Для того, чтобы наладить отношения власти с населением, необходимо знать, что из себя представляет массовое сознание, т.к. именно с ним приходится работать в процессе формирования имиджа.
Характеристики массового сознания:
1. иррациональность – в массовом сознании господствуют психологические, а не рациональные законы;
2. мнение большинства;
3. самые яркие, броские признаки, которые не являются существенными;
4. недиалектичность оценок – нет противоположностей, все или положительно, или отрицательно, нет золотой середины.
Таким образом, в массовом сознании господствует СТЕРЕОТИП – комплекс представлений, которые воспринимаются как истинные, независимо от того, истинны/ложны они в действительности. Стереотипы проявляются в общественном мнении – оценочное суждение разных социальных групп по общественно-значимым проблемам.
Именно общественное мнение делает массовую аудиторию управляемой.
В результате, можно сделать вывод о том, что формирование имиджа – результат воздействия самых разных факторов, в первую очередь, психологических.
|
|
Одним из первых, кто ввел понятие "имидж" в специальную литературу, был О.Феофанов. В своей работе «Реклама: новые технологии в России» он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя.
Имидж - это образ отдельных конкретных деятелей, организаций, создаваемый по заданной схеме, с целью вызвать у массовой аудитории желательное восприятие его объекта и соответственно ту или иную активность в поведении.
В определенной мере имидж близок понятию "социальный стереотип", однако, стереотип формируется стихийно, тогда как формирование имиджа - процесс целенаправленный и контролируемый (в случае, если мы хотим получить адекватный поставленной цели результат).
Жизнеспособность имиджа держится на эффекте восприятия: главное - не то, что есть, а то, как это понимают. Имидж можно определить как относительно устойчивое представление о каком-либо объекте. Большинство знаний человека о мире - это знания на уровне имиджей.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА
Технология формирования имиджа представляет собой четко регламентированный, с точки зрения последовательности, процесс.
1 этап: выявление ожиданий и представлений целевой аудитории, связанных с объектом имиджа
Методы выявления ожиданий:
- качественные исследования (фокус-группы, наблюдения и т.п.);
- количественные исследования (анкетирование, интервьюирование).
Во время качественных исследований выявляется спектр мотивов, статистическая значимость которых проверяется с помощью количественных исследований.
|
|
2 этап: определение идеи, концепции имиджа
Критерии выбора идеи:
- соответствие ожиданиям аудитории;
- сильные стороны объекта;
- оригинальность идеи по сравнению с конкурентами;
- связь с прошлой коммуникационной стратегией.
В результате определяется, какой образ следует создавать объекту. Характеристика этого объекта должна состоять из 1 признака. Например, власть – заботливая.
3 этап: формирование концепции имиджа
- идея;
- лозунг – экспрессивное выражение идеи;
- символ – графическое выражение идеи;
- ключевые понятия – связаны с идеей. Часто повторяются во всех материалах и выступлениях. Например, у В.Путина ключевые слова – тверже, жестче, порядок, дисциплина, Отечество – в результате, формируется образ сильной личности.
- основные цвета
Элементы концепции отражаются во всех коммуникационных материалах: публикациях, репортажах, выступлениях, рекламе и т.п.
Имидж – явление всеохватывающее, универсальное, поэтому основные элементы (то, что выше) за счет их повторения обеспечивают единство его восприятия.
4 этап: реализация концепции, которая происходит по нескольким направлениям:
1 направление: работа с объектом имиджа
Если объектом является личность, то необходимо работать со следующим:
- программа действий, соответствующая идее и ожиданиям целевой аудитории (самый главный пункт для технологии ПР);
- внешний вид – костюм, прическа, жесты, телосложение, мимика.
- речь (темп, стилизация);
- поведение;
- детали окружения.
Если объектом является организация, то необходимо работать со следующим:
- программа действий;
- личность руководителя;
- офис;
- внешний вид сотрудников;
- стиль общения с посетителями и сотрудников между собой;
- управление спонсорскими проектами.
Если объектом является товар (бренд), то необходимо работать со следующим:
- наименование;
- упаковка (чем больше цветов, тем мелкостатусне; чем меньше цветов – тем престижнее);
- каналы сбыта;
- цена.
Также объектом может быть регион, страна и т.п.
2 направление: работа с отражением объекта в СМИ (средствах массовой информации):
- отбор фактов;
- отбор иллюстраций, сюжетов;
- выбор шрифта
5 этап: оценка эффективности кампании по формированию имиджа
Если характеристика объекта, данная аудиторией, совпадает с идеей, то можно сделать вывод, что кампания проведена эффективно.
Относительно формирования имиджа власти можно отметить следующее. Основными упреками граждан к власти являются: эгоизм, представление о том, что власть работает на себя и свои интересы и не заботится о населении (по данным социологических исследований). В результате, основной идеей является идея о том, что власть должна быть заботливой, следовательно, необходимо создавать образ заботливой власти.
Данная идея реализуется посредством различных действий:
1. ФЗ № 131 «Об основных принципах организации местного самоуправления». Цель данного закона – приблизить власть к населению за счет реализации 2-х уровневой модели МСУ:
1 уровень - уровень муниципального района, города, округа.
2 уровень – наличие представительных органов власти в муниципальных поселениях.
На уровень поселений передаются полномочия и ресурсы с тем, чтобы представительные органы поселений самостоятельно решали местные проблемы.
2. Принятие и реализация концепции административной реформы. Цель: укрепление доверия граждан к государству. Основной критерий оценки деятельности органов государственной власти – степень удовлетворенности граждан качеством государственных услуг. Механизм реализации реформы – управление по результатам.
3. Принятие ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г. (в ред. Федеральных законов от 06.04.2011 N 65-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 239-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ). Цель – регулирование отношений в связи с получения ГМУ, повышение степени удовлетворенности граждан государственными и муниципальными услугами, повышение открытости и прозрачности деятельности органов, предоставляющих ГМУ, антикоррупционная деятельность.
|
|
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг органами власти разного уровня. Этот закон вводит необходимость регламентации деятельности по предоставлению ГМУ различными органами власти, создание многофункциональных центров предоставления услуг (МФЦ), а также предоставление ГМУ в электронной форме и создание универсальных электронных карт.
Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение ГМУ, а также иных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме.
В соответствии с данным законом административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления ГМУ.
Стандарт предоставления ГМУ предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего ГМУ;
3) результат предоставления ГМУ;
4) срок предоставления ГМУ;
5) правовые основания для предоставления ГМУ;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления ГМУ с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
|
|
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления ГМУ;
8) исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении ГМУ;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной ГМУ, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении ГМУ и при получении результата предоставления ГМУ;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении ГМУ;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются ГМУ, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении ГМУ, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой ГМУ;
13) показатели доступности и качества ГМУ;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления ГМУ в МФЦ и особенности предоставления ГМУ в электронной форме.
Требования к структуре административных регламентов:
1) общие положения;
2) стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
4) формы контроля за исполнением административного регламента;
5) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
МФЦ - российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным ФЗ, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна"
Также данный закон устанавливает общие требования к предоставлению ГМУ:
Органы, предоставляющие ГМУ, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения ГМУ и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона.
4. приоритетные национальные проекты (ПНП):
- образование;
- здравоохранение;
- доступное жилье;
- развитие АПК.
5. конкурсный отбор претендентов на вакантные места в государственной службе, включая методы психологического тестирования. За счет этого также формируется корпоративная культура внутри аппарата управления.
6. освещение социально-значимых результатов деятельности органов власти.
7. Принятие Федерального закона Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Основная цель – повышение степени удовлетворенности населения деятельностью органов власти, повышение открытости и прозрачности деятельности власти. В соответствии с данным законом устанавливается право граждан на запрос в любой орган ГМУ с запросом о получении информации о деятельности данного органа ГМУ, запрос может быть осуществлен как в письменной форме, так и в электронной форме.
Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Запрос - обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.
Данный закон также содержит перечень информации, доступ к которой ограничен:
1. Доступ к информации о деятельности органов ГМУ ограничивается в случаях, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
2. Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается федеральным законом.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
Формы предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: устная форма и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа.
Информация о деятельности органов ГМУ в устной форме предоставляется пользователям информацией во время приема. Указанная информация предоставляется также по телефонам справочных служб органа ГМУ либо по телефонам должностных лиц, уполномоченных органом ГМУ на ее предоставление.
Информация о деятельности органов ГМУ может быть передана по сетям связи общего пользования.
В случае, если форма предоставления информации о деятельности органов ГМУ не установлена, она может определяться запросом пользователя информацией. При невозможности предоставления указанной информации в запрашиваемой форме информация предоставляется в том виде, в каком она имеется в органе ГМУ.
Гражданин, направивший запрос, не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности органов ГМУ, доступ к которой не ограничен.
Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.
Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного законом срока для ответа на запрос. Требования закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети Интернет, а также к ответу на такой запрос.
8. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
Основная цель – совершенствование системы государственного управления. Данный указ устанавливает определенные показатели для разных уровней власти, достижение которых будет способствовать развитию систему государственного управления в РФ, и в итоге – повышению степени удовлетворенности граждан деятельностью власти. Как следствие – повышение авторитета власти среди населения. Среди таких показателей:
- уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления ГМУ к 2018 году - не менее 90 процентов;
- доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, к 2015 году - не менее 90 процентов и т п.
Также в данному Указе предусмотрены мероприятия по реализации достижения данных показателей, большая часть которых так или иначе связана со взаимодействием с населением – прямо или косвенно. Например:
- до 1 сентября 2012 г. сформировать систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения
- до 1 сентября 2012 г. обеспечить повышение информационной открытости саморегулируемых организаций, в том числе определить состав информации, подлежащей обязательному опубликованию, и установить ответственность за неисполнение предусмотренных требований;
- до 1 сентября 2012 г. утвердить концепцию "российской общественной инициативы" и т.п.
Вопрос 3. Правовые основы и технология проведения PR-кампании в период выборов
Избирательная кампания-это скоординированные, целенаправленные и осуществляемые в определенный законодательством период времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы на выборах.
Цели избирательной кампании:
- избрание кандидата;
- достижение известности кандидатом;
- вхождение в политическую элиту;
- приобретение политического опыта и союзников
- получение выгодных предложений в обмен на снятие своей кандидатуры
Социально-психологический контекст избирательной кампании:
- политический нигилизм – население не рассматривает выборы как способ решения своих проблем
- низкая явка избирателей
- увеличение доли лиц старшего возраста в структуре голосующего населения
- ведущая роль принадлежит политическим партиям в связи с требованиями законодательства
В основе той или иной системы голосования лежит типы избирательной системы того или иного государства. Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то многие специалисты считают, что реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах:
- мажоритарная (голосуют за человека), основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».
Таким образом ,мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
- пропорциональная (голосуют за партию, а кандидатов формируют на основании партийных списков). В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.
Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.
Места в представительном органе власти, которые получила политическая партия (избирательный блок), занимают кандидаты из партийного списка в соответствии с установленным партией приоритетом. К примеру, партия, получившая на выборах в парламент по единому общенациональному 450-мандатному избирательному округу 20% голосов, должна получить 90 депутатских мандатов.
Их получат первые 90 кандидатов из соответствующего партийного списка. Таким образом,пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.
Кроме того, существует смешанная система – 50% - как правило, по пропорциональной системе, а 50% - по мажоритарным округам.
Современные избирательные кампании рассматриваются как управляемый процесс. При этом формируется специальный орган управления – избирательный штаб, а также назначается руководитель штаба (руководитель кампании) – электоральный менеджер.
Этапы ИК:
1 этап: Формирование избирательного штаба
В процессе своей деятельности избирательный штаб реализует следующие функции:
А) управленческая - планирование кампании, подбор кандидатов, распределение обязанностей, контроль, решение вопросов по созданию коалиций.
Б) аналитическая.
Направления анализа:
- анализ проблем населения и ожиданий, связанных с кандидатом
- анализ производственных характеристик округа
- анализ политических сил на округе
-анализ истории голосований
- анализ настроений политической и бизнес-элиты
- анализ конкурентов – биография, прошлый опыт, наличие групп поддержки
- анализ кандидата – по вышеуказанным параметрам.
По сути, данные направления анализа являются своего рода диагностикой избирательного округа.
В ходе дальнейшего развития ИК осуществляется мониторинг общественного мнения с позиции известности и предпочтительности кандидата.
В) информационно-рекламная функция– использование ПР-средств и рекламы в ходе ИК.
Г) Коммуникативная функция – организация непосредственных контактов кандидата с избирателями, агитаторами, доверенными лицами, а также доверенных лиц и агитаторов с избирателями.
Д) Юридическая функция – деятельность избирательного штаба должна соответствовать законодательству (Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», законы субъектов РФ «О выборах в законодательные органы субъектов РФ»).
Е) Финансово-бухгалтерская – деятельность избирательного штаба должна финансироваться из избирательного фонда кандидата, необходимо пополнять фонд и отчитываться за использование средств.
Ж) Материально-техническая – материально-техническое обеспечение функционирования штаба (телефоны, авто и т.п.).
З) Обеспечения безопасности – кандидата, руководителя, всего процесса и т.п.
2 этап: формирование концепции ИК
2.1 Необходимо определить тип ИК:
А) программная ИК
Б) имиджевая ИК
Программная ИК освещает программу кандидата. Выбор осуществляется, как правило, на основании ожиданий избирателей. Такой тип кампаний наиболее востребован в переломные, кризисные моменты. В другое время более востребованы имиджевые ИК.
2.2.Определение идеи, которая будет реализована в процессе формирования имиджа
Типология политических имиджей:
А) герой/спаситель Отечества – образ героя овеян славой и легендами, он вступает в политику в драматические моменты истории.
Например, Фидель Кастро – Куба.
Б) Отец нации – защитник нации, строг, но справедлив. Например, Сталин.
В) Простак/свой парень – пришел в политику по необходимости. Например, М.Евдокимов.
Г) Ловкач – совершает неблаговидные поступки, попадает в сложны ситуации, но выходит сухим из воды, что не может не восхищать. Например, Чубайс, Жириновский.
Д) Эмоциональный лидер – скорее хочет понравиться, чем убедить
Е) Сильная рука – наводит порядок, несмотря на серьезные препятствия. Например, Путин, Лебедь и т.п.
2.3 Определение ключевых понятий коммуникационных материалов
2.4 Формулирование лозунга
2.5 Создание символа (на период ИК).
2.6 Формирование программы кандидата – на основании анализа проблем избирателей
В процессе своего развития ИК проходит несколько этапов:
1 этап – задача - добиться известности кандидата.
Коммуникативные средства: наружная реклама, плакаты, сувенирная реклама, листовки
2 этап – задача – сформировать устойчивые представления о кандидате.
Коммуникативные средства: те, которые содержат аргументацию
3 этап – задача – сформировать предпочтительное отношение к кандидату.
Коммуникативные средства: материалы, которые содержат сравнения и отзывы в пользу кандидата; массовые акции с участием избирателей (за 3-5 дней до выборов).
2.6 формирование плана-графика кампании
2.7 формирование бюджета кампании
3 этап: Реализация концепции ИК
Предусматривает использование рекламных и ПР-средств.
ПР-средства:
А) встречи с избирателями:
- по месту работы избирателей
- специально подготовленные встречи в театрах и других помещениях с выступлением кандидата и выступлением артистов и т.п.
- по месту жительства избирателей
- в местах скопления людей
- собрание актива округа – на встречи приглашаются руководители предприятий и организаций, общественных объединений, политических партий и т.п.
Технология подготовки и проведения встреч:
- изучение проблем и ожиданий аудитории
- подготовка текста выступления и тренинг выступления и ответов на вопросы
- формирование группы поддержки, которая должна присутствовать на встрече
- оценка психологической эффективности встречи
- освещение встречи в СМИ
Б) Работа пресс-службы избирательного штаба:
- выпуск пресс-релизов
- подготовка статей
- организация видеосъемки
- проведение пресс-конференций, дебатов, круглых столов.
Рекламные средства:
- биография кандидата в 2-х вариантах: краткий экспрессивный (для избирателей), а также развернутый, нейтральный, подробный вариант биографии – для агитаторов и доверенных лиц.
- инструкция для доверенных лиц/агитаторов, которая, как правило, содержит:
ü Правовые аспекты деятельности доверенных лиц/агитаторов
ü Коммуникационные аспекты – изложение концепции ИК
ü Организационные аспекты – технологии организации встреч и распространения материалов
- щиты, перетяги
- листовки (50% избирателей узнают о кандидате из листовок)
Виды листовок:
Ø Презентационные – излагается биография кандидата и результаты его деятельности
Ø Листовки поддержки – содержат отзывы других лиц в пользу кандидата
Ø Программные – содержат программу кандидата и комментарии к ней от имени авторитетных лиц
- Плакаты:
Виды плакатов:
Ø Презентационные – содержат фото кандидата, имя, лозунг и символ
Ø Информационные – содержат объявления об акциях ИК
Ø Плакаты поддержки – фото с кем-либо из, как правило, авторитетных лиц среди целевой аудитории
- Карточки для раздачи на встречах. Основная функция данных карточек – добиться запоминаемости кандидата и его идеи.
- рекламные макеты – макеты для размещения в прессе
- ролики, ТВ-заставки
- наклейки
- сувенирная реклама
- реклама в Интернете.
Необходимо учитывать, что, согласно закону, политические партии обязаны размещать свою программу не позднее, чем за 10 дней до выборов.
4 этап: работа в день голосования
- на избирательных участках проводятся опросы избирателей с целью выяснить, за кого они проголосовали.
- работа агитаторов заключается в приглашении избирателей, лояльных кандидату, прийти на выборы.
- на избирательных участках дежурят наблюдатели от кандидата, которые следят за ходом голосования.