Социальная работа и социальное обеспечение

Социальная работа понимается в литературе как профессиональная де­ятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодоле­вать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабили­тации. По данным Министерства труда и социального развития, в 1998 г. разовыми услугами отделения срочного обслуживания пользовалось свыше 7 млн пожилыхлюдей и инвалидов, социально-медицинское обслуживание в специализированных отделениях получает около 60 тыс. человек.

Сегодня выделились три главных направления в деятельности органов социальной защиты, в том числе по обеспечению социальной защищенно­сти пожилых и старых людей:

♦ социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преиму­ществ);

♦ социальное обслуживание;

♦ организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государ­ственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий государственных и общественных организаций Координационный комитет, созданный на ос­нове Указа Президента РФ от 5 августа 1991 г., затем был организован депар­тамент по делам пожилых в Министерстве социальной защиты (25 июня 1993 г.). В соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. создано Министерство здравоохранения и социального развития.

Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получе­ния социальных услуг на основе принципа социальной справедливости не­зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии.

24 Дыскин А.А., Танюхина Э.И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых
граждан. М., 1996.

25 Ляшенко A.M. Организация и управление социальной работой в России. М., 1995.

Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием РФ, органов социального обслужи­вания субъектов РФ, а также учреждений социального обслуживания, на­ходящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ.

Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управ­ления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчи­нения, предоставляющие социальные услуги.

Муниципальные центры социально­го обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного са­моуправления на подведомственных территориях и находятся в их веде­нии. Муниципальные центры соци­ального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов соци­альных услуг.

Негосударственный сектор социаль­ного обслуживания объединяет соответ­ствующие учреждения, по форме соб­ственности не относящиеся к государ­ственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятель­ность в сфере социального обслужи­вания. К данному сектору относятся общественные объединения, професси­ональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, дея­тельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей. Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных го­сударством социальных услуг.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантиро­ванное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональ­ном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.

Социальное обслуживание — это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных уч­реждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.

Система социального обслуживания охватывает, в частности, медицин­скую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждаю­щимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспорт­ными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную тру­довую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию

труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д.

Социальное обслуживание — это социально-бытовая помощь и морально-психологическая поддержка

В 1994 г. в системе социальной защиты РФ действовали 959 стационар­ных учреждений для лиц старческого возраста и инвалидов, более 700 цент­ров социального обслуживания, 9 тыс. отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи, в том числе пси­холого-педагогической и экстренной психологической помощи.

В 1999 г. из 1680 работавших в стране центров социального обслужива­ния граждан пожилого возраста и инвалидов 640 являлись комплексными: они оказывали социальную, психологическую, педагогическую помощь не только пенсионерам, но и детям, а также гражданам трудоспособного воз­раста. Самый распространенный вид поддержки престарелых и инвалидов — социальное обслуживание на дому. Из каждых 10 тыс. пенсионеров надом­ным обслуживанием охвачено около 280 чел. Число отделений социально­го обслуживания на дому превышало 11,3 тыс. В 1999 г. они оказали услуги более 1 млн российских граждан. Около 50 тыс. тяжелобольных престаре­лых и инвалидов получили социально-медицинское услуги на дому через специализированные отделения, число которых составило в 1999 г. 850. В 1999 г. при центрах социального обслуживания функционировало 931 отде­ление дневного пребывания на 24,6 тыс. мест и 376 отделений временного пребывания, обслуживших более 40 тыс. престарелых граждан. Разовыми услугами отделений срочного социального обслуживания воспользовались 8 млн 370 тыс. человек. Произошло увеличение сети специальных домов для одиноких престарелых граждан и инвалидов, численность проживающих в них возросла на 2,7 тыс. и достигла 18,4 тыс. человек. Введено 50 специаль­ных жилых домов26.

26 Материалы официального сервера Правительства Российской Федерации (www.govemment.ru).

Социальная помощь пожилым и старым людям — это обеспечение в де­нежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодичес­ких и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждаю­щимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критичес­ких жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-эконо­мическими условиями.

Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи ра­зового характера остро нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим пи­ танием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предме­тами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; со­действие в получении временного жилья; оказание экстренной психологи­ческой помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.

Важным объектом заботы социальных работников выступают так назы­ваемые группы риска. ВОЗ определяет группы высокого риска, как группы населения, имеющие высокий риск ухудшения здоровья или экономичес­кого и социального состояния. К этим группам отнесены следующие кате­гории престарелых:

♦ очень старые люди, в 80, 90 лет и старше;

♦ престарелые, живущие одиноко (семья из одного человека);

♦ престарелые женщины, особенно одинокие и вдовы;

♦ изолированно живущие престарелые (одинокие или престарелые пары);

♦ бездетные престарелые;

♦ престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физически­ми недостатками;

♦ престарелые пары, в которых один супруг тяжело болен или страдает физическим недостатком;

В древности и в средние века поиск социальной защиты традиционно осуществлялся в рамках семьи и различных гражданских и религиозных институтов, дополняемых по мере необходимости мерами социальной по­мощи, предпринимаемыми социальными лидерами, профессиональными объединениями или отдельными общественными группами. Прекрасным примером таких мероприятий могут служить учреждения «collegia» и «codilitia» в эпоху Римской империи, социальные меры, предпринимавши­еся императорами из династии Антониев и в средние века королями Фран­ции (Людовик IX, Генрих IV) и государственными деятелями (Кольбер).

В том или ином виде социальное обеспечение и помощь населению су­ществовали в России всегда. Однако в период экономической реформы со­циальные вопросы вышли на первое место. Резкое падение уровня жизни увеличило число людей, нуждающихся в социальной помощи государства. Понятия «социальная защита», «социально не защищенные слои населе­ния», «адресная социальная защита» появились в конце 1980-х г. Они опи-

сывают новую реальность, с которой столкнулась современная Россия, вы­нужденная оказывать крупномасштабную помощь большинству населения страны (табл. 33). По мнению В. Д. Шапиро, социальная работа в широком смысле — это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам старых людей с низкими материальными доходами, стра­дающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальны­ми контактами; создание для них условий, способствующих их физическо­му выживанию и в идеальном случае — сохранению их социальной актив­ности.

Таблица 33 Сравнительная характеристика видов социальной помощи

Виды социальной помощи В 1980-е гг. В 1990-е гг.
Дотации на детской питание - +
Жилищное строительство + +
Медицинское обслуживание + +
Льготные отпуска + +
Детские сады, ясли + +
Обеспечение инвалидов + +
Пособия на детей + +
Пособия по безработице + +
Помощь в организации досуга + +
Социальные льготы + +
Талоны на дефицитные товары + -
Пенсионное обеспечение + +
Бесплатное образование + +
Выплаты по нетрудоспособности + +
Помощь больным и престарелым + +
Оплата больничных листов + +
Льготы участникам Великой Отечественной войны + +
Пособия кормящим матерям - +
Пособия беременным - +
Помощь детям сиротам + +
Адресная социальная помощь - +
Помощь детям из неполных семей - +

В настоящее время в стране функционирует более 1,5 тыс. государствен­ных и муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В современных условиях значительно рас­ширилась сеть центров социальной помощи семье и детям, реабилитацион­ных центров для детей с ограниченными возможностями, социальных при­ютов, кризисных центров для женщин, телефонов доверия. Их услугами пользуются более 2 млн клиентов. Таким образом, создается достаточно разветвленная база для профессиональной социальной работы. Системе социального обслуживания населения требуется более 300 тыс. человек, в том числе около 100 тыс. специалистов.

Соцработники занимаются доставкой продуктов на дом, оказывают помощь в приобретении медикаментов и оплате коммунальных услуг оди­ноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающихся в надомном обслуживании. Для пожилых людей работают отделения дневного пребывания, где пенсионеры пользуются услугами психолога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре, физиотерапевта. В экстренных случаях Центры социального обслуживания оказывают разовые услуги гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке: организовывают горячее питание, выдают продуктовые наборы, обеспе­чивают одеждой. Все социальные услуги для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты в зависимости от величины прожиточного минимума и размера получаемой пенсии.

На Западе социальная работа определяется как «профессиональная дея­тельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функциони­рования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели».

Целью большинства схем социальной защиты является обеспечение до­ступа к здравоохранению и защита доходов. Однако сегодня свыше полови­ны населения мира не защищено ни одним из видов социального обеспече­ния. В Африке к югу от Сахары и в Южной Азии предусмотренной законом социальной защитой обеспечены лишь 5—10% работающего населения, и в некоторых случаях эта группа сокращается. В Латинской Америке охват системы социального обеспечения колеблется в разных странах от 10 до 80%. В Юго-Восточной и Восточной Азии этот показатель варьируется от 10 до почти 100%. В большинстве развивающихся стран не более 20%, а иногда и 5% пожилых людей могут рассчитывать на получение пенсии или адекват­ное медицинское обслуживание27.

Пожилые люди — крупнейшая группа клиентов, с которой работает со­циальный работник. Деятельность социального работника предусматрива­ет широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их инфор­мированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуще­ствляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Сущность социальной работы с людь­ми «третьего возраста» заключается в создании сети учреждений социаль­ного обслуживания, способствующих формированию благоприятных ситу­аций, полезных контактов, удовлетворению потребностей пожилых людей как особой социальной группы населения, созданию хорошей атмосферы для достойной поддержки их возможностей28.

Всемирная организация здравоохранения выделяет три типа медицин­ской помощи пожилым:

♦ первичная медико-санитарная помощь, включающая методы и при­емы, доступные каждому человеку в отдельности и населению в целом, традиционное оказание помощи службами здравоохранения;

27 Достойные рабочие места: социальный охват и социальная защита (www.un.org).

28 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

♦ первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей прак­тики (не ограничивается только врачебной помощью);

♦ гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады29.

Здравоохранение для пожилых включает широкий круг услуг: острый и хронический уход, амбулаторную, кратковременную и долговременную помощь, социально ориентированную персональную помощь на дому или в общине. Развиваются также альтернативные виды помощи, такие как дневные медицинские и социальные центры. В Голландии 87,3% по­жилых людей от 65 лет и старше осматриваются врачом общей практики

каждые 12 месяцев и имеют в среднем 6,7 врачебных контактов в год; в Ве­ликобритании 75% пожилых старше 65 лет осматриваются врачом общей практики один раз в год, осмотры пожилых составляют 27% врачебного времени30.

В мировой практике сложилась сле­дующая иерархия видов помощи — в основании самопомощь, затем первич­ ная помощь, далее — вторичная и тре­тичная. Самопомощь широко развита во всех странах мира и в большинстве из них выступает самой массовой и базовой формой деятельности пожилых людей, обеспечивающих друг дру­гу помощь и уход.

Материалы социологических исследований, выполненных нами в Самар­ской области, показали, что пенсионеры сами оказывают помощь друг дру­гу. Поданным опроса, выполненного в 1996 г., 12,3% респондентов сообщи­ли, что они постоянно оказывают помощь таким же, как они, пожилым людям, которые испытывают затруднения в самообслуживании. От случая к случаю участвуют в такой форме помощи до 30% опрошенных31.

К социальной помощи пенсионерам часто подключаются трудовые кол­лективы. Опытные руководители производственных организаций не толь­ко находят и выделяют средства на цели социальной поддержки пожилых и решают организационные вопросы, связанные с этим. Они стараются сами участвовать во встречах с ветеранами, выделяют время на прием их по личным вопросам. Такое поведение связано не только с данью уваже­ния к этим людям, но имеет под собой и весьма четкий управленческий расчет, который необходимо учитывать, анализируя эту форму социальной поддержки. Суть его в том, что отношение предприятия, акционерного общества, частной фирмы к своим ветеранам не остается незамеченным его работающим персоналом. Забота о пожилых становится немаловажным средством воздействия на морально-психологический климат на предпри­ятии, а, следовательно, и на мотивацию труда. А это уже серьезный управ-

29 Здоровье пожилых: Доклад комитета экспертов ВОЗ. Женева, 1992. С. 57.

30 Callahan D. et al. A World Growing Old. The Coming Health Care Challenges. Wash., DC, 1995. P. 3.

31 Тукумцев Б.Г. Развитие негосударственных форм поддержки пожилых граждан в современных
условиях (http://maul.samara.ru).

ленческий аргумент для обоснования социальной политики предприятия по отношению к пожилым32.

По месту жительства социальная помощь пожилым предоставляется цен­трами социального обслуживания. В России их около 1 тыс. Центры соци­ального обслуживания — это медико-социальные учреждения, предназна­ченные для временного, дневного пребывания, а также обслуживания на дому одиноких престарелых граждан. Всего на учете в органах социальной защиты более 1 млн престарелых, нуждающихся в постоянной посторонней помощи. Из них такую помощь получают 86% граждан33.

Во многих странах существенную роль в деле организации медицинской

и социальной помощи пожилым игра­ют некоммерческие благотворительные организации. За рубежом и в нашей стране некоммерческий сектор обеспе­чивает более половины медицинских услуг на местном уровне. В США на­считывается 1,3 млн организаций не­коммерческого благотворительного сектора, включая 350 тыс. церквей34. Ключевую роль в медицинской и соци­альной деятельности агентств помощи на дому для пожилых на местном уров­не играют добровольцы35.

В нашей стране гериатрические службы возникли в 1950—60-е гг. Их де­ятельность направлена на поддержа­ние функциональной и социальной независимости пожилых и старых лю­дей с учетом того, что старые люди имеют право на обеспечение их по­требностей в долговременном уходе и лечении как на дому, так и в стационаре, в такой же мере, как и в больнич­ном лечении при острых заболеваниях36. В задачу лечебно-профилактичес­кой работы гериатрических кабинетов входила организация лечения и дис­пансеризация лиц с признаками преждевременного старения

Людям старшего поколения гарантируется возможность получения со­циальных услуг в объеме гарантированного государством перечня (поста­новление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О федеральном перечне гарантированных государством соци­альных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам

32 Там же.

33 Кабалова Л.П. О практике предоставления социально-медицинских услуг на дому и в полустацио­
нарных учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 110—111.

34 Estes C.L. et al. The Long Term Care Crisis. Elder Trapped in the No-Care Zone. Newbury Park, Ca.,
1993. P. 1, 84, 22, 28-29.

35 Davis С et al. Benefits to Volunteers in a Community-Based Health Promotion and Chronic illness. Self-
Menagement Program for the Elderly//Geront. Nursing. 1998. Vol.24. N10.

36 Условия жизни и пожилой человек. М., 1978. С. 263—264, 267—280.

государственными и муниципальными учреждениями социального обслу­живания»).

Ежегодно через центры социального обслуживания населения, где пред­лагается более 60 видов гарантированных и более 160 видов дополнитель­ных услуг, проходит более половины пенсионеров страны. Самая значитель­ная по объему предоставляемых услуг форма социального обслуживания пожилых людей и инвалидов — социальная помощь на дому.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: