Организация вспомогательных процессов автодилерской деятельности состоит в обеспечении бизнеса мотивированным и высокопрофессиональным персоналом, современным комплексным маркетингом, своевременным и достаточным снабжением материально-техническими ресурсами, финансовыми средствами, безопасной и эффективной эксплуатации объектов недвижимости и оборудования, защиты от угроз экономического и физического характера. Значение управления маркетингом и персоналом в автобизнесе настолько велико, что заслуживает отдельного рассмотрения в последующих главах.
Как показывают наблюдения, управление запасами товарно-материальных ценностей, финансированием, безопасностью и технической эксплуатацией многими фирмами отодвигается на второй план, поскольку его вклад в результаты работы автодилерской компании считается незначительным. На самом деле это не так. Например, от того, насколько своевременно будут выполнены планово-предупредительные ремонтные работы торгово-сер-висных помещений автодилерской компании, будет зависеть безаварийность их эксплуатации, а значит — снижение риска недополучения доходов из-за простоев или понесенных убытков из-за аварий.
17. Материально-техническое обеспечение и управление складскими запасами
Главная цель оптимизации бизнес-процесса материально-технического обеспечения — снабжение компании-автодилера необходимыми материалами и оборудованием в нужные сроки, нужного качества, в нужном месте, с наименьшими трудовыми, временными и материальными затратами. Игнорирование управления снабжением обычно приводит к увеличению налоговых платежей за имущество компании, замораживанию в невостребованных запасах оборотных средств, затовариванию складских помещений.
Основными направлениями материально-технического обеспечения, на которых следует сконцентрировать управленческие усилия, являются:
• нормирование и планирование закупок, складского хранения и распределения товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
• управление закупками товарно-материальных ценностей;
• хранение товарно-материальных ценностей и их распределение.
Нормирование и планирование закупок, хранения и распределения товарно-материальных ценностей
Цель нормирования и планирования закупок и расходов ТМЦ — снижение затоваривания складов, отвлечения оборотного капитала в нерентабельные и неликвидные запасы, его направление на более эффективное использование в активах, приносящих бблыиую прибыль. С другой стороны, установление нормативов закупок и расходования материалов и запасов направлено на усиление контроля и прозрачности расходов, а следовательно, себестоимости услуг.
Нормирование и планирование закупок, хранения и распределения товарно-материальных ценностей должны осуществлять на периодичной основе. Периодичность мероприятий по разработке, пересмотру и корректировке соответствующих норм обычно определяется частотой закупок товаров, оборачиваемостью товарных запасов, сроками и объемами потребления.
Нормы расходов товарно-материальных ценностей должны быть установлены отдельно для каждого центра ответственности (табл. 76). Как видно из примера, в структуре системы материального обеспечения автодилера могут быть сформированы отдельные подразделения, отвечающие за различные виды снабжения: отдел материально-технического обеспечения отвечает за поставку и нормирование материалов, хозяйственных и канцелярских принадлежностей, мебели, материалов для автосервиса и т.д., отдел информационных технологий — за средства вычислительной техники и периферийных устройств.
Существенно сократить издержки на содержание работников, дублирующих выполнение одних и техже функций по заказам и доставке различных видов материалов и оборудования, позволяет создание одного подразделения, ответственного за материально-техническое обеспечение и хранение ТМЦ по всем направлениями деятельности — от канцелярии для менеджеров компании до высокотехнологического диагностического оборудования для автосервисной станции. Для крупных компаний со значительным объемом и оборотом экономически оправдана централизация закупок, хранения и распределения. В этом случае за счет больших объемов закупок доступны скидки, а Материальные потоки становятся более контролируемыми.
При разработке норм учитывают статистику как по фактическому потреблению, так и по прогнозируемому, рассчитанному на выполнение про изводственных и маркетинговых программ деятельности. Как видно из табл. 76, нормы расходования ТМЦ могут устанавливаться для различных периодов, сроков, объектов потребления и выражаться в натуральной и его имостной форме.
Устанавливаемый норматив применяется при планировании объемом, сроков и стоимости закупки и списания ТМЦ. В отчетном периоде опера тивный учет снабженческих операций производится также при помощи утвержденных нормативов. Последующий МОНИТОРИНГ и анализ отклонении позволяет определять причины изменения себестоимости услуг и части рас ходом тм 11, по сравнению с целевым уровнем
Нормы на складское хранение ТМЦ
|
1.3. Расчет норм закупок -.., размеров партий, периодично- \gX\ сти и стоимости в разрезе Пч П номенклатуры ТМЦ
|
1.1. Определение потребностей структурных подразделений компании-автодилера в материально-техническом обеспечении на планируемый период
|
1.2. Расчет норм складских запасов ТМЦ в разрезе видов запасов, номенклатуры ТМЦ
|
I. Нормирование закупок, хранения и потребления ТМЦ
|
Менеджер по нормированию ТМЦ
|
1.1.1 Юдготовка и передача
сведений о фактических
и прогнозных сроках и объемах
закупок в разрезе ТМЦ
т
|
1.2. Подготовка и передача
сведений о фактических
и прогнозных остатках ТМЦ
_________ на складах _________
|
1.3, Подготовка и передача сведений о фактической и ожидаемой структуре потребления ТМЦ
|
Менеджер по обеспечению ТМЦ[<]
|
А. Закупка товарно-материальных ценностей
|
В. Хранение товарно-материальных цех»
|
С. Распределение товарно-
к-кгер
|
_____________ ж_____________
2.1. Подготовка планов и графиков
закупок ТМЦ на планируемый ___________ период
|
_______________ ж________________
2.2. Подготовка планов движения
и остатков ТМЦ на складах
в планируемом периоде
|
2.1. Подготовка планов и графиков потребления ТМЦ на планируемый _____________ период
|
Менеджер по планированию ТМЦ
|
II. Планирование закупок, хранения и потребления ТМЦ
|
М.З. Уточнение и корректировка сроков, объемов и стоимости приобретения и поступления
ТМЦ, проверка на соответствие ________ нормам закупок
|
11.2. Уточнение и корректировка
планов движения и остатков ТМЦ
на складах с учетом прогнозов
планов закупок и объемов
потребления
|
.1. Уточнение и корректировка
объемов и сроков
потребления ТМЦ структурными
подразделениями
|
Планы и графики-------- к ТМЦ
|
Таблица 76