Изменения функций женского организма в процессе тренировок

Регулярные занятия физическими упражнениями вызывают значительные перестройки всех функций организма. При выборе средств и методов повышения общей и специальной работоспособ­ности в различных видах спорта и массовых видах физической куль­туры необходим учет особенностей организма женщин. При этом ос­новное внимание должно уделяться сохранению ее здоровья и дето­родной функции.

Правильное построение тренировочного процесса обеспечивает гармоничное развитие основных физических, нравственных и мо­рально-волевых качеств, создает прочный фундамент общей и спе­циальной подготовленности спортсменок, позволяет доводить до высоких границ возможности организма на базе постепенного их на­растания, в щадящем режиме, с использованием вариативности на­грузок по направленности и по напряженности; обеспечивает инди­видуализацию тренировочных нагрузок с учетом фаз специфическо­го биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием.

Особое внимание должно уделяться подростковому периоду, когда физические упражнения должны сочетаться со сложной пе­рестройкой всех функций организма в период полового созрева­ния, и перегрузки могут приводить к функциональным расстрой­ствам и задержке развития.

У девочек-подростков 14-15 лет по сравнению со взрослыми женщинами кислородный запрос на рабо­ту умеренной мощности в 1,5 раза больше, а на работу, проходящую на уровне МПК – в 1,2 раза больше; меньше дыхательный объем и систолический объем крови, но выше частота дыхания и сердцебие­ний при нагрузке; артериовенозная разность и коэффициент ис­пользования кислорода ниже; при работе на уровне МПК рН крови снижается лишь до 7,3; отказ наступает при небольших сдвигах рН и гомеостаза.

Грамотное использование физических нагрузок приводит к повышению функциональных возможностей организма девочек и девушек, которые по многим важнейшим показателям функционального состояния, аэробных и анаэробных возможностей, физических ка­честв начинают существенно превосходить своих сверстниц, не занимающихся спортом. Для спортсменок, занимающихся циклическими видами спорта, особенно при тренировке на выносли­вость, характерны более высокие показатели аэробных возможно­стей организма (МПК порядка 70-80 мл/кг/мин), чем для спортсменок, в тренировке которых преобладает скоростно-силовая и скоростная направленность (МПК 35-45 мл/кг/мин). Наи­большие значения отмечены у представительниц лыжных гонок – до 86,4 мл/кг/мин.

При силовой тренировке у спортсменок слабее, чем у спортсменов выражена рабочая гипертрофия мышц, что связано с меньшим количеством мужских половых гормонов (андрогенов) в женском организме. Однако использование тестостерона, других андрогенов или их производных (анаболических стероидов) для развития силы чрезвычайно вредно. Это приводит к патологическим нарушениям в женском организме– развитию мужских вторичных половых при­знаков, нарушению и полному прекращению овуляции и менструа­ции, невозможности деторождения.

Наибольшую статическую выносливость (региональную и глобальную) показывают конькобежки, а локальную – лыжницы и баскетболистки, особенно для мышц предплечья и сгибателей кисти.

В учебно-тренировочных занятиях особую осторожность следует проявлять при развитии у женщин силовой выносливости, обращая специальное внимание на повышение силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна, имеющих большое значение для детородной функции. Изометрические упражнения необходимо сочетать с динамическими.

При скоростной направленности тренировочных занятий жен­щины достигают существенных изменений качества быстроты, хотя по абсолютным показателям они отстают от мужчин. Реак­ция на движущийся объект у спортсменок менее точна, чем у спорт­сменов. Различий в ритме движений у мужчин и женщин не выяв­лено.

Восприятие времени у спортсменок имеет свои особенности. Их индивидуальная минута короче, особенно на протяжении суток и в усло­виях стресса.

Сравнительно легче, чем у мужчин, развивается гибкость. Она особенно повышается во время стрессовых ситуаций, в предстарто­вом состоянии и снижается при утомлении. Женщин отличает высо­кая ловкость и точность, их движениям присуща большая плавность и эстетичность.

Осуществлению высоко координированных действий способ­ствует формирование в процессе тренировки корковых систем взаимосвязанной активности, участвующих в управлении движениями спортсменок. Чем выше уровень подготовленности спортсменок, тем лучше сформированы эти корковые системы. Их улучшению способствует выполнение упражнений под музыкальное сопро­вождение.

Влияние больших нагрузок на организм спортсменок. Регулярные, большие по объему тренировочные нагрузки, не соблюдение принципа постепенности в повышении их объема и интенсивности могут приводить, особенно у юных спорт­сменок, к неблагоприятным изменениям, прежде всего к нарушениям овариально-менструальных циклов (OMЦ), их регулярности, интен­сивности и полному прекращению.

Интенсивные тренировки с большим объемом нагрузок, начатые до на­чала периода полового созревания, могут задерживать срок наступления первых менструаций, а после их наступления - приводить ко вторичному их исчезновению. Повышенные нервные и психические нагрузки во время соревнований у недостаточно подготовленных спортсменок смогут приво­дить к нарушениям ОМЦ (олигоменорее, аменорее, дисменорее), обмо­рокам, быстрой утомляемости, снижению спортивных результатов.

Нарушения менструального цикла в большей степени зависят от чрезмерности нагрузок и в меньшей (или почти не зависят) от избранного вида спорта. Так, нарушения ОМЦ чаще встречаются у спортсменок, трени­рующихся на выносливость. Основной причиной считают снижение содержа­ния в организме жира. При его показателях ниже определенного уровня (16% веса тела) нарушается продукция женских половых гормонов эстро­генов, связанная с жировой тканью, отчего тормозится выделение гормонов гипоталамуса. Их отсутствие нарушает контроль гипофизом функций яичников и приводит к отсутствию овуляции.

Все описанные нарушения являются обратимыми, т.к. уже через 2-3 месяца после уменьшения физических нагрузок протекание ОМЦ нормализуется. Для профилакти­ки описанных явлений рекомендуется, помимо снижения нагрузки, увеличение в рационе кальция и железа, введение эстрогенов, устра­нение физиологических и эмоциональных стрессов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие специфические особенности деятельности мозга женщин Вам известны?

2. Каковы анатомо-физиологические особенности женского организма?

3. Какие специфические особенности развития физических качеств у женщин Вам известны?

4. Каковы аэробные и анаэробные возможности женского организма?

5. Как изменяются функции женского организма в процессе тренировок?

6. Каким образом большие физические нагрузки влияют на организм женщин?

Рекомендуемая литература:

1. Орлов Р.С. Нормальная физиология / Р.С.Орлов, А.Д.Ноздрачев. – М.: ГЭОРАТ-Медиа, 2005.– 296 с.

2. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб.− М.: Тера-спорт, Олимпия Пресс, 2005.− 528 с.

3. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 240 с.

4. Физиология человека/ под общ. ред. В.И.Тхоревского.– М.: Физкультура, образование, наука, 2001. – 492 с.

5. Физиология человека / под ред. Н. В. Зимкина.– М.: Физкультура и спорт, 1975.– 380 с.

ТЕМА 3

ФИЗИОЛОГО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СПОРТИВНОГО ОТБОРА

План:

1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора.

2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека.

3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе.

4. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности.

Эффективность тренировочных показателей существенно опре­деляется адекватностью физических упражнений для данного чело­века, его врожденным и приобретенным особенностям, что необхо­димо учитывать в процессе спортивного отбора.

1. Физиолого-генетический подход к вопросам

спортивного отбора

В процессе спортивной ориентации изучаются врожденные особенности человека и подбираются адекватные для него физичес­кие упражнения или вид спорта.

Наряду с педагогическими, психологическими и социологичес­кими методами изучения индивидуальных особенностей человека, также используются генетические и морфофункциональные ме­тоды, которые позволяют выявить не только врожденные особеннос­ти человека, но и дать объяснение механизмам развития в течение жизни его индивидуальных особенностей, которые определяют его способности.

При этом необходимо учитывать не только исходные показатели, но и многие другие параметры, такие как:

1) динамику индивидуальных реакций организма спортсмена на предъявляемые нагрузки,

2) возрастные периоды наибольшей эффективности тренирую­щих воздействий для развития разных физических качеств,

3) индивидуальный тип адаптации к физическим упражнениям определенной направленности,

4) скорость и мощность мобилизации функциональных резервов данного организма,

5) выраженность и темпы проявления срочной и долговремен­ной адаптации ко всему комплексу спортивной деятельности.

За последние годы все чаще выявляется значение наследственных влияний на многие показатели строения и функций организма человека, а также на степень развития разных его физических качеств. Наследственность заключается в способности живых организмов передавать свои признаки следующим поколениям. Изменчивость связана со способностью измене­ния наследственных задатков и их проявлений в процессе развития организмов.

Совокупность всех наследственных задатков называется генотипом, а совокупность генотипа и влияние окружающей среды– фенотипом. Фено­тип зависит от возможности врожденных задатков проявиться в оп­ределенных условиях жизни.

Таким образом, основные черты организма определяются как унаследованными свойствами, так и влияниями различных факторов среды (питания, климато-географических и экологических условий, социальной среды, особенностей вос­питания и пр.).

2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека

Изучение степени наследуемости различных морфофункциональных показателей организма человека показало, что генетичес­кие влияния на них чрезвычайно многообразны. Они отличаются по срокам обнаружения, степени воздействия, стабильности проявле­ния. Чем больше выражены наследственные влияния на признаки организма, тем больший их учет должен быть при отборе.

Наибольшая наследственная зависимость выявлена для морфологических показателей организма человека, меньшая – для физио­логических параметров и наименьшая – для психологических признаков.

Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния наследственности на продольные размеры тела, меньшие – на объемные размеры, еще меньшие – на состав тела.

Величина вероятности наследования наиболеевысока для костной ткани, меньше для мы­шечной и наименьшая – для жировой ткани. Для подкожной клетчат­ки женского организма она особенно мала.

Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых большая часть метаболических характеристик организма, таких как: аэробные и анаэробные возможности, процент быстрых и медлен­ных волокон в мышцах, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, СОК и МОК в покое, ЧСС при физических нагрузках, артериальное давление, ЖЕЛ и жизненный индекс (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе, парциальное давление О2 и СО2 в альвеолярном воздухе и крови, содержание холестерина в кро­ви, скорость оседания эритроцитов, группы крови АВО, иммунный статус, гормональный профиль и некоторые другие.

Многие психологические, психофизиологические, нейродинамические, сенсомоторные показатели, характеристики сенсорных полейтакже имеют выраженную генетическую зависимость: боль­шая часть показателей электрической активности коры больших по­лушарий (ЭЭГ), скорость переработки информации, пропускная способность мозга, коэффициент интеллектуальности, пороги чув­ствительности сенсорных систем, цветоразличение и его дефекты (дальтонизм), нормальная и дальнозоркая рефракция, типологические свойства нервной системы, черты темперамента, доминантность по­лушарий, моторная и сенсорная функциональная асимметрия и др.

Большая часть поведенческих актов контролируется целым комплексом генов. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние генотипа и больше роль окружающей среды. Для более простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для более сложных.

По мере обогащения человека жизненным опытом и знаниями относительная роль генотипа в его жизнедеятельности снижается.

Обнаружены некоторые различия в наследовании признаков по полу. У мужчин в большей мере наследуются проявления леворукости, дальтонизма, показатели объема и размеров сердца, артериального давления и ЭКГ, содержание липидов и холестерина в крови, харак­тер отпечатков пальцев, особенности полового развития, способ­ность решения цифровых и пространственных задач, ориентация в новых ситуациях.

У женщин в большей степени запрограммированы генетически рост и вес тела, развитие и сроки начала моторной речи, проявления симметрии в функциях больших полушарий.

Наследственные влияния на различные физические качества не однотипны. Они проявляются в различной степени генетической зависимости и обнаруживаются на различных этапах онтогенеза.

В наибольшей степени генетическому контролю подвержены быстрые движения требующие:

1) особых скоростных свойств нервной системы– высокой лабильности (скорости проте­кания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены воз­буждения на торможение и наоборот),

2) развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах.

Для различных элементарных проявлений качества быстроты, времени простых и сложных двигательных реакций, максимального темпа движений, скорости одиночных двигательных актов (ударов, прыжков, метаний) получены высокие показатели наследуемости.

Высокая генетическая обусловленность полу­чена также для качества гибкости.

В меньшей степени генетические влияния выражены для показателей абсолютной мышечной силы.

В наименьшей степени наследственная зависимость обнаруживается для показателей выносливости к длительной циклической работе и качеству ловкости (координационных возможностей и способности форми­ровать новые двигательные акты в необычных условиях).

Таким образом, наиболее тренируемыми физическими каче­ствами имеющими выраженную наследственную зависимость являются ловкость и общая выносливость, а наименее тренируемыми – быстрота и гибкость.

Проявления генетических влияний зависят от возраста. Они больше выражены в молодом возрасте (16-24 года) по сравнению с более пожилыми людьми.

Влияния генотипа также зависят от мощности работы. Они нарастают с увеличением мощности работы.

Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека зависят от периодов онтогенеза- критических и сенситивных.

Критические периоды характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих развитие каких-либо признаков организма. В эти периоды происходит значительная перестройка регуляторных процессов, качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функциональных систем, результатом чего является возможность адаптации к новому уровню существования организма и его взаимодействия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения человека, т.е. по существу является «опережающим отражением действительности».

Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским.

Как было уже выше сказано критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функционирование систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Учет сенситивных периодов необходим при проведении спортивного отбора для правильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств спортсмена.

3. Учет физиолого-генетических особенностей человека в спортивном отборе

В спорте известна роль семейной наследственности. В 50% случаев дети выдающихся спортсменов имеют вы­раженные спортивные способности, многие браться и сестры показы­вают высокие результаты в спорте. Если оба родителя – выдающиеся спортсмены, то высокие результаты у их детей могут быть в 70% случаев.

Еще в 1930-х годах было показано, что выраженную внутрисемейную наследуемость имеют показатели скорости выполнения теппинг-теста. Если оба родителя по теппинг-тесту попадали в группу «быстрых», то среди детей таких родителей значительно больше было «быстрых» (56%), чем «медленных» (лишь 4%). Если оба родителя оказывались «медленными», то среди детей преобладали «медленные» (71%), а остальные были «средними» (29%).

Оказалось, что внутрисемейное сходство зависит от характера упражнений, особенностей популяции, порядка рождения ребенка в семье.

Более высокие внутрисемейные взаимосвязи присущи скорост­ным циклическим и скоростно-силовым упражнениям. Исследования сдвигов легочной вентиляции в ответ на недоста­ток кислорода (гипоксию) и избыток углекислого газа (гиперкапнию) у взрослых бегунов-стайеров показали, что дыхательные реак­ции находящихся в хорошей спортивной форме бегунов на длинные дистанции и их не занимающихся спортом родственников были практически одинаковы. При этом они достоверно отличались от более высоких сдвигов легочной вентиляции у контрольной группы лиц, не занимающихся спортом.

Некоторые противоречивые данные внутрисемейного исследования морфологических признаков генетики объясняют влияниями популяционных особенностей.

Генетически зависимыми являются многие морфофункциональные признаки, определяющие спортивные способности человека и передающиеся по наследству от родителей (длина тела и конечнос­тей, размеры и объемы сердца и легких, умственная работоспособ­ность, восприятие пространства, способность различать цвета, зву­ки, слова и многое другое).

Передача по наследству отдельных физических качеств тесно связано с полом. Так, у мужчин-спортсменов двигательные способнос­ти передаются по мужской линии, а у женщин-спортсменок, в отличие от этого, спортивные способности передаются преимущественно по женской линии.

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и наличием возможностей человека, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или спортивная обучаемость спортсмена, т.е. его способность повышать функциональные и специальные спортивные возможности под вли­янием систематической тренировки.

Тренируемость спортсмена обеспечивается в совокупности двумя параметрами:

1) степенью прироста различных признаков организма в процессе многолетней спортивной подготовки;

2) скоростью прироста этих признаков организме.

Величина изменчивости отдельных функциональных показате­лей и физических качеств человека зависит от степени врожденной выраженности реакций, т.е. способности генов, контролирующих эти признаки, реагировать на изменение условий индивидуального развития и факторов внешней среды.

Для одних показателей характерна слабо выраженная реакция− они незначительно изменяются даже при заметных коле­баниях внешних условий, в том числе при длительной тренировке (длина тела, гомеостатические свойства крови, состав мышечных во­локон в скелетных мышцах, типологические особенности нервной системы и др.). Для других показателей реакция выражена более значительно, что обуславливает существенные изменения в фенотипе (масса тела, количество митохондрий в мышце, показатели внешнего дыха­ния, многие характеристики кровообращения и др.).

В процессе спортивного отбора необходимо обращать внимание в первую очередь на мало изменяемые показатели, которые имеют наибольшую прогнозированность, так как тренировочный процесс их мало затрагивает. Именно эти показатели будут лимитировать спортив­ные достижения в процессе тренировки.

В коре больших полу­шарий возникают специфические системы взаимосвязанной актив­ности, отражающие особенности формируемых двигательных навыков в избранном виде спорта. Эти особенности отражают уровень функциональной подготовленности спортсменов и их следует учитывать на более высоких этапах отбора.

Важным прогностическим признаком является композиция (со­став) волокон скелетных мышц. В ходе многолетних занятий спортом у человека характерное для него соотношение медленных и быстрых мышечных волокон не меняется, что позволяет от­нести этот показатель к числу учитываемых при начальном отборе. Если у человека в скелетных мышцах преобладают медленные мышечные волокна, то из них получаются хорошие стайеры, если преобладают быстрые мышечные волокна− спринтеры.

Аналогично этому, в отношении аэробных возможностей имеют­ся лица со слабой или выраженной реакцией по одному и тому же показателю– величине МПК. Прирост этого показателя у них в процессе тренировки сильно отличается от среднезначимых значений данной группы – обычно у большинства людей прирост МПК составляет около 30% от исходного уровня.

В процессе многоступенчатого отбора можно выделять группы спортсменов с гипокинетическим типом реагирования на физические нагрузки (их примерно насчитывают около 21 %) и с гиперкинетичес­ким типом реагирования (26%), которые показывают более высокий тренировочный эффект по сравнению с гипокинетической группой.

Примерно такое же количество высокотренируемых спортсменов обнаружено среди представителей ситуационных видов спорта, обладающих наиболее мощными и высокомобилизуемыми аэробными и анаэробными возможностями: среди волейболисток– 10%, баскетболисток– 18%, футболистов – 33%.

Исследования тактического мышления у высококвалифицированных баскетболистов позволили по степени увеличения способно­сти к переработке информации при решении тактических задач выделить 3 группы спортсменов:

1) баскетболисты с высокой способностью к обучению (30% от всех наблюдавшихся спортсменов), которые показали за 12 тренировочных занятий прирост пропускной способности мозга на 1,8 бит/с;

2) баскетболисты со средним уровнем обучаемости (44% спортсменов), прирост С=1,5 бит/с;

3) баскетболисты с низким уровнем обучаемости (26%), прирост С=1,2 бит/с.

Определены информативные психофизиологические показатели для отбора спортсменов-баскетболистов с высокой обучаемостью по решению тактических задач. Они характеризуются низкой тревожнос­тью (по шкале самооценки Спилбергера-Ханина), высокой критич­ностью в оценке самочувствия и настроения (по тесту САН) и высо­кой избирательностью и концентрацией внимания.

Из всех полученных данных можно заключить, что наряду с основной массой лиц, обладающих средними показателями прироста морфофункциональных показателей и спортивных достижений, имеются группы лиц (примерно 10-30%) с высоким или с низким уровнем прироста этих показателей при тренировке.

Поиск высоко­тренируемых лиц представляет главную задачу при спортивном от­боре, для чего необходимо использовать информативные, физиологи­ческие, морфологические, психофизиологические и психологичес­кие параметров для каждого избранного вида спорта.

В процессе изучения способности человека обучаться различным физическим навыкам возникло предположение о формировании в процессе спортивной тренировки функциональной системы адаптации спортсмена к нагрузкам и о роли скорости адаптации. При этом степень перестройки функций ограничивается генетически определенной степенью выраженности реакции каждого человека, т.е. предела­ми изменчивости различных признаков организма, а скорость– специальными (темпоральными) генами, контролирующими изменение признаков во времени.

У каждого индивидуума активность этих генов имеет собственную хронологию, т.е. систему отсчета времени. Она определяет индивидуальную скорость роста и развития организма, время и продолжи­тельность считывания генетической информации в клеточных ядрах и синтеза в клетках необходимых белков.

Моменты включения и выключения активности отдельных генов, моменты наступления критических и сенситивных периодов развития отдельных призна­ков, длительность их протекания, темпы функциональной активно­сти различных систем организма, скорость обучения человека и дру­гие временные параметры жизнедеятельности имеет четко выявляемую индивидуальную зависимость.

4. Значение адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации и стиля соревновательной деятельности

Для успешного развития тренированности спортсменов в плане отбора и прогноза необходимы 2 фактора:

1) Адекватный выбор спортивной специализации и стиля соревнова­тельной деятельности,

2) Многоступенчатый отбор на каждом этапе многолетней подго­товки, с учетом генетически присущей спортсмену скорости адап­тации к специализированным нагрузкам.

Лишь сочетание обоих этих факторов в совокупности может обес­печить достижение высоких спортивных результатов. Основой для суждения о тренируе­мости в различных видах спорта являются уже достаточно известные информативные, морфофункциональные и психофизиологические критерии.

Между высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсменами возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства. Высокая тренируемость, сокращая время подготовки высококвалифи­цированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологиче­ской задачи (сохранения его здоровья) и социальной задачи (победы на со­ревнованиях), но и позволяет достичь высокого экономического эффекта тренировочного процесса, сокращая расходы на оплату труда тренеров, аренду помещения и пр. Фактор времени имеет огромное значение и для личной жизни спортсмена.

Неадекватный выбор вида спортивной деятельности сопровождается:

а) формированием нерациональной функциональной системы адаптации с большим числом лишних, неэффективных внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей;

б) напряжением компенсаторных механизмов;

в) затруднением восстановительных процессов;

г) медленным развитием тренированности;

д) менее успеш­ным выступлением в соревнованиях;

е) достижением менее высокого уровня спортивного мастерства, неутешительным прогнозом перс­пективности;

ж) остановкой роста спортивного мастерства в связи с исчерпанием генетического резерва организма.

В практике довольно часто встречаются случаи неадекватного выбора вида спорта, стиля соревновательной деятельно­сти. Данные ситуации существенно тормозят рост спортивного мастерства, и удлиняют тренировочный процесс, обуславливающий профессиональный рост спортсмена.

Дифференциация спортсменов по физиолого-генетическим особенностям создает основу для различного педагогического подхода к их обучению, правильного подбора упражнений, выбора адекватного стиля, создания алгоритмов прогнозирования и моделирования успешности соревновательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое наследственность?

2. Что такое генотип человека? Фенотип?

3. Какое влияние на морфофункциональные особенности и физические качества человека оказывают наследственные задатки?

4. Какие различия в наследовании признаков по полу Вам известны?

5. Какую роль в спорте имеет семейная наследственность?

6. Что такое спортивная обучаемость спортсмена?

7. Какими параметрами обеспечивается тренируемость спортсмена?

8. Какие типы реагирования на физические нагрузки Вам известны? В каком виде спортивного отбора они используются?

9. Чем чреват неадекватный выбор вида спортивной деятельности?

Рекомендуемая литература:

1. Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А.Агаджанян, Н.Н.Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989.– 312 с.

2. Аулик И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В.Аулик. – М.: Физкультура и спорт, 1977.– 215 с.

3. Давыдова Н.С. Физиология двигательной деятельности: учебное пособие.− Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007.−112 с.

4. Орлов Р.С. Нормальная физиология / Р.С.Орлов, А.Д.Ноздрачев. – М.: ГЭОРАТ-Медиа, 2005.– 296 с.

5. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

ТЕМА 4

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

План:

1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность.

2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления

3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий

Спортивная деятельность может осуществляться в самых различных условиях внешней среды. При этом спортсмены нередко подвергаются воздействию ряда экстремальных факторов, что приводит к ухудшению их функционального состояния, снижению общей и специальной работоспособности и т.д.

1. Влияние температуры и влажности воздуха

на спортивную работоспособность

Интенсивные и продолжительные физические нагрузки даже в комфортных условиях внешней среды увеличивают теплопродукцию в работающих мышцах по сравнению с показателями основного обмена в 15-20 раз. Образовавшееся тепло передается в кровь и переносится по организму, повышая его температуру до 39-40°С и выше (рабочая гипертермия).

Повышенное теплообразование при мышечной работе приводит к изменению существующих механизмов теплоотдачи. В комфортных условиях теплопотери осуществляются следующим образом:

1) 15% за счет теплопроведения и конвекции;

2) 55% путем лучеиспускания,

3) около 30% за счет испарения жидкости с кожных покровов и дыхательных путей. При этом на испарение 1 литра жидкости рас­ходуется 580 ккал.

При повышении температуры окружающего воздуха теплоотдача путем проведения и конвекции резко снижается и возрастает испаре­ние пота. Усиленное потообразование приводит к нарушению водного баланса организма – дегидратации (обезвоживанию), которая вызывает прежде всего, напряжение функций сер­дечнососудистой системы.

Повышенная влажность воздуха серьез­но затрудняет теплоотдачу путем испарения пота. Все это ведет к на­коплению тепла в организме, создавая риск перегревания и даже теплового удара. В таких условиях спортивная работоспособность существенно ухудшается.

На основе механизмов саморегуляции предупреждение перегревания организма осуществляется тремя физиологическими процессами:

1− состоит в усилении кожного кровотока, что увеличивает перенос тепла от ядра к поверхности тела и обеспечивает снабжение потовых желез водой. Кожный кровоток при физической работе в условиях высокой температуры может увеличиваться в 10-15 раз, составляя около 20% минутного объема крови. В комфортных условиях при такой же работе эта величина не превышает 5%.

2− обусловлен усиленным потообразованием и его испарением. Потоотделение у спортсме­нов на марафонской дистанции может достигать 12-15л/час, в обычных условиях в состоянии относительного покоя оно составляет 0,5-0,6 литра в сутки.

3− в условиях повышенной температуры окружаю­щей среды уменьшаются скорость потребления кислорода и энергетические расходы, что приводит к снижению теплопро­дукции.

Потеря воды организмом при тренировках и соревнованиях в условиях жаркого климата может достигать до 8-10 л в сутки. Кроме того, потеря воды происходит через мочевыделение (около 1 л) и испарения с дыхательных путей (0,75 л). Такие потери жидкости должны обязательно вос­полняться. По современным представлениям, дополнительный при­ем жидкости нужно осуществлять в достаточном количестве (с уче­том величины влагопотерь), дробными дозами, с добавлением солей и витаминов.

Регулярное пребывание человека в условиях повышенной температуры и влажности воздуха, а также физические тренировки, связанные с повышением температуры тела, приводят к адаптации (акклиматизации) организма, что характеризуется повышением работоспособности в этих условиях. Лица, хорошо подготовленные физически, легче переносят повышение температуры и влажности воздуха. При подготовке к соревнованиям в жарком климате нужно проводить тренировки в аналогичных условиях за 10-14 суток.

При пребывании человека в условиях пониженной температуры воздуха (Крайний Север, Заполярье) энергия АТФ расходуется главным образом на теплопродукцию и меньше ее остается на обеспечение мышечной работы.

Для сохранения тепла в ядре тела теплоизолирующая оболочка увеличивается в 6 раз путем уменьшения кожного кровотока. В организме происходит перестройка обменных процессов. Повышает­ся потребность в жирах. В связи с этим, калорийность питания должна увеличиваться на 5% при каждом снижении среднемесячной температуры воздуха на 10°С.

Следует отметить и то, что при нахождении в данных климатических условиях, почками усиленно выводятся витамины С и группы В, но лучше усваиваются жирорастворимые витамины A, D и Е. В организме уменьшаются запасы углеводов и увеличиваются запасы липидов. Содержание глюкозы в крови без всяких признаков патологии уменьшается вдвое (до 45-50 мг%). Эти особенности необходимо учитывать в составлении рациона питания, а также своевременно проводить витаминизацию организма.

2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления.

Тренировки и соревнования в го­рах сопряжены с влиянием на организм факторов гипобарии. Они характеризуются снижением общего давления, парциального давления газов (прежде всего кислорода), понижением температуры и влажности воздуха, высокой его ионизацией, повышенной солнеч­ной радиацией и уменьшением силы гравитации.

С другой стороны, аквалангисты, пловцы-подводники, испытывают воздействие гипербарических условий.

Основным биологическим фактором, вызывающим ухудше­ние функций организма и снижение работоспособности, является кислород. При этом процентное содержание кислорода и на высоте, и на глубине остается постоянным (около 21 %), но уменьшается или возрастает парциальное (частичное) его давление, поэтому на высоте более 3000 м при вдыхании воздуха развивается кислородная недостаточность (гипоксия), а на глубинах свыше 60 м возникает отравление избыточным содержанием кислородом (гипероксия).

Высоты до 1000 м под уровнем моря принято считать нижнегорьем, от 1000 до 3000 м – среднегорьем и выше 3000 м – высокогорьем.

Основные тренировки, а иногда и соревнования проводятся на высо­тах 2500-3000 м (среднегорье).

Первые дни нахождения человека в среднегорье сопровождаются снижением аэробных возможностей, увеличением энерготрат на одну и ту же нагрузку, ухудшением функционального состояния организма, вялостью, нарушением сна.

По прошествии 10-15 суток наступает адаптация, которая характеризуется тем, что в покое и при умеренной мышечной деятельности, люди чувствуют себя хорошо. Тяжелые физические нагрузки в условиях среднегорья затруднены и главной причиной этому является снижение напряжения кислорода в крови (гипоксемия).

При снижении парциального давления кислорода во вдыхаемом воз­духе, альвеолярном воздухе и в крови может развиться патологическое состояние– гипоксия.

Гипоксию нередко называют «коварным» патологическим состоянием. В основе гипоксии лежит характерная триада признаков:

1) эйфория (повышенное настроение),

2) потеря сознания без предвестников (на хорошем психоэмоциональном фоне),

3) ретроградная амнезия (утрата памяти о предшествующем событии).

Изменения функций организма при гипоксии носят адаптацион­ный и компенсаторный характер и направлены на борьбу с кислород­ной недостаточностью.

Если человек попадает в условия пониженного атмосферного давления (условия высокогорья), то у него развивается «горная» или «высотная» болезнь. При этом у человека появляется головная боль (нейроны головного мозга очень чувствительны к недостатку кислорода), снижается слух, зрение, появляется отдышка, мышечная боль. Отмечается снижение прочности или полная утрата ранее выработанных рефлексов (например, альпинист не может вязать узлы). При продолжительном пребывании в этих условиях могут возникать необратимые последствия, в первую очередь, для мозга.

По мере пребывания на высоте устойчивость организма к недостатку кислорода повышается, улучшается самочувствие людей, ста­билизируются функции организма и физическая работоспособ­ность.

Развивается адаптация людей или частный ее случай – акклиматизация, которая осуществляется по двум физи­ологическим механизмам:

1) путем повышения доставки кислорода тканям вследствие нормализации функций кислородтранспортной системы,

2) приспособлением органов и тканей к пониженному со­держанию кислорода в крови и уменьшением вследствие этого уров­ня метаболизма.

Главной причиной снижения работоспособ­ности в условиях среднегорья является увеличение кислородного долга. В видах спорта, где работа протекает преимущественно в анаэробных ус­ловиях (гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, спринтерский бег), результаты практически не изменяются. После пребывания спортсменов в среднегорье и по возвращении их на равнину, в течение 3-4 недель сохраняется повышенная физическая работоспособность, а спортивные результаты нередко улучшаются.

Физиологический смысл данного улучшения заключается в адаптированности организма к условиям гипоксии. Поэтому перед ответственными соревнованиями, особенно в видах спорта на выносливость, рекомендуются тренировки спортсменов в горных условиях или в специальных рекомпрессионных камерах. Разработана также тренировка с дыханием в замкнутом пространстве (например, в рези­новый мешок), в котором по мере дыхания снижается содержание кислорода.

Свои защитные функции организм осуществ­ляет опосредованно, преимущественно за счет компенсаторных реак­ции. Все изменения в организме проявляются двумя типами:

1) физиологические сдвиги, обусловленные влиянием факторов гипербарии при соблюдении необходимых требований;

2) патологические изменения, связанные с нарушением режимов безопасности или неисправности дыхательной аппаратуры.

Со стороны дыхательной системы отмечается увеличение сопротивления дыханию, уменьшение скорости выдоха и снижение максимальной вентиляции легких.

Наиболее типичной и закономерной реакцией органов кровообращения является урежение сердечных сокращений, понижение систолического (мак­симального) и повышение диастолического (минимального) артериального давления, т.е. уменьшение пульсового давления. Наблюдается также замедление скорости кровотока, снижение количества циркулирующей крови, ударного и особенно минутного ее объемов. Все эти изменения следует рас­сматривать как функционально-приспособительную реакцию организма, направлен­ную на сохранение гомеостаза в организме.

Во время работы человека под водой при нарушении режимов безопасности (если из условий высокого давления (на глубине) быстро подняться на поверхность) у него развивается «кессонная болезнь»- закупорка мелких сосудов газами крови. Это сопровождается болями в мышцах и суставах, потерей сознания и т.д.

Патологическими состояниями и профессиональными заболеваниями водолазов являются: отравление кислородом, кислородное голодание, отравление углекислым газом, переохлаж­дение или перегревание организма, утопление, особый синдром по­вышенного давления (барогипертензионный синдром), баротравма легких и декомпрессионная болезнь.

3. Спортивная работоспособность при смене

поясно-климатических условий

Изменения внешней среды неизбежно отражаются на физиологических реакциях организма, обуславливая состояние уравновешенности его с внешней средой.

Различают суточные (точнее – око­лосуточные), околомесячные, сезонные (или годичные), многолетние и др. биоритмы.

Среди биологических ритмов человека центральное место занимают околосуточные (циркадные), ритмы, период которых колеблется около 24 часов.

Стереотипные, тысячелетиями повторяющиеся суточные колебания среды в виде смены дня и ночи создали в организме прочную систему последовательных изменений функций организма.

Суточные колебания обнаруживаются в дея­тельности высших отделов ЦНС, в гемодинамике и дыхании, в сис­теме крови и терморегуляции, в деятельности пищеварительного ап­парата и обмена веществ, в мышечной силе, быстроте и выносливос­ти, физической и умственной работоспособности и в других прояв­лениях жизнедеятельности организма.

Строгое чередование физиологических процессов во времени является одним из выражений биологической целесообразности и физиологичес­кой целостности организма.

Возможность нарушения суточных биологических ритмов обусловлена двумя факторами:

1) сменной работой (ночные смены, вах­ты),

2) быстрым перемещением людей в широтном направлении при пересечении нескольких часовых поясов.

Перестройка биоритмов проявляется как субъективными, так и объективными нарушениями (быстрая утомляемость, слабость, бессонница в ночное время и сонливость в дневные часы, изменения функций организма и понижен­ная работоспособность).

В России подобное состо­яние человека получило наименование «десинхроноза». Выражен­ность десинхроноза, характер и скорость адаптационных перестроек в новых условиях зависят от величины поясно-временных сдвигов, направления перелета, контрастности поясно-климатического ре­жима в пунктах постоянного и временного проживания, характера двигательной деятельности спортсменов.

При возвращении в место постоянного жительства реадаптация людей протекает в более корот­кий период, чем адаптация к новым условиям.

В основе формирования суточной периодики лежит условно-рефлекторный динамический стереотип, образование которого в новых условиях проходит несколько фаз:

1 фаза2-5-е сутки после перелета характеризуются снижением функ­ций организма и прямых показателей работоспособности;

2 фаза6-10-е сутки сопровождаются колебаниями названных показателей;

3 фаза11-14-е сутки – сопровождаются полным их восстановлением,

4 фазапосле 15 суток иногда отмечается превышение исходного уровня (сверхвосстановление).

Существенное влияние на процессы адаптации к новым поясно-климатическим условиям оказывает специфика двигательной деятельности. В частности, десинхроноз больше сказывается на выполнение скоростных, скоростно-силовых и сложно координационных упражнений, в упражнениях на выносливость его влияние значительно меньше. Работоспособность спортсменов изменяется также от месяца к месяцу, от сезона к сезону, т.е. зависит от биоритмов с длительными периодами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое влияние на спортивную работоспособность оказывает низкая и высокая температура воздуха?

2. Какое влияние на спортивную работоспособность оказывает высокая влажность воздуха?

3. Как изменяется спортивная работоспособность при барометрического давления?

4. Как изменяется спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий?

5. Какие виды биоритмов Вам известны?

6. Что такое десинхроноз?

7. Какой механизм лежит в основе формирования суточной периодики?

Рекомендуемая литература:

1. Агаджанян Н.А. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.А.Агаджанян, Н.Н.Шабатура. – М.: Физкультура и спорт, 1989.– 312 с.

2. Дубровский В. И. Спортивная физиология / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2005. – 605 с.

3. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков / В.М.Смирнов. – М.: 2000.– 380 с.

4. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А.Фомин, Ю.Н.Вавилов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 385 с.

ТЕМА 5

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

План:

1. Факторы, влияющие на здоровья человека.

2. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека.

3. Понятия «гиподинамия» и «гипокинезия», их влияние на здоровье человека.

4. Влияние нервно-психического напряжения и монотонности работы на организм человека.

4.1. Нервно-психическое напряжение.

4.2. Монотонность деятельности.

5. Основные формы оздоровительной физической культуры.

6. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма.

1. Факторы, влияющие на здоровья человека

Человек не может жить в отрыве от внешней среды. Его организм, являясь открытой системой, тесно связан с ней– он полу­чает из воздуха кислород для дыхания, пищу для энергообеспечения жизнедеятельности, различного рода информацию из социального окружения для своего развития. Многие влияния оказывают неблагоприятное воздействие, поэтому человеку необходимо принимать специальные меры для поддержания своей работоспособности и здоровья.

Внешняя среда оказывает на человека не только положительное, но и отрицательное влияние. Негативные воздействия могут вызы­вать различные факторы неживой природы (абиотические), живой природы (биотические) и социальной сферы. Среди них различают:

1) физические факторы – колебания давления и температуры, проникающая радиация, шум, вибрации, электромагнитные колебания и др.;

2) химические факторы – различные вещества в воде, воздухе, земле, пище;

3) биоло­гические факторы – инфекции, вирусы.

4) социальные факторы− автоматизация и механизация производства, жизни, избыточность информации, постоянный дефицит времени и т.д. снижают необходимый уровень двигательной деятель­ности и повышают нервно-психическое напряжение в жизни человека, вызывая стрессовые состояния и угрожая здоровью населения.

За последнее время, наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок может родиться доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активнос­ти, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, сни­жении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональны­ми реакциями, слабым типам нервной системы.

Результатом физио­логической незрелости являются недостаточное развитие физичес­ких качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искрив­ления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явле­ния накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. В подростковом периоде они приводят к задержке полового развития (инфанти­лизму), в зрелом возрасте к снижению физической и умственной работоспособности, у пожилых людей они ускоряют процессы старения и снижение функциональной активности отдельных органов и целых физиологических систем.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагоги­ческим мероприятиям. Основное необходимое средство в борьбе с физиологической незрелостью это – повышение двигательной активности. Это путь к долголетию и здоровому образу жизни.

2. Роль физической культуры в жизнедеятельности человека

В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвя­зи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно пере­мещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарата, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной ак­тивности.

Таким образом, для всестороннего и гармоничного развития организма и поддержание его функционального состояния на физиологическом оптимальном уровне большая роль принадлежит физической культуре. Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в вы­соком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста для сохране­ния бодрости и долголетия.

Преподавание физической культуры должно проходить при постоянном контроле за состоянием здоровья, который осуществляет преподаватель или инструктор (методист). При этом необходимо учитывать следующие факторы:

1) функциональное состояние организма, физиологических систем и отдельных органов;

2) адекватность физических нагрузок к функциональному состоянию организма;

3) уровень компенсаторных возможностей организма;

4) уровень адаптационных возможностей организма;

5) степень восстановительных реакций организма.

Безусловно, что проведение любых занятий физической культуры (уроки в общеобразовательный и специальных учебных заведениях, в спортивных школах, в фитнас-клубах, в тренажерных залах и т.д.) должны проводиться с учетом возраста и пола занимающихся и при предоставлении медицинской справки о состоянии здоровья.

Нельзя не отметить тот немаловажный факт, что развитие массовой физической культуры не только обеспечивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек – курения, алкоголизма и наркомании.

3. Понятия «гиподинамия» и «гипокинезия», их влияние на здоровье человека

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма че­ловека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная дея­тельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улуч­шает функционирование дыхательной, сердечнососудистой и дру­гих систем организма. Недостаточность движений нарушает нор­мальную работу всех систем и вызывает появление особых состоя­ний – гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия – это пониженная двигательная активность.Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с неко­торыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гип­совая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

Существует и близкое понятие – гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат.

В обоих случа­ях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях,что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма.

Недостаточная двигательная активность (гипокинезия и гиподинамия) оказывает следующее негативное влияние:

1. В центральной нервной системе она вызывает потерю многих межцентральных взаимо­связей, в первую очередь, из-за нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т.е. возникает асинапсия. При этом из­меняется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функци­онирование сенсорных зон. Поражение мозговых систем управ­ления движениями приводит к ухудшению координации двигатель­ных актов, к возникновению ошибки в адресации моторных команд, в оценке текущего состояния мышц и невозможности внесения коррекции в программы действий.

2. В двигательном аппарате отмечаются некоторые дистрофические нарушения, выражающиеся в гипотрофии, а возможно и атрофии мышечных волокон–снижение веса и объема мышц, их сократительных свойств. Ухудша­ется кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мы­шечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (осо­бенно статической выносливости). При локомоциях усиливаются колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность движений при ходьбе и беге.

3. Дыхание при недостаточной двигательной активности харак­теризуется уменьшением ЖЕЛ, глубины дыхания, минутного объе­ма дыхания и максимальной легочной вентиляции. Резко увеличива­ется кислородный запрос и кислородный долг при работе. Основной обмен понижается.

4. Сердечнососудистая система реагирует изменениями в сердечной мышце, где наблюдается атрофия мышечных волокон, что может вызвать снижение сократительной функции миокарда, уменьшение объема систолического и минутного выброса и, в следствии этого, ухудшения обеспечения всех органов и систем кислородом, а значит, снижается и энергообеспечение, терморегуляция и основной обмен.

5. Скелетные мышцы не могут в должной мере способ­ствовать венозному возврату крови. Низкий тонус скелетных мышц делает недостаточным или полностью невозможным осуществлять их сокращение, практически блокируя работу «мышеч­ного насоса», облегчающего кровоток от нижних конечностей к серд­цу против силы тяжести. Исключение из работы скелетных мышц как «мышеч­ного насоса», еще более затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Время кругооборота крови заметно возраста­ет. Количество циркулирующей крови уменьшается.

При низких физических нагрузках и малом увеличении глубины дыхания при работе почти не помогает кровотоку и «дыхательный насос», так как присасывающее действие пониженного давления в грудной полости и работа диафрагмы ничтожны. Все эти следствия пониженной двигательной активности вызывают в современном мире огромный рост сердечнососудистых заболеваний.

6. В эндокринной системе отмечается снижение функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов.

В случаях акинезии происходят наиболее глубокие поражения организма и происходит сглаживание суточных биоритмов, колеба­ния частоты сердцебиения, температуры тела и других функций.

4. Влияние нервно-психического напряжения и монотонности работы на организм человека

4.1. Нервно-психическое напряжение

Возникновение нервно-психического напряжения наиболее характерно для большого спорта. Условия спортивной борьбы, особенно в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повы­шенное нервно-психическое напряжение. Огромный объем информа­ции, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени – часто в десятые и сотые доли секунды, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса, а в особо сложных условиях – к негативным переживаниям – дистрессу.

Стресс (stress – напряжение) – это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.

Канадский ученый Г. Селье рассматривал реакции стресса как неспецифические системные реакции организма или общий адаптационный синдром, который не зависит от специфики раздражителя и протекает в следующие стадии:

1-я стадия – тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противошока» (мобилизации функцио­нальных резервов).

2-я стадия – резистентности (устойчивости и высокой работоспособности).

3-я стадия – истощения – общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.

Эти стадии во многом аналогичны стадиям процесса адаптации (физиологического напряжения, адаптированности и дизадаптации) с тем только отличием, что процесс адаптации включает не только неспецифические, но и специфические приспособительные реакции.

В спорте возможны различные проявления стресса.

Физический стресс – возникающий во время высокоинтенсив­ной двигательной деятельности спортсмена, но не связанный с какими-либо эмоциональными переживаниями (например, тренировоч­ные занятия, особенно в стандартных видах спорта).

Эмоциональный стресс – отражающий высокое нервно-психическое напряжение во время соревновательной деятельности и вы­зывающий мобилизацию функциональных резервов организма и значительные психические, вегетативные и гормональные реакции.

При развитии эмоционального стресса чрезвычайные раздражители (стрессоры) действуют на высшие отделы центральной нервной системы. Эти влияния вызывают возбуждение симпатического отде­ла вегетативной нервной системы и выделение связанных с ним гор­монов и медиаторов, а через гипоталамус воздействуют на гормональную активность гипофиза. Гормон гипофиза– адренокортикотропный гормон (АКТГ) вызывает выделение надпочечниками адренали­на, норадреналина, глюкокортикоидов и минералокортикоидов. В результате возникает комплекс приспособительных реакций организма. При этом в различных системах организма человека происходят следующие изменения:

1) увеличивается частота и регулярность дыхания;

2) укорачивается фаза вдоха относительно выдоха;

3) увеличивается частота сердечных сокращений;

4) повышается артериальное давление;

5) усиливается обмен веществ и энергии;

6) увеличивается амп­литуда ЭМГ и повышается сила сокращений скелетных мышц;

7) на ЭЭГ уменьшается выраженность ритма покоя (альфа-ритма) и увеличи­вается выраженность ритмов напряжения (тета-ритма) и активации (бета-ритма);

8) концентрируется внимание.

Все эти реакции обеспечивают высокую работоспособность.

Однако в результате чрезмерного нервно-психического напряжения развивается состояние дистресса и могут возникать различные негативные реакции такие как: ухудшение кровоснабжения некоторых отде­лов головного мозга; урежение частоты сердечных сокращений; снижение артериального давления; увеличение время двигательных ре­акций; снижение двигательной активности.

При многократных стрессах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.

У разных людей нервно-психическое напряжение может проявляться в различных стрессовых реакциях. Эмоциональный стресс выражен у спортсменов тем сильнее, чем более значимо для них достижение цели (их потребность) и чем меньше у них доступной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Повысить нервно-психическое напряжение спортсмена могут и элементы новизны и неопределенности ситуации.

У спортсменов, более опытных, уверенных в своих силах, с сильными и уравновешенными нервными процессами, состояние нервно-психического напряжения выражено слабее. У них быстрее протекает 1-я стадия, длительна и устойчива 2-я стадия и очень редко проявляется 3-я стадия. У менее подготовленных спортсменов, со слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1-я и 3-я стадии и менее – 2-я стадия.

4.2. Монотонность деятельности

Источником положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является поиск новой информации, новых путей решения двигательных и тактических задач. При длительном выполнении однообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.

Монотония – это состояние, вызываемое однообразием рабо­ты при большом количестве простых стереотипных движений. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды ЭМГ работающих мышц, падение работоспособности.

Одним из механизмов возникновения состояния моното­нии является привыкание. Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т.е. утрачивается его новизна. В процессе автоматиза­ции простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается. При этом активизируются неспецифические тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсутствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга.

В ус­ловиях монотонной деятельности изменяется роль левого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов правшей от­мечено снижение активности левого доминирующего полушария головного мозга и повышение роли правого, не ведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной.

Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу. Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью – флегматики. Обсле­дования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегу­нов-стайеров, велосипедистов-шоссейников показали, что флегма­тики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

Имеют значение личностные особенности спортсменов: интроверты легче справляются с монотонной работой, чем экстраверты.

Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости перемещений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: