В самом общем виде мерчендайзинг – это продвижение торговых марок в розничной сети. Суть мерчендайзинга – так расположить товар в магазине, чтобы он продавался наиболее эффективно и без участия продавца. Мерчендайзинг получил развитие в последние двадцать лет, но особенно быстро развивается в последние годы. Это связано с совершенствованием и насыщением рынка, а также обострением конкурентной борьбы. По данным исследований 2/3 всех решений о покупке принимаются непосредственно в магазине. Следовательно, на этом этапе процесса продаж большую роль играет комплекс мер, направленных на продвижение товаров непосредственно в торговом зале магазина, т.е. мерчендайзинг. Применение мерчендайзинга имеет такое же значение для успешной продажи продукции как создание брэнда товара, проведение рекламных акций различного рода.
Мерчендайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей. Специалист по мерчендайзингу – мерчендайзер, выполняет следующие функции:
- осмотр точек продажи, посещение склада и вывоз продукции в торговый зал;
- выкладка продукции на точках продажи согласно концепции мерчендайзинга компании;
- размещение ценников на точках продажи;
- размещение рекламных материалов на точках продажи в торговом зале, объяснение основных правил выкладки продавцу.
Таким образом, мерчендайзер не занимается составлением заказа, решением вопросов оплаты, документооборотом и т.п. Все эти функции выполняет торговый представитель.
Способы организации мерчендайзинга на предприятии могут быть разными.
1. Мерчендайзеры входят в отдел продаж. Старший менеджер приобретает новые функции: планирование, организация и контроль работы мерчендайзеров. Данный вариант подходит предприятиям, у которых всегда стабильная доставка или продажа товаров.
Преимущества:
- гибкость: старший менеджер обладает полной информацией о продажах и клиентах и может правильно расставить приоритеты, своевременно вносить изменения в маршруты мерчендайзеров;
- отчетность мерчендайзера может являться дополнительным источником информации о работе торгового представителя.
Недостатки:
- у старшего менеджера появляется новая функция, а времени на работу остается столько же;
- при постоянном увеличении количества клиентов необходимо нанимать новых мерчендайзеров.
2. Функции мерчендайзинга вменяются торговым представителям.
Преимущества: - значительная экономия денежных ресурсов. Торговому представителю достаточно назначить бонус за работу по мерчендайзингу. При этом издержки на покрытие транспортных расходов, мобильной связи, заработная плата и т.д. остаются постоянными.
Недостатки:
- торговый предствитель посещает торговую точку в день заказа, а не в день доставки. Следовательно, велика вероятность того, что ваш сотрудник будет оказываться в торговой точке, когда нечего будет выставлять на полки.
- первоначально мерчендайзинг все-таки будет занимать достаточно много времени в точке продажи. Торговые представители не захотят терять бонусы за объемы продаж и не захотят выполнять работу мерчендайзеров.
3. Мерчендайзеры образуют отдел мерчендайзинга.
Преимущества:
- покрытие большого количества торговых точек;
- высокая скорость работы с торговыми точками и большая частота посещений;
- такой подход позволяет быстро размещать на рынке новое оборудование, рекламные материалы.
Недостатки:
- связь со службой продаж слабая или отсутствует вовсе;
- высокие затраты.
4 Функции мерчендайзинга перекладываются на сторонние организации.
Преимущества:
- не отвлекаются человеческие ресурсы на организацию работы мерчендайзеров и ее поддержание на качественном уровне;
- есть возможность использовать услуги сторонних мерчендайзеров временно;
- высокий профессионализм мерчендайзеров.
Недостатки:
- нет связи с отделом продаж компании;
- нет прямого влияния на мерчендайзеров;
- не в каждом городе есть агентства, которые предоставляют такие качественные услуги, к тому же услуги таких агентств достаточно высокооплачиваемые.
После определения структуры необходимо четко прописать процедуры работы мерчендайзеров (планирование, организация и контроль) и правила мерчендайзинга предприятия.