Бюджет производства ОАО «РЖД»

Исходя из бюджета продаж, разрабатывают бюджет производства.

Бюджет производства ОАО «РЖД» предназначен дляпланирования и контроля объемов производства продукции, работ и услуг,которые необходимо осуществитьв целях обеспечения выполнения запланированных продаж и заданного уровня доходных поступлений,а также для планирования необходимых ресурсов производственного назначенияв натуральном выражении и их контроля

Показатели производства планируются по разделам:

- грузовые перевозки,

- пассажирские перевозки,

- приведенная работа,

- локомотивная тяга,

- подвижной состав,

- ремонт и технический осмотр,

- путь,

- трудовые ресурсы,

- прочие показатели.

Производственные показатели отражаются в бюджете в натуральном выражении.

Планирование показателей бюджета производства осуществляется исходя из планируемого объема продаж по видам деятельности, а также с учетом данных предыдущего бюджетного периода. Для каждой компании, структурных подразделений разрабатывается индивидуальная методика планирования показателей бюджета производства, учитывающая специфику и особенности ее производственных процессов.

Формирование сводного бюджета производства ОАО «РЖД» начинается «снизу», т.е. со структурных подразделений. На основании целевых параметров объемов производства, плановых производственных показателей, определяемых дорогами, в целевых заданиях для входящих в их состав структурных подразделений, экономисты и специалисты производственных отделов, цехов структурных подразделений разрабатывают бюджет производства своего предприятия - локомотивного или вагонного депо, дистанции пути, дистанции электроснабжения, станции и т.п.

В доходной части бюджета производства структурных подразделений планируются объемы работ, которые необходимо выполнить для осуществления процесса перевозок, и подлежащих выполнению структурными подразделениями в соответствии с их профилем. Это работы по погрузке и выгрузке грузов в погрузо-разгрузочных механизированных дистанциях, по отправлению грузов, пассажиров и поездов на станциях, по эксплуатации, содержанию и ремонту локомотивов и подвижного состава в локомотивных и вагонных депо, по содержанию и ремонту пути в дистанциях пути и гражданских сооружений, по выработке электроэнергии в дистанциях электроснабжения, по обслуживанию вычислительной техники на ВЦ и средств связи в региональных центрах связи и т.п. Они выступают показателями объемов производства по основной обычной деятельности - перевозкам, которые хотя сами по себе перевозкой не являются, но обеспечивают ее осуществление. В случае, если эти работы подлежат выполнению на сторону за договорной тариф, то они планируются как прочие обычные виды деятельности.

В расходной ресурсной части бюджета производства, исходя из планируемых объемов работ и уровня качественных показателей, мероприятий по их улучшению, планируют ресурсы, которые необходимо затратить для исполнения заданного объема работ. В этой связи в бюджете производства структурных подразделений показывают планируемые затраты парка локомотивов, вагонов, путевых машин, станков, вычислительных установок, средств связи и проч., а в разделе «Трудовые ресурсы» - среднесписочную численность работников, занятых на перевозках, инвестиционной деятельности и обеспечении прочих продаж. Эти показатели рассчитываются исходя из планируемых уровня качественных показателей использования ресурсов, которые характеризуют производство продукции единицей ресурсов или в единицу времени. Также в бюджете производства разрабатываются и показываются качественные показатели использования ресурсов. В частности, в бюджете производства структурных подразделений задаются уровень производительности труда работников, уровень производительности локомотивов, вагонов, машин и оборудования. Также планируются показатели, которые определяют уровень производительности локомотивов, вагонов, оборудования. Это показатели, характеризующие использование технических средств - локомотивов, вагонов, машин и оборудования по мощности и во времени, как например, вес поезда, оборот вагона, участковая и техническая скорость локомотива, поезда, статическая нагрузка грузового вагона и т.п. Наличие этих показателей в бюджете производства позволяет впоследствии при исполнении бюджета выявить причины невыполнения объемов производства, определить связано ли это с недостачей ресурсов или их некачественным использованием. А поскольку все показатели использования ресурсов между собой взаимосвязаны, то можно установить какой из них и насколько повлиял на выполнение производительности локомотива, вагона, оборудования, и кто за это конкретно отвечает. Исходя из этого, можно принимать оперативные меры по предотвращению возникших затруднений независимо от того, носят они объективный характер, что может потребовать дополнительных ресурсов и денежных средств, или повлечет за собой невыполнение заданных объемов производства, либо имеют субъективный характер и могут быть устранены административными мерами. То есть наличие качественных показателей использования ресурсов в бюджете производства позволяет оперативно предупредить срыв производственной программы и перерасход ресурсов, скоординировать деятельность подразделений. Кроме того, планирование в бюджете производства качественных показателей позволяет на основании анализа их исполнения и учета тенденций их изменения планировать показатели бюджета производства на последующие отчетные периоды исходя из наличных ресурсов или, наоборот, планировать ресурсы, которые потребуются для выполнения заданных объемов производства при прогнозируемом уровне качественных показателей использования ресурсов.

Бюджет производства в структурных подразделениях формируется по видам деятельности, выполняемым структурными подразделениями (основной обычной деятельности и прочей обычной деятельности), по видам работ и видам продукции. Например, в локомотивном депо планируют «Грузовые перевозки», измеряемые грузооборотом брутто (тонно-километры брутто), «Пассажирские перевозки» отдельно в дальнем следовании и в пригородном сообщении, измеряемые пассажирооборотом (пассажиро-километры), «Услуги локомотивной тяги», «Ремонт локомотивов» отдельно магистральных и маневровых локомотивов по видам ремонта и роду подвижного состава (локомотивов, мотор-вагонных секций, дизель – поездов). Все эти виды деятельности и работ в той мере, что они способствуют обеспечению процесса перевозок в ОАО “РЖД” согласно заключенным договорам и бюджету продаж ОАО “РЖД”, составляют основной обычный вид деятельности структурных подразделений.

Если технический потенциал структурных подразделений и их штаты позволяют сделать дополнительный объем услуг, не связанных с планируемым объемом перевозок, то при условии выполнения ими заданного объема работ, структурные подразделения могут включить их в бюджет производства как «Прочие обычные виды деятельности». В частности, в локомотивном депо это предоставление услуг локомотивной тяги по использованию локомотивов депо и локомотивных бригад для формирования составов и вождения поездов, сформированных из вагонов, принадлежащих сторонним организациям или используемых ими на правах аренды. В дирекциях связи как «Прочий обычный вид деятельности» могут оказываться услуги связи и ремонт оборудования сторонним организациям за договорной тариф.

Контроль за исполнением бюджета производства в структурных подразделениях и разработку контрольного отчета по форме «Исполнение бюджета производства структурного подразделения» осуществляют те же экономисты и работники производственных служб и цехов структурных подразделений, которые его формировали. Отчет об исполнении бюджета производства составляется по данным статистического, управленческого и финансового бухгалтерского учета. Отчет предоставляется за месяц, за квартал и за год в соответствующие службы дорог и дорожные дирекции.

Железные дороги, региональные дирекции, консолидируя бюджеты производства входящих в их состав структурных подразделений, формируют бюджет производства на уровне дороги, дирекции Ответственность за формирование и исполнение сводного бюджета производства территориальных (железной дороги) и функциональных филиалов несут отраслевые службы.

На основании целевых показателей годовых производственных планов, установленных бюджетным заданием для дорог, региональных дирекций, консолидации статей бюджетов производства входящих в их состав структурных подразделений и региональных дирекций, а также данных статистической отчетности, бухгалтерского финансового и управленческого учета по основным средствам, трудовым ресурсам, их исполнении входящими в их состав структурными подразделениями, территориальные и функциональные филиалы на формируют сводный бюджет производства.

В бюджете производства железной дороги (филиала) планируются объемные и качественные показатели железнодорожных перевозок по видам деятельности. Это погрузка, грузовые, пассажирские перевозки, локомотивная тяга, ремонт и техническое обслуживание локомотивов, мотор - вагонного подвижного состава, вагонов, пути.

Объем грузовых перевозок на дороге характеризуют грузооборот, измеряемый на дороге в тонно-километрах нетто эксплуатационных. При этом отдельно планируется

- грузооборот без вагонов иных собственников, арендованных и дочерних и зависимых обществ ДЗО ОАО «РЖД» в порожнем состоянии и

- грузооборот вагонов иных собственников, арендованных и дочерних и зависимых обществ ДЗО ОАО «РЖД» в порожнем состоянии.

Объем пассажирских перевозок – характеризует пассажирооборот, измеряемый в пассажиро-километрах. Он планируется отдельно в дальнем следовании и в пригородном сообщении.

Общий объем перевозочной работы на дороге характеризует показатель приведенная работа, измеряемая в тонно - километрах приведенных как сумма грузооборота, измеряемого в тоннах – километрах нетто эксплуатационных, и пассажирооборота, измеряемого в пассажиро – километрах. Причем, задаётся приведённая работа отдельно для расчёта себестоимости перевозок и расчета производительности труда на перевозках. Соответственно для определения приведённого объёма работ пассажиро – километры рассчитываются с использованием коэффициента их трудоемкости.

В бюджете производства железной дороги в его ресурсной (затратной) части также задаются качественные показатели использования ресурсов, характеризующие производительность единицы ресурсов: среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении, их использование во времени (участковая скорость движения грузового поезда, среднесуточный пробег локомотива в грузовом движении) и по мощности (средний вес брутто поезда грузового движения). Эти показатели в бюджете производства дороги получают на основании статистической отчетности, где они рассчитываются как средние по дороге. Исходя из уровня качественных показателей, прогноза их изменения, планируют ресурсы дороги, объемы производства - перевозки.

Объём работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту локомотивов планируется в приведенных единицах, а по капительному ремонту в физических единицах отдельно по электровозам и тепловозам.

Объём работ по капитальному ремонту мотор - вагонного подвижного состава планируется для всех, кроме сданных в аренду, и отдельно для сданных в аренду

Объём капитального ремонта пути в бюджете производства дороги планируется с выделением капитального ремонта пути ОАО «РЖД»

В ресурсной (затратной) части бюджета производства дороги планируются также трудовые ресурсы, привлекаемые для выполнения заданных объемов работ - среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, прочих видах обычной деятельности и занятых на работах, составляющих прочие расходы. Также планируется их среднемесячная заработная плата, производительность труда, доходы на одного человека в денежном выражении от исполнения прочих обычных видов деятельности (табл.7.3).

Таблица 7.3

Сводный бюджет производства железной дороги

№ п.п. Наименование бюджетного показателя Ед. изм. Факт План % вып.плана
2.1 Погрузка тыс.тонн      
2.2 Грузовые перевозки *      
2.2.01 Грузооборот всего млн.тнкм      
  - без вагонов иных собственников, арендованных и ДЗО ОАО «РЖД» в порожнем состоянии   млн.тнкм      
  - вагонов иных собственников, арендованных и ДЗО ОАО «РЖД» в порожнем состоянии   млн.тнкм      
2.2.01 Среднесуточная производительность локомотива в грузовом движении Млн..тнкм бр. / сут.      
2.2.02 Участковая скорость движения грузового поезда Км/час      
2.2.03 Средний вес поезда брутто грузового движения Тн      
2.2.04 Среднесуточный пробег локомотива в грузовом движении км      
2.3 Пассажирские перевозки        
2.3.01 Пассажирооборот Млн. пасс-км      
  - в дальнем следовании Млн. пасс-км      
  - пригородном сообщении Млн. пасс-км      
2.4 Приведённая работа *      
2.4.01 Приведённая работа (для расчёта себестоимости) Млн. прив.тнкм      
2.4.02 Приведённая работа для расчёта производительности) Млн. прив.тнкм      
2.5 Локомотивная тяга *      
  Удельный расход топлива на тягу поездов (без учёта локомотивов иных собственников и арендованных) кг /10тыс. ткм бр      
  Удельный расход топлива на тягу поездов (с учётом локомотивов иных собственников и арендованных) кг /10тыс. ткм бр      
  Удельный расход электроэнергии на тягу поездов (без учёта локомотивов иных собственников и арендованных) кгвтч /10тыс. ткм бр      
2.7 Ремонт и ТО *      
2.7.01 Локомотивов        
  Техническое обслуживание локомотивов Прив.ед.      
  Текущий ремонт локомотивов Прив.ед.      
  Капитальный ремонт локомотивов ОАО «РЖД»        
  Электровозы Ед.      
  Тепловозы Ед.      
2.7.02 МВПС        
  Капитальный ремонт собственных МВПС (кроме сданных в аренду) Секц.      
  Капитальный ремонт собственных МВПС (сданных в аренду) Секц.      
2.7.03 Вагонов        
  Объём деповского ремонта вагонов Ваг.      
  пассажирских Ваг.      
  парка ОАО «РЖД» Ваг.      
  грузового Ваг.      
  парка ОАО «РЖД» Ваг.      
  Капитальный ремонт вагонов        
  пассажирских Ваг.      
  парка ОАО «РЖД» Ваг.      
  грузового Ваг.      
  парка ОАО «РЖД» Ваг.      
2.7.04 Пути        
  Капитальный ремонт пути км      
  пути ОАО «РЖД» км      
2.9 Трудовые ресурсы        
2.9.01 Среднесписочная численность Чел.      
  на перевозках Чел.      
  на прочих видах деятельности Чел.      
  на прочих расходах Чел.      
2.9.02 Ср. мес. базовая заработная плата        
  на перевозках Руб/чел.      
  на прочих видах деятельности Руб/чел.      
  на прочих расходах Руб/чел.      
2.9.03 Производительность на перевозках в натуральном выражении Млн.прив ткм/чел      
2.9.04 Темп роста производительности труда на перевозках %      
2.9.05 Доходы на 1 человека в денежном выражении (прочие виды деятельности) Млн. руб.      

Сформированный «Сводный бюджет производства» железной дороги передается на согласование и утверждение в Департамент, осуществляющий планирование и бюджетирование в ОАО «РЖД».

Контроль за исполнением бюджета производства железной дороги осуществляют отраслевые службы железной дороги. Они же составляют отчет о его выполнении по данным статистической отчетности, бухгалтерского, финансового и управленческого учета об объеме производства железной дороги. Отчет представляется в Департамент ответственный за планирование и бюджетирование в ОАО «РЖД» ежемесячно, по кварталам и за год.

На основании консолидации сводных бюджетов производства железных дорог, функциональных филиалов формируется консолидированный бюджет производства ОАО «РЖД».

В доходной части консолидированного бюджета производства ОАО «РЖД» планируются объемы производства ОАО «РЖД» по видам деятельности. Ориентируясь на целевые параметры текущей и инвестиционной деятельности, на основании данных бюджетов производств на дорогах планируются объем грузовых перевозок, пассажирских перевозок, перевозок багажа и почты ОАО «РЖД».

По грузовым перевозкам планируются грузооборот, осуществляемый инвентарным парком вагонов ОАО «РЖД» и парком вагонов, арендованных ОАО «РЖД», грузооборот в вагонном парке, арендованном клиентами и в собственном парке клиентов. Грузооборот измеряется в тонно-киллометрах нетто тарифных. Кроме того, по грузовым перевозкам планируются показатели «Количество тонн принятых грузов» и «Количество тонн отправленных грузов» в ОАО «РЖД».

Объемы пассажирских перевозок планируются по ОАО «РЖД» отдельно для дальнего следования и пригородного сообщения. При этом рассчитываются показатели “Отправлено пассажиров” в ОАО «РЖД», “Перевозки пассажиров” в ОАО «РЖД», которые измеряют в пассажирах-километрах.

Кроме того, в консолидированном бюджете производства ОАО «РЖД» планируются перевозки багажа и почты, измеряемые в тонно-километрах, дополнительные сборы и услуги по грузовым перевозкам в ОАО «РЖД».

Объемы работ, обеспечивающие выполнение процесса перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, в бюджете производства ОАО «РЖД» планируют на основании данных бюджетов производства железных дорог по таким видам деятельности как услуги инфраструктуры, услуги локомотивной тяги, ремонт локомотивов, подвижного состава - грузовых, пассажирских вагонов, мотор - вагонов, строительство объектов инфраструктуры, производство промышленных работ и услуг, проектные и научные услуги, услуги ЖКХ и предприятий социальной сферы, другие продукты и услуги.

По данным бюджетов производств функциональных филиалов-предприятий и организаций Департамент, осуществляющий планирование и бюджетирование в ОАО «РЖД» планирует также прочие обычные виды деятельности, такие как ремонт подвижного состава, локомотивов, мотор - вагонного парка, строительство и производство промышленной продукции и услуг, проектные и личные услуги, услуги ЖКХ и социальной сферы, реализуемые на сторону за договорной тариф при условии выполнения плановых объемов работ.

Контроль за исполнением консолидированного бюджета производства ОАО «РЖД» осуществляет Департамент, ответственный за планирование и бюджетирование в отрасли. Он же составляет отчет об исполнение бюджета на основании статистической отчетности, данных бухгалтерского финансового и управленческого учета ОАО «РЖД». Отчеты составляются ежемесячные, квартальные и годовые.

Бюджет производства ОАО «РЖД» связан с бюджетом затрат и с бюджетом запасов и закупок. Показатели бюджета производства о среднемесячной численности используются при планировании затрат на оплату труда и его стимулирование. Грузооборот брутто из бюджета производства используется для расчета затрат топлива и электроэнергии на тягу поездов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: