Конституция (Основной Закон) Белорусской Советской Социалистической Республики 1978 года

14 апреля 1978 года, вслед за принятием новой Конституции СССР 1977 года, была принята новая Конституция БССР.

27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах её территории, правомочность её законов, независимость республики во внешних отношениях».

25 августа 1991 г., Декларации о государственном суверенитете специальным законом был придан статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 г.

По форме государственного устройства Речь Посполитая являлась конфедерацией в форме союза двух государств, имевших единого главу и общий сойм. Власть короля Речи Посполитой была сильно ограничена. Он не обладал ни законодательной, ни судебной, ни исполнительной властью. В законодательной сфере король имел право законодательной инициативы, санкционировал соймовые постановления, окончательно редактировал законы. Наличие трибуналов резко ограничило судебную власть короля. Он не имел право даже на амнистию и помилование. В сфере исполнительной власти король имел право на назначение чиновников центральных органов. Король не распоряжался казной

Сойм Речи Посполитой состоял из трех так называемых соймовых «сословий»: короля, сената, в состав которого входили все католические епископы и наиболее важные сановники центрального и местного аппарата обоих государств, и Польской избы.

Так в январе 1791 года сойм принимает «кардинальные права», отменяющие предыдущий одноименный закон 1768 года, и закрепляющие новые принципы конституционного строя государства. Речь Посполитая объявлялась правовым государством, в котором верховенство принадлежало закону, принятому соймом. Провозглашалась вечная уния Польши и ВКЛ в составе Речи Посполитой. По сути, закон закреплял федеративное государственное устройство страны. В апреле 1791 года принимается закон о городах, который расширил права мещан. Они получили право на личную неприкосновенность такое же каким обладала белорусско-литовская шляхта по статуту 1588 года. Мещане могли приобретать имения с зависимыми крестьянами, занимать невысокие должности в государственных учреждениях и судах. Мещане, владеющие имениями либо дослужившиеся до офицерских званий, получили право на шляхетское звание.

3 мая 1791 года была принята Конституция Речи Посполитой. Она содержала одно из прогрессивнейших конституционно-правовых положений, провозглашающее, что власть в государстве исходит из рук народа. В целом Конституция 1791 года являлась самым прогрессивным законом Речи Посполитой, на основе которого могли осуществляться координальные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства.

Как справедливо отмечает Чудаков М.Ф., акт, принятый 3 мая 1791 года (утвержденный 5 мая), не назывался Конституцией. Назывался он Ustawa Rzadowa. Такое название возникло по ряду причин. Первое – это то, что составители этого закона главной своей целью ставили реформу управления страной, установление новых принципов власти. Второе – слово «конституция» – в польском языке уже было давно и обозначало: а) просто парламентский закон, б) устройство. То есть особой торжественности в слове «конституция» большинством граждан не ощущалось. Понимание того же слова «конституция», означавшего нечто большее чем закон, пришло ужо после принятия Ustawy. Возможно, такое понимание пришло не без влияния американской Конституции, так как многие поляки (Костюшко, Пуласки) принимали активное участие в американской войне за независимость и знали, что такое Конституция 1787 года для американцев.

Конституция 1791 года была подписана пятью представителями Великого княжества Литовского во главе с руководителем конфедерации Великого княжества Литовского в Сейме с князем Казимиром Сапегой. Конституция была одобрена зимой 1791 года на заседаниях 27 поветовых сеймиков Великого княжества Литовского из 34.

Таким образом, не учитывать белорусское участие в создании и принятии Конституции 3 мая невозможно. (Белорусское потому, что в пяти из семи реальных воеводств, входящих в Великое княжество Литовское в конце XVIII века, проживало белорусскоговорящее население, правящий класс – шляхта Великого княжества Литовского была белорусского происхождения, главнй законодательный акт – Статут 1588 года – был созданием белорусской государственной мысли и белорусского языка). Иначе говоря, государствообразующее ядро было Белорусским.

Реакционеры выступали против принятой Конституции. Весной 1792 года в местечке Тарговице была создана конфедерация с целью отмены Конституции для сохранения «республиканской формы шляхетских вольностей». Не рассчитывая на собственные силы, торговичане обратились за помощью к Российской империи. После личных переговоров лидеров конфедераций с Екатериной II на помощь тарговичанам был направлен стотысячный армейский корпус, что и обеспечило быструю победу. В июле 1792 года король перешел на сторону конфедерации и объявил о роспуске четырехлетнего сойма.

Победа тарговичан повлекла второй раздел Речи Посполитой. В январе 1793 года Россия и Пруссия подписали акт, по которому к России отошла центральная часть Беларуси и правобережная Украина, к Пруссии – исключительно польские земли с городами Гданьском, Торунем, а также воеводства Познанское, Гнезненское, Калишское.

Стремительно развивающиеся события в Речи Посполитой привели к тому, что и положения Конституции 1793 года не были реализованы. В марте 1794 года началось восстание, направленное против вмешательства иностранных государств и политики тарговичан. Руководителем восстания стал Андрей Тадевуш Костюшко, происходивший из среднепоместной белорусской шляхты. 7 мая 1794 года от имени Костюшко издается «Полоцкий универсал», в котором объявлялась личная свобода крестьян и провозглашалась опека над ними со стороны правительства – Рады. Любой крестьянин при отсутствии долгов и выплате государственных налогов мог свободно уйти от помещика.

Восстание на первых порах имело некоторый успех, так как его поддержали городские низы и крестьяне. Однако в последующем, не получив поддержки от революционной Франции и не имея достаточных сил и средств против регулярных армий России и Пруссии, восстание потерпело поражение, что и привело к третьему разделу и полной ликвидации Речи Посполитой. В октябре 1795 года Австрия и Пруссия разделили между собой Польшу, а к России отошли Западная Беларусь, Волынь, Литва и Курляндия.

Таким образом, после третьего раздела Речи Посполитой территория Беларуси оказалась включенной полностью в состав Российской империи.

Присоединение Беларуси к России способствовало сохранению крепостного права и усилению эксплуатации крестьян. Вместе с тем присоединение способствовало прекращению междоусобиц и постепенному восстановлению экономики Беларуси.

Итак, подведем итоги, касающиеся становления белорусской государственности в период вхождения в состав Речи Посполитой:

1. Как излагалось выше, государствообразующим ядром Великого княжества Литовского уверенно можно считать белорусским.

2. Речь Посполитая была союзным государством (конфедерацией до 3 мая 1791 года и федерацией после). Следовательно Великое княжество Литовское сохраняло свою независимость и обособленность. Это подтверждается статутом 1588 года, по которому Великое княжество Литовское представало самостоятельным государством не только с собственным законодательством, но и со своей территорией, аппаратом, войском, финансами.

3. Следует отметить белорусское участье в создании конституции 1791 года. Но вместе с тем ее нельзя считать первой конституцией созданной для белорусов. Скорее она была создана для поляков (очевиден ее польский характер). Да и вовсе она не успела стать полноценной конституцией, просуществовав лишь год.

10. Конституционный строй – понятие, значение и элементы. Характерные черты и принципы конституционного строя Республики Беларусь

Строй – это устройство чего-либо. Конституционный строй представляет собой способ организации государства, отражающий реально существующие устои государства и общества.

Конституционный строй имеет две стороны:

Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их компетенции и принципах взаимодействия. Это совокупность норм Конституции, определяющих устройство государства, принципы взаимодействия его с обществом.

Содержательная сторона – это реальное функционирование государства и общества, процессуальное измерение действия конституционных норм, включая соотношение формальных и неформальных регуляторов общественных отношений.

Основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного устройства. В качестве основ современного конституционного строя можно выделить демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан.

Основы конституционного строя изложены в разделе I Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. В этом разделе Республика Беларусь характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), устанавливается принцип верховенства права (ст. 7), признается приоритет «общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8), провозглашается верховенство воли народа как единственного источника государственного суверенитета (ст. 3), гарантируется идеологический плюрализм (ст. 4), закрепляется система разделения властей (ст. 6), право на развитие всех форм собственности (ст. 13).

Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством.

Признаки конституционного строя:

1)верховенство закона (права над государством)

2)разделение властей

3)приоритет общепризнанных принципов и норм международного права

4)эффективные механизмы реализации и защиты прав человека

Анализируя вышеуказанные признаки можно сделать вывод о том, что признаки конституционного строя аналогичны признакам правового государства, следовательно термины конституционный строй и правовое государство тождественны. Наличие в государстве конституции не дает основания считать государство конституционным, необходимо, чтобы было обеспечено подчинение государства праву, а также реализация всех остальных признаков конституционного строя. Элементы конституционного строя основаны на элементах общественного строя, однако наполнены иным содержанием с учетом специфики конституционного строя.

Элементы конституционного строя:

1) политическая система

2) экономическая система

3) социальная структура общества. В РБ взаимоотношения между социальными национальными общностями строятся на основе равенства, взаимного доверия, уважения прав и законных интересов, а также с учетом других принципов и норм международного права.

4) Внешняя политика. Она строится на основе приоритета общепризнанных принципов и норм международного права, а именно:

•равенства государств

•нерушимости границ

•неприменения силы, как средства достижения государственной власти

•невмешательства во внутренние дела других государств и т.д.

5)Защита государства. Согласно ст.57 конституции защита государства является обязанностью и священным долгом гражданина РБ, кроме конституции данный элемент находит свое отражение в следующих НПА:

•Закон «об обороне»

•Закон «о всеобщей воинской обязанности и военной службе»

•Закон «о государственной границе»

•Закон «о статусе военнослужащего»

Правовое государство – это государство, основанное в своей деятельности на верховенстве права. Право есть система общепризнанных, формально определенных и гарантированных государством норм, выступающих регуляторами социальных отношений.

Признаки правового государства:

Суверенитет народа, т.е. народ является единственным источником государственной власти.

Верховенство правового закона и Конституции, которые выражают правовые принципы организации общества. Закон должен соответствовать праву.

Всеобщность права предполагает, что все государственные органы и должностные лица действуют на основе законов.

Взаимная ответственность государства и личности, гарантии политического плюрализма.

Принцип разделения властей, государственная власть подразделяется на законодательную, исполнительную, которые сдерживают и уравновешивают друг друга, и независимую судебную.

Незыблемость свободы личности и ее прав, наличие эффективных средств контроля за соблюдением прав и свобод граждан.

В Конституции Республики Беларусь термин «правовое государство» упоминается в преамбуле и в ст. 1, где прямо указано, что Республика Беларусь является правовым государством, однако это не констатация свершившегося факта, а декларация одной из основных целей белорусского общества и государства.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить своим гражданам достойные условия для существования, социальную защищенность, удовлетворить их материальные и духовные потребности. Это достигается посредством перераспределения национального дохода в пользу бедных и незащищенных слоев общества, проведения политики занятости, развития общедоступного образования и здравоохранения. Социальное государство осуществляет свои цели на основе принципов правового государства, стремится к расширению прав граждан, достижению социальной справедливости.

В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни (ч. 2 ст. 21), создаются условия для полной занятости населения (ст. 41), предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32,47), гарантируется право на охрану здоровья и лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), на бесплатное среднее образование и доступность высшего и среднего специального образования (ст. 49).

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь Понятие конституционного строя и основ конституционного строя

Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства.

Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел “Основы конституционного строя”. Уже сам факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

Что же собой представляют основы конституционного строя? Вначале выясним, что такое конституционный строй. В юридической литературе этот термин (конституционный строй) появился сравнительно недавно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 года) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия “общественный и государственный строй”.

Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

Строй – это система построения чего-либо. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Однако, если под конституционным строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует “конституционный” строй) является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, содержание отношений. Здесь нам очень важно обратиться ко второму аспекту – содержательному аспекту – определения понятия “конституционный строй”. В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты):

1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

2) прежде всего, признание и гарантированность неотъемлемых прав человека; существование такого правового статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (они содержатся в таких важнейших документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и др.);

3) разделение властей, система сдержек и противовесов как важнейшее сдерживающее начало против сползания власти к авторитаризму и тирании;

4) многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности;

5) политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности политических партий, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских;

6) наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов, т.е. институты гражданского общества выступают в качестве конструктивного, а в соответствующих ситуациях и весьма жесткого оппонента власти.

Таким образом, конституционный строй (в содержательном аспекте, а не формальном) – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны указанные выше черты.

Конституционный строй определяется всем конституционным законодательством страны, которое, конечно же, может иметь отдельные недостатки, которые не деформируют природу и характер отношений между государством, обществом и индивидом.

В отличие от в целом конституционного строя основы конституционного строя (уже даже в силу значения слова “основы”) представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. В силу этого положения первого раздела Конституции, посвященного основам конституционного строя, обладают большей юридической силой даже по отношению к нормам других статей Конституции. В качестве основ современного конституционного строя можно назвать демократию, правовое, социальное государство, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

В Конституции Республики Беларусь эти основы конституционного строя нашли свое закрепление. Сейчас принципиально важно наиболее полно воплотить их в жизнь.

Основы конституционного строя Республики Беларусь закреплены в первом разделе Конституции (статьи 1—20). Фундаментальной основой конституционного строя Республики Беларусь является принцип защиты прав и свобод человека и гражданина. В статье 2 провозглашается, что права и свободы человека, гарантии этих прав являются высшей ценностью и целью государства и общества.

Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти.

В Конституции определяются и пределы власти народа. Так, в статье 78 указывается, что перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяется законом Республики Беларусь.

В Избирательном Кодексе установлены ограничения народного волеизъявления (статья 112). Они касаются вопросов амнистии и помилования преступников, размеров налогов, принятия и изменений бюджета, нарушения территориальной целостности Республики Беларусь и ряда других.

В статьях 4, 5 Конституции закреплен принцип политического и идеологического плюрализма. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений и социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

В соответствии с Конституцией возможны создание и деятельность политических партий, общественных объединений, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских. К экстремистским объединениям и движениям относятся те, которые проповедуют расовую, национальную, социальную, религиозную рознь, ведут пропаганду войны, призывают к насильственному свержению конституционного строя.

Важнейшим принципом организации и деятельности белорусского государства является принцип разделения государственной власти на законодателъную, исполнителъную и судебную (статья 6). В рамках своих полномочий все ветви власти самостоятельны; они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

В Конституции закрепляется также принцип верховенства права (статья 7). Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции. Законодательные акты должны соответствовать Конституции. Законы, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от подчинения закону. Вся система государственной власти должна

быть организована строго в соответствии с конституционными нормами.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права, но при этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (статья 8).

Конституция провозглашает и закрепляет принцип унитарного территориального государственного устройства. Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема (статьи 1, 9).

В Конституции Республики Беларусь закрепляется равноправие двух форм собственности: государственной и частной, право государства осуществлять регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, направлять и координировать государственную и частную экономическую деятельность в социальных целях (статья 13).

Статья 16 Конституции Республики Беларусь закрепляет принцип равенства религий и вероисповеданий перед законом. Запрещается деятельность религиозных организаций, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя, гражданского согласия, нарушает права и свободы человека, препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей, наносит вред их здоровью и нравственности.

Во внешней политике Республика Беларусь исходит из принципа равенства государств, неприменения силы или угрозы силой в решении международных споров, невмешательства во внутренние дела и нерушимости границ. Конституционно закреплен принцип безъядерности территории (статья 18).

Конституция Республики Беларусь стала важным этапом в становлении и развитии суверенного белорусского государства. Основы конституционного строя Республики Беларусь соответствуют международным стандартам защиты прав человека. Статьи первого, второго, четвертого, восьмого разделов Конституции могут быть изменены или отменены только путем референдума. В другие разделы Конституции изменения в установленном порядке может внести Парламент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: