Однако на практике автодилеру приходится сталкиваться с ресурсным in pa пилением, что в конечном итоге приводит к существенным трудностям с позиционированием на рынке и разработке соответствующих стратегий. II таких ситуациях на основе анализа должна быть определена зона стратеги-Чсских ресурсов, без которых организация не сможет реализовать свои преимущества.
Такого рода анализ, обосновывающий стратегию, необходимо осуще-> i nIIять при помощи методов стратегической оценки, для чего процесс раз-рмОотки стратегии должен включать как минимум три основных этапа: 11 сбор внутренней и внешней информации в отношении К компании; 2) анализ вариантов и сценариев развития с выделением ключевых компетенций и целей;
II формулирование стратегии автодилера.
Сбор данных о внутренней и внешней среде осуществляется известными Ml i одами кабинетных и полевых исследований [напр., 28]. Для анализа сце-Иириев развития компании-автодилера, разработки стратегических целей I" мшендуется воспользоваться SWOT-аналтом (SWOT— Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats), маркетинговым анализом рынка и целевых i руин, САР-анализом (GAP — англ. «разрыв»), анализом цепочки создания
|
|
С... мости Портера, анализом конкурентных сил, матрицами BCG (Boston
I unwilling group) и McKinsey [27], причинно-следственным анализом при по-
1'нпм диаграммы Ишикавы [178], анализом внешних факторов при помощи
>дики TE.M.P.L.E.S (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology,
fly) 1153] и оценкой альтернатив.
< 'амо исследование должно затрагивать внешнее и внутреннее окружс-
...... ттодилера. Во внешней среде стоит обратить внимание на иолитиче-
..... '. жономические, правовые, технологические, социальные факторы;
и | реде непосредственного окружения — на взаимоотношения с поставщи-
III, потребителями и конкурентами.
и ходе поэтапного'анализа внешней среды, при анализе автодилербм вы hiiii.i на новые региональные рынки, рекомендуется исследован.СОЦЙаЛЬпут
и (КОНОМИЧескую характеристику региона. Для оценки вне ей срвДЫ и
ЙПределеНИЯ спроса па конкретную иномарку необходимо проап.ишшро hi м. МИЯЮЩИе фаКТОрЫ, для чего можно ВОСПОЛЬЗОВаТЬСЯ факторной моде
штспроса (pin (о
> | Инв(эграсли | ||
* — | |||
Затраты | :'.- ■■.-.. i ■ ■ i.. ■, ■■s: фасли | ||
ii ш | граты на мобилизацию и использование | , J | |
11,1 i-ЫМ ■;.■'■■■■.:.■. J | * ----- > |
Затраты на логистику и транспортировку ввозимых на таможенную територию регио- на автокомпонентов |
Стоимость автокомпонентов производимых в регионе J ---------------- |
Затраты на логистику и транспортировку ввози мых на таможенную территорию региона автокомпон ентов ------------------------ 1, |
Стоимость автокомпонентов, производимых в регионе |
Затраты на логистику и транспортировку производимых в регионе автокомпонентов |
■у |
"С |
СТОИМОСТЬ запчастей и автокомпонентов на внутреннем рынке I |
X |
Затраты на приобретение запасных частей и автокомп о н ен то в |
W |
Стоимость работ по техническому обслуживанию и ремонту I |опигика государства в области налогообложения владельцев автотранспортных средств |
Доходы населения |
Y»| fCj*e |
оо населения на товары ительного пользования |
п|» дш |
i:ii| |
Технические регламенты, требования, нормативы и отраслевые стандарты |
|
|
Стоимость автокомпонентов, производимых за пределами региона |
1м|)ифш1и политика государств поНОП в отношении ипшимых на таможенную гвриторию региона пи|оком! юн ентов
1 ---------------------- "
т |
Стоимость импортируемых запчасти и оиюкомпонентов
Надожшн и.. (.......... |К;7:пюсть,
долговечность автомобиля
К |
Экономичпсжн.и micypconi _________ ППП1М1)()И11М........... _ |
Стоимость ремонта,| эксплуатации, технического обслужи-ванип и сервиса автомобиля
Ж
Стоимость владения автомобилем |
Полигиюмосудпрства
в облшли оОнэшольного
страховании шпогранспортных
српдсш ______
Скорое и, обновления автопарка
Налоговая политика государства (через механизмы амортизации автомобилей)
Затраты на логистику
и транспортировку производимых в регионе автокомпонентов
Стоимость автокомпонентов местного производства
( Себестоимость нового автомобиля,произведенного V по проекту |
V.
Стоимость автокомпонентов, производимых за пределами региона I. ~ |
Тарифная политика государства по ВЭД в отношении ввозимых на таможенную территорию региона автокомпонентов
J ---------------
Стоимость автокомпонентов, ввезенных на таможенную территорию региона
Стоимо': юнентов
Рентабельность инвестированного капитала
Риски
Износ основных производственных фондов
Налоговая политика государства,
влияющая на инвестиции
_______ в основной капитал _______
Технологические регламенты, требования и отраслевые стандарты
Себестоимость нового автомобиля, ввезенного из другого региона
Рис. 6. Оценка факторов потребительского спроса на автомобиль в регионе
Раскрыть привлекательность размещения дилерского центра в регионе помогут данные, характеризующие:
• емкость рынка (численность населения, объем автопарка, ранжированною но возрасту, объем продаж автомобилей и темпы его роста);
• инвестиционную привлекательность региона (темпы и масштабы строительства новых объектов инфраструктуры, жилых и офисных помещений, присутствие и виды деятельности крупных предприятий, наличие компаний с иностранным капиталом, а также офисов известных крупных и первоклассных банков);
• платежеспособность спроса (средний уровень заработной платы, данные но динамике покупательной способности населения, уровень цен и спроса на товары длительного пользования и недвижимость, существование крупных объектов торговой инфраструктуры (сетевых магазинов,
супермаркетов и т.д.));
• уровень конкуренции (наличие предприятий, выпускающих автомобили и
комплектующие для их производства, объем автопарка, структурирован
ного но производителям и маркам, расположение официальных дилеров
различных кон курирующих марок и их рыночные позиции).
II случае реализации стратегии вертикальной интеграции и организации автодилером проекта промышленной сборки автомобилей на рынке конкретного региона проводится сравнительная оценка прогнозируемой себе-егои мости автомобиля, произведенного в рамках такого проекта и ввезенною на локальный рынок из других регионов (рис. 7).
|
|
Проведение оценки внешней и внутренней среды с использованием ЛЖЛ-апализа [49] позволяет констатировать возможности, угрозы, сильные- п слабые стороны предприятия и с учетом этого определить стратегические цели и варианты действий компании. В табл. 5 представлен пример SWOI МаТрИЦЫ автодилсра, л па pin- X результаты опенки рыночной ПОЗИЦИИ автоцентре по отношению к конкурентам.
Рис. 7. Оценка факторов для реализации проекта промышленной Сборки автомобиля
По результатам SWOT-шализа необходимо выработать набор инициатив, направленных: 1) на укрепление, развитие и использование в конкурентной борьбе сильных сторон; 2) перевод слабых сторон в сильные; 3) реализацию возможностей и 4) избежание угроз или минимизацию потерь в случае их наступления. Как следует из рис. 8, рассматриваемая автодилерская компания превосходит конкурентов в квалификации персонала, скорости и качестве i (бслуживания и популярности продвигаемой марки автомобиля.
Очень хорошо | Хорошо | Удовлетворительно | Плохо | Очень плохо | |
1 Килисрикация персонала | ♦"'-... | ||||
1, Скорость обслуживания клиента | ...... •♦ | ||||
Я Качество обслуживания клиента | ♦ | ^^""*" | |||
i л,,. ч 11 имент услуг и сервисных схем | ♦<: | ||||
1, Иомстность и репутация автодилера | ♦...... | ||||
i Популярность марки автомобиля | ........... Ф..^ | ||||
■' М<........ расположение по отношению к Ч'........ шртным магистралям |
- Конкурент |
- Автодилер
Рис. Я. Анализ позиции автодилера по отношению к конкурентам
Для определения приоритетности и важности программ, которые будут направлены на нейтрализацию рисков или реализацию возможностей, ре-|ультаты «У^КОГ-анализа ранжируются по силе влияния на результаты биз-
|
|
.... i Для этого каждый из факторов подвергается экспертной оценке по
Шкале, в которой более высокое значение балла соответствует более высокой степени влияния (см. табл. 5).
Дни планировании первоочередных мер можно также использовать GAP-.1/1,11111 |27|. Данная технологии призвана определять программы развития,
.... рявленные на устранение «разрывов» между существующим и желаемым
UXИНТОМ рынка В Стратегии компании (табл. 6).
Таблица 5 Результаты анализа сильных и слабых сторон проекта открытия нового торгово-сервисного центра (ТСЦ)
Маленькая площадь участка под строительство ТСЦ Высокая чувствительность проекта к рискам снижения объемов и цены оказываемых автосервисных услуг Высокая концентрация в регионе «серых» дилеров и поставщиков нефирменных запчастей с более низкими ценами Удаленность от региональ ных дистрибьюторов запчастей и региональных складов > Недостаточно развитая инфраструктура для интермодальной транспорти ровки автомобилей и запчастей___________________ |
+3 +5 |
+5 |
+4 + 5 |
+ 5 |
УгрО!Ы |
• Местоположение. Близость к центру города и оживленным магистралям
• Использование уже имеющейся базы клиентов
• Широкий спектр оказываемых услуг и современные производственные мощности
• Наличие высококлассного и дорогостоящего оборудования, позволяющего выполнять кузовной ремонт достаточно высокой сложности
• Высококвалифицированный персонал
• Поддержка проекта со стороны местной администрации
Открытие автодилерских салонов марок конкурентов Снижение рентабельности и увеличение сроков окупаемости инвестиций при недозагрузке производственных мощностей Усиление конкуренции и ожидаемый приход крупных продавцов автомобилей в регион Низкая платежеспособность населения ■ Стремительный вход на рынок конкурентов более дешевых автомобильных марок • Изменение потребительских предпочтений населения по отношению к автомобилям |
+1 |
Использование наружной рекламы, которая дошгтле медиарекламы и при этом достаточно эффективна благодаря близости ТСЦ к оживленным магистралям города, где и можно ее разместить
+ 4 |
+ 4 |
Расширение производственных площадей за счет ныснобождения площадей, сданных в аренду, в случпо роста спроса на наиболее рентабельные ycnyi и сервисной станции: кузовные, слесарные I Mil ют i,i и регламентное ТО I 'исширпние объемов оказания услуг без дополнительных инвестиций за счет увеличения продолжительности рабочей смены до 12 ч 1 ()pi in 1илация и продажа дополнительных, попробованных рынком услуг, тюнинг, эвакуация, дисишционное консультирование, выезд мнхнника, подмена автомобиля
+ 4 |
• I кшучоние дохода от организации более сложных работ: ремонт КПП и двигателей на дополнительных производственных площадях
• Уиомичение выручки за счет разработки и рпллизации пакетов услуг (бесплатная мойка и смена масла в случае прохождения регламентного ТО на определенную сумму) и разработки программ лояльности
+ 5
Для выбора конкурентной стратегии оцениваются преимущества отраслевых лидеров, прежде всего по цене и себестоимости услуг. Например, для принятия решения об увеличения доли рынка за счет более низкой себестоимости (стратегия лидерства по издержкам) или концентрации на отличительных свойствах оказываемых услуг (стратегия дифференциации) можно воспользо-ВАТЬСЯ несложной диаграммой (рис. 9). В начало координат помещаются данные о наиболее опасном конкуренте, ПО верти кал ьной оси — степень возможности автодилерв оказывать услуги поболее низкой себестоимости, а по гори» зонтальной оси степень возможности автодилера по отношению к конкуренту устанавливать более высокую пену |27|.
Таблица 6
Максимальная приемлемая стоимость нормочаса (% от стоимости нормочаса конкурента-лидера) |
Стратегии дифференциации |
Себестоимость (% от себестоимости конкурента-лидера) |
Стратегия лидерства по издержкам |
Анализ разрывов стратегии автодилерской компании
Рынок | Разрыв | Программа по его предотвращению |
Потенциальный | Неосведомленность потенциальных покупателей о преимуществах продвигаемой автомобильной марки по отношению к аналогам-конкурентам | Реализация программ PR- и рекламы. Проведение мероприятий и конференций по тематике преимуществ владения автомобилем продвигаемой марки на специализированных шоу. Организация и проведение познавательных семинаров для начальников автотранспортных предприятий, подразделений и транспортных отделов корпоративных клиентов (флит-подразделений) |
Отсутствие привлекательных схем расчетов за автомобиль для населения с низким уровнем дохода | Привлечение к сотрудничеству первоклассных банков и лизинговых компаний. Разработка соответствующих кредитных схем расчетов за автомобили | |
Текущий | Потеря доверия со стороны клиентов из-за низкого качества обслуживания | Внедрение клиентоориентированного подхода при оказании услуг. Обучение персонала и внедрение системы управления качеством |
Недостаточная близость дилерского центра к районам массовой жилой застройки в отличие от конкурентов | Открытие нового торгово-сервисного центра в непосредственной близости к густонаселенным районам региона и начало продаж в нем наиболее востребованных моделей автомобилей |
Рис. 9. Выбор стратегии с помощью оценки конкурентных преимуществ
В зависимости от возможностей автодилера устанавливать конкурентоспособную цену выбирается соответствующая стратегия (табл. 7).
Для определения стратегии, которая учитывала бы уровень конкуренции, емкость и конъюнктуру рынка, тенденции спроса и его устойчивость, используют матрицу Портера [120]. Достаточно часто для разработки стратегий предприятия применяется матрица БКГ (матрица Бостонской консалтинговой группы) [7]. В БКГ-матрице рассматривают характеристику темпа pocia объема спроса в отрасли, коррелируемого с рыночной долей предприятия по отношению к конкурентам (рис. 10). Как показывает опыт, БКГ-МВТрИЦа представляет интерес для управления портфелем стратегий автоди-игрп при проведении упрощенного экспресс-анализа.
Для выбора приоритетных направлений деятельности и портфеля услуг в i ачестве инструмента рекомендуется использовать матрицу МакКинзи [7, 65].
Низкий |
Таблица 7 Выбор стратегии на основе конкурентного анализа цен и себестоимости