Общие и специальные требования к рекламе, изложенные в законе «О рекламе»

Общие требования к рекламе:

1. Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления, независимо от формы или от используемого средства распространения. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается. Если радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий). Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

2. Реклама на территории Российской Федерации распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации. Данное положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

3. Реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не допускается. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".

5. Использование в рекламе объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Реклама не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

7. Реклама не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.

Комментарий к статье 5

В пункте 1 настоящей статьи воспроизводится вторая часть статьи 36 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации"*34 о запрете взимать плату за размещение рекламы в средствах массовой информации под видом информационного, редакционного или авторского материала. Как указано в Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4698), под средством массовой информации следует понимать периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации. В процессе обсуждения поправок к Закону "О рекламе" Общественным советом по рекламе и рабочей группой Государственной Думы предложено изложить пункт 1 статьи 5 комментируемого Закона в следующей редакции: "Реклама в средствах массовой информации должна быть четко отделена от редакционных, авторских и информационных материалов. Если реклама представлена в виде авторского, редакционного или информационного материала в печатных средствах массовой информации, она должна сопровождаться обозначением "реклама", "на правах рекламы" либо размещаться на рекламной полосе". Это предложение направлено на рассмотрение в Государственную Думу. Представляется, что предложенная новая редакция пункта 1 статьи 5 Закона логичнее и понятнее, чем ныне действующая редакция. Кроме того, она не дублирует Закон "О средствах массовой информации".

Запрет на распространение рекламы на иностранных языках не следует понимать буквально. Не является, на наш взгляд, нарушением этого запрета указание названия рекламируемой продукции на языке ее производителя, например компьютер "Рentium-100" или тонеры для копировальных аппаратов "Хеroх" или "Sharp". Не является нарушением и названия на иностранном языке зарубежных рекламодателей, например "Sonу" или "Раnasоnic", а также названия экспортируемой нами продукции как на русском, так и на иностранном языке, например "Russian vodka".

В то же время рекламу "Вас ждет отличный шопинг"*35 следует, по нашему мнению, рассматривать как нарушающую пункт 2 статьи 5 комментируемого Закона. Нарушающей Закон "О рекламе" следует рассматривать и рекламу, в которой искажается русский язык или в которой содержится, так называемый "блатной" жаргон, так как это не русский язык. Так, в рекламе радиостанции "Ностальжи" содержался такой вопрос: "И чо платят? Чо ты с ней до сих пор не сотрудничаешь?"*36 В рекламе предстоящего выступления группы "Юрайя Хип" содержалась такая фраза: "Выше их никого нет!"

Федеральная целевая программа "Русский язык", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г.*3, предусматривает разработку законодательных актов, регулирующих использование русского языка в средствах массовой информации и ответственность за нарушение этих норм в рекламе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. "Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке*38 установлено, что с 1 мая 1997 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации импортных продуктов питания без информации о них на русском языке. В связи с этим реклама таких продуктов питания также запрещена, так как не допускается реклама товаров запрещенных к производству и реализации. Правила, обеспечивающие наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке, помимо информации о составе, пищевой ценности, сроках годности, условиях хранения и способах приготовления, стране и фирме-производителе продуктов питания и рекомендаций по использованию для биологически активных пищевых добавок, требуют еще информацию на упаковке, этикетке или листе-вкладыше об условиях применения ввозимых в Россию продуктов питания, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний. Думается, что требование информации о противопоказаниях продуктов питания при отдельных видах заболеваний, в том числе и в рекламе, следовало бы предъявлять как к ввозимым из-за рубежа, так и к продуктам питания, производимым в нашей стране. С 1 января 1998 г. на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 21, ст. 2487) запрещена реализация на территории Российской Федерации определенных товаров и продукции без знаков соответствия, защищенных от подделок. Естественно, что реклама таких запрещенных к реализации товаров и продукции не допускается. В связи с изложенным следовало бы в части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" вместо слов "... к производству и реализации..." написать "... к производству или реализации...", то есть недвусмысленно запретить рекламу не только товаров, которые запрещено производить и реализовать в России, но и тех, которые производятся в других странах, но запрещено реализовать в нашей стране, или товаров, которые не запрещено производить в нашей стране, но запрещено реализовать без выполнения определенных требований, например без знаков соответствия. 16 июня 1997 г. Правительством РФ было установлено, что с 1 января 1998 г. запрещается продажа на территории Российской Федерации определенных товаров при отсутствии информации о сроках их службы (годности) (постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2942). Реклама таких товаров не допускается.

В качестве примера товаров, запрещенных к производству и реализации, реклама которых запрещена, можно привести радиоэлектронные средства, запрещенные к ввозу и эксплуатации на территории России. Это радиостанции (радиоудлинители телефонных каналов) типа "Тамагава", "Синал", "Ягуар", "Пантера", работающие на частотах авиации и спецслужб, и другие радиоэлектронные средства.

Запрещается также реклама товаров и услуг, в случае если эти действия являются наказуемыми в уголовном или административном порядке. Например, реклама покупки и продажи государственных наград, трудовых книжек, порнографических произведений и т.п.

Пунктом 3 настоящей статьи запрещается реклама товаров и реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено.

Статьи 49 ГК Российской Федерации предусматривает возможность для юридических лиц заниматься определенными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии). Естественно, что и рекламировать свою деятельность и ее результаты можно только при наличии лицензии. В настоящее время наиболее полный перечень видов деятельности, требующих лицензии, приведен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", 1995, 6 января). В том же постановлении указаны органы, которым предоставлено право выдачи лицензии. В литературе высказано не лишенное оснований мнение о том, что это постановление следует считать недействительным, так как оно издано не до, а после вступления в силу статьи 49 ГК, то есть после 8 декабря 1994 г., когда виды подлежащих лицензированию видов деятельности должны устанавливаться только законом, а не иными нормативными актами*39. Несмотря на это, указанное выше постановление Правительства и изданные в соответствии с ним нормативные акты субъектов Российской Федерации продолжают действовать.

В своей книге И.В. Крылов задает такой интересный вопрос: "...банк кроме генеральной лицензии Центробанка может обладать лицензией на право ведения операций с ценными бумагами, валютой, драгоценными металлами и др. Какую из лицензий указывать в рекламе? Генеральную или в зависимости от конкретного вида рекламируемых финансовых услуг?" (Теория и практика рекламы в России. - "Центр", 1996, с. 103--106). Думается, что ответ на вопрос вытекает из статьи 49 ГК и пункта 3 статьи 5 Закона "О рекламе". В рекламе должна быть указана лицензия на те услуги, которые рекламирует банк.

Примерами рекламы, в которой отсутствовали данные о лицензии, может служить реклама ОАО "Первый российско-американский фонд взаимных вложений "Большой", в которой отсутствовала пометка о номере лицензии и органе, выдавшем ее. Подобное нарушение было допущено и фирмой "Апрель" в рекламе о реализации ювелирных изделий*40. Даже "Российская газета", учредителем которой является Правительство Российской Федерации, допускает в публикуемой рекламе нарушение требований, касающихся информации о лицензии. Так, в рекламе "школы права "Статут", опубликованной в "Российской газете" 18 марта 1997 г., не указано, кем выдана указанная в рекламе лицензия на образовательную деятельность.

Значительные трудности возникают для рекламы по радио, когда она передается, например, в виде песни, частушек или стихов. Следует ли выполнять требования об указании лицензии и выдавшего ее органа в этом случае, а также в рекламе на газонах, одежде, сувенирной рекламе (брелках, авторучках, перочинных ножах и т.д.), рекламе с помощью авиасредств? Дело в том, что пункт 3 настоящей статьи Закона "О рекламе" для указанных видов рекламы исключения не делает. Единственное исключение сделано для устной рекламы, так как речь идет о соответствующих письменных, визуальных отметках. Следовательно, устная реклама на пресс-конференциях, например или презентациях освобождена от необходимости упоминать о лицензии и органе, выдавшем ее.

Тот же вопрос можно задать в отношении пометки "подлежит обязательной сертификации", предусмотренной пунктом 4 комментируемой статьи. Как указано в статье 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. "О сертификации продукции и услуг" ("Российская газета", 1993, 25 июня), сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Статья 7 указанного Закона запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата соответствия. Это противоречит Закону "О рекламе", который такого запрета не содержит, не обязывает рекламопроизводителей и рекламораспространителей требовать от рекламодателя предъявления сертификата на рекламируемый товар, как это делается в отношении лицензиии на определенный вид рекламируемой деятельности. Сертификат соответствия выдается на конкретную партию товара в отличие от гигиенического сертификата, который выдается на вид товара и служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека при соблюдении определенных условий. В журнале "Хозяйство и право", 1993, N 1 приводится постановление Госкомсанэпиднадзора от 5 января 1993 г. N 1 "O порядке выдачи гигиенического сертификата на продукцию и виды продукции, на которые должен быть гигиенический сертификат". В "Российской газете" за 6 января 1995 г. приводится номенклатура продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации*41. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации утвержден постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации", 1995, N 7. Незнание законодательства о сертификации продукции и услуг приводит иногда к курьезам. Так, одна из омских газет опубликовала следующую рекламу: "Брачное агентство "Люкс", тел.:...(Подлежит обязательной сертификации)".

Приказом Минздрава РФ от 20 июля 1998 г. N 217 постановление Госкомсанэпиднадзора РФ от 5 января 1993 г. N 1 признано утратившим силу

Статьей 16 Закона "О рекламе" предусмотрено, что предупреждению о вреде курения должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного времени, а при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов рекламной площади (пространства). По нашему мнению, пометка о номере лицензии и наименовании органа, выдавшего эту лицензию, а также пометке "подлежит обязательной сертификации" должно быть выделено такое же количество эфирного времени и рекламной площади (пространства). Отсутствие такого требования в Законе приводит к тому, что в целях экономии эти пометки в периодической печати передаются в сокращенном виде или таким шрифтом, который невозможно прочитать без увеличительного стекла. Помимо тех запретов на рекламу, которые содержатся в настоящей статье, следовало бы, по нашему мнению, указать, какую музыку, какие отрывки из кинофильмов и художественных произведений и какие символы не могут быть использованы в рекламе. Это необходимо, чтобы реклама памперсов, например, не сопровождалась исполнением государственного гимна России, чтобы на мыле не был изображен двуглавый орел, а Петр Первый не призывал покупать японские телевизоры. Исходя из специального постановления "Е", уточняющего некоторые статьи Международного кодекса рекламной этики, о котором мы говорили в комментарии к статье 3 Закона "О рекламе", к общим требованиям к рекламе следовало бы отнести и требования к товарам, которые могут быть потенциально ядовитыми или пожароопасными, особенно когда эти свойства не заметны покупателю. В этом случае в рекламе должно обязательно быть указание на опасные свойства таких товаров, например: "Осторожно, товар ядовит! Читайте инструкцию по его применению" или "Осторожно, товар пожароопасен". По нашему мнению, статью 5 Закона "О рекламе" необходимо дополнить также указанием на то, что товарный знак допускается использовать в качестве рекламы только тех товаров, которые составляют более 50% общего числа товаров, производимых под этим товарным знаком, соответствующими юридическими или физическими лицами, которым он принадлежит. При наличии такого требования в Законе "О рекламе" можно было бы избежать споров по поводу рекламы "Довгань" и "Мартини", когда под этими товарными знаками производился не только алкоголь, но и другая продукция, хотя основным видом выпускаемой продукции был алкоголь. Надо полагать, что законодатели учтут эти замечания при внесении изменений и дополнений в Закон "О рекламе".

Специальные требования к рекламе:

Статья 6. Недобросовестная реклама

Недобросовестной является реклама, которая:

дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами;

содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также содержит высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента (конкурентов);

вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

Недобросовестная реклама не допускается.

Комментарий к статье 6

Как отметила Т.Н.Ткачева: "Понятие "некорректное" не идентично понятиям "ложный, неточный, искаженный". Корректность предполагает наряду с достоверностью также тактичность, пристойность, добропорядочность сравнения"*42.

Примером некорректного сравнения рекламируемого товара с товарами других юридических лиц может служить транслируемая по Российскому телевидению реклама такого содержания: "Это вам не "Кола""! - "Доктор Пеппер!"" и т.п.

Пример недобросовестной рекламы приведен и Г.Г.Усковой. Акционерное общество "Забайкальский хлеб плюс" в своей рекламе использовало ролик мини-пекарни "Дока-хлеб". В этом случае речь шла о введении потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара путем имитации, копирования рекламного изображения, используемого в рекламе другого товара*43.

Примером недобросовестной рекламы, которая вводит потребителей в заблуждение посредством злоупотребления доверием физических лиц в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации, является, по нашему мнению, реклама "Омскпромстройбанка": "Мы строим будущее". В рекламе отсутствует информация о том, в чем заключается строительство банком будущего, о каком будущем идет речь и для кого строится это будущее.

Статья 7. Недостоверная реклама

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:

таких характеристик товара, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, место происхождения;

наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;

стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы;

дополнительных условий оплаты;

доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;

гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;

исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг;

прав на использование государственных символов (флагов, гербов, гимнов), а также символов международных организаций;

официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;

предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если товар является частью серии;

результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;

статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;

ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;

использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "только", "лучший", "абсолютный", "единственный" и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально;

сравнений с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;

ссылок на какие-либо гарантии потребителю рекламируемых товаров;

фактического размера спроса на товар;

информации о самом рекламодателе.

Недостоверная реклама не допускается.

Комментарий к статье 7

Как отмечает Н.Е. Фонарева: "В законе (имеется в виду Закона "О рекламе") не случайно разделены понятия недостоверности и недобросовестности. Если первое связано с запретами искажения объективно существующей рыночной информации (чаще всего характеристик товара, работы, услуги), то второе связано с запретом на использование недобросовестных способов, направленных на опорочение конкурента, а также лиц, не пользующихся данным товаром, либо подачи самой рекламы в таком оформлении, которое приводит к смещению представлений потребителей о рекламируемом товаре с другими товарами (как правило, имеющими хорошую, устойчивую репутацию)*44.

Примером не соответствующих действительности сведений в отношении гарантийных обязательств может послужить указание рекламодателями заниженных гарантийных сроков на импортную технику против сроков иностранных фирм-изготовителей. Так, например, изготовителем телевизора "Сони" установлен гарантийный срок - два года, в то время как в рекламе указан один год. Следует при этом иметь в виду, что на основании Закона "О защите прав потребителей" гарантийный срок устанавливается изготовителем, а не продавцом.

В печати отмечалась недостоверность рекламы такого лекарства, как панагин. Указывалось, что он лечит стенокардию, в то время как он ее не лечит. Он необходим лишь при передозировке дигоксина, которым лечат сердечную недостаточность. В комментируемой статье дается лишь примерный перечень терминов, в превосходной степени, которые недопустимо использовать в рекламе, если их невозможно подтвердить документально. К таким терминам, помимо приведенных в настоящей статье, относится, например, термин "лидер". Поскольку термин может состоять как из одного, так и из нескольких слов, думается, что использование в рекламе таких слов, как "впереди всех" ("Мы впереди всех"), также относится к терминам, которые необходимо подтверждать документально".

Примером неподтвержденной документально рекламы с использованием терминов в превосходной степени может служить реклама самарской фабрики мороженого "Сам-По". В рекламе своего мороженого она не только некорректно сравнивала свою продукцию с мороженым немецкой фирмы по производству мороженого "Марс", что само по себе является нарушением статьи 6 комментируемого Закона, но и наделяла свое мороженое терминами "самое лучшее", не подтверждая это никакими документами. Комиссия ГКАП, куда обратилась с жалобой немецкая фирма, выдала самарской фабрике мороженого "Сам-По" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе*45.

Интересный пример недобросовестной рекламы приведен начальником Хакасского теруправления ГАК России Э.Р. Гофманом и начальником отдела этого управления П.А.Шалимовым. Общество с ограниченной ответственностью "КАМАЗсервис", расположенное в г. Абакане, опубликовало в газетах "Хакассия" и "Абакан" рекламу о предоставлении услугам, аналогичных услуг ТОО "Абаканский автоцентр КАМАЗ", используя в рекламе товарный знак (знак обслуживания) "КАМАЗ" без разрешения его владельца, что запрещено статьей 4 Федерального закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Эта реклама ввела в заблуждение потребителей в части появления в Абакане еще одного представителя головного предприятия "КАМАЗавтоцентр" г. Набережные Челны, кроме ТОО "Абаканский автоцентр КАМАЗ". Хакасским теруправлением ГАК России указанная реклама была признана недостоверной в части распространения ООО "КАМАЗсервис" не соответствующих действительности сведений в отношении исключительных прав рекламодателя на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица*47.

С.Е. Накушный отмечает, что к недостоверной относится подчас такая реклама, в которой рекламодатели, "предлагая отечественные товары и используя в рекламе выдержки из иностранных журналов, элементы иностранной рекламы, просто фрагменты фильмов, вводят этим потребителя в заблуждение относительно рекламируемого товара"<См.: Там же, с. 24.>.

Статья 8. Неэтичная реклама

1. Неэтичной является реклама, которая:

содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц;

порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;

порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту Российской Федерации или иного государства, религиозные символы;

порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.

Неэтичная реклама не допускается.

2. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Комментарий к статье 8

Примером неэтичной рекламы, нарушающей общепринятые нормы морали, является реклама прокладок в "критические дни" женщин. Вот что по этому поводу написала в газете "Омский вестник" (1996, 31 октября) одна из читательниц: "Когда молодые русские девчонки рекламируют "Тампаксы" и гигиенические пакеты, я все время думаю: "Во дают!" Их друзья видят этот позор, родители, знакомые родителей. Меня эта реклама сначала смущала, а теперь бесит. Представляете, во дворе маленькие мальчишкии грают, один кричит: "О'кей", а другой "О би". Меня дома восьмилетний братишка замучил: "Для чего нужны тампаксы?" Уж лучше бы врачи об этом рассказывали на уроках для девочек, а не гнали неприличную рекламу на всю страну".

Неэтичной была признана антимонопольным управлением реклама водочной продукции Санкт-Петербургской компании "Ливиз". В рекламе изображались три бутылки водки с ливизовскими этикетками, а над ними, как бы опершись на эту прочную основу, возникал силуэт Петербурга. По периметру этой рекламы плясал веселый народ с бутылками и стаканами в руках. Рекламный плакат завершался фразой: "На том стояла и стоять будет земля русская"*48.

Примером неэтичной рекламы, нарушающей общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных образов в отношении религиозных и иных убеждений физических лиц, может служить реклама фирмы "Бенеттон". В рекламе изображался только что умерший больной СПИДом и "цветной" с автоматом за спиной, держащий в руках человеческую берцовую кость. Была запрещена не только эта реклама, но и реклама той же фирмы на такие мотивы, как "люди в контейнере", "корабль беженцев", "изображение силы", "испачканная в нефти водоплавающая птица", "работа детей", "штамп: реакция ВИЧ положительная" и "испачканная кровью одежда боснийского бойца". Суды Италии и Германии, где распространялась эта реклама, указывали, что концепция рекламы фирмы "Бенеттон" основана на явно циничной установке: чтобы обратить внимание на фирму "Бенеттон", хороши все средства*49. Та же фирма "Бенеттон" в одной из своих реклам изобразила белого ребенка в наряде ангелочка и рядом с ним - чернокожего мальчика в костюме дьявола*50. Такая реклама является образцом рекламы, нарушающей общепринятые нормы морали путем употребления оскорбительных сравнений и образов в отношении расы физических лиц. Примером неэтичной рекламы, порочащей какой-либо товар, являлась реклама "Проктер энд Гэмбл", в которой известное российским потребителям мыло отшвыривалось как плохое. После представления, сделанного фирме Общественным советом по рекламе, указанная реклама была изменена*51.

Приведенное в комментируемой статье понятие "неэтичная реклама" не охватывает рекламу эротического характера. В проекте Закона "О рекламе", опубликованном в "Российской газете" 29 октября 1994 г. реклама эротического характера входила в более широкое понятие "пристойная реклама". На рекламу эротической продукции видимо, следует распространить действие статьи 37 "Эротические издания" Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Она допускается в радио- и телепрограммах только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Реклама эротического характера может быть размещена только в средствах массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, в запечатанных прозрачных упаковках и только в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной адмимистрацией.

Пункт 2 настоящей статьи имеет в виду порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации, установленный статьей 152 ГК РФ и статьями 43 - 45, 57 и 62 Закона РФ "О средствах массовой информации"*52

Статья 9. Заведомо ложная реклама

Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Заведомо ложная реклама не допускается.

Комментарий к статье 9

По мнению Н.Е. Фонаревой, заведомо ложная реклама является особо тяжким видом недостоверной рекламы, так как предполагает умышленное введение в заблуждение потребителей*53.

Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержащаяся в ней информация как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели введения в заблуждение потребителя рекламы могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют.

Сделка, совершенная под влиянием заведомо ложной рекламы, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона "О рекламе" и статьи 179 ГК РФ может быть признана недействительной как совершенная под влиянием обмана. Потерпевшему в этом случае возвращается виновным все полученное им по сделке и причиненные убытки.

Для признания рекламы заведомо ложной не имеет значения наличие потерпевших от такой рекламы. Достаточно потенциальной возможности ввода в заблуждение потребителей рекламы. Примером заведомо ложной рекламы может служить реклама открытого акционерного общества "Первый российско-американский фонд взаимных вложений "Большой"", в рекламе которого указывалось, что фонд берет обязательства по выкупу акций у первоначальных владельцев через своих агентов. Между тем фонд, имея лицензию закрытого инвестиционного фонда, в соответствии с Положением об инвестиционных фондах и уставом осуществлял эмиссию ценных бумаг без обязательства их выкупа*54.

Заведомо ложной была и реклама фирмы "Горбрус" о первом коммерческом кладбище в Подмосковье. Главное место в рекламе занимала фотография входа на кладбище, на которой изображены отличной работы чугунная ограда, каменные ворота, а за ними ухоженные клумбы, подстриженные кусты и тенистые аллеи. В информации, помещенной рядом с фотографией, сообщалось о том, что площадь предоставляемых участков неограниченна. Эта информация была ложной, так как на коммерческом кладбище действовали те же нормативы, что и на других кладбищах. Фотография, указанная выше, тоже не соответствовала действительности, так как на кладбище не было ни единого дерева. Рядом с входом вместо клумб находились три вагончика, в которых располагалась администрация кладбища*55.

Примеры заведомо ложной рекламы мебели, бытовой техники и автомобилей были приведены в газете "Известия" 24 апреля 1996 г., а также в газете "Аргументы и факты", N 19 за 1997 г., о рекламе кулинарного жира "Рама", который приравнивается в телевизионной рекламе к сливочному маслу "Вологодское" и поедается детьми кусками. Особо вредна заведомо ложная реклама лекарств, о которой писала газета "Известия" 5 февраля 1997 г.

Недавно получила распространение реклама экспресс-тестов для диагностики инфицирования вирусом иммунодефицита человека. Согласно рекламе анализ можно делать как с помощью медработника, так и самостоятельно. Думается, что такую рекламу следует считать заведомо ложной, так как анализ крови на ВИЧ должен проводиться только в медицинском учреждении, имеющем специальную лицензию (см. комментарий президента Российского фонда "Имена" (неправительственная антиСПИДовская организация), опубликованный в "Российской газете" 8 мая 1997 г.).

За рубежом за заведомо ложную рекламу предусмотрены более суровые санкции, чем в нашем законодательстве. Не будем брать примеры из практики США, но даже по законодательству соседней Литвы за ненадлежащую рекламу предусмотрен штраф в размере до 10% от суммы общих годовых поступлений фирмы.

Статья 10. Скрытая реклама

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается.

Комментарий к статье 10

Классический пример скрытой рекламы приведен одним из разработчиков Закона "О рекламе" профессором А. Пузановских в интервью "Российской газете", опубликованном 30 июня 1995 г. На вопрос корреспондента, что такое скрытая реклама, он ответил: "На наших телеэкранах популярным жанром становятся передачи типа "Лицом к лицу". Это интервью в прямом эфире с известными людьми. И уважаемый артист, писатель, спортсмен вдруг красиво закуривает, ставит пачку определенных сигарет на стол перед собой либо демонстрирует определенную зажигалку и т.д. Что это, как не своеобразно поданная реклама? Новелла закона о скрытой рекламе такое акцентированное внимание слушателя, превращающегося в потребителя продемонстрированной продукции, квалифицирует как скрытую рекламу. Если ты рекламируешь товар, то будь добр плати соответствующий налог". А вот более свежий пример скрытой рекламы.

1 мая 1996 г. в телевизионной передаче "Аншлаг", в которой речь шла о творчестве артиста Михаила Евдокимова, участники передачи пили и расхваливали "Кремлевскую водку". Кстати, спонсором программы была организация, выпускающая эту водку, которая указанным выше образом обошла запрет рекламы алкогольных напитков по телевидению. Скрытой рекламой, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие путем использования специальных видеовставок и иными способами, является реклама, влияющая на подсознание человека путем использования "25-го кадра". В кинофильм к двадцати четырем кадрам, проходящим в секунду, добавляют еще один с конкретной рекламой. Человеческий глаз не улавливает лишний кадр, но подсознание срабатывает, и посетители кинотеатров бросаются покупать тот или иной товар.

Статья 11. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах

1. В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:

детские и религиозные передачи;

образовательные передачи более чем один раз в течение 15минут на период, не превышающий 45 секунд;

радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей;

транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";

иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут;

иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.

2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.

3. Распространение рекламы одного и того же товара, а равно распространение рекламы о самом рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.

4. В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания в течение суток.

Комментарий к статье 11

В статьях 11-17 комментируемого Закона даются особенности отдельных видов рекламы. Следует отметить, что особенности рекламы, о которой говорится в Законе, не охватывают всех видов рекламы, имеющих особенности. В Законе не указаны особенности рекламы на газонах, одежде, упаковке товаров, летательных аппаратах, рекламы в космосе и на других планетах, сувенирной, песенной и устной рекламы. Особую статью Закона следовало бы посвятить новейшему виду рекламы - рекламе в сети, предоставляемой internet. Дополнение Закона "О рекламе" особенностями указанных видов рекламы принесет практическую пользу.

Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации", о котором идет речь в пункте 1 настоящей статьи был принят Государственной Думой 15 декабря 1994 г., подписан Президентом Российской Федерации 13 января 1995 г.*56

Запрет, о котором говорится в пункте 1 настоящей статьи, закреплен в статье 13 указанного Закона.

Помимо указанных выше передач о деятельности органов государственной власти, нельзя прерывать рекламой товаров, работ, услуг передачи, относящиеся к предвыборной агитации*57.

Судя по информации одного из разработчиков Закона "О рекламе", ограничения времени демонстрации рекламы, приведенные в комментируемой статье, взяты не "с потолка", а тщательно проработаны с тем, чтобы не разрушить передачи*58. Несмотря на такую "тщательную проработку", реклама у нас по закону не должна превышать 25% объема вещания в течение суток, а на Западе - всего 10-13%. Как следует из публикаций в периодической печати, ограничения, установленные комментируемой статьей Закона "О рекламе", не изменили отношения к ней слушателей и телезрителей. Она по-прежнему остается навязчивой и многими не воспринимается. 90% телевизионных зрителей "рекламную паузу" на дух не переносят: или переключаются в этот момент на другие каналы, или убирают звук, или идут на кухню заварить чайку, или вместе с близкими обсуждают закончившийся фрагмент передачи*59.

По поводу использования рекламы в виде "бегущей строки", о которой говорится в пункте 2 комментируемой статьи, следует отметить, что не запрещается ее использование в радиопостановках и художественных фильмах без согласия правообладателей, так как "бегущая строка" не прерывает эти радиопостановки и фильмы.

В то же время, по мнению многих, следовало бы установить в Законе "О рекламе" перечень передач, в которых нельзя использовать рекламу в виде "бегущей строки" и которые нельзя прерывать любой рекламой вообще. В некоторых странах существуют различные правила трансляции рекламы по государственным и частным каналам. В Германии, например, по государственным каналам разрешается транслировать рекламные ролики до 20.00 часов. А на частных телекомпаниях такого запрета нет, и это приносит им больше прибыли. Однако для частных телекомпаний имеются также определенные ограничения. Им, например, разрешается прерывать трансляцию телефильма рекламным роликом, если его продолжительность не более 90 минут. Если больше, то возможны два рекламных блока. При этом не имеет значения, кто является правообладателем художественного фильма. У нас же правообладатель может прерывать художественный фильм рекламой бесчисленное количество раз, что раздражает зрителей, ведет к негативному отношению к рекламе.

Статья 12. Особенности рекламы в периодических печатных изданиях

В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Комментарий к статье 12

Как указано в статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под периодическими печатными изданиями, не специализирующимися на сообщениях и материалах рекламного характера, следует понимать такие периодические издания, которые не зарегистрированы в качестве таковых. Это вытекает из статьи 36 Закона "О средствах массовой информации".

Статья 13. Особенности рекламы в кино- и видеообслуживании, справочном обслуживании

1. Прерывать рекламой демонстрацию фильма, за исключением перерывов между сериями (частями), в кино- и видеообслуживании не допускается.

2. При справочном телефонном обслуживании реклама может предоставляться только после сообщения справки (справок), запрашиваемой абонентом.

3. При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании реклама может предоставляться только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.

Комментарий к статье 13

В последнее время, как отмечается в работах, посвященных рекламе, рекламодатели и рекламные агентства, которые специализируются в области прямой почтовой рекламы, все чаще рассылают вместо писем, проспектов или листовок рекламные видеокассеты и видеодиски.

Что касается компьютеризованной рекламы, то в ряде стран существуют банки данных специализированных компьютерных систем, куда рекламодатели вносят за плату необходимые сведения о своих организациях и выпускаемых ими товарах. Желающие приобрести какие-либо товары или услуги могут подключаться к этим банкам данных с помощью телефонов или специальных терминалов и получать необходимую им информацию. Внедрение в нашей стране компьютеризованной рекламы делает только первые шаги.

То же самое можно сказать и о средствах рекламы, основанных на сочетании источников компьютерной информации и кабельного телевидения. Такое сочетание представляет собой реклама в виде теле- и видеокаталогов. Об особенностях такой рекламы в комментируемом Законе ничего не говорится.

Статья 14. Особенности наружной рекламы

1. Распространение рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения (наружная реклама) в порядке, предусмотренном пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.

2. Распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с:

соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с территориальным подразделением государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог - за пределами территорий городских и сельских поселений;

территориальным подразделением государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел - на территориях городских и сельских поселений; соответствующим органом управления железными дорогами - в полосе отвода железных дорог.

За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, взимается плата в порядке и в размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с соответствующими органами, указанными в настоящем пункте. При этом размер платы не должен превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение наружной рекламы, определению мест ее распространения и контролю за состоянием наружной рекламы и технических средств ее стабильного территориального размещения.

3. Распространение наружной рекламы путем установки на территории (в том числе на территориях памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Комментарий к статье 14

В литературе о рекламе отмечаются следующие особенности наружной рекламы. Одни авторы указывают, что "...это средство воздействия, позволяющее настичь человека не дома и не в конторе, а на улице или во время поездок. В современном мобильном обществе с наружной рекламой встречается большая часть населения". В то же время они признают, что "...как правило, основной функцией объектов наружной рекламы является подкрепление и дополнение рекламы, размещаемой в других средствах массовой информации, путем напоминания о марке товара или названии фирмы"*63.

Другие полагают, что наружная реклама -- это "выброшенные деньги". Эксперт рекламного агентства И. Пономарев, например, в своей статье*64 пишет: "Наружная реклама неоперативна, одно оформление документации занимает несколько месяцев. Если вам нужно быстро распродать товар, заказывать рекламу следует в прессе, на радио, но никак не размещать объявления на уличных щитах". В то же время он отмечает такую особенность наружной рекламы:"...она незаменима, если вы хотите познакомить со своей фирмой жителей определенного района, тех, кто ездит по данной трассе или ходит по данной улице, или указать место, где находится ваш офис. Уличные рекламоносители имеют четко определенную аудиторию, которую условно можно поделить на две категории. Пешеход не обратит внимание на уличный щит, каким бы большим он не был, но его взгляд обязательно привлечет плакат на автобусной остановке или рекламной тумбе. Точно так же автомобилист не заметит рекламных установок, стоящих на тротуаре, ибо ему виднее уличные щиты, панель - кронштейны на столбах освещения, крышные установки и брандмауэры".

Несмотря на то что пункт 1 комментируемой статьи относит к наружной рекламе только технические средства стабильного территориального размещения, в литературе, посвященной рекламе, к наружной относятся такие разновидности рекламы, как витрины, элементы внутримагазинной рекламы (указатели, информационные табло, ценники и т.п.), вывески, оформление офисов, приемных и других служебных помещений, спецодежду обслуживающего персонала*65. Думается, что это противоречит не только пункту 1 ст. 14 Закона "О рекламе", но и пункту 2 этой статьи, предусматривающей получение разрешения на размещение рекламы, плату за это разрешение и согласование его с подразделениями ГАИ и другими органами. Размещение витрин, элементов внутримагазинной рекламы и других разновидностей рекламы, являющихся якобы наружными, никакого разрешения, платы и согласования не требуют, поэтому согласно Закону "О рекламе" не относятся к наружной рекламе. К наружной рекламе относят вывески и другие авторы. О том, что вывески, как правило, не следует относить к рекламе и об отличии вывесок от рекламы речь шла в комментарии к статье 2.

В связи с опубликованием в газете "Мир новостей" 7 октября 1996г. статьи Ф. Перфилова "Мычащая реклама" возник вопрос о том, следует ли относить к наружной рекламе рекламу различных фирм на накидках из пластика, "одетых" на коров и других животных, которые пасутся поблизости от шоссе, где много автомобильных пробок и других местах, пригодных для рекламирования товаров и товаропроизводителей. Думается, что по тем же основаниям, что и витрины и другие названные выше разновидности рекламы, "мычащую рекламу" нельзя отнести к наружной. Как указано в пункте 2 комментируемой статьи, распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Однако в компетенцию органов местного самоуправления входит не только дача разрешения на размещение наружной рекламы. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1997 г. "О рекламе"*66 отмечено, что на основании статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

При применении пункта 2 комментируемой статьи рекламодатели, рекламораспространители и рекламные агентства во избежание ошибок должны, во-первых, иметь в виду, что разрешения на распространение наружной рекламы даются городскими, а не районными в городах органами местного самоуправления. Во-вторых, что плата взимается только за выдачу таких разрешений, следовательно взимается только указанными выше органами местного самоуправления, а не органами, с которыми в соответствии со статьей 14 Закона "О рекламе" согласовывается выдача таких разрешений. Между тем некоторые органы ГАИ, например, именуют согласование с ними разрешений местных органов самоуправления на размещение наружной рекламы "разрешениями" и взимают с рекламодателей и рекламораспространителей плату за указанное согласование. Следует отметить, что вина в этом ложится на МВД Российской Федерации, которое в своем приказе от 14 сентября 1995 г. N 1/4377 "О реализации Закона Российской Федерации "О рекламе"" именовало указанное согласование с ГАИ решений органов самоуправления "разрешениями на размещение наружной рекламы". В то же время этим приказом органам ГАИ запрещено получать плату за согласование с ними разрешения на размещение наружной рекламы с рекламодателей. В приказе органам ГАИ предложено "войти в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с предложениями о выделении Госавтоинспекции части средств из местного бюджета, получаемых от размещения рекламы на автомобильных дорогах, улицах и автотранспортных средствах, с целью компенсации расходов на выполнение данной контрольно-надзорной деятельности". К указанному выше приказу МВД России приложены утвержденные Главным государственным автомобильным инспектором Российской Федерации 6 сентября 1995 г. "Временные требования к размещению рекламы на автомобильных дорогах и улицах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" и "Временные требования к размещению рекламы на автотранспортных средствах по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

См. Инструкцию о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах, утвержденную приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. N 410

В настоящее время указанные выше "Временные требования..." применять нельзя, ибо как первые, так и вторые не зарегистрированы в качестве ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции Российской Федерации, о чем последнее поставило в известность Государственный антимонопольный комитет письмом от 12 апреля 1996 г. N 07-02-304-96*67.

В-третьих, необходимо иметь в виду, что, исходя из пункта 2 комментируемой статьи, согласование размещения органа местного самоуправления в соответствующих случаях с органом управления автомобильных дорог, территориальным подразделением ГАИ, органом управления железными дорогами возлагается не на рекламодателей и рекламораспространителей, а на орган местного самоуправления.

В-четвертых, в случае сомнения рекламодатель и рекламораспространитель вправе потребовать у органа местного самоуправления, выдающего разрешения на распространение наружной рекламы документального подтверждения того, что в соответствии с Положением о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений"*68, и законом о землеустройстве соответствующего субъекта Российской Федерации земля, на которой будет размещена наружная реклама, является муниципальной собственностью.

Продолжая исследование пункта 2 комментируемой статьи, следует отметить, что возможны случаи размещения наружной рекламы в море и на реках, а также вблизи площадок, предназначенных для летательных аппаратов. В этом случае, думается, разрешение на размещение рекламы должно выдаваться соответствующим органом местного самоуправления согласованно с соответствующими органами управления морским, речным или воздушным транспортом. Думается, что законодатель обратит внимание на это упущение в статье 14 Закона "О рекламе" при решении вопроса о внесении в него изменений и дополнений.

В настоящее время, используя свои права, о которых речь шла выше, органы местного самоуправления принимают положения, в которых определяются особенности распространения наружной рекламы на подведомственной им территории, порядок и размер платы за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы. Представляется, что в этих положениях исходя из предложений, опубликованных в печати, следовало бы:

а) установить зоны с ограничениями на рекламу (например, исторические центры городов и иных населенных пунктов, территории вблизи храмов различных конфессий и др.). Установить, что в этих зонах может распространяться театральная, музейная, филармоническая реклама;

б) установить более высокую плату за разрешения на рекламу алкогольных напитков и табачных изделий, учитывая вред, который они приносят здоровью;

в) установить более высокую плату за размещение наружной рекламы в тех местах, где скорость движения автомобилей ниже обычной (у светофоров, переходов, постов ГАИ и других подобных местах). И еще одно обстоятельство, заслуживающее внимания. В некоторых городах органы местного самоуправления принимают решения, обязывающие рекламодателей и рекламопроизводителей заключать договоры на распространение рекламы не с собственниками соответствующего имущества, а с городским органом местного самоуправления. При этой придумали такое неправовое понятие, как "рекламное пространство", которое якобы принадлежит во всех случаях органу местного самоуправления. Такой, с позволения сказать, "порядок" установлен, например, в городе Екатеринбурге. Этот порядок противоречит пункту 3 комментируемой статьи, которая предусматривает заключение договоров на размещение наружной рекламы только с собственниками соответствующего имущества.

Статья 15. Особенности рекламы на транспортных средствах и почтовых отправлениях

1. Распространение рекламы на транспортных средствах осуществляется на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество.

Случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.

2. Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются указанным органом. При этом данная плата не должна превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы. Плата вносится в федеральный бюджет в полном объеме.

Комментарий к статье 15

Речь в этой статье идет не только о рекламе на бортах транспортных средств (автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов, самолетов, морских и речных судов, вертолетов, дирижаблей), но и внутри этих транспортных средств, в их салонах. Статья 5 Закона "О рекламе" не делает никаких исключений из общих требований к рекламе в отношении рекламы на транспортных средствах. Размещение рекламы на транспортных средствах предварительного согласования с каким-нибудь государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления не требует.

Статья 16. Особенности рекламы отдельных видов товаров

1. Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна:

содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкоголя или курения имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;

дискредитировать воздержание от употребления алкоголя или от курения, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;

обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;

распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;

распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;*69 распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

Распространение рекламы табака и табачных изделий во всех случаях должно сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее чем три секунды эфирного времени, при распространении рекламы другими способами - не менее пяти процентов рекламной площади (пространства).

2. Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на оказание таких услуг, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, не допускается, в том числе и в случаях получения патентов на изобретения в указанной области.

Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается с учетом требований, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, только в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

3. Не допускается реклама всех видов оружия, вооружения и военной техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, а также разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного.

Не допускается реклама разрешенного гражданского оружия, вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, если указанная реклама прямо или косвенно раскрывает технологию производства, способы боевого и специального применения оружия, вооружения и военной техники.

Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия, в том числе охотничьего и спортивного, допускается только в периодических печатных изданиях, специализирующихся на распространении рекламы, а также в иных периодических печатных изданиях, предназначенных для пользователей разрешенного гражданского оружия, и в местах применения охотничьего и спортивного оружия.

Распространение рекламы разрешенного гражданского оружия в электронных средствах массовой информации допускается только после 22 часов местного времени.

Реклама боевого и служебного оружия, а также вооружения и военной техники, внесенных в перечень продукции военного назначения, экспорт и импорт которой в Российской Федерации осуществляются по лицензиям, допускается только в изданиях, указанных в Законе Российской Федерации "Об оружии", а также на специализированных выставках или на ярмарках-продажах, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 16

Пункт 1 настоящей статьи следует применять с учетом пункта 2 статьи 33 Закона "О рекламе", запрещающего рекламу алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах с 1 января 1996 г. В то же время этот запрет не затрагивает организаций, производящих алкогольные напитки, табак и табачные изделия. Отсутствие такого запрета успешно используют некоторые организации. Думается, что такую рекламу следует признавать скрытой рекламой алкогольной и табачной продукции, так как именно это является ее целью.

Скрытой рекламой табачных изделий, на наш взгляд, явл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: