Отграничение от преступлений, связанных с незаконным оборотом запрещенных или ограниченных в гражданском обороте предметов

Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ представляет значительную опасность для здоровья людей. Государство жестко регламентирует правила обращения с этими веществами в любых сферах их применения (медицина, наука, пищевая промышленность и др.), с тем чтобы исключить любую возможность их недозволенного использования.

Основной объект преступления - здоровье населения в сфере оборота сильнодействующих или ядовитых веществ. Дополнительным объектом может быть здоровье личности, общественная безопасность и др.

Предмет преступления - сильнодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудование для их изготовления или переработки.

К сильнодействующим относятся вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья людей при их несанкционированном применении. Они могут вызывать «состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, нарушения моторной функции или мышления, поведения, восприятия, изменения настроения, либо могут приводить к аналогичным вредным последствиям».

К ядовитым относятся вещества, вызывающие тяжелое отравление человека или его смерть.

Во всех случаях, когда возникает вопрос - можно ли соответствующее вещество или лекарственное средство отнести к сильнодействующим или ядовитым, вопрос должен решаться экспертным путем.

В соответствии с содержанием ст. 235 преступным является занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ч. 1) или смерти (ч. 2).

В УК 1960 г. преступлением признавалось занятие врачеванием как профессией лицом, не имеющим надлежащего медицинского образования. Изменение закона преследовало цель взять под государственный контроль порядок оказания медицинской и фармацевтической помощи, установить запреты на невежественные, обманные, малограмотные, непрофессиональные методы лечения и фармацевтического обслуживания граждан.

Своим острием норма направлена на воспрепятствование деятельности легальных и нелегальных объединений, частных лиц, систематически оказывающих подобные услуги.

Объект преступления - здоровье людей в сфере оказания медицинских и фармацевтических услуг.

Объективная сторона состоит в незаконном занятии частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на такой вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью.[21]

Обязательным признаком состава преступления является причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 235) или смерти человека (ч. 2 ст. 235). Поскольку закон причинение вреда здоровью не связывает с утратой трудоспособности, под ним следует понимать его утрату хотя бы на один день, а также зафиксированные в компетентных лечебных учреждениях факты резкого ухудшения состояния больного (доставление в неотложном порядке в больницу, вызов «скорой помощи» и др.). При этом важно установить наличие причинной связи между незаконным занятием частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью и наступившими последствиями. Должно быть констатировано, что вред здоровью человека или смерть наступили из-за неквалифицированного лечения либо из-за некачественно изготовленных лекарственных форм, неверных его дозировок и т.п. Наступление вреда здоровью или смерти по иным причинам (тяжелое состояние больного, необратимые изменения в организме, вмешательство других обстоятельств и т.п.) не дает основания для установления наличия преступления.

Посягательство окончено с момента наступления последствия.

С субъективной стороны преступление характеризуется виной в форме легкомыслия или небрежности. Лицо, занимающееся частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, либо предвидит возможность наступления вреда здоровью или смерти человека, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает предотвратить эти последствия, либо не предвидит наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - важная задача государства, проводящего комплексные мероприятия, направленные на сокращение инфекционных и эпидемических заболеваний. Закон определяет данное преступление, как нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей (ч. 1 ст. 236) или смерть человека (ч. 2 ст. 236).

Объектом преступления является здоровье населения в сфере обеспечения нормальной среды обитания, препятствующей массовым заболеваниям и отравлениям людей. Статья 236 носит бланкетный характер. При ее применении необходимо учитывать санитарно-эпидемиологические правила, принимаемые на федеральном и региональном уровне. Базовым документом, регламентирующим такие правила, является Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регламентирует широкий круг вопросов, в том числе устанавливает санитарные правила застройки населенных пунктов, санитарные требования к качеству строительных материалов и сырья, продовольствия, технологические требования к изготовлению продуктов питания и товаров, требования к водоснабжению, утилизации и захоронению отходов и т.п.

К санитарно-эпидемиологическим правилам относятся любые нормативные акты, связанные с обеспечением санитарного состояния среды обитания, с установлением правил и нормативов безвредности для человека и его жизнедеятельности всего, что его окружает в процессе жизни и деятельности. Эти правила в силу их нормативного характера обязательны для исполнения всеми предприятиями, организациями, общественными объединениями и гражданами.

Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237).

В соответствии со ст. 237 преступлением признается сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (ч. 1 ст. 237), либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 237).[22]

Объектом данного преступления является здоровье населения, подвергающееся опасности в результате сокрытия информации о вредном промышленном, военном, научно-техническом или другом воздействии на среду обитания.

Представление такой информации, доведение ее до сведения населения и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению этой опасности, регламентируется рядом нормативных актов, в частности Конституцией РФ (ст. 24, 29, 41), которые не только декларируют общие права на достоверную информацию, но и устанавливают ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

С объективной стороны преступление состоит в действиях или бездействии по сокрытию или искажению информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды. Часть 1 ст. 237 содержит описание так называемого формального состава, потому оконченное преступление образует сам факт сокрытия или искажения подобной информации. Часть 2 ст. 237 предусматривает в качестве альтернативного признака наступление последствий: вреда здоровью человека или иных тяжких последствий. В силу этого обстоятельства момент окончания такого деяния связан с фактом реального наступления вреда.

Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности создают серьезную угрозу здоровью потребителей.

Потребителем по Закону РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Объектом преступления является безопасность потребителя, которой может быть причинен вред в результате производства, хранения, перевозки в целях сбыта или сбыта некачественных товаров, а также оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, либо в силу выдачи или использования документов, удостоверяющих соответствие товаров, работ, услуг требованиям безопасности.

Объективная сторона преступления состоит:

а) в производстве, хранении или перевозке в целях сбыта, сбыте товаров и продукции, выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, жизни или здоровья потребителей;

б) в неправомерных выдаче или использовании официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности.


Заключение

Предметом преступления названы наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги. Понятие наркотических средств и психотропных веществ дается в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Статья 1 определяет наркотические средства как вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г.

Психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 г.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят. Международные документы не содержат такого определения. Отнесение вещества к числу аналогов возможно только на основе экспертного заключения, которое должно быть получено в соответствии с методиками Постоянного комитета по контролю наркотиков. Однако для определения многих веществ такие методики не разработаны, что негативно сказывается на правоприменении.

К наркотическим относятся средства, содержащиеся в российском Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, который объединяет все наркотические средства, включенные в Международный список (в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г., ратифицированной нашей страной в 1963 г.), а также ряд других наркотических средств, поскольку Международный список наркотиков не является исчерпывающим. К последнему добавляется список веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ 1988 г., а также вещества, признанные наркотическими Минздравсоцразвития России.

Ныне действующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. (в ред. постановлений Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 51, от 17 ноября 2004 г. N 648, от 8 июля 2006 г. N 421, от 4 июля 2007 г. N 427), содержит четыре списка.

Противодействие и предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков требует создания системы мер профилактики наркомании, лечения и социальной адаптации наркоманов. Эта система должна включать программы медицинского, социального и духовно-нравственного характера (так, на Ставрополье духовной Иепархией в настоящее время созданы и успешно функционируют четыре специальных реабилитационных центра для наркоманов).

Законодательство в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом выполняет функцию охраны здоровья населения. Тем не менее, по нашему мнению, оно имеет слабые места, что подтверждается анализом соответствующих уголовно-правовых норм, статистических данных и обобщением судебной практики.

В сфере борьбы с наркотическими преступлениями вопрос о построении санкций, как правило, уводится в плоскость обоснования доминирующего значения социально-экономических мер. Представляется, что подобный подход стирает грань между социальными или социально-экономическими и специально-правовыми средствами воздействия на социальные процессы. Воздействуя в комплексе с социально-экономическими и социально-политическими мерами на преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, санкции уголовно-правовых норм подвергаются, на основе учета общемировой практики постоянным изменениям, которые направлены как в сторону ужесточения, так и в сторону смягчения меры уголовной ответственности и наказания за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Это обусловлено тем, что в связи с изменением отношения наркотизму, его социальным аспектам, изменяется и отношение криминальным составляющим данной проблемы.


Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25 декабря 1993 года.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 147-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2012 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст. 4921.

4. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (с изменениями от 1 марта 2012 г.) // СЗ РФ. – 1998. – № 2. – Ст. 219.

Судебная практика

5. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. № 14 (с изменениями от 23 декабря 2010 г.) // БВС РФ. 2006. №7.

6. Кассационное определение Московского городского суда от 01.02.2012 по делу N 22-812 // http://sudrf.ru.

7. Архив Черемховского городского суда Иркутской области. Дело № 1-512-04 // http://sudrf.ru.

8. Архив Свердловского районного суда г. Иркутска. Дело № 1-172-04 // http://sudrf.ru.

9. Архив Уст-Илимского городского суда Иркутской области. Дело № 1-272-06 // http://sudrf.ru.

10. Архив Жигаловского районного суда. Дело № 1–158–06 // http://sudrf.ru.

Специальная литература

11. Андриянов В.Н. Некоторые практические вопросы организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков / В.Н. Андриянов // Сибирский юридический вестник. 2001. №1. С. 22-27.

12. Богомолов В.П. Перекос в борьбе с наркоманией / В.П. Богомолов // Законность. 2010. №9. С. 37-38.

13. Валова С.Р. Представление сведений о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ / С.Р. Валова // Адвокат. 2011. №7. С. 42-48.

14. Васецов А.Д. Факт приобретения наркотиков надо доказывать / А.Д. Васецов // Российская юстиция. 2010. №6. С. 21-28.

15. Воронин М.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / М.Ю. Воронин. М.: Деловой двор, 2010. 705 с.

16. Грачева Ю.В., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2011. 715 с.

17. Зарипова М.Р. Новые нормативные акты, регулирующие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ / М.Р. Зарипова // эж-ЮРИСТ. 2011. №9. С. 15-22.

18. Иванова Е.В. Инновации в вопросах отнесения веществ к категориям наркотических и психотропных / Е.В. Иванова // Законы России: опыт, анализ, практика. 201. №3. С. 12-17.

19. Киреева И.Л. К вопросу об ответственности за организацию и содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / И.Л. Киреева // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. №1. С. 24-29.

20. Комиссаров В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ / В.С. Комиссаров // Законодательство. 2009. №10. С. 45-52.

21. Комочков А.А. Уголовная ответственность в области оборота наркотических средств и психотропных веществ / А.А. Комочков // Законодательство. 2010. №2. С. 45-52.

22. Кузовлев В.Ю. Научно-практический комментарий к отдельным нормативным документам Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ / В.Ю. Кузовлев. М.: НОРМА-М, 2010. 760 с.

23. Курченко В.Н. Сбыт наркотиков: совокупность деяния или единое преступление? / В.Н. Курченко // Российская юстиция. 2010. №12. С. 60-68.

24. Ларин О.А. Законодательство о наркотических веществах: обзор изменений / О.А. Ларин // Адвокат. 2010. №12. С. 14-19.

25. Назарук М.П. Ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ / М.П. Назарук // Российская юстиция. 2010. №5. С. 29-34.

26. Наумов А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция. 2010. №7. С. 17-22.

27. Харабет К.В. Некоторые вопросы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков / К.В. Харабет // Российская юстиция. 2010. №5. С. 56-59.

28. Харабет К.В. Наркотизм как форма социальных отклонений / К.В. Харабет // Право в Вооруженных Силах. 2011. №6. С. 45-49.

29. Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров / М.А. Хатаева // Журнал российского права. 2011. №12. С. 40-45.


[1] Харабет К.В. Некоторые вопросы борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков / К.В. Харабет // Российская юстиция. 2010. №5. С. 58.

[2] Наумов А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция. 2010. №7. С. 19.

[3] Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров / М.А. Хатаева // Журнал российского права. 2011. №12. С. 42.

[4] Кузовлев В.Ю. Научно-практический комментарий к отдельным нормативным документам Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ / В.Ю. Кузовлев. М.: НОРМА-М, 2010. С. 124.

[5] Комиссаров В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ / В.С. Комиссаров // Законодательство. 2009. №10. С. 46.

[6] Грачева Ю.В., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2011. С. 97.

[7] Васецов А.Д. Факт приобретения наркотиков надо доказывать / А.Д. Васецов // Российская юстиция. 2010. №6. С. 25.

[8] Архив Черемховского городского суда Иркутской области. Дело № 1-512-04 // http://sudrf.ru.

[9] Архив Жигаловского районного суда. Дело № 1–158–06 // http://sudrf.ru.

[10] Архив Свердловского районного суда г. Иркутска. Дело № 1-172-04 // http://sudrf.ru.

[11] Архив Уст-Илимского городского суда Иркутской области. Дело № 1-272-06 // http://sudrf.ru.

[12] Воронин М.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный) / М.Ю. Воронин. М.: Деловой двор, 2010. С. 215.

[13] О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. № 14 (с изменениями от 23 декабря 2010 г.) // БВС РФ. 2006. №7.

[14] Кассационное определение Московского городского суда от 01.02.2012 по делу N 22-812 // http://sudrf.ru.

[15] Комиссаров В.С. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ по Уголовному кодексу РФ / В.С. Комиссаров // Законодательство. 2009. №10. С. 48.

[16] Кузовлев В.Ю. Научно-практический комментарий к отдельным нормативным документам Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ / В.Ю. Кузовлев. М.: НОРМА-М, 2010. С. 94.

[17] Богомолов В.П. Перекос в борьбе с наркоманией / В.П. Богомолов // Законность. 2010. №9. С. 37.

[18] Комочков А.А. Уголовная ответственность в области оборота наркотических средств и психотропных веществ / А.А. Комочков // Законодательство. 2010. №2. С. 46.

[19] Курченко В.Н. Сбыт наркотиков: совокупность деяния или единое преступление? / В.Н. Курченко // Российская юстиция. 2010. №12. С. 62.

[20] Хатаева М.А. Развитие законодательства в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров / М.А. Хатаева // Журнал российского права. 2011. №12. С. 42.

[21] Наумов А.В. Ответственность за незаконный оборот наркотиков. Вопросы правотворчества и правоприменения / А.В. Наумов // Российская юстиция. 2010. №7. С. 19.

[22] Ларин О.А. Законодательство о наркотических веществах: обзор изменений / О.А. Ларин // Адвокат. 2010. №12. С. 16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: