Введение. В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитатель­ной работы Павлышской средней школы

В. А. Сухомлинский

ПАВЛЫШСКАЯ

СРЕДНЯЯ

ШКОЛА

ВВЕДЕНИЕ

В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитатель­ной работы Павлышской средней школы. Рассказывая об усилиях педагогического коллектива по воспитанию всесторон­не развитой личности, автор стремился показать этот труд по возможности со всех сторон, не только разъяснить применя­ющиеся методы, но и раскрыть их внутренние связи и взаимо­связи.

Тридцать три года педагогического труда автора этой кни­ги были наполнены напряженными поисками и раздумьями. За эти годы наша страна добилась огромных успехов, как во внутренней жизни, так и в международных отношениях. Педа­гогика социалистического общества, сложившаяся в нашей стране за годы строительства социализма, совершенствовалась и продолжает совершенствоваться в тесной связи с революци­онными преобразованиями в области экономики, политики, идеологии. «Воспитание всесторонне развитой личности - ­длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-­политической работы», - говорится в Тезисах ЦК КПСС «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции».

Перед школой возникла новая, небывалой сложности зада­ча - давать среднее образование всему молодому поколению, воспитывая из своих питомцев активных строителей коммуни­стического общества, мужественных патриотов, непримири­мых к буржуазной идеологии, готовых отдать все свои силы и даже жизнь во имя завоеваний революции.

Эта задача является неразрывной составной частью обще­\'0 комплекса задач строительства коммунизма - создания материально-технической базы коммунистического общества, совершенствования социалистических и формирования комму­нистических отношений и воспитания нового человека.

Главная исходная позиция советской педагогики - идей­но-педагогическое наследие В.И. Ленина, являющегося, по определению А.В. Луначарского, могучим основоположителем советской педагогики. Все годы своего труда педагогиче­ский коллектив нашей школы стремился к тому, чтобы ленин­ское идейно-педагогическое наследие определяло дух, основу нашего творчества и нашего опыта.

Творчески применяя педагогические идеи Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, непрестанно уточняя и кор­ректируя накопленный личный опыт, учительский коллектив Павлышской школы стремился найти такое сочетание теории и практики, которое бы наиболее полно отвечало требованиям воспитания подрастающего поколения в духе коммунизма, раскрывало с предельной глубиной воспитательную силу таких факторов, как связь школы с жизнью, с трудом, а также соци­альным, моральным и научно-техническим прогрессом обще­ства.

Цели воспитательной работы мы усматриваем в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умствен­ную,

практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклон­ности и способности. Мы стремимся подготовить наших питом­цев к высоконравственным и эстетическим отношениям, пост­роенным на дружбе и товариществе, на уважении всего под­линно человеческого в каждом честном человеке.

В основу своей учебно-воспитательной работы наш педаго­гический коллектив положил следующие взгляды и убеждения, являющиеся его педагогическим кредо.

Специфической чертой педагогического труда является то, что мы, учителя, работаем на будущее. То, что закладывается в ребенке сегодня, становится фактором гражданского, мо­рального, духовного облика зрелого человека через несколько лет, иногда через десятилетия. «Будущее Страны Советов станет таким, каким его сделают сегодняшние октябрята, пионеры и комсомольцы» - эти слова Л. И. Брежнева из его доклада на юбилейной сессии ЦК КПСС и Верховных Советов СССР и РСФСР заключают в себе ярко выраженную програм­му воспитательной работы. Одну из важнейших воспитатель­ных задач наш педагогический коллектив видит в том, чтобы жизнь ученического - пионерского, комсомольского - кол­лектива была первой школой гражданственности, труда, идейных и нравственно-эстетических отношений. Как заложить в ребенке - будущем гражданине - прочное идейное ядро гражданина, труженика, строителя коммунизма - это важ­нейший критерий и главный измеритель нашей самопроверки в процесс е воспитательной работы.

Мы заботимся о гражданственности и творческой насыщен­ности труда школьников. С той поры, как ребенок научился нести ложку от стола ко рту, - он трудится. К 10-12-летнему возрасту, он уже видит первое плодоносящее дерево, выращен­ное собственной рукой.

Далее, чтобы приобретенные молодежью знания стали ре­альным средством повышения производительности ее труда, воспитываем у молодого поколения диалектический взгляд на труд, на взаимодействие человека с природой. Учащиеся в школе, дети, подростки, юноши и девушки развиваются в ат­мосфере творческого отношения к труду, видят практическую необходимость овладения знаниями для труда, на практике убеждаются в возможности подчинять силы природы челове­ческому разуму.

Социальный и моральный прогресс общества в решающей мере зависит от того, как люди, составляющие это общество, относятся к труду, что они находят в нем - только средство приобретения материальных и духовных благ или же условие полноценной, содержательной, интересной духовной жизни. Именно поэтому мы положили в основу нашей воспитательной работы правило: ребенок должен находить радость, в труде, в обогащении своих знаний, в создании материальных и ду­ховных ценностей для человека, для социалистического обще­ства.

Обстановке бескорыстной радости труда - труда для обще­ства - мы придаем очень большое значение. Труд радует ре­бенка сам по себе. Ребенок находит удовлетворение в самом процессе труда. Совершенно очевидно, что для создания такой обстановки необходима интеллектуальная насыщенность тру­да, проникновение науки и техники в повседневную трудовую деятельность.

Но для этого необходимо в равной мере и нравственное бо­гатство отношений между членами коллектива. Коммунисти­ческое начало труда заключается, в конечном счете, не в техни­ке, а в человеке - в его идеалах и стремлениях, в тех целях, которых он достигает своим бескорыстным добровольным тру­дом. Источник радости труда и полноты духовной жизни в труде мы видим в том, чтобы отношения между юными тру­жениками были глубоко человечными, чтобы первое творче­ское начало в труде было созданием счастья и радости для людей, для народа. Это и есть высокая нравственность жизни.

Важным условием осуществления школой своей роли в об­щественном развитии является связь школы с жизнью, а так­же связь умственного и нравственного воспитания школьников.

Идеи великих педагогов - Коменского, Песталоцци, Рус­со, Ушинского, Дистервега, направивших школу, учителя, ученика на изучение окружающего мира, учивших исследовать, объяснять то, что человек видит,- преломляются на­шей работе применительно к нашим задачам воспитания. Важно, чтобы ребенок не только видел окружающий мир таким, какой он есть, но и стремился делать его лучше. Воспитательный смысл избираемого учителем метода изучения приобретает в связи с этим особенно большое значение. Дистервег говорил, что плохой учитель лишь сообщает истину, хороший же открывает ее. Умение вести учеников по пути познания так, чтобы они открывали истину, - это не только дидактическое мастерство, но и воспитание правильных взглядов на природу, и общество, формирование стойких убеждений, выработка не­обходимого для творческого труда исследовательского подхо­да к явлениям природы и общественной жизни. Мы видим свою роль в общественном развитии не только в том, чтобы помочь учащимся приобрести определенные знания, но и в том, чтобы воспитать у них желание приобретать знания всю жизнь. И мы стремимся сформировать у детей убеждение в том, что знания, образованность, интеллектуальная культура - это необходи­мое условие интересной, полноценной, духовно богатой жиз­ни; что без знаний интересная жизнь невозможна, потому что невозможен творческий труд. «Труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее» - эти слова английского эконо­миста Д. Беллерса приводит К. Маркс в «Капитале». Мы доби­ваемся того, чтобы стремление каждого воспитанника про­явить свои силы и способности, утвердить свое достоинство удовлетворялось упорным, настойчивым трудом по овладению знаниями.

Нравственные убеждения тесно связаны с образованием, но в определенной мере они и независимы от образованности, от практической готовности человека к созданию материальных ценностей. Человек может иметь знания, уметь работать, но в моральном отношении не быть подготовленным к жизни. Нравственное воспитание - это не только формирование ми­ровоззрения и убеждений в процесс е овладения знаниями и деятельности, но и особая, специфическая воспитательная работа, имеющая свои закономерности, требующая времени и опре­деленных форм и методов воздействия на сознание, характер, поведение человека.

Чем шире круг теоретических знаний, которыми овладева­ет молодое поколение, чем более всеобщий характер приобре­тает высокий уровень его образованности, тем острее, очевид­нее становится необходимость специфической воспитательной работы. Раскрытие воспитательной сущности знаний, претворе­ние знаний в убеждения зависит в большой мере от того, какая в школе ведется воспитательная работа, не связанная непос­редственно с процессом обучения, какие идейные убеждения формируются у воспитанников в их жизненной практике, какой моральный характер имеет их общественное поведение, т. е. в какой мере подготовлена моральная почва.

В содержании теоретических знаний, которые изучаются в советской школе, заложены большие возможности формирова­ния важных черт морального облика нового человека: честно­сти, правдивости, принципиальности, духовного мужества, бес­страшия и непоколебимости в борьбе с трудностями и препятствиями. Но одним усвоением знаний этих нравственных черт не воспитаешь. Идеи коммунистической принципиальности, духовного мужества, бесстрашия, пронизывающие теоретиче­ский материал, доходят до сердца подростка, юноши, девушки лишь тогда, когда и для их жизненной практики характерны принципиальность, мужество, бесстрашие. А величие духа по­длинных героев, возможно, раскрыть только с позиций самой прогрессивной революционной пролетарской нравственности.

Воспитанник, например, глубоко взволнован мужественным поведением Джордано Бруно, стойкостью и непоколебимостью героя чешского народа Юли уса Фучика, храбростью и самопо­жертвованием Александра Матросова. Его душа стремится испытать свои силы на высоком, благородном поприще. Ма­стерство и искусство воспитания заключаются в том, что учитель помогает воспитаннику найти реальные возможности для этого испытания в жизни, в нашей социалистической действи­тельности, добивается, чтобы искра, загоревшаяся в юном сердце, не погасла. Если этих реальных возможностей воспи­татель не нашел, то мысль, зародившаяся в голове воспитанни­ка, превращается в холостой выстрел; чем больше этих выст­релов, тем менее чутким становится воспитанник к тем средст­вам воздействия на его сознание и поведение, к которым прибегает воспитатель. Мы создаем возможности и условия для того, чтобы одновременно с осознанием нравственных по­нятий осуществлял ось нравственное поведение воспитанников. Эти возможности кроются в самом укладе жизни ученическо­го коллектива, в том, что и с какой целью делают дети, в какие взаимоотношения вступают они друг с другом и с взрослыми. Нравственный смысл поведения зависит также от того, какое участие в жизни воспитанников принимают педагоги.

Учитель должен быть не только наставником, но и другом учащихся, вместе с ними преодолевать трудности, переживать, радоваться и огорчаться. Мы стремимся так организовать жизнь ученического коллектива, чтобы нравственное поведе­ние не рассматривалось воспитанниками как своеобразное упражнение, как нарочито организованные поступки, необхо­димые воспитателю для осуществления его замысла. В отличие от буржуазной нравственности, ориентирующей на подавление активности, на смирение, наша социалистическая нравственность всячески стимулирует творчество, активность, революци­онную борьбу.

Молодые сердца не терпят искусственности. Благородные поступки должны быть для воспитанника необходимостью, вы­текать из самого духа отношений в коллективе. Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забыва­ют, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомыш­ленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки серд­ца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанни­ков как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам. Особен­но важно это качество педагога для воспитания подростков. Важнейшая причина трудностей в воспитании подростков за­ключается в том, что воспитательная практика выступает пе­ред ними в обнаженном виде, а человек в этом возрасте по са­мой своей природе не хочет чувствовать, что его воспитывают.

Наиболее полноценное общественное воспитание - это, как известно, школьно-семейное. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями пер­вая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Отец, мать, старшие братья и сестры, дедушка и бабушка являются первыми воспитателями детей в дошкольном возрасте и остаются ими, когда их питомцы по­шли в школу. Духовное и нравственно-эстетическое богатство семейной жизни - важнейшее условие успешного воспитания ребенка и в домашних условиях, и в детском садике, и в шко­ле. Ребенок поступает в 1 класс семи лет, но желательно, чтобы он уже с пятилетнего возраста, за два года до начала школьно­го воспитания, находился в сфере воспитательного влияния школы. Педагогический коллектив нашей школы придает большое значение нравственной, интеллектуальной, эстетиче­ской обстановке, в которой находится ребенок в возрасте от двух до семи лет. В первые годы жизни в развитии детей реша­ющую роль играют окружающие его люди со всем богатством и многогранностью человеческих отношений. Науке известны 32 случая воспитания детей, похищенных в раннем детстве различными зверями. «Диких» детей, возвращенных в челове­ческое общество, ни в одном случае не удалось сделать полно­ценными людьми, потому что они провели первые годы своего детства не среди людей, не знали человеческих отношений в самый чувствительный к внешним воздействиям период. Этот единственный в своем роде факт, дающий возможность выяс­нить сущность процесса человеческого воспитания, неопровер­жимо свидетельствует о том, что, чем дальше от рождения, тем человек становится более консервативным и трудновоспитуе­мым. Сама природа отвела для воспитания детей длительный период младенчества их нервной системы; если этот период упущен, позже ничего не сделаешь. Однако и в человеческом обществе не все дети в этот период подвергаются воздействию всего богатства человеческих отношений, которое единственно может обеспечить полноценное развитие психики ребенка, его ума, мышления, воли, чувств, характера. Поэтому мы считаем в воспитательном отношении очень важным, чтобы каждый ребенок- будущий школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях. Достигается это нами путем педагогического просвещения родителей.

Школьно-семейное воспитание не только позволяет хорошо воспитать молодое поколение, но одновременно является важ­нейшим условием совершенствования нравственного облика семьи, отца и матери. Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духов­ного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общест­ва, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральной прогресс общества.

Жизнь решительно отвергла утверждение, что будущее принадлежит оторванной от семьи школе-интернату. Все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, ослабляет и школу. Отсюда следует, что одна из важнейших задач школы - давить родителям элементарные знания по педагогике. Школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Представители родительской общественно­сти должны принимать непосредственное участие в учебно-­воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

Опыт убеждает, что наиболее благоприятные условия для работы школы создаются тогда, когда она расположена на ло­не природы, в месте, богатом зеленью и водой и вместе с тем недалеко от места жительства семьи, чтобы ребенок не тратил много времени на дорогу и родители в свободное от работы время могли часто бывать в школе. Там же, где растительный мир вокруг школы беден, надо постепенно создавать зеленую защиту хотя бы в ее ближайшем окружении. Важная воспитательная задача школы - уделять максимум внимания физи­ческому воспитанию детей, и, прежде всего укреплению защит­ных сил их организма, предотвращающих заболевания. Забота школы о том, чтобы ребенок не болел, чтобы его организм был невосприимчив к болезням, столь же важна, как и забота об умственном и нравственном развитии ее питомцев.

Сила и возможности воспитания неисчерпаемы. Все без ис­ключения дети, не имеющие патологических отклонений в ум­ственном развитии, могут успешно овладеть средним образова­нием. Неуспеваемость, второгодничество - это результаты плохой учебно-воспитательной работы. Задача школы не толь­ко в том, чтобы дать каждому знания, необходимые для трудо­вой и полноценной общественной деятельности, но и в том, чтобы дать каждому счастье личной духовной жизни. Счастье невозможно без полноты внутреннего духовного мира, без радости труда и творчества, без ощущения чувства собственного достоинства, чести, гордости.

Воспитательный идеал школы - всесторонне и гармоничес­ки развитая личность, активный участник общественного про­гресса. Гармоническое, всестороннее развитие означает единст­во труда, духовного богатства всех сфер деятельности человека, моральную чистоту его поведения, взаимоотношений с другими людьми, физическое совершенство, богатство эстети­ческих запросов и вкусов, многогранность общественных и личных интересов. Гармония способностей и потребностей дает человеку ту полноту духовной жизни, которая осознается и пе­реживается им как счастье. Гармоническое развитие означает, что человек раскрывается, во-первых, как творец в сфере материального производства и в сфере духовной жизни обще­ства, во-вторых, как потребитель материальных и духовных благ, в-третьих, как нравственная и культурная личность, как ценитель и бережливый хранитель культурных ценностей, созданных человечеством, в-четвертых, как активный общест­венный деятель, гражданин и, наконец, как создатель новой семьи, построенной на высокой моральной основе.

В центре гармонического всестороннего развития стоит вы­сокая нравственность. Жизнь, труд, учение, взаимоотношения в коллективе- все это мы стремимся одухотворить высокими нравственными идеалами. Мы стремимся к тому, чтобы в жизни пионерского и комсомольского коллектива как можно полнее раскрывался принцип: человек человеку друг, товарищ и брат.

Осуществление всестороннего развития требует глубокого переплетения и взаимного проникновения умственного, физи­ческого, нравственного, трудового, эстетического воспитания, чтобы все эти стороны воспитания представляли собой единый, целостный процесс. Все, что воспитанникам дается, и что они дают обществу, преследует единую конечную цель: воспитать человека со светлым разумом, благородным сердцем, золотыми руками, с уважением относящегося к другим членам общест­ва, способного ценить, беречь, уважать труд, нравственное достоинство, разум, красоту других людей. Так, умственное воспитание направляется не только на развитие и обогащение интеллекта, но и на формирование благородных моральных и эстетических качеств - готовности отдавать свои знания лю­дям, трудолюбия, чувства красоты в природе и в общественной жизни. Ученики не только потребители и ценители богатств, созданных человечеством, но и творцы новых ценностей, кото­рые в той или иной форме отдаются обществу, приносят поль­зу людям.

Для всестороннего развития человека особенно важно един­ство труда и интеллектуальной жизни. Дух творчества, иссле­дование, опытничество, преобразование труда на основе достижений науки и техники - это очень важная черта духовной жизни школьного коллектива. Ребенок работает, думая и дума­ет работая. Творческое размышление в процессе труда - один из источников трудолюбия. Воспитательную задачу большой важности наш педагогический коллектив видит в том, чтобы из школы выходили в жизнь люди высокой трудовой культу­ры, способные не только создавать материальные ценности, но и преобразовывать труд.

Каждой ступени интеллектуального развития личности со­ответствует определенная ступень трудового мастерства, тру­довой зрелости. Ученик, который на уроке математики решает задачи с применением тригонометрических функций, стоит высоко по уровню трудового развития: владеет сравнительно сложными умениями и навыками электромонтажного дела и радиотехники, управляет двигателем внутреннего сгорания, производит наладку металлообрабатывающих станков, изго­товляет инструменты для обработки дерева и металла и т.д. В единстве интеллектуального и трудового развития мы видим практическое выполнение важной задачи школы: гражданин Страны Советов, получивший среднее образование, уже в отро­честве и ранней юности овладевает как можно более широким кругом сравнительно сложных умений и навыков, чтобы в зре­лом возрасте ему не пришлось овладевать азами техники.

В настоящее время советская школа вносит коренное из­менение в представления о силах и возможностях человека в годы детства. Ученики начальных классов (7-11 лет) овладе­вают значительно более широким кругом знаний и умений, чем они овладевали раньше; обучение можно начинать не с семи, а с шести лет; начальное образование можно дать не за четыре, а за три года. Корень этих возможностей - в единстве интеллектуального и трудового развития (9-10-летнего учени­ка можно научить работать на токарном станке, а это умение значительно расширяет сферу его интеллектуального труда). Чем сложнее умения и навыки, которыми овладевает ребенок уже в младшем возрасте, тем более высокого уровня достигает он в своем умственном развитии ко времени окончания сред­ней школы.

Настоящее воспитание невозможно осуществить, если вос­питанники являются только потребителями материальных и духовных ценностей, которые создает и дает школе общество. Воспитание - в активном труде, в создании и укреплении ма­териальной базы педагогического процесса, в создании ма­териальных ценностей, необходимых для жизни, труда, интел­лектуального и эстетического развития. В этом труде - важная предпосылка единства интеллектуальной и трудовой зрелости.

Развитие науки, техники, мысли - основа технического прогресса нашей страны. Задача общеобразовательной школы - воспитывать у своих питомцев любовь к знаниям, книге, науке. Эта задача осуществляется благодаря богатым научным, интеллектуально-творческим интересам учителей и учащихся.

Путь в науку начинается в общеобразовательной средней школе. Это предполагает создание необходимых материальных условий. Каждый ученик в старших классах имеет возмож­ность выходить за рамки программы по тому предмету, кото­рый его в наибольшей мере интересует, к которому у него рас­крываются задатки и развиваются способности. В связи с этим, кроме обязательной для всех программы, целесообразно соз­дать особую программу интеллектуального и трудового разви­тия и совершенствования. Наш педагогический коллектив до­бивается того, чтобы в каждом ученике раскрылись его задат­ки, чтобы каждый ученик нашел свое любимое дело, стал мастером в этом деле, пережил счастье творческого труда.

В процессе воспитания развиваются способности и дарова­ния каждого воспитанника. В дальнейшем одни станут учены­ми, мыслителями, художниками, другие - инженерами, тех­никами, врачами, педагогами, третьи - слесарями и токарями, механизаторами сельского хозяйства, но всех их будет роднить общая черта, - ведущая роль разума, творчества в труде. Творчество слесаря и токаря, электромонтера и строителя, жи­вотновода и растениевода - это такое же творчество, как и творчество математика-мыслителя или конструктора, компози­тора или живописца. Открыть в каждом человеке его задатки и способности, дать ему счастье интересного, интеллектуаль­но полноценного творческого труда для общества, для сча­стья народа - такова задача школы. Внимание к каждой ин­дивидуальности, забота о каждом воспитаннике, чуткое, вдум­чивое отношение к достоинствам и недостаткам каждого ре­бенка - это основа основ процесса воспитания.

Богатство интересов, наклонностей, способностей в учени­ческом коллективе многогранно. Это богатство нельзя подо­гнать под один шаблон. Производственное обучение старше­классников, построенное на том, что все ученики данной шко­лы овладевают одной и той же специальностью, не оправдало себя на практике. Жизнь показала, что попытки соединить общее образование с профессионализацией приносят вред, ­- ведут к снижению уровня общего образования и к верхогляд­ству в овладении специальностью. Средняя общеобразователь­ная школа - это школа политехническая; главная ее зада­ча - дать ученикам глубокие, прочные знания основ наук, научить ориентироваться в важнейших отраслях современно­го производства; сочетать теоретические знания с практиче­скими умениями в таком направлении, чтобы в полной мере раскрывались индивидуальные задатки, способности и наклон­ности.

Школа воспитывает тем, что в ней царит атмосфера интересной, многогранной интеллектуальной жизни. Не все знания могут найти применение в труде. Наша система учебно-воспи­тательной работы основывается на том, что каждый воспитан­ник, морально и практически готовясь к труду, в то же время не ставит овладение знаниями в прямую зависимость от того, какой конкретной трудовой деятельностью он будет занимать­ся. В овладении знаниями дети видят не только обязанность, но и потребность: без постоянного интеллектуального роста жизнь кажется им серой, неинтересной. Воспитание этой ду­ховной потребности - очень важное условие гармонии способ­ностей и интересов. Проблемы науки и техники, социального, нравственного и эстетического развития общества обсуждают­ся учениками старших классов на диспутах, в беседах, на ве­черах вопросов и ответов, принимаются юношами и девушками близко к сердцу как дело глубоко личное.

Всестороннее развитие личности связано с овладением глу­бокими знаниями, активной общественной и трудовой деятель­ностью и возможностью свободно выбирать профессию. Все это предполагает сочетание личных и общественных интересов, а профессия должна соответствовать задаткам и призванию человека. В этом большая ответственность возлагается и на нас, учителей. Расцвет человеческой личности мы видим в том, чтобы каждый занимался любимым трудом, и, чем глубже он вникнет в этот труд, тем больше будут развиваться его спо­собности и талант, тем счастливее будет его жизнь.

К. Маркс писал: «... Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего значительного» 1. Мы видим свою задачу в том, чтобы в годы отрочества и ран­ней юности каждый наш воспитанник сознательно нашел себя, раскрыл себя, избрал себе тот жизненный путь, на котором его труд достигнет высшей ступени мастерства - творчества. Са­мое главное в решении этой задачи - подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки. При этом в каждом таком случае углубление, постепенное ограничение сферы деятельности происходят на широком фоне гуманитарных знаний, ценностей эстетической культуры и ни в коей мере не означа­ют ранней специализации, не предрешают выбора специально­сти уже в стенах школы.

Предметом особенного внимания педагогического коллектива является индивидуальная работа с детьми, имеющИ1ИЯ склонности к тому или иному виду интеллектуальной деятель­ности (или деятельности в области искусства). В методике организации уроков, в системе внеклассной работы, в формиро­вании духовных интересов коллектива - везде осуществля­ется специальная направленность воспитания: развитие даро­ваний, воспитание разума, творческих способностей учащихся, которые станут в будущем учеными, мыслителями, писателя­ми, художниками. Мастерство педагога заключается в умении увидеть одаренность ребенка, определить сферу приложения его интеллектуальных и творческих сил и поставить перед ним задачи, решая которые он преодолевал бы трудности, что спо­собствовало бы дальнейшему развитию его способностей. Мы заботимся о том, чтобы ученики жили во внеурочное время богатой интеллектуальной жизнью, и чтобы эта жизнь отража­лась на духовном развитии коллектива, повышала умственный уровень всех учащихся, развивала способности менее одарен­ных.

К важным условиям развития индивидуальности принад­лежит наличие свободного времени. Задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, если у него еже­дневно есть время для занятия любимым трудом, трудом по своему выбору. Поэтому мы рассматриваем предоставление ученику свободного времени как создание бесценного богат­ства. В частности, одну из целей совершенствования педагоги­ческого процесса на уроках мы видим в облегчении труда, необходимого для усвоения программного материала, и, следо­вательно, в создании свободного времени. Мы сделали прави­лом своей воспитательной работы следующее: ребенок должен иметь столько же свободного времени, сколько он затрачива­ет на уроки в школе. Особенно это важно в старшем возрасте.

Важнейший элемент школьного воспитания - самовоспи­тание. Мы организуем, жизнь школьников так, чтобы как мож­но больше времени, в течение которого происходит игра интел­лектуальных, нравственных, волевых сил в коллективе, шло на добровольную, интересную для каждого ученика деятель­ность, рождающую у него новые интересы и запросы.

Многогранная духовная жизнь коллектива воспитателей и воспитанников - их труд, нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие, общественная деятельность - это не только объект педагогического руководства со стороны учите­лей и директора школы, но и воспитывающая сила. Мастерство воспитания как раз и заключается в умении пробудить эту силу к жизни и в дальнейшем руководить ею. Духовная жизнь воспитанников достигает при этом столь высокой ступе­ни самостоятельности, что на определенном этапе воспитанни­ки забывают о том, что учитель не только старший товарищ, но и наставник.

Как известно, педагогический эффект любого воспитатель­ного явления тем выше, чем менее ребенок чувствует в нем замысел педагога. Эту закономерность мы считаем средоточием педагогического мастерства, основой умения найти путь к сердцу ребенка, подойти к нему так, чтобы любое дело, в ко­торое он вовлекается, становилось для него потребностью, страстью, мечтой, а воспитатель - его товарищем, другом, единомышленником. От того, насколько глубоко владеет таким мастерством руководитель школы, зависит воспитательная це­леустремленность всей школьном жизни, в этом - залог спо­собности директора объединять воспитательные усилия педа­гогов. Это мастерство в соединении с любовью к детям, всесто­ронним образованием, общей и педагогической культурой­ главнейшее условие успешного руководства педагогическим коллективом.

Самовоспитание заключается в том, что, познавая окружа­ющий мир - природу, труд, общественную жизнь, воспитан­ник познает и самого себя, оценивает свои убеждения, поступ­ки, поведение с точки зрения самых высоких идеалов - норм коммунистической нравственности.

Самопознание, самоутверждение немыслимы без идеала, без образца, который волнует, восхищает, изумляет, воодушев­ляет ребенка, подростка, юношу, девушку. Воодушевление, восхищение идеалом рождают стремление быть хорошим, про­буждают мысли о самом себе, учат видеть в себе хорошее и плохое. Воспитанник начинает сознательно испытывать свои волевые и моральные силы, как бы проверяя себя.

Этот этап духовного развития, совпадающий с переходом от детства к отрочеству, требует от педагогов и от школьной администрации большой чуткости, внимательности, тактично­сти, огромного уважения к личности воспитанника. Подрост­кам хочется управлять не только организационной стороной деятельности своего коллектива, но и духовными процессами, затрагивающими мысли, чувства, переживания. Надо чутко относиться к внутреннему духовному миру подростков, не на­вязывать им грубо своих мнений, терпеливо выслушивать их взгляