коммуникативно-ориентированное обучение ия означает формирование у школьников коммуникативной компетенции.
В это понятие был вложен смысл о том, что высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации.
существует несколько подходов как включить учащихся в ком, коммуникативную компетенцию. Грамматическая- правила языка, социально-лингвистическая - правила диалектной речи, дискурсивная - правила построения смысла высказывания, стратегическую - правила поддержания контакта с собеседником. Также включение этикета общения, обусловлено культурными нормами.
Бахман относил языковую, дискурсивную, разговорную, прагматическую, социально-лингвистическую, стратегическую и мыслительную компетенцию. Важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая, которая представляет собой готовность использовать ия как орудие речемыслительной деятельности.. Языковые знания бывают непроизвольно усвоенные и выученные. Выучивание материала осуществляется с концентрацией внимания на языковой форме. Научные данные осуществляются на основе усвоенных знаний. Выученные яз.формы не приобретают свойств непроизвольно усвоенных способов выражения. Дискурс - эта форма коммуникативного содержания., который объединяет в себе что сказать и как сказать.. Дискурс - форма коммуникативного содержания, которая адресована собеседнику. слушателю и читателю. имеет связанность, логичность, организацию.
|
|
Прагматическая компетенция - готовность передавать коммуникативное содержание - сообщение в ситуации общения. Основана на коммуникативной стратегии - это адаптация речемыслительных процессов к условиям конкретной речевой ситуации. Она включает - удерживание внимания собеседника(зрит.контакт), - обеспечение понимания себя собеседником(все понятно?), - обеспечение понимания собеседника за счет сигналов типа (Я правильно понял?), - решение проблемы нехватки слов за счет перефразирования объяснения приблизительной замены буквального перевода с ря, - решение проблемы рамки, за счет упрощения или замены конструкции,- самоисправление, - поддержание разговора, изменяя тему общение.
Когнитивная компетенция - это готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности.
На уроке речемышление уч-ся реализуется:
1. работа с текстом
2. с проблемой
3. с игровой задачей
В любой ситуации, требующей речемышления взаимодействуют 3 компонента - решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия.
Информативная компетенция- владение содержательным предметом общения. Она формирует:
1. информационные фреймы- набор необходимых понятий
2. сложившиеся знания
3. яз картина мира - знания окр действительности, способность описать ее
4. фоновые знание - инф-я важная для понимания конкр.сит общения
5. общий кругозор - зания имен и названий
КК реализуется во всех ВРД.