SNW-анализ

Один из наиболее часто используемых инструментов является SWOT-анализ. После проведения SWOT-анализа для более глубокого изучения внутренней среды организации применяют SNW-анализ – это анализ сильных, нейтральных и слабых сторон организации.

SNW-анализ используется исключительно при анализе факторов внутренней среды предприятия.

Аббревиатура SNW отражает характер позиции предприятия по исследуемому фактору:

S – сильная позиция (strength position);

N – нейтральная позиция (neutral position);

W – слабая позиция (weakness position).

Сильная и слабая оценка позиции присуща как методу SWOT-анализ, так и SNW-анализ, но в SNW-анализе система оценки дополняется нейтральной позицией, которая соответствует, как правило, среднеотраслевым значениям оценки того или иного фактора по аналогичным предприятиям. Такой подход позволяет рассматривать нейтральную позицию того или иного фактора, влияющего на финансовую деятельность предприятия, как критерий минимально необходимого стратегического его соответствия.

Управленческие цели SW подхода:

1) сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить + дополнительно усилить;

2) слабые стороны – т.е. плохой внутренний ресурс – устранить.

Основная причина добавления нейтральной стороны: для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.

Что это дает предприятию? Прежде всего, это позволяет выявить наиболее сильную сторону организации и совершенствовать ее, то есть позиционировать предприятие на том или ином рынке.

В ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Таким образом, в результате SNW – анализа:

1) все достоинства SW- подхода остаются в силе;

2) четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции

Следовательно, SNW-noдxoдa — это значимое развитие SW/SWOT-подхода.

Для того чтобы тщательным образом проанализировать внутреннюю среду организации, используется метод SNW-анализа, который по большей части сводится к заполнению следующей таблицы:.

Таблица 1 - SNW-анализ

Наименование стратегической позиции анализа Качественная оценка позиции
Сильная S Нейтральная N Слабая W
Стратегия организации      
Бизнес-стратегии, в т.ч.      
Бизнес 1 Бизнес 2 Бизнес 3 …      
Организационная структура      
Конкурентоспособность продуктов компании, в т. Ч.      
Товар 1 Товар 2 Товар 3 …      
Качество торговой марки      
Финансы, как общее финансовое положение      
Финансы, как состояние текущего баланса      
     

Подбор стратегических позиций осуществляется с учетом специфики деятельности предприятия.

Итогом SNW-анализа является формирование профиля позиций предприятия в регионе. Если в результате наложения результатов отрицательных и положительных оценок будет сформирован положительный профиль, то исследуемой системе присущ определенный уровень конкурентных позиций. Возможно, уступая конкурентам по одним позициям, исследуемое предприятие имеет преимущества по другим.

Данный инструмент представляется достаточно действенным и при оценке потенциальных возможностей других систем управления, в частности региональной экономики (при формировании стратегии ее развития), отраслевых комплексов региона и отдельных хозяйствующих субъектов.

В результате SNW-анализа (инструмент оценки потенциала) в рамках исследования системы региональной экономики оценке подлежат ресурсный, экономический, промышленный, экспортный потенциал, производственная инфраструктура, агропромышленный комплекс и система управления. Как правило, такая диагностика внутренней среды позволяет выявить ряд системных проблем, существующих в исследуемых системах управления (национальная, региональная экономика, малое предпринимательство и др.).

Ниже в качестве примера приведены результаты SNW-анализа для одного из предприятий Краснодарского края.

Значимые параметры* в деятельности предприятия   S N W
Обучение персонала       Х
Условия труда     Х  
Мотивация и стимулирование персонала     Х  
Текучесть кадров   Х    
Квалификация персонала     Х  
Оценка качества работы персонала       Х
Социальный пакет     Х  
Организация планирования       Х
Уровень технической оснащенности     Х  
Информационное обеспечение       Х
Качество выпускаемой продукции     Х  
Организация маркетинга на предприятии       Х
Производственные площади   Х    
Организационная структура предприятия       Х
Состояние охраны труда   Х    
Дилерская сеть     Х  
Объемы производства   Х    
Ассортимент выпускаемой продукции   Х    
Численность персонала     Х  
Заработанная плата     Х  
Имидж (деловая репутация) предприятия   Х    
Психологический климат в коллективе   Х    
Финансовая устойчивость предприятия   Х    
Территориальное расположение   Х    
Ценовая политика     Х  
Объемы продаж     Х  
Сроки выполнения заказов     Х  
Зависимость от поставщиков       Х
Ориентация на потребителя     Х  
Стратегия развития предприятия       Х

Примечание: Набор параметров, как правило, является специфическим для каждого предприятия.

В нашем примере к «пассиву» (слабым позициям) предприятия относятся (по ранжиру, сделанному менеджерами предприятия): отсутствие стратегии развития; слабое обучение персонала; неэффективная организационная структура; слабое информационное обеспечение; низкая организация планирования; низкая организация маркетинга; отсутствие системы оценки качества работы персонала; сильная зависимость от поставщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: