Вопрос 19. Функции, типы и методы конкуренции

Конкуренция – борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Типы конкуренции:

Чистая конкуренция (совершенная) - рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукции, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену (например, пшеница, сахар, акции).

Несовершенная конкуренция представлена на рынке следующими реальными рыночными структурами: монополия,олигополия и монополистическая конкуренция.По некоторым действиям данные структуры не отличаются друг от друга,но у каждой из них есть характерные особенности,присущие каждой конкретной структуре. Монополия представлена на рынке,как правило, единственной фирмой крупного размера. Для успешности функционирования-одной из целей ее деятельности является дальнейшее поддержание уникальности. Олигополия представлена на рынке несколькими фирмами у которых существует возможность договоренности о влиянии на рынок. Одной из главных ее целей является соблюдение стабильности при поддержании определенного уровня доходности. Монополистическая конкуренция представляет ситуацию на рынке,когда каждая из фирм не имеет значительного влияния на рынок и действует в соответствии со своими возможностями на рынок. Упор,в основном, делается на дифференциацию.По сравнению с олигополией стратегическое поведение отсутствует.

Функции конкуренции:

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Вопрос 20. Характеристика совершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция — когда на рынке работает бесконечно большое количество производителей или продавцов данной продукции.
Примеры чистой конкуренции очень редки. К ней можно отнести мировой рынок ценных бумаг, фермерство США.

Совершенная конкуренция на практике встречается очень редко, но совокупность понятий связанных с ней часто используются в теоретической экономике при построении экономических моделей и прогнозировании развития экономических процессов.

В условиях совершенной конкуренции нет таких негативных процессов как: перепроизводство товаров, инфляция, безработица, монополизация рынка, поскольку в совершенной конкуренции складываются идеальные экономические условия.

Общая характеристика совершенной конкуренции:

1. На рынке работает бесконечно большое количество конкурирующих между собой фирм, при этом ни один из субъектов (будь то производитель, продавец или покупатель), ввиду их большого числа, не могут повлиять на цены и поэтому вынуждены приспосабливаться к уже сложившимся уровням цен. Спрос на продукцию фирмы совершенного конкурента абсолютно эластичен, т. е. он всегда есть и постоянно удовлетворён.

2. Равенство и анонимность предприятий работающих на рынке. — поскольку при совершенной конкуренции производится абсолютно идентичная продукция, то никакого значения не имеет реклама, престижность торговых марок, индивидуальные характеристики и качества продукции. Продукция фирмы А ничем не отличается от продукции фирм В С и D.

3. Абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов — поскольку нет никаких экономических, финансовых, технологических и иных препятствий.

4. Независимость любой фирмы в принятии решений.

5. Свободный вход и выход с рынка для любой фирмы — препятствий для этого не существует.

6. Полная информированность любой фирмы о всех параметрах рынка — о ценах, издержках, спросе, объёмах производства, свойствах товаров и другом на рынке и у конкурентов.

Вопрос 21. Модели рынка несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.

Основные условия несовершенной конкуренции:

1) На рынке действует ограниченное число производителей

2) Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство.

3) Рыночная информация искажена и не объективна.

Все эти факторы способствуют нарушению рыночного равновесия, т к ограниченное число производителей устанавливает и поддерживает высокие цены для получения монопольной прибыли.

Различают 3 типа:

1) монополия,

2) олигополия,

3) монополистическая конкуренция.

1. Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта (газо-, водоснабжение, связь). Манипулируя объемом производства своей продукции, монополист по существу диктует потребителю и свою цену. Экономическая мощь и эффективность его мало затратного производства делают практически невозможным проникновения в эту отрасль дополнительных фирм.

2. Олигополия — это тип рынка несовершенной конкуренции, характери­зующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Та­ким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершен­ной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совер­шенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производи­телей, поделивших рынок между собой.

3. Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции, причем, если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов), которые предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (одежда, мебель, обувь). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком, поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: