862руб. =коп.
Руководитель
должность
расшифровка подписи 13 января 2004 г.
подпись
КОД
Структурное подразделение_________
командировочные расисты
|
Подотчетное лицо Жуков С.С. Табельный нпмяр
| Сумма, руб. | |
| коп. | |
| Предыдущий остаток | _ |
| аванс перерасход | |
| Получен аванс иэ кассы (РКО Ns18) | 1000= |
| 1а. в валюте (справочно) | | | |
| Итого получено | 1000= |
| Израсходовано | |
| Остаток | 138= |
| Перерасход | - |
| Профессия (должность) _ |
| фамилия, инициалы инженер Назначение аванса. |
Приложение__ 3._________ документов на 3 листах
Отчет проверен.
К утверждению в сумме восемьсот шестьдесят два руб.л.коп. (862руб. = коп.) сумма прописью
Главный бухгалтер
подпись расшифровка подписи
Бухгалтер__________________________
подпись расшифровка подписи
Остаток внесен в сумме 138 руб. = коп. по кассовому ордеру № ПКО№18
Перерасход выдан ____ от 13 января 2004 г.
бухгалтер (кассир) ____________________ 13янваоя2004г.
подпись расшифровка подписи
линия отреза
Расписка. Принят к проверке от 13.01.2004 г. авансовый отчет Na 17 от 13 января 2004 г. на сумму восемьсот шестьдесят два руб. = коп., количество документов 3 на листах
Бухгалтер _ ___._________ 13 янвапя2004 г. подпись расшифровка подписи Оборотная сторона формы №АО-1
Подотчетное лицо______ __________________ подпись расшифровка подписи |
Рис. 18.4. Комбинированный первичный документ (авансовый отчет)
Унифицированная форма №КО-2 Утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 №88
Код
| ОАО «Альтаир» |
| организация |
Форма по ОКУД по ОКПО
| Номер документа | Дата составления |
| 10.01.2004 г. |
| руб. = коп. |
структурное подразделение
|
| Выдать Жукову Сергею Степановичу |
фамилия, имя, отчество Основание В подотчет на командировочные расходы
Сумма Одна тысяча -
прописью
| подпись |
| подпись |
Приложение Приказ №8-к от 05.01.2004 г. Руководитель
должность
Главный бухгалтер Получил Одну тысячу - расшифровка подписи
расшифровка подписи руб. = коп.
| 10 января 2001 г. |
сумма прописью Подпись
По паспорту 03 00 418736. выданному 21 февраля 2002 г. ПВС Поикубанского РОВД наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность получателя
г. Краснодара
| Выдал кассир |
| подпись |
расшифровка подписи
Рис. 18.5. Комбинированный первичный документ (расходный кассовый ордер)
СЧЕТ-ФАКТУРА № 21 от 27 января 2004 г. (1)
Продавец________________ ООО «Сфера»________________ (2)
Адрес___________________ г. Краснодар, ул. Гаражная. 85 (2а)
Идентификационный номер продавца (ИНН) 2309031720_____ (26)
Грузоотправитель и его адрес_______ он же_______________ (3)
Грузополучатель и его адрес ОАО «Альтаир». г. Краснодар, ул. Колхозная. 75 (4)
К платежно-расчетному документу №__________________ от«» 20 г. (5)
Покупатель___ ОАО «Альтаир»_________________________ (6)
Адрес г. Краснодар, ул. Колхозная. 75 ____________________ (6а)
Идентификационный номер покупателя (ИНН) 2309055010____ (66)
| Наименование товара(описание выполненных работ, оказанных услуг) | Единица измерения | Количество | Цена (тариф) за единицу измерения | Стоимость товаров (работ, услуг), всего без налога | В том числе акциз | Налоговая ставка | Сумма налога | Стоимость товаров (работ, услуг), всего с учетом налога | Сумма налога с продаж | Страна происхождения | Номер грузовой таможенной декларации |
| Уголок М-21 | шт. | 3-00 | 2100-00 | — | 378-00 | 2478-00 | — | РФ | — | ||
| Гвозди Б-2 | кг | 10-00 | 50-00 | — | 9-00 | 59-00 | — | РФ | — | ||
| Всего к оплате | 2150-00 | 387-00 | 2537-00 |
| (Две тысячи пятьсот тридцать семь рублей =) |
Руководитель предприятия____ /Иванов И.И./ Главный бухгалтер____ /Петров П.П./
М.П.
Получил_______ Выдал_____
Рис. 18.6. Первичный документ (счет-фактура)
Организация ООО «Сфера» Предприятие
Типовая форма № 19-а
|
| '< 27» ЯН Р9Р Я 20 04г. |
| 21/04 |
Накладная №
Отправитель ООО «СФеоа» Получатель ОАО «Альтаио»
Основание ч/з Смирнова П.В. по доверенности № 14 от 06.01.04г.
| № прейскуранта и дополнения к нему | Артикул или порядковый номер по прейскуранту | Шифр товара, тары | Наименование товарно-материальных ценностей | Единица из- ме- ре- ния | Сорт | Количество (вес) | Цена | Сумма | |
| брутто | нетто | ||||||||
| Уголок М-21 | шт. | 3= | 2100= | ||||||
| Гвозди Б-2 | кг | 10= | 50= | ||||||
| Итого | 2150= | ||||||||
| 18 % НДС | 387= | ||||||||
| Всего | 2537= | ||||||||
| (А | зе тысяч | и пятьсот tpi | дцать | семь | рубле | ||||
Отпустил Подпись Разрешил Подпись
Получил Подпись
Рис. 18.7. Первичный документ (накладная) 445
По степени обобщения (порядку составления) документы подразделяются на первичного оформления и вторичные (сводные). Документы первичного оформления составляются в момент совершения факта хозяйственной жизни (приемные акты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и расходные накладные, кассовые ордера и др.). Примеры таких документов приведены на рис. 18.6 и 18.7. Вторичные (сводные) документы обобщают данные первичных документов. Например, материальный отчет склада, составленный кладовщиком на основе приходных И расходных документов, приложенных к отчету; авансовый отчет, к которому прилагаются документы (проездные билеты, квитанции об уплате за проживание в гостинице и т.д.).
По способу охвата фактов хозяйственной жизни документы классифицируются на разовые и накопительные. Разовые документы служат для оформления одного факта хозяйственной жизни (приходные и расходные кассовые ордера, требования на выдачу материалов и др.). Накопительные документы применяются для оформления нескольких однородных и периодически повторяющихся ФХЖ, например в течение недели, декады, месяца (накопительный рабочий наряд, лимитно-заборная карта, отражающая многократный отпуск в течение месяца материалов сО склада в цех, и др.).
По месту составления документы подразделяются на внутренние, оформленные и применяемые внутри одного предприятия, и внешние, поступающие от других юридических и физических лиц. Внутренние документы: путевые листы, кассовые приходные и расходные ордера, акты, расчетно-платежные ведомости по заработной плате (рис. 18.8) идр. Внешние документы: товарно- транспортные накладные, счета-фактуры поставщиков, судебные и исполнительные документы и т.д.
По количеству учетных позиций документы бывают однострочные, содержащие одну позицию (наряд на выполнение какой-либо работы), и многострочные,состоящие из нескольких позиций и наименований (счет, товарно- транспортная накладная).
По характеру фактов хозяйственной жизни документы подразделяются на кассовые, банковские, материальные, расчетные.
Кроме того, документы различаются по авторскому составлению — на служебные и личные, по степени типизации — на стандартные и нестандартные, по сроку исполнения — на срочные и несрочные, по подлинности составления — на подлинные и копии (дубликаты).
18.3. Стандартизация и унификация первичных документов
В России при существующей единой системе учета и отчетности с целью однозначного понимания однородных хозяйственных операций установлена система стандартов, в которых определены назначение и виды документов, требования к их составлению.
Централизованная разработка документов одной формы на однородные операции, совершаемые различными организациями, с целью упрощения за-
Унифицированная форма NsT-49 Утверждена постановлением Госкомстата России от 06.04.01 №26
| Код0301009 |
| ОАО «Альтаио* |
| Форма по ОКУД по окпо |
| наименование организации |
наименование структурного подразделения
В кассу для оплаты в срок с 10 января 2004 г. по 12 января 2004 г. Сумма Сто семьдесят четыре тысячи триста руб. = коп, сумма прописью
| (174 300руб. ~ коп.) |
Руководитель организации директор _____
| должность |
| подпись |
расшифровка подписи
| Номер документа | Дата составления | Отчетный период | |
| с | по | ||
| 10.01.04 |
| Главный бухгалтер |
| расшифровка подписи РАСЧЕТНО-ПЛАТЕЖНАЯ ВЕДОМОСТЬ |
| NB п/п | Табельный номер | Профессия (должность) | Оклад, тарифная ставка(часовая, дневная), руб. коп | Отработано дней (часов) | Начислено,руб. | Удержано и зачтено, руб. | Сумма, руб. | Деньги получил | |||||||||||||
| за текущий месяц (по ведам оплат) | всего | налог на доходы | долга за организацией | задолженности за работником | к выплате | фамилия, инициалы | под- пись | ||||||||||||||
| рабочих | выходных и праздничных | стоимость социальных и материальных благ | |||||||||||||||||||
| директор | 20 000 | 20 000 | |||||||||||||||||||
| бухгалтер | 18 000 | 18 000 | 15 660 | ||||||||||||||||||
| инженер | 16 000 | 13 920 |
По настоящей платежной ведомости Выплату Расходный
произвел кассир ___ ___________ кассовый ордер
должность подпись расшифровка подписи Мо1Я от 12 01 04 г
выплачено сто семьдесят четыре тысячи триста руб. = коп. (174 300 руб. = коп.) " сумма прописью
Бухгалтер_________ ____ ^_____ 13 января 2004 г
подпись расшифровка подписи
и депонировано______ —______________ руб. = коп. —
сумма прописью
Рис. 18.8. Внутренний документ бухгалтерского оформления
полнения, оформления и обработки первичной документации называется унификацией. Таким путем создаются типовые документы (кассовые, банковские и др.). Установление строго определенных размеров бланков типовых документов получило название стандартизации.
Стандартизация и унификация первичных документов имеют в нашей стране давние традиции. В начале XIX в. правительство Александра I издало альбом первичных товарных, кассовых и банковских документов, обязательных на всей территории Российской империи, но это не привело к практическому их применению. В условиях плановой экономики попытки стандартизации документов имели успех только применительно к кассовым и банковским документам.
За рубежом (например, в Японии) универмаги при приеме товара от поставщиков используют только стандартные накладные. Однако в целом стремление унифицировать первичные документы не дало и не могло дать желаемых результатов по следующим причинам:
огромная и постоянно меняющаяся номенклатура материальных ценностей и многообразие их предметных характеристик;
разнообразие типов цен (фиксируемые, меняющиеся, учетные и т.п.); неоднородность образцов вычислительной техники; множественность типов предприятий (объем хозяйственной деятельности, специализация);
особенности транспортировки товаров.
Пристальное внимание уделяется стандартизации и унификации первичной документации и в нашей стране. Во времена существования СССР типовые формы первичных документов межотраслевого назначения и порядок их применения утверждались Минфином СССР по согласованию с Госкомстатом СССР. С 1998 г. формы первичной учетной документации разрабатываются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономики Российской Федерации, а документы по учету банковских операций разрабатываются Центральным банком РФ.
В унифицированные формы (кроме форм по учету кассовых и банковских операций) организация по необходимости может вносить дополнительные реквизиты, при этом все реквизиты утвержденных форм остаются без изменений. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф и строк с учетом значимости. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующими организационно-распорядительными документами.
18.4. Документирование хозяйственных операций и документооборот
Каждый факт хозяйственной жизни, происходящий на предприятии, подлежит документальному подтверждению. Процесс отражения совершаемых экономическим субъектом операций в первичных документах принято назы
вать документированием хозяйственных операций. Первичные учетные документы, содержащие достоверные данные, служат основанием для записи в учетные регистры.
Организация бухгалтерского учета на предприятии немыслима без создания оптимальной схемы движения документов, составленной на основе изучения управленческого и производственного процессов. Движение документов с момента их возникновения (получения) до сдачи в архив после обработки и отражения в учете называется документооборотом. Различают три основных потока документации: документы, поступающие из других организаций (входящие); документы, отправляемые в другие организации (исходящие); документы, создаваемые и используемые работниками внутри предприятия (внутренние).
Главным бухгалтером предприятия составляется график документооборота в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых инженерно-техническими, коммерческими, бухгалтерскими службами с указанием сроков исполнения. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм. Так, в табл. 18.1 представлен примерный графикдо- кументооборота.
Точное соблюдение графика документооборота способствует своевременному и полному отражению в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.
Руководители предприятий несут персональную ответственность за документарный фонд предприятия. Документы на предприятии хранятся в соответствии с установленными Главным архивным управлением правилами, но не менее 5 лет, а лицевые счета работников предприятия — 75 лет. Изъятие документов может производиться только соответствующими органами при наличии предписания с обязательным составлением протокола.
При подготовке документов для записи данных в соответствующие регистры их проверяют с точки зрения законности факта хозяйственной жизни и его целесообразности, полноты и правильности заполнения всех реквизитов, подлинности подписей, четкости и аккуратности оформления, правильности записей цифровых данных, итогов арифметических действий, произведенных при оформлении документов.
В результате анализа содержания бухгалтерских документов выполняются три основных бухгалтерских действия: стоимостная оценка; идентификация во времени;
классификация в номенклатуре плана счетов (корреспонденция счетов), которую обозначают на документах.
В результате перечисленных действий формируются основные информационные сообщения — счетные записи, описывающие каждый свершившийся факт хозяйственной жизни и представляющие вход бухгалтерской информационной системы экономического субъекта.
2Г694
График документооборота в организации
Утверждено приказом №_______ от «»___ 2001 г.
| № | Наименование документа | Регистрируемая операция | Создание документа | ||
| Количество экземпляров | Ответственные исполнители | Сроки исполнения | |||
| Акт о приеме-передаче | Ввод в эксплуатацию | Приемная комиссия, | Момент ввода в | ||
| объекта основных средств, | основных средств | назначаемая | эксплуатацию | ||
| ф. № ОС-1 | руководством |
Продолжение
|
Контрольные вопросы к главе 18
Укажите номер правильного ответа.
1. Что подтверждает законность и достоверность свершившихся ФХЖ
а) учетные регистры;
в) отчетность материально ответственных лиц.
2. Какой из перечисленных реквизитов первичного документа относится к переменным
а) наименование предприятия;
б) номер расчетного счета предприятия;
в) порядковый номер документа.
3. Кто несет ответственность за достоверность содержащихся в документе данных
а) руководитель;
б) главный бухгалтер;
в) лица, подписавшие документ.
4. Допускается ли использование произвольных форм первичных учетных документов
а) нет, должны использоваться только унифицированные формы;
б) допускается, если произвольная форма надлежащим образом утверждена;
в) допускается.
5. Служат ли организационно-распорядительные документы основанием для учетной записи
а) да;
б) нет;
в) в некоторых случаях.
6. Служат ли оправдательные документы основанием для учетной записи
а) да;
б) нет;
в) в некоторых случаях.
7. Каким органом утверждаются унифицированные формы первичных учетных документов
а) Госкомстатом РФ;
б) Минфином России;
в) Государственной службой по налогам и сборам.
8. Кто несет ответственность за документарный фовд предприятия
а) главный бухгалтер;
б) руководитель;
в) материально ответственные лица.
9. Кто составляет график документооборота по предприятию
а) главный бухгалтер;
б) руководитель;
в) материально ответственные лица.
10. Документооборот - это
| 29* |
а) движение документов с момента их возникновения до сдачи в бухгалтерию;
451
б) движение документов с момента их возникновения до сдачи в архив после обработки и отражения в учете;
в) движение документов с момента их возникновения до отражения в учетных регистрах.
11. Допускаются ли исправления в первичных документах
а) не допускаются;
б) допускаются, кроме исправлений в кассовых и банковских документах;
в) допускаются.
Ответы
|
Библиография
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г. №129-ФЗ.






