Введение
Здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биологической эволюции, является биосоциокультурной системой, уникальность которой определяется сочетанием природных, врожденных особенностей индивида и влиянием социальной среды. Только в здоровом человеке все эти составляющие развиты гармонично, что позволяет человеку постоянно самосовершенствоваться.
Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития.
Цель и задачи работы – научиться основам оценки функциональных возможностей своего организма и оценке уровня своего здоровья. Изучить процесс перехода от здоровья к болезни, от нормы к патологии, как следствия постепенного снижения адаптационных возможностей организма, в результате которого возникают и различные пограничные состояния, получившие название донозологических состояний.
|
|
По материалам работы можно провести оценку уровня здоровья первокурсников, что позволит им выявить в своем организме слабые звенья и скорректировать свой образ жизни.
Сокращения:
Понятия о здоровье, норме и болезни
Так что такое здоровье? Существует много определений понятия «здоровье». Вот некоторые из них.
Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные проявления.
Здоровье (по мнению Всемирной организации здравоохранения) – состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Основным признаком здоровья является уровень адаптации организма к условиям внешней среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.
Здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным уровнем основных физиологических показателей.
Одной из составляющих здоровья является гармоничное физическое развитие личности.
Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений и т.д.
На физическое развитие влияют:
- наследственность
- окружающая среда
- социально-экономические факторы
- условия труда и быта
- питание
- физическая активность
|
|
- занятия спортом.
Четко очерченной границы между нормой и болезнью нет. Между здоровьем и болезненным состоянием существуют различные переходные стадии. Болезнь обычно возникает в тех случаях, когда организм подвергается чрезмерным физическим и психоэмоциональным нагрузкам, либо когда снижены приспособительные функции. Тогда и возникают изменения, нередко переходящие в болезнь или приводящие к травме.
То есть между нормой и болезнью есть какие-то промежуточные стадии, пройдя которые и возникает болезнь, то есть, когда все резервные функции организма исчерпаны (кроме травмы, которая возникает остро и зависит от внешних причин).
Если вовремя заметить эти переходные стадии, то болезнь можно предотвратить. Но как это сделать? К сожалению, основные показатели организма в эти переходные стадии могут не выходить за рамки нормы и заметить изменения в организме обычными методами, применяемыми медиками для обследования человека, не всегда возможно.