Основы транспортного экспедирования на железных дорогах

За последние годы транспортно-экспедиционная деятельность в России получила значительное развитие. Созданы тысячи экспедиторских компаний на всех видах транспорта, многие из которых взаимодействуют с железными дорогами. Экспедиторы играют серьезную роль в привлечении дополнительных объемов перевозок, этот вид услуг активно развивается на основе информатизации и логистики.

При плановой экономике СССР рынок экспедиторских услуг был ограничен. Такие услуги оказывали немногие государственные организации, такие как «Союзвнештранс», «Союзтранзит», «Совфрахт» и др.

В настоящее время на Железнодорожном транспорте сложился рынок экспедиторских услуг, включающий как крупные, так и небольшие предприятия с различными формами собственности, предоставляющие различные услуги грузовладельцам.

Экспедиторские услуги оказывают механизированные дистанции погрузочно-разгрузочных работ, желдорэкспедиции, частные фирмы.

Появились операторы-владельцы подвижного состава с функциями экспедиторов, созданы иностранные и с участием российского капитала фирмы, осуществляющие экспедиционное обслуживание, особенно при выполнении экспортно-импортных перевозок.

Создана правовая и нормативно-технологическая основа транспортно–экспедиционной деятельности. Прежде всего это Гражданский кодекс (ст.41) и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», принятый Государственной думой 11 июня 2003 г.

Введен в действие ГОСТ Р51133–98, которым установлены основные требования к регулированию деятельности экспедиторов, использующих железную дорогу в качестве перевозчика. На железнодорожном транспорте создана система фирменного транспортного обслуживания, во взаимодействии с которой экспедиторы оказывают услуги грузовладельцам.

Стандартом установлена классификация экспедиторских услуг, предоставляемых на железных дорогах грузоотправителям и грузополучателям, а также общие требования к качеству услуг и методы контроля.

Услуги, оказываемые экспедиторскими организациями, должны учитывать интересы потребителей, прогрессивный мировой опыт и соответствовать следующим требованиям: комплексности, точности, своевременности исполнения, безопасности и экологичности, обеспечению сохранности груза, этичности обслуживающего персонала, эстетичности условий обслуживания, информативности.

В перевозочном процессе существует ряд операций в начальном и конечном пунктах, выполнение которых по действующим правовым нормам не входит в обязанности перевозчика. Их выполняют грузоотправители и грузополучатели или по их поручению транспортно-экспедиционные организации. Такие операции принято называть транспортно-экспедиционными. Они делятся на основные и вспомогательные, различаются по характеру, месту и времени выполнения работ.

Основные транспортно-экспедиционные операции являются элементами общего перевозочного процесса: прием груза на складе отправителя, доставка на станцию отправления, погрузка-выгрузка, маркировка, сопровождение, доставка на склад получателя, выдача груза получателю, оформление перевозочных документов, оплата платежей и сборов, информирование клиентов о местонахождении и времени прибытия груза на станцию назначения.

Вспомогательные операции предшествуют или сопутствуют процессу перевозки и включают упаковку грузов, таможенные операции, консультации, длительное хранение, перевалку на другие виды транспорта и др. и выполняются в зависимости от потребности в них.

Можно выделить следующие транспортно-экспедиционные операции

Транспортные – завоз грузов на станцию отправления и вывоз грузов со станции назначения.

Погрузочно-выгрузочные – погрузка грузов в вагоны и на автомобили и выгрузка из них, сортировка, упаковка, комплектование мелких отправок, контейнеров и т.д.

Экспедиционные – документальное оформление приема груза к перевозке и завоза на станцию, раскредитование перевозочных документов, оформление выдачи и вывоза груза, оплата провозных платежей и сборов.

Выполнение транспортно-экспедиционных операций может принимать различные формы:

– местной экспедиции, когда транспортно-экспедиционные операции производятся только в пункте отправления, назначения или в пути следования груза;

– неполной и частичной экспедиции, если транспортно-экспедиционная организация выполняет лишь отдельные операции;

– полного транспортно-экспедиционного обслуживания, когда транспортно-экспедиционная организация выполняет все функции, связанные с доставкой груза на всем пути от склада отправителя до склада получателя.

Сегодня в России практически отсутствует полное комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев. Экспедиторы занимаются в основном выбором оптимальной схемы перевозок, организацией информационных, платежно-финансовых и других видов услуг.

Согласно Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности», экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Клиент имеет право выбирать маршрут следования и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставление информации о процессе перевозки груза. Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и своевременную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и другую необходимую информацию. Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

По договору экспедиции экспедитор не несет ответственности за убытки от хищения, внутритарную недостачу содержимого груза, принятого в исправной таре; убытки в результате хранения груза на открытом воздухе, если такое хранение было согласовано с клиентом или предусмотрено обычным порядком перевозки; соблюдение сроков перевозки при ненадлежащем оформлении товарно-транспортных документов грузовладельцем; прямые или косвенные последствия любого другого происшествия, в котором нет вины экспедитора.

По договору экспедиции клиент несет материальную ответственность за ненадлежащее выполнение условий договора, непредъявление груза к перевозке, простой транспортных средств, направление груза не по адресу, ухудшение его качества из-за неправильности оформления; низкое качество тары и упаковки, некачественное оформление товаросопроводительной и расчетной документации.

Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется законодательством, которое можно разделить на национальное и международное. Существует, кроме названных документов, Таможенный кодекс РФ, которым регулируется порядок осуществления перевозок в международном сообщении. Требования к оформлению перевозочных и других документов при перевозке по РФ содержатся в Правилах перевозок грузов и других нормативных актах. Большая работа по совершенствованию ТЭО в РФ проводится Гильдией экспедиторов. Отраслевыми правовыми документами являются Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Воздушный кодекс, Устав автомобильного транспорта и другие подчиненные им нормативные акты.

