Порядок формирования элементов чистого дохода в цене
Основа расчета цен — калькулирование себестоимости (издержек обращения).
Калькуляция составляется на принятую с учетом производственной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1 метр, 1 штука, 100 штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть единица ведущего потребительного параметра изделия.
Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств. Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей калькуляции:
1) сырье и материалы;
2) топливо и энергия на технологические цели;
3) заработная плата производственных рабочих;
4) начисления на заработную плату производственных рабочих;
5) общепроизводственные расходы;
6) общехозяйственные расходы;
7) прочие производственные расходы;
8) коммерческие расходы.
Статьи 1—7 называются производственными расходами, так как они непосредственно связаны с обслуживанием производственного процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Статья 8 (коммерческие расходы) расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов — это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расходы. Прямые расходы относятся непосредственно на себестоимость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены ст. 1—3, что характерно для большинства производств. Косвенные расходы обычно связаны с производством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно различаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы — это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). Напротив, в аппаратурных процессах (химическая промышленность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.
Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем которых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпуска продукции. Для подавляющего большинства производств таковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энергетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.
Прибыль изготовителя в цене — величина прибыли за вычетом косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.
Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли зависит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца (гл. 3).
Выбор стратегии, как известно, зависит от особенностей положения продавца на рынке, специфики его товара. На рынке конкурентном, для которого характерны стандартные аналогичные и взаимозаменяемые товары, прибыль будет рассчитываться остаточным методом:
Прибыль = Рыночная цена - Себестоимость - Косвенные налоги.
Если изготовитель занимает на рынке монопольное положение, то у него есть возможность «накручивать» на себестоимость желаемую рентабельность. В этом случае
Прибыль = Себестоимость х % рентабельности: 100%. А цена будет получаться методом плюсования элементов:
Цена = Себестоимость + Желаемая рентабельность + Косвенные налоги.
Метод плюсования прибыли через норматив рентабельности используется и при регулируемых ценах, если властные органы вводят в качестве ограничения предел норматива рентабельности к себестоимости. В этом случае
Цена = Себестоимость + Прибыль (полученная через норматив рентабельности, установленный властью, а не желаемый продавцом) + Косвенные налоги.
Прибыль = Себестоимость х % нормативной рентабельности: 100%.
Если же властные структуры вводят такое ограничение как верхний предел цены в абсолютном выражении, то техника расчета прибыли будет по остаточному принципу. Но если в условиях конкурентного рынка при свободных ценах, ограничением были последние, то при ценах регулируемых верхний ценовой порог задается не рынком, а властными структурами.
В современных российских условиях объектами прямого ценового регулирования на федеральном уровне являются цены на природный газ для объединений-монополистов, тарифы на электроэнергию, регулируемые Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, тарифы на услуги транспорта с наибольшими грузооборотами (в первую очередь тарифы на грузовом железнодорожном транспорте), цены на жизненно важные лекарственные препараты и на услуги, наиболее существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.
Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъектов Российской Федерации и местных органов власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени социальной напряженности и возможностей региональных и местных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях больше масштабы прямого ценового регулирования.
В российской практике при государственном регулировании цен и в подавляющем большинстве случаев при системе свободных цен в качестве базы для использования процента рентабельности при исчислении прибыли в расчет принимается полная себестоимость единицы товара.
Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом: Сырье и основные материалы — 3000 руб.
Топливо и электроэнергия на технологические цели — 1500 руб.
Оплата труда основных производственных рабочих — 2000 руб.
Начисления на оплату труда — 26% к оплате труда основных производственных рабочих.
Общепроизводственные расходы — 10% к оплате труда основных производственных рабочих.
Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных производственных рабочих.
Расходы на транспортировку и упаковку — 5% к производственной себестоимости.
Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 18,75%.
Расчет
1. Исчисляем в абсолютном выражении косвенные расходы, данные в процентах к оплате труда основных производственных рабочих, на 1000 изделий:
начисления на оплату труда = 2000 руб. х 30%: 100% = = 600 руб.;
общепроизводственные расходы = 2000 руб. х 10%: 100% = = 200 руб.;
общехозяйственные расходы = 2000 руб. х 20%: 100% = = 400 руб.
2. Определяем производственную себестоимость как сумму расходов статей 1—6.
Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + + 2000 + 600+ 200 + 400 = 7700 (руб.).
3.Расходы на транспортировку и упаковку = 7700 руб. х 5%: 100% = 385 руб.
4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7700 руб. + 385 руб. = 8085 руб.;
Полная себестоимость одного изделия = 8,0 руб.
5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,0 руб. + 8,0 руб. х х 18,75%: 100% = 9,5 руб.
6. В том числе прибыль от реализации одного изделия = 8,0 руб. х 18,75%: 100% = 1,5 руб.
Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготовителя (цена производителя, заводская цена) возможна преимущественно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных налогов. В современной хозяйственной практике перечень таких товаров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги.
В цены абсолютного большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).
Базой для исчисления налога на добавленную стоимость служит цена без НДС (Налоговый кодекс, гл. 21, ст. 154). Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.
Пример. Уровень цены изготовителя = 9,5 руб. за одно изделие. Ставка налога на добавленную стоимость =18%. Тогда уровень отпускной цены, т.е. цены, превышающей цену изготовителя на величину НДС, составит:
Цотп. = Цизг. + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. х 18%: 100% = = 11,21 руб.
В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых характерен неэластичный спрос, т.е. повышение уровня цены в результате включения в нее акциза не ведет к снижению объема покупок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налоговая функция — обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требованиям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую очередь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.
Порядок расчета акциза определен Налоговым кодексом (гл. 22, ст. 187, 194). Если ставка акциза специфическая (в абсолютном выражении), то она плюсуется к цене изготовителя (т.е. к себестоимости + прибыль) на единицу продукции с учетом определенной Кодексом налоговой базы. Если ставка акциза адвалорная (в процентах) ставка акциза устанавливается в процентах к цене без акциза (следовательно, и без НДС). Если ставка акциза комбинированная (имеет две ставки — адвалорную и специфическую), то расчет ведется по обеим ставкам. В расчет цены принимается наибольшая. В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом в основном применяются ставки специфические и лишь по табачным изделиям применяются комбинированные ставки.
Расчет акциза покажем на следующих примерах.
Пример а) Сохраняются все условия предыдущего примера, но вводится дополнительно акциз со специфической ставкой, равной 2 руб. за единицу продукции. Тогда уровень отпускной цены составит:
Цотп. = Цизг. +А + НДС = 9,5 + 2 + 0,18 (9,5 + 2) = 13,57 (руб.).
Обращаем внимание, что НДС берется с суммы цены изготовителя и акциза.
Пример б) Сохраняются все условия предыдущей задачи, но вводится акциз с комбинированной ставкой = 10%, но не менее 3 руб. за единицу продукции. В этом случае надо рассчитать ставку акциза адвалорную, сопоставить ее со ставкой специфической и принять для расчета цены более высокую ставку.
Ставка адвалорная берется в проценте от цены изготовителя: 9,5 х 10%: 100% = 0,95 (руб.). Но ставка специфическая = 3 руб., т.е. выше. Поэтому к расчету цены принимается акциз 3 руб. Тогда уровень отпускной цены составит:
Цотп. = Цизг. +Л + НДС = 9,5 + 3 + 0,18 (9,5 4- 3) = 14,75 (руб.)
5 .2. Правила учета и регламентирования посреднических услуг
В том случае, если для обеспечения продвижения товара требуются услуги посредников, эти услуги должны быть оплачены. То есть в структуру цены дополнительно включаются посредническая и торговая надбавки. По экономическому содержанию это — цены за услуги оптового и торгового посредников.
Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение содержит три элемента:
1) затраты посредника или издержки обращения;
2) прибыль;
3) косвенные налоги.
По мере развития конкуренции цепочка посредников уменьшается. В настоящее время в отечественной практике широкий ассортимент потребительских товаров реализуется лишь с помощью торгового посредника и прямо с завода-производителя.
В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки.
В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар — цена закупки, и ценой, по которой его продает — цена продажи. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует этот товар.
Пример. Посредник приобретает товар по цене 14,75 руб. и реализует его по цене 17 руб.
В абсолютном выражении скидка = надбавка =17 руб. — - 14,75 руб. = 2,25 руб.
Процент надбавки составляет 2,25 руб. х 100%: 14,75 руб. = = 15,25%,
а процент скидки составляет 2,25 руб. х 100%: 17 руб. = = 13,23%.
В условиях свободных цен посреднические надбавки используются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого ценового давления, т.е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.
Однако чаще посреднические надбавки используются как рычаг ценового регулирования со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка позволяет реализовать товар по пене более высокой, чем это допускается интересами народно-хозяйственной и социальной политики. Так, в России в течение длительного времени применялись снабженческо-сбытовые надбавки на важнейшие виды топлива. Эти надбавки регулировались федеральными органами власти. В настоящее время практически во всех регионах России действуют торговые надбавки по продуктам повышенного социального значения. Эти надбавки регулируются местными органами власти. Масштабы их использования существенно увеличиваются в кризисных экономических условиях.
В условиях свободных цен посреднические скидки используются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жесткой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строится на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.
Посреднические скидки предоставляются обычно производителями посредникам по сбыту и своим постоянным представителям.
Наряду с посредническими скидками и надбавками, связанными с уровнем цены, широкое распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров.
Необходимо различать категории «расходы» и «издержки обращения» посредника.
Прибыль посредника определяется с использованием процента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обращения — собственные затраты посредника (например, плата за аренду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара). Расходы, связанные с закупкой товара, в издержки обращения не входят.
П р и м е р. С учетом условий предыдущего примера, где надбавка составляла 2,25 руб. определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная приемлемая для него рентабельность равна 15%, а ставка НДС на посреднические услуги — 18%.
Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допустимые издержки обращения:
Х + Х х 0,15 + (Х + 0,15Х) х 0,18 = 2,25;
х=1,67 (руб.).
Следует еще раз подчеркнуть: расходы посредника надо отличать от его издержек обращения. Издержки обращения — это собственные затраты посредника, связанные лишь с обеспечением продвижения товара. А расходы посредника помимо издержек обращения включают еще расходы на закупку товара.
Это очень важный момент, так как на практике часто оптовые посредники калькулируют издержки обращения, от них через норматив рентабельности считают прибыль, а к полученной добавленной стоимости по основной ставке начисляют налог на добавленную стоимость. Если бы эти начисления проводились не к издержкам обращения, а к общим расходам посредника, то было бы существенное необоснованное завышение посреднического вознаграждения. В нашем примере издержки обращения = 1,67 руб., а расходы = 16,42 (14,75 + 1,67) руб.
В связи с расчетом посреднических вознаграждений отдельного внимания заслуживает вопрос исчисления НДС при ценообразовании. Приведем расчет иен с разными вариантами использования НДС по ставке 18% как ценообразующего элемента на примере наиболее распространенной формы посреднического вознаграждения — надбавки. Варианты расчета цены продажи будут разные в зависимости от того, даются ли цена приобретения и надбавка с или без НДС. Для простоты расчета округлим цену приобретения.
Вариант 1. Цена приобретения без НДС составляет 100 руб. (отдельно НДС = 18 руб.), посредническая надбавка = 20% (без НДС, так как она дается к цене без НДС). Цена продажи без НДС составит 120 руб. Цена продажи с НДС = цена продажи без НДС х (100% + процент основной ставки НДС): 100%, т.е. 141,6 руб. (120 руб. х 1,18), в том числе НДС= 21,6 руб. (141,6 руб. х 18%: 118%). НДС, который посредник заплатит в бюджет, составит 3,6 руб. (21,6 руб. - 18 руб.).
Вариант 2. Цена приобретения с НДС =118 руб.; посредническая надбавка = 20%. В этом случае надбавка уже содержит НДС, так как она дается к цене с НДС. Цена продажи с НДС составит 141,6 руб. (118 руб. х (1 + 0,2)); в том числе НДС = 21,6 руб. (141,6 руб. х 18%: 118%). НДС в бюджет уплачивается в размере 3,6 руб. (21,6 руб.-18 руб.).
Вариант 3. Цена приобретения с НДС = 118 руб.; издержки обращения посредника = 15 руб.; рентабельность посредника 33%. В этом случае прибыль посредника будет равна 5 руб. (15 руб. х 33%), а посредническая надбавка без НДС = 20 руб. (15 руб. + 5 руб.). Надбавка с НДС составит 23,6 руб. (20 руб. х (1+ + 0,18)). Цена продажи с НДС будет равна 141,6 руб. (118 руб. + + 23,6 руб.). В том числе НДС = 21,6 руб. (141,6 руб. х 18%: 118%). НДС, уплачиваемый в бюджет = 3,6 руб.
Как видно из расчетов по всем трем вариантам все показатели с включением или без включения НДС совпадают. При этом величина НДС, уплачиваемого в бюджет, одинаковая.
Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого последующего посредника рассчитывается к цене его закупки.
Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок.Первые, как указано выше, составляют вознаграждение за посреднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с одной, а с несколькими ценовыми стадиями (их число прямо пропорционально числу посредников).
Ценовые скидки и надбавки — инструменты стимулирования сбыта. Они используются по отношению к одному ценовому уровню и связаны с одной ценовой стадией.