Оценку деятельности предприятия и его экономической эффективности невозможно произвести с помощью одного какого-либо показателя. Поэтому на практике всегда используют систему показателей, которые связаны между собой и оценивают или показывают различные стороны деятельности предприятия.
Показатель - это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику, или степень выполнения определенной задачи.
Все показатели исходя из требований рынка можно разделить на:
- оценочные, характеризующие достигнутый или возможный уровень развития или результатов в той или иной деятельности;
- затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.
Такое деление показателей зависит от проводимого анализа. К примеру, показатель издержки производства в одном случае может рассматриваться как оценочный, характеризующий достигнутый уровень затрат труда, а в другом случае определяться как затратный, позволяющий установить количество затрат при оказании услуг.
|
|
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным показателям, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Данными показателями являются оборот, валовая и частичная выручка, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, уставной фонд, задолженность и т.д.
Относительные показатели определяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К этим показателям относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и т.д.
Структурные показатели - по расходам, капиталу, доходам - характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме. Приростные показатели отражают изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми могут быть изменение уставного фонда за год, изменение прибыли за год и т.д. Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться или ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит ведет одновременно и к уменьшению наличности.
|
|
Для определения эффективности деятельности предприятия применяется система показателей, представленная в таблице:
Показатель | Характеристика |
Производительность труда | |
Выработка | Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени. |
Трудоемкость | Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции |
Показатели использования основных фондов | |
Фондоотдача | Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов. |
Фондоемкость | Отражает стоимость основных фондов производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции. |
Фондовооруженность | Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами. |
Коэффициент интенсивности использования оборудования | Характеризует эффективность использования оборудования. |
Показатели использования оборотных средств | |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период. |
Коэффициент закрепления оборотных средств | Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации. |
Длительность одного оборота | Показывает, за какой срок предприятие возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции. |
Материалоемкость продукции | Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции. |
Показатели рентабельности | |
Рентабельность услуг | Эффективность затрат, произведенных предприятием, на производство и реализацию услуг. |
Рентабельность продаж | Характеризует прибыльность производственной деятельности предприятия за определенный период времени |
Рентабельность имущества предприятия | Показывает какую прибыль получает предприятие с каждого рубля вложенного в активы. |
В условиях рынка важное значение имеют показатели качества оказываемых услуг, так как качество сильно влияет как на повышение конкурентоспособности услуг, так и на повышение цены. Последнее увеличивает объем продаж, а следовательно, и рост прибыли.
Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:
- быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
- точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
- находить пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.
При рассмотрении показателей можно сделать вывод, что рыночные отношения предполагают, что в каждой сфере бизнеса должны быть свои показатели. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для развития предприятия в условиях острой конкуренции необходимо, чтобы руководитель видел результаты всех видов деятельности для формирования системы взаимосвязанных показателей, отражающих степень достижения целей предприятия.