят делать или во что верить» (1986, 258). Контроль, таким образом, проявляется через влияние, но не все влияния являются контролирующими, и не все влияния управления одинаково контролируют. Фаден и Бочамп различают три категории влияния. Первое, принуждение, означает, что один человек преднамеренно и успешно пробует повлиять на другого человека, угрожая ему и явно, и косвенно. Это должно быть отделено от тех случаев, в которых сама ситуация является принудительной, например, если человек страдает от смертельной болезни, для которой доступно только одно лечение:1' Согласно определению принуждения Фадена и Бочампа, недопустимо, чтобы желание одного человека доминировало над таковым другого; принудительные ситуации не рассматриваются как принудительные (и поэтому управляющие) в этом смысле. J Во-вторых, убеждение -— это намеренная и успешная попытка1 повлиять на кого-то через обращение к разуму. Уговаривающий предлагает причины для принятия конкретного решения, но человек, которого он пробует убедить, может сам решить, являются ли они серьезными основаниями, хочет ли он принять их, и хочетлй* он базировать на них свое решение. По этой причине убеждение" никогда не управляет. Наконец, манипуляция — это название категории влияний, которые не являются ни принудительными, ни убе-(дительными, но более или менее могут управлять. '"' В литературе по информированному согласию условие отсутствия управления обычно описывается как добровольность. Хотя нет8 никаких подтверждающих это эмпирических результатов, большинство авторов предполагает, что прямое принуждение — это редка?} проблема в клинической практике. Манипуляция, таким образоЦ,' рассматривается как главная угроза добровольности. Из-за эмоций, вовлеченных в серьезную болезнь, и из-за социальных ожиданий поведения пациенты часто более подвержены манипуляции чем здоровые люди. Однако это не причина доказывать, как делают некоторые врачи, что информированное согласие является бессмысленным. Наоборот, это причина предпринимать больше усилий, чтобы помочь людям осуществить их право на самоопределение Литература признает несколько исключений к требованию информированного согласия, которые являются общепринятыми. Первое; в срочных случаях, где должны быть предприняты немедленны"
I
действия для сохранения жизни пациента или в других важных случаях, связанных со здоровьем, получение истинного информированного согласия невозможно, потому что пациент или некомпетентен (обычно потому, что он без сознания), или потому, что это заняло бы слишком много времени и, таким образом, привело бы к серьезному риску для здоровья пациента. В чрезвычайных случаях часто говорится, что пациент дал неявное согласие. Однако это неправильно: хотя при этих обстоятельствах большинство людей согласилось бы на лечение, и поэтому может быть принято, что пациент дал бы свое согласие, если бы его спросили, в ситуациях подобно этой никакого согласия фактически не дано, ни явно, ни неявно. ((Dworkin R., 1993). Поэтому, если пациент компетентен, нарушается его право на самоопределение. Это может быть оправдано воззванием к здоровью пациента и в случае жизненно важного лечения на том основании, что лечение пациента без его согласия было единственным способом спасти возможность его самоопределения в будущем.
Некоторые диагностические или терапевтические процедуры настолько самоочевидны или обычны, что сотрудничество пациента может быть справедливо воспринято как неявное согласие. Примеры таких ситуаций: взятие крови, прослушивание легких или зашивание раны. Кроме того, многие виды лечения состоят из ряда вмешательств, так что если получено согласие на лечение в целом, то это означает, что неявное согласие дается на различные этапы лечения. Получение информированного согласия во всех этих случаях было бы непрактично и иногда даже смехотворно. Если пациент действительно дает неявное согласие, его самоопределение не нарушается. Однако эта концепция неявного согласия требует предостережения, петому что она легко может быть извращена или ею могут злоупотреблять.
Другое исключение к требованию информированного согласия —--это ситуация, в которой пациент отказывается от его права на информацию и от права принять решения относительно своего собственного лечения. Если это решение отказаться от этих прав сделано сознательно и свободно, то есть при тех же самых условиях, которые применяются к получению имеющего силу информированного согласия, то это решение должно уважаться. Должно быть отмечено, однако, что отказ от права принять решение автоматически не подразумевает также отказ от права быть информированным. Общепринято, что право на автономию или самоопределение включает возможность отказа от самоопределения в особой ситуации, и поэтому такой отказ не рассматривается как нарушение самоопределения. •••-••
Следующее исключение — это терапевтическая привилегия. В некоторых случаях врач может быть оправдан в непредоставлении полной информации пациенту, потому что он боится, что это повредило бы пациенту. Действительно ли это оправдывает исключение из общего правила, что пациенты должны дать информированное согласие, зависит от степени предотвращенного вреда. В некоторых случаях информация может привести пациента к принятию решения, которое было бы не самым лучшим для него. Вообще недопустимо скрывать информацию по этой причине. Во-вторых, может быть объявлено, что некоторая информация будет иметь вредный эффект на эмоциональное состояние пациента. Согласно одним, это может быть имеющим силу исключением, при условии, что предполагаемый вред очень вероятно произойдет и был бы очень серьезным (Brock D.W., 1987). Согласно другим, этот вид вреда никогда не может оправдывать нарушение самоопределения, потому что это подорвало бы доверие к врачу, так как возможность отказаться дает пациенту возможность решить самому, хочет ли он слышать некоторую информацию или нет (Dworkin R., 1993). В этих двух ситуациях есть ясный конфликт между предполагаемым здоровьем пациента и его правом на самоопределение. В некоторых ситуациях, однако, говорят, что сообщение пациенту информации повлечет за собой уменьшение желания принять информированное решение. В этих случаях отказ от информации не нарушил бы самоопределение; напротив, это развило бы или сохранило его и поэтому могло быть принято.
Последнее исключение к требованию информированного согласия — это некомпетентность пациента.