Основными международными законодательными актами в этой сфере являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами Всемирной торговой организации, Конвенция о международных смешанных перевозках грузов, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и др.

Идет мировой процесс унификации транспортно-экспедиционной деятельности. Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) разрабатывает рекомендации по регламентированию транспортно-экспедиционной деятельности. Членам этой организации разослана модель правил транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве уставного документа для стран, где законодательство о таком обслуживании или отсутствует, или только разрабатывается, а также для стран, где оно требует серьезного совершенствования.

Основными механизмами государственного регулирования транспортно-экспедиционной деятельности за рубежом являются

- лицензирование, определяющее систему доступа экспедиторов и перевозчиков к участию в ТЭО;

- сертификация, стимулирующая повышение качества предоставляемых услуг;

- налоговая политика в сфере ТЭО;

- правовая защита участников ТЭО;

- стандартизация всех аспектов ТЭО;

- политика в области страхования.

В начале XXI в. обозначились основные приоритеты дальнейшего развития мировой железнодорожной сети в области грузовых перевозок. Основным критерием оценки деятельности железной дороги становится не объем выполняемой работы, а доходность перевозок. Это привело к созданию в ряде стран магистралей, специализированных для перевозки либо грузов, либо пассажиров, поскольку железная дорога со смешанным движением не могут обеспечивать полнообъемное развитие обоих видов транспорта в соответствии с современными требованиями.

Наиболее перспективными видами зарубежных железнодорожных грузовых перевозок являются смешанные перевозки и маршрутизация. Объем повагонных отправок за рубежом падает из-за отсутствия экономической выгоды для железной дороги из-за неконкурентоспособности железнодорожных и автомобильных тарифов. В качестве организационного мероприятия, позволяющего снизить темпы падения объемов повагонных отправок, применяется ограничение числа переработок на сортировочных станциях на пути следования поездов.

Поиск новых решений в организации перевозок привел к реорганизации структуры управления в ряде стран, изменению формы собственности на железных дорогах. Среди мероприятий, улучшающих качество транспортного обслуживания, особое место занимают улучшение использования подвижного состава, повышение производительности грузового вагона и локомотива, создание новых видов подвижного состава, автоматизация и внедрение современных информационных средств. Ведется работа по созданию единого глобального международного транспортно-экспедиционного пространства. В перспективе планируется расширение прав и функций экспедиторов, в том числе их участие в производстве и реализации транспортной продукции, аренде и подряде транспортных средств и складов. Качество этой работы значительно возрастает при создании специальных логистических центров, обслуживающих несколько видов транспорта, которые объединены между собой транспортными коридорами. При этом экспедитор будет обеспечивать планирование и прогнозирование перевозок. Логистические центры уже созданы во многих странах мира.

Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия в начале 90-х гг. поняли необходимость применения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки на основе внедрения технологий, «точно в срок» и «от двери до двери».

В 1992 г. в Минтрансе РФ была разработана федеральная целевая программа «Российская система Транспортно-экспедиционного обслуживания Терминал», предусматривающая создание более 140 объектов терминальной инфраструктуры с подсистемами транспортно-экспедиционного, финансового, кадрового, страхового, информационного и правового обеспечения при государственной поддержке и регулировании. Предусматривалось также обеспечить тесное взаимодействие в работе автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта.

Создаются транспортно-логистические центы в Москве и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новороссийске. Создание региональных логистических центров будет способствовать увеличению перевозок грузов по трансъевропейским транспортным коридорам, а в конечном итоге – интеграции российского транспорта с европейской и мировой транспортными системами.

С учетом большого внимания в последние годы к развитию международных транспортных коридоров вопросы взаимодействия Российских железных дорог с экспедиторами приобретают особую актуальность, поскольку транзитные железнодорожные перевозки разрешено оплачивать пока только через экспедиторские организации, заключившие договоры с ОАО «РЖД» или его дочерним обществом «Трансконтейнер».

Интеграция России в международную транспортно-экспедиционную систему возможна по нескольким направлениям.

1. Создание акционерных независимых экспедиторских компаний, которые смогут конкурировать на международном рынке (Пример: «Трансконтейнер»).

2. Развитие конкуренции на внутреннем рынке.

3. Развитие контейнерных перевозок как основы экспедиторского дела в России и во всем мире.

4. Введение договорных тарифов на перевозки в контейнерах по железным дорогам, как это сделано на морском, речном и автомобильном видах транспорта.

5. Информатизация перевозочных операций.

Контрольные вопросы

1. Назовите документы, которые являются правовой и нормативно–технологической основой экспедиционной деятельности в РФ и за рубежом.

2. Дайте классификацию транспортно-эксплуатационных услуг, назовите формы ТЭО.

3. Перечислите основные механизмы государственного регулирования ТЭО за рубежом.

4. Роль логистических центров в развитии ТЭО.

Литература

1. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок. – М.: ВИНИТИ РАН, 2002.

2. Сервис на транспорте: Учеб. пособие / В.М.Николашин, Н.А.Зудилин, А.Е. Синицына и др. – М.: Академия, 2004.

3. Борисов А.Н. Комментарий к федеральному закону о транспортно–экспедиционной деятельности. – М.: Юстиция, 2004.

4. Величко В.И., Сотников Е.А., Голубев Б.Л. Основы транспортного экспедирования на железнодорожном транспорте. – М.: Интекст, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: