double arrow

Калькуляционная единица. Статьи калькулирования


Порядок формирования элементов чистого дохода в цене

Основа расчета цен — калькулирование себестоимости (издержек обращения).

Калькуляция составляется на принятую с учетом производст­венной специфики единицу измерения количества выпускаемой продукции (1 метр, 1 штука, 100 штук, если производятся одномоментно). Калькуляционной единицей может также быть еди­ница ведущего потребительного параметра изделия.

Перечни калькуляционных статей отражают особенности производств. Для современной отечественной практики наиболее характерным можно считать следующий перечень статей кальку­ляции:

1) сырье и материалы;

2) топливо и энергия на технологические цели;

3) заработная плата производственных рабочих;

4) начисления на заработную плату производственных рабо­чих;

5) общепроизводственные расходы;

6) общехозяйственные расходы;

7) прочие производственные расходы;

8) коммерческие расходы.

Статьи 1—7 называются производственными расходами, так как они непосредственно связаны с обслуживанием производст­венного процесса. Сумма производственных расходов составляет производственную себестоимость. Статья 8 (коммерческие расхо­ды) расходы, связанные с реализацией продукции: затраты на упаковку, рекламу, хранение, частично транспортные расходы. Сумма производственных и коммерческих расходов — это полная себестоимость продукции. Различают прямые и косвенные расхо­ды. Прямые расходы относятся непосредственно на себестои­мость конкретного изделия. Согласно приведенному перечню прямые расходы представлены ст. 1—3, что характерно для боль­шинства производств. Косвенные расходы обычно связаны с про­изводством всей продукции или нескольких ее видов и относятся на себестоимость конкретных изделий косвенно — с помощью коэффициентов или процентов. В зависимости от специфики производства и прямые, и косвенные расходы могут сильно раз­личаться. Например, в монопроизводстве прямые расходы — это практически все затраты, поскольку результатом производства является выпуск одного изделия (судо-, авиастроение и др.). На­против, в аппаратурных процессах (химическая промышлен­ность), где из одного вещества получается одномоментно гамма других веществ, практически все расходы косвенные.




Различают также условно-постоянные и условно-переменные расходы. Условно-постоянными называются расходы, объем кото­рых не меняется или слабо меняется с изменением объема выпус­ка продукции. Для подавляющего большинства производств та­ковыми можно считать общепроизводственные и общехозяйст­венные расходы. Условно-переменными считают расходы, объем которых прямо пропорционально зависит от изменения объема выпуска продукции. Обычно это материальные, топливно-энер­гетические расходы на технологические цели, расходы по оплате труда с начислениями. Конкретный перечень расходов, как мы уже говорили, зависит от специфики производства.



Прибыль изготовителя в цене — величина прибыли за выче­том косвенных налогов, получаемая изготовителем от реализации единицы товара.

Если цены на товар свободные, то величина этой прибыли за­висит напрямую от ценовой стратегии изготовителя-продавца (гл. 3).

Выбор стратегии, как известно, зависит от особенностей по­ложения продавца на рынке, специфики его товара. На рынке конкурентном, для которого характерны стандартные аналогич­ные и взаимозаменяемые товары, прибыль будет рассчитываться остаточным методом:

Прибыль = Рыночная цена - Себестоимость - Косвенные налоги.

Если изготовитель занимает на рынке монопольное положе­ние, то у него есть возможность «накручивать» на себестоимость желаемую рентабельность. В этом случае

Прибыль = Себестоимость х % рентабельности : 100%. А цена будет получаться методом плюсования элементов:

Цена = Себестоимость + Желаемая рентабельность + Косвенные налоги.

Метод плюсования прибыли через норматив рентабельности используется и при регулируемых ценах, если властные органы вводят в качестве ограничения предел норматива рентабельности к себестоимости. В этом случае

Цена = Себестоимость + Прибыль (полученная через норматив рентабельности, установленный властью, а не желаемый продавцом) + Косвенные налоги.



Прибыль = Себестоимость х % нормативной рентабельности : 100%.

Если же властные структуры вводят такое ограничение как верхний предел цены в абсолютном выражении, то техника рас­чета прибыли будет по остаточному принципу. Но если в услови­ях конкурентного рынка при свободных ценах, ограничением были последние, то при ценах регулируемых верхний ценовой порог задается не рынком, а властными структурами.

В современных российских условиях объектами прямого це­нового регулирования на федеральном уровне являются цены на природный газ для объединений-монополистов, тарифы на элек­троэнергию, регулируемые Федеральной энергетической комис­сией Российской Федерации, тарифы на услуги транспорта с наи­большими грузооборотами (в первую очередь тарифы на грузовом железнодорожном транспорте), цены на жизненно важные ле­карственные препараты и на услуги, наиболее существенные с народнохозяйственных и социальных позиций.

Объектом прямого ценового регулирования со стороны субъ­ектов Российской Федерации и местных органов власти является значительно более широкий перечень товаров и услуг. Данный перечень в решающей мере зависит от двух факторов: степени со­циальной напряженности и возможностей региональных и мест­ных бюджетов. Чем выше социальная напряженность и больше объем бюджетных средств, тем при прочих равных условиях боль­ше масштабы прямого ценового регулирования.

В российской практике при государственном регулировании цен и в подавляющем большинстве случаев при системе свобод­ных цен в качестве базы для использования процента рентабель­ности при исчислении прибыли в расчет принимается полная се­бестоимость единицы товара.

Пример. Структура себестоимости по статьям калькуляции в расчете на 1000 изделий выглядит следующим образом: Сырье и основные материалы — 3000 руб.

Топливо и электроэнергия на технологические цели — 1500 руб.

Оплата труда основных производственных рабочих — 2000 руб.

Начисления на оплату труда — 26% к оплате труда основных производственных рабочих.

Общепроизводственные расходы — 10% к оплате труда ос­новных производственных рабочих.

Общехозяйственные расходы — 20% к оплате труда основных производственных рабочих.

Расходы на транспортировку и упаковку — 5% к производст­венной себестоимости.

Необходимо определить уровень цены изготовителя за одно изделие и размер прибыли от реализации одного изделия, если приемлемая для изготовителя рентабельность составляет 18,75%.

Расчет

1. Исчисляем в абсолютном выражении косвенные расходы, данные в процентах к оплате труда основных производственных рабочих, на 1000 изделий:

начисления на оплату труда = 2000 руб. х 30% : 100% = = 600 руб.;

общепроизводственные расходы = 2000 руб. х 10% : 100% = = 200 руб.;

общехозяйственные расходы = 2000 руб. х 20% : 100% = = 400 руб.

2. Определяем производственную себестоимость как сумму расходов статей 1—6.

Производственная себестоимость 1000 изделий = 3000 + 1500 + + 2000 + 600+ 200 + 400 = 7700 (руб.).

3.Расходы на транспортировку и упаковку = 7700 руб. х 5% : 100% = 385 руб.

4. Полная себестоимость 1000 изделий = 7700 руб. + 385 руб. = 8085 руб.;

Полная себестоимость одного изделия = 8,0 руб.

5. Цена изготовителя на одно изделие = 8,0 руб. + 8,0 руб. х х 18,75%: 100% = 9,5 руб.

6. В том числе прибыль от реализации одного изделия = 8,0 руб. х 18,75% : 100% = 1,5 руб.

Фактическая реализация товаров (услуг) по ценам изготови­теля (цена производителя, заводская цена) возможна преимуще­ственно в том случае, когда в структуре цен нет косвенных нало­гов. В современной хозяйственной практике перечень таких това­ров (услуг) ограничен. Как правило, в структуре цены в качестве непосредственных ценообразующих элементов присутствуют косвенные налоги.

В цены абсолютного большинства товаров (услуг) включен налог на добавленную стоимость (НДС).

Базой для исчисления налога на добавленную стоимость слу­жит цена без НДС (Налоговый кодекс, гл. 21, ст. 154). Ставки НДС устанавливаются в процентах к этой базе.

Пример. Уровень цены изготовителя = 9,5 руб. за одно из­делие. Ставка налога на добавленную стоимость =18%. Тогда уровень отпускной цены, т.е. цены, превышающей цену изгото­вителя на величину НДС, составит:

Цотп. = Цизг. + НДС = 9,5 руб. + 9,5 руб. х 18% : 100% = = 11,21 руб.

В структуре цен на ряд товаров присутствует акциз. Данный косвенный налог включается в цену товаров, для которых харак­терен неэластичный спрос, т.е. повышение уровня цены в резуль­тате включения в нее акциза не ведет к снижению объема поку­пок данного товара. Тем самым реализуется фискальная налого­вая функция — обеспечение доходов бюджета. Вместе с тем подакцизные товары не должны быть товарами первой необходимости: введение акциза в этом случае противоречило бы требова­ниям социальной политики. В связи с этим и в отечественной, и в международной практике подакцизными являются в первую оче­редь алкогольная продукция и табачные изделия. Такие товары, как сахар и спички, характеризующиеся самой высокой степенью неэластичности спроса, подакцизными не являются, поскольку входят в перечень товаров первой необходимости.

Порядок расчета акциза определен Налоговым кодексом (гл. 22, ст. 187, 194). Если ставка акциза специфическая (в абсо­лютном выражении), то она плюсуется к цене изготовителя (т.е. к себестоимости + прибыль) на единицу продукции с учетом опре­деленной Кодексом налоговой базы. Если ставка акциза адвалор­ная (в процентах) ставка акциза устанавливается в процентах к цене без акциза (следовательно, и без НДС). Если ставка акциза комбинированная (имеет две ставки — адвалорную и специфиче­скую), то расчет ведется по обеим ставкам. В расчет цены прини­мается наибольшая. В настоящее время в соответствии с Налого­вым кодексом в основном применяются ставки специфические и лишь по табачным изделиям применяются комбинированные ставки.

Расчет акциза покажем на следующих примерах.

Пример а) Сохраняются все условия предыдущего приме­ра, но вводится дополнительно акциз со специфической ставкой, равной 2 руб. за единицу продукции. Тогда уровень отпускной цены составит:

Цотп. = Цизг. +А + НДС = 9,5 + 2 + 0,18 (9,5 + 2) = 13,57 (руб.).

Обращаем внимание, что НДС берется с суммы цены изготови­теля и акциза.

Пример б) Сохраняются все условия предыдущей задачи, но вводится акциз с комбинированной ставкой = 10%, но не ме­нее 3 руб. за единицу продукции. В этом случае надо рассчитать ставку акциза адвалорную, сопоставить ее со ставкой специфи­ческой и принять для расчета цены более высокую ставку.

Ставка адвалорная берется в проценте от цены изготовителя: 9,5 х 10% : 100% = 0,95 (руб.). Но ставка специфическая = 3 руб., т.е. выше. Поэтому к расчету цены принимается акциз 3 руб. То­гда уровень отпускной цены составит:

Цотп. = Цизг. +Л + НДС = 9,5 + 3 + 0,18 (9,5 4- 3) = 14,75 (руб.)

5.2. Правила учета и регламентирования посреднических услуг

В том случае, если для обеспечения продвижения товара требуют­ся услуги посредников, эти услуги должны быть оплачены. То есть в структуру цены дополнительно включаются посредниче­ская и торговая надбавки. По экономическому содержанию это — цены за услуги оптового и торгового посредников.

Как любая цена, посредническое ценовое вознаграждение со­держит три элемента:

1) затраты посредника или издержки обращения;

2) прибыль;

3) косвенные налоги.

По мере развития конкуренции цепочка посредников умень­шается. В настоящее время в отечественной практике широкий ассортимент потребительских товаров реализуется лишь с помо­щью торгового посредника и прямо с завода-производителя.

В хозяйственной практике ценовое вознаграждение посредника может рассчитываться в форме надбавки и скидки.

В абсолютном выражении посреднические скидка и надбавка совпадают, поскольку исчисляются как разница между ценой, по которой посредник закупает товар — цена закупки, и ценой, по которой его продает — цена продажи. Разница между понятиями «скидка» и «надбавка» появляется, если они приводятся в процентном выражении: 100%-ная база для исчисления надбавки — цена, по которой посредник приобретает товар, а 100%-ная база для исчисления скидки — цена, по которой посредник реализует этот товар.

Пример. Посредник приобретает товар по цене 14,75 руб. и реализует его по цене 17 руб.

В абсолютном выражении скидка = надбавка =17 руб. — - 14,75 руб. = 2,25 руб.

Процент надбавки составляет 2,25 руб. х 100% : 14,75 руб. = = 15,25%,

а процент скидки составляет 2,25 руб. х 100% : 17 руб. = = 13,23%.

В условиях свободных цен посреднические надбавки исполь­зуются в том случае, когда продавец не испытывает жесткого це­нового давления, т.е. занимает на рынке положение монополиста (лидера). В такой ситуации продавец имеет возможность прямо добавлять вознаграждение за посреднические услуги.

Однако чаще посреднические надбавки используются как ры­чаг ценового регулирования со стороны органов власти, когда конъюнктура рынка позволяет реализовать товар по пене более высокой, чем это допускается интересами народно-хозяйствен­ной и социальной политики. Так, в России в течение длительного времени применялись снабженческо-сбытовые надбавки на важ­нейшие виды топлива. Эти надбавки регулировались федераль­ными органами власти. В настоящее время практически во всех регионах России действуют торговые надбавки по продуктам по­вышенного социального значения. Эти надбавки регулируются местными органами власти. Масштабы их использования суще­ственно увеличиваются в кризисных экономических условиях.

В условиях свободных цен посреднические скидки использу­ются в том случае, когда продавец вынужден рассчитывать свои показатели в жесткой зависимости от цен, складывающихся на рынке. В этом случае расчет вознаграждения посредника строит­ся на принципе «скидывания» этого вознаграждения от уровня рыночной цены.

Посреднические скидки предоставляются обычно произво­дителями посредникам по сбыту и своим постоянным представи­телям.

Наряду с посредническими скидками и надбавками, связан­ными с уровнем цены, широкое распространение получила такая форма вознаграждения посредника, как установление для него процента от стоимости проданных товаров.

Необходимо различать категории «расходы» и «издержки обра­щения» посредника.

Прибыль посредника определяется с использованием про­цента рентабельности к издержкам обращения. Издержки обраще­ния — собственные затраты посредника (например, плата за арен­ду помещения, расходы на оплату труда работников, упаковку и хранение товара). Расходы, связанные с закупкой товара, в из­держки обращения не входят.

П р и м е р. С учетом условий предыдущего примера, где над­бавка составляла 2,25 руб. определим максимально допустимые издержки обращения для посредника, если минимальная прием­лемая для него рентабельность равна 15%, а ставка НДС на по­среднические услуги — 18%.

Абсолютную величину посреднического вознаграждения мы можем представить уравнением, приняв за х максимально допус­тимые издержки обращения:

Х + Х х 0,15 + (Х + 0,15Х) х 0,18 = 2,25;

х=1,67 (руб.).

Следует еще раз подчеркнуть: расходы посредника надо отли­чать от его издержек обращения. Издержки обращения — это соб­ственные затраты посредника, связанные лишь с обеспечением продвижения товара. А расходы посредника помимо издержек обращения включают еще расходы на закупку товара.

Это очень важный момент, так как на практике часто оптовые посредники калькулируют издержки обращения, от них через норматив рентабельности считают прибыль, а к полученной до­бавленной стоимости по основной ставке начисляют налог на до­бавленную стоимость. Если бы эти начисления проводились не к издержкам обращения, а к общим расходам посредника, то было бы существенное необоснованное завышение посреднического вознаграждения. В нашем примере издержки обращения = 1,67 руб., а расходы = 16,42 (14,75 + 1,67) руб.

В связи с расчетом посреднических вознаграждений отдель­ного внимания заслуживает вопрос исчисления НДС при цено­образовании. Приведем расчет иен с разными вариантами ис­пользования НДС по ставке 18% как ценообразующего элемента на примере наиболее распространенной формы посреднического вознаграждения — надбавки. Варианты расчета цены продажи будут разные в зависимости от того, даются ли цена приобрете­ния и надбавка с или без НДС. Для простоты расчета округлим цену приобретения.

Вариант 1. Цена приобретения без НДС составляет 100 руб. (отдельно НДС = 18 руб.), посредническая надбавка = 20% (без НДС, так как она дается к цене без НДС). Цена продажи без НДС составит 120 руб. Цена продажи с НДС = цена продажи без НДС х (100% + процент основной ставки НДС): 100%, т.е. 141,6 руб. (120 руб. х 1,18), в том числе НДС= 21,6 руб. (141,6 руб. х 18% : 118% ). НДС, который посредник заплатит в бюджет, составит 3,6 руб. (21,6 руб. - 18 руб.).

Вариант 2. Цена приобретения с НДС =118 руб.; посредниче­ская надбавка = 20%. В этом случае надбавка уже содержит НДС, так как она дается к цене с НДС. Цена продажи с НДС составит 141,6 руб. (118 руб. х (1 + 0,2)); в том числе НДС = 21,6 руб. (141,6 руб. х 18% : 118%). НДС в бюджет уплачивается в размере 3,6 руб. (21,6 руб.-18 руб.).

Вариант 3. Цена приобретения с НДС = 118 руб.; издержки обращения посредника = 15 руб.; рентабельность посредника 33%. В этом случае прибыль посредника будет равна 5 руб. (15 руб. х 33%), а посредническая надбавка без НДС = 20 руб. (15 руб. + 5 руб.). Надбавка с НДС составит 23,6 руб. (20 руб. х (1+ + 0,18)). Цена продажи с НДС будет равна 141,6 руб. (118 руб. + + 23,6 руб.). В том числе НДС = 21,6 руб. (141,6 руб. х 18% : 118%). НДС, уплачиваемый в бюджет = 3,6 руб.

Как видно из расчетов по всем трем вариантам все показатели с включением или без включения НДС совпадают. При этом ве­личина НДС, уплачиваемого в бюджет, одинаковая.

Если реализация товара сопровождается услугами не одного, а нескольких посредников, то процент надбавки каждого после­дующего посредника рассчитывается к цене его закупки.

Посреднические скидки и надбавки необходимо отличать от ценовых скидок и надбавок.Первые, как указано выше, составляют вознаграждение за по­среднические услуги, поэтому их наличие всегда связано не с од­ной, а с несколькими ценовыми стадиями (их число прямо про­порционально числу посредников).

Ценовые скидки и надбавки — инструменты стимулирования сбыта. Они используются по отношению к одному ценово­му уровню и связаны с одной ценовой стадией.







Сейчас читают про: