1. Первая классификация сервиса, которую предстоит рассмотреть – по времени его осуществления.
Рис. 1. Виды сервиса по времени осуществления
По временным параметрам сервис подразделяется на предпродажный и послепродажный, а последний — на гарантийный и послегарантийный.
Предпродажный сервис – это сервис, связанный с подготовкой товаров к продаже, непосредственно продажей привлечением клиентов и продвижением товара на рынок. Предпродажный сервис бесплатный. Он содержит следующие основные элементы:
1. подготовка товара к продаже, придание ему товарного вида после доставки к месту продажи (распаковка, монтаж, наладка, регулирование, доведение всех показателей товара до паспортного уровня и т. д.);
2. укомплектование необходимой технической документацией, инструкциями о пуске, эксплуатации, техническом обслуживании, элементарных ремонтах и др. Техническая документация должна быть переведена на язык пользователя;
3. разработка демонстрационных и рекламных каталогов, буклетов, прейскурантов и т. д.;
4. консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, позволяющее им сделать осознанный выбор;
5. демонстрация продукции покупателям, обучение обращению с товаром;
7. подготовка персонала или покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
8. приведение в соответствие всех параметров товара (измерение);
9. соответствующее оформление товара и консервация;
10. передача потребителю. [13, с. 18-20]
Послепродажный сервис – услуги, оказываемые покупателям от момента продажи продукции до окончания срока ее эксплуатации, направленные на обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя, включают:
1. доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
2. приведение изделия (техники) в рабочее состояние на месте эксплуатации (установка, монтаж) и демонстрация его покупателю в действии;
3. проверку и настройку продукции;
4. обучение покупателя правильной эксплуатации;
5. наблюдение изделия (системы) в эксплуатации;
6. осуществление предписанного технического обслуживания;
7. осуществление (при необходимости) ремонта;
8. наличие и поставку запасных частей;
9. инспекционные посещения с целью проверки безопасности установки и использования продукции;
10. поставку запасного оборудования в случае ремонта.
11. предложенный сравнительно полный список относится в наибольшей степени к сложной дорогостоящей технике производственного назначения.
Послепродажный сервис делится на гарантийный и послегарантийный по формальному признаку: «бесплатно» (в первом случае) или за плату (во втором) производятся предусмотренные сервисным перечнем работы. Формальность здесь проявляется в том, что стоимость работ, запасных частей и материалов в гарантийный период входит в продажную цену или в иные (послегарантийные) услуги.
Гарантийный сервис – охватывает принятые на гарантийный период виды ответственности, зависящие от продукции, заключенного договора и политики конкурентов. [13, с. 24-25]
Сервис в послегарантийный период. В отношении круга обязанностей по сервису по истечении гарантийного срока важны те же оговорки, что и в гарантийный период. В наиболее распространенном случае нужно выполнять следующие условия:
Существенное отличие послегарантийного сервиса состоит в том, что он осуществляется за плату, а его объем и цены определяются условиями контракта на данный вид сервиса, прейскурантами и иными подобными документами.
Таким образом, сервисная политика охватывает систему действий и решений, связанных с формированием у потребителя убеждения, что с покупкой конкретного изделия или комплекса он гарантирует себе надежные тылы и может концентрироваться на своих основных обязанностях.
Возможны следующие формы организации послепродажного обслуживания:
- служба сервиса фирмы-производителя;
- специализированная сервисная фирма, работающая по договору с товаропроизводителем;
- агенты, продающие технически-сложные товары, требующие послепродажного обслуживания;
- сотрудники фирм-покупателей под руководством фирм-производителей.
2. Виды сервиса по содержанию работ:
- прямой (базовый) сервис (жесткий) – включает все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров работы товара;
- косвенный сервис (мягкий) – включает весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях работы у данного потребителя, а также с расширением спектра потребительских свойств товара.
3. Виды сервиса по удовлетворению тех или иных потребностей:
1. Технический сервис – удовлетворяет потребности человека в различных видах техники, обеспечивающий должный уровень качества жизни в соответствии с современными стандартами. Сервис этого типа обеспечивается такими техническими средствами, как приборы для приготовления пищи, воздухо- и водоочистители, средства для хранения пищи, теле-, радио и видеотехника, компьютерные устройства. Во все большей мере комфортность человека обеспечивается личным автотранспортом, бытовой техникой, коммунальными приборами, средствами ухода за зелеными насаждениями и другим широким кругом приборов, аппаратов и устройств.
1. Технологический сервис заключается в удовлетворении потребностей человека в различных видах одежды, обуви, вообще личных вещей, а также в предметах домашнего обихода путем их изготовления по индивидуальным заказам. К функциям технологического сервиса относятся также восстановление потребительских качеств данных изделий, выполнение работ по их облагораживанию и преданию им новых свойств.
2. Информационный сервис – обеспечение потребности людей в информации. Мировые тенденции показывают громадное возрастание роли информации во всех сферах жизни общества. Вопрос стоит о формировании по существу нового типа общества – информационного (постиндустриального). Информационный сервис должен стать в ближайшее время важнейшим видом сервисной деятельности.
3. Транспортно-коммуникационный сервис – удовлетворяет потребности в передвижении, транспортировке грузов, системе доставки товаров и т. д.
5. Гуманитарный сервис – услуги в области организации, проведения свободного времени населения: развлечения, туризм, гостиничное обслуживание, кинематограф, музеи, театры. В свете определения непосредственно сервисной деятельности к рассматриваемому типу услуг относится даваемое на дому в индивидуальном заказном режиме образование, культурно-развлекательные, санитарно-врачебные и тому подобные услуги.