double arrow

Условия возникновения расходных обязательств.

Рассмотрим теоретические и правовые основы государственных расходов (расходов федерального бюджета и расходов бюджетов субъектов РФ).

Государственные расходы непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием:

1. обеспечивают структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение отраслей, обеспечение инвестиционной политики,

2. позволяют финансировать народнохозяйственные нужды, проводимую социальную политику.

Различные подходык проблеме государственных расходов.

1. Государственные расходы должны быть минимальными, а экономика сама в состоянии решить возникающие проблемы.

2. Другая точка зрения принадлежит приверженцам теории рациональных ожиданий. Согласно этой теории государство не должно заботиться о сумме своих расходов и стремиться к их минимизации, а, напротив, должно само стимулировать совокупный спрос.

Социально-экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристиками. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная — их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

· природой и функциями государства;

· уровнем социально-экономического развития страны;

· разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

· административно-территориальным устройством государства;

· формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную структурную систему расходов бюджета любого государства на определенном эта­пе социально-экономического развития.

Существуют определенные требования общеэкономического характера к определению состава и структуры бюджетных расходов. Суть их заключается в том, чтобы каждая государственная услуга давала необходимую отдачу не только материального, но и социального характера.

Разумные объемы и структура государственных расходов — один из достаточно мощных рычагов влияния на экономику.

С точки зрения социально-экономической сущности расходы бюджета государства — экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям.

Признаки классификации расходов бюджета.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике российских финансов существует несколько признаков классификации расходов бюджета:

1. по влиянию на процесс расширенного воспроизводства выделяются:

А). Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей.

Эти расходы включают:

· затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства;

· закупки товаров и услуг гражданского и военного характера;

· текущие расходы государственных учреждений);

· текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям;

· транспортные платежи;

· выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. (Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов);

· капитальные бюджетные расходы. В составе последних может быть выделен бюджет развития.

Б). Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов.

Они включают в себя:

· капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства;

· инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития, он может составлять 2—4% всех расходов.

Средства бюджета развития используются на поддержку экспорта и импортозамещающего производства, а также для развития высоких технологий и их внедрения, для финансовой поддержки конверсии предприятий оборонной промышленности. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом (Федеральный закон «О бюджете развитияРоссийской Федерации» от 26 ноября 1998 г. № 181-ФЗ).

2. по функциональному содержанию.

Все расходы бюджетов всех уровней подразделяются на несколько крупных разделов и подразделов, являющихся едиными для бюджетов бюджетной системы РФ:

1) общегосударственные вопросы:

· функционирование Президента Российской Федерации;

· функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования;

· функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

· функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций;

· судебная система;

· обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного)надзора;

· обеспечение проведения выборов и референдумов;

· международные отношения и международное сотрудничество;

· государственный материальный резерв;

· фундаментальные исследования;

· обслуживание государственного и муниципального долга;

· резервные фонды;

· прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

· другие общегосударственные вопросы.

2) национальная оборона:

· Вооруженные Силы РФ;

· модернизация ВС РФ и воинских формирований;

· мобилизационная и вневойсковая подготовка;

· мобилизационная подготовка экономики;

· подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

· ядерно-оружейный комплекс;

· реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

· прикладные научные исследования в области национальной обороны;

· другие вопросы в области национальной обороны.

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

· органы прокуратуры;

· органы внутренних дел;

· внутренние войска;

· органы юстиции;

· система исполнения наказаний;

· органы безопасности;

· органы пограничной службы;

· органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

· защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

· обеспечение пожарной безопасности;

· миграционная политика;

· модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

· прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

· другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

4) национальная экономика:

· общеэкономические вопросы;

· топливно-энергетический комплекс;

· исследование и использование космического пространства;

· воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· сельское хозяйство и рыболовство;

· водные ресурсы;

· лесное хозяйство;

· транспорт;

· дорожное хозяйство;

· связь и информатика;

· прикладные научные исследования в области национальной экономики;

· другие вопросы в области национальной экономики.

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

· жилищное хозяйство;

· коммунальное хозяйство;

· благоустройство;

· прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

· другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства.

6) охрана окружающей среды:

· экологический контроль;

· сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

· охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

· прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

· другие вопросы в области охраны окружающей среды.

7) образование:

· дошкольное образование;

· общее образование;

· начальное профессиональное образование;

· среднее профессиональное образование;

· профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

· высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей;

· прикладные научные исследования в области образования;

· другие вопросы в области образования.

8) культура, кинематография, средства массовой информации:

· культура;

· кинематография;

· телевидение и радиовещание;

· периодическая печать и издательства;

· прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;

· другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации.

9) здравоохранение, физическая культура и спорт:

· стационарная медицинская помощь;

· амбулаторная помощь;

· медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; ;,ч

· скорая медицинская помощь;

· санаторно-оздоровительная помощь;

· заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

· санитарно-эпидемиологическое благополучие;

· физическая культура и спорт;

· прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;

· другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта.

10) социальная политика:

· пенсионное обеспечение;

· социальное обслуживание населения;

· социальное обеспечение населения;

· охрана семьи и детства;

· прикладные научные исследования в области социальной политики;

· другие вопросы в области социальной политики.

11) межбюджетные трансферты:

· дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

· субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);

· субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

· иные межбюджетные трансферты;

· межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В функциональной классификации расходов по разделам и подразделам хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.

Каждый из названных функциональных подразделов расходов делится в свою очередь на:

целевые статьи.

Перечень целевых статей и видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов и отражает расходы бюджетов на реализацию целевых программ и детализирующее функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса.

виды расходов.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.

· Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета (соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования). Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с реформированием системы органов государственного управления и местного самоуправления.

Экономический признак позволяет рассмотреть расходы бюджетов в зависимости от экономического содержания операций сектора государственного управления.

Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: