Роль сертификакации в повышении качества продукции

В современной рыночной экономике конкурентоспособность выпускаемой продукции определяет жизнеспособность данного предприятия.

Одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, работ и услуг, является их качество.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия "качества". Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества.

Сертификация продукции, работ и услуг заключаются в подтверждении соответствия продукции установленным требованиям и напрямую связана с качеством. Она является одним из инструментов обеспечения качества. Некачественная продукция не может быть сертифицирована.

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированные продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу, где третья сторона - лицо (или орган), независимое от участвующих в рассматриваемом вопросе сторон (поставщик - покупатель).

Сертификация направлена на: содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуги); защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем); создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно техническом сотрудничестве и международной торговле.

В сертификации заинтересованы не только изготовитель (в целях повышения конкурентоспособности своих товаров) и потребитель (в целях получения гарантий соответствия определенных характеристик изделий заявлением изготовителя), но и общественные и частные производственные, потребительские и научно-технические организации, правительства большинства стран и даже межправительственные организации.

Роль сертификации в повышении качества продукции можно рассмотреть на примере реальных производителей. * В статье "Проблемы качества и сертификации виноградовинодельческой продукции в Дагестане"

журнала "Стандарты и качество" говорится о проблемах, возникших в производстве виноградовинодельческой продукции в Дагестане в связи с сокращением материальных ресурсов, выделяемых государством на уход и содержание молодых виноградников. Это привело к ухудшению качества продукции и потере конкурентоспособности на рынке. Появилось множество нелегальной продукции. В результате руководство предприятия приняло решение провести сертификацию качества продукции, чтобы подтвердить качество выпускаемых марочных вин. Была подана заявка в ООО "Дагестанский орган по сертификации" и проведена проверка оборудования, средств контроля, анализ нормативной и технологической документации, сделано гигиеническое заключение. На основе экспертизы выдано заключение о соответствии выпускаемой продукции требуемому качеству.

«Ведущее место в отрасли по качеству производимых алюминиевых порошков и пудр, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, надежное сотрудничество с крупнейшими российскими и зарубежными производителями вот то, чего удалось достигнуть СУАЛ-ПМ в ходе работы над обеспечением качества на принципах международных стандартов ИСО 9000.

А ведь не так давно предприятие было на грани закрытия. И перед директором этого предприятия и перед коллективом стояла непростая задача выбора каким путем идти, чтобы выдержать конкуренцию на рынке металлургической продукции высокого передела.

Выбор был сделан в пользу высокого качества продукции. В результате ООО "СУАЛ - Порошковая Металлургия" вышла на рынки, о которых раньше даже не мечтало.

Целью политики в области качества ООО "СУАЛ-ПМ" является производство и реализация сертифицированных алюминиевых порошков, отвечающих потребностям или ожиданиям потребителей или превышающие таковые как в России, так и за ее пределами, поставки этой продукции в установленные сроки при полной сохранности качества с получением максимальной прибыли на вложенный капитал и обеспечение приоритета роста качества продукции.

Однако сама по себе сертификация системы качества еще не означает ее высокую эффективность и работоспособность. Работоспособность системы качества надо активно поддерживать. Иными словами, добиваться постоянного и стабильного выполнения предусмотренных процедур, разрабатывать и выполнять корректирующие мероприятия, т.е. управлять системой качества.


Основные понятия и определения в области качества продукции

Качество является наиболее обобщенной и в то же время единственной характеристикой предмета, отражающей совокупность бесконечного множества всех его свойств. Однако нас интересуют не все свойства предмета, а только те, которые позволяют использовать предмет для удовлетворения той или иной потребности. Прежде всего товар должен обладать такой совокупностью физико-механических, химических, электрических и тому подобных свойств, которая представляет собой его потребительскую стоимость и отвечает требованию покупателя товара

По ГОСТу 15467-79* (СТ СЭВ 3519-81) дано следующее определение качества продукции: "Качество продукции — совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением ".

Повышение качества продукции дает положительный эффект как для изготовителя, так и для ее потребителей и для хозяйства страны в целом.

Высокое качество продукции представляет собой фактор интенсивного роста национального богатства. Чем выше качество продукции, тем богаче страна.

Отличительной особенностью проблемы качества продукции является то, что она с ускорением научно-технического прогресса, улучшением материальных и социальных условий жизни, ростом культурного и образовательного уровня населения не упрощается, а становится более сложной и более острой.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности или долгосрочной цели и включать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта; достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.

Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Управление качеством включает принятие решений, чему предшествует контроль, учет, анализ.

Улучшение качества — постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

В современном менеджменте качества сформулированы десять основополагающих условий:
1. Отношение к потребителю как важнейшей составляющей данного процесса.
2. Принятие руководством долгосрочных обязательств по внедрению системы управления фирмой.
3. Вера в то, что нет предела совершенству.
4. Уверенность в том, что предотвращение проблем лучше, чем реагирование на них, когда они возникают.
5. Заинтересованность, ведущая роль и непосредственное участие руководства.
6. Стандарт работы, выражающийся в формулировке "ноль ошибок".
7. Участие работников фирмы, как коллективное, так и индивидуальное.
8. У деление основного внимания совершенствованию процессов, а не людей.
9. Вера в то, что поставщики станут Вашими партнерами, если будут понимать Ваши задачи.
10. Признание заслуг.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции включает 11 этапов:
1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.
2. Проектирование и разработка технических требований, разработка продукции.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка и разработка производственных процессов.
5. Производство.
6. Контроль, проведение испытаний и обследований.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение продукции.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техническая помощь и обслуживание.
11. Утилизация после испытания.

Потребитель завтрашнего дня:
1. Признает приоритет за качеством, а цена занимает второе место.
2. Предъявляет рекламацию каждого дефекта.
3. Требует постоянного улучшения качества.
4. Требует обеспечения качества в технологическом процессе и отказывается от окончательного контроля.
5. Чувствителен в своих реакциях в случае изменения технологического процесса.
6. Кооперирует в случае обеспечения качества.
7. Является сторонником продукции, если качество обеспечено.

Стремление России к интеграции в мировое сообщество, а также развитие рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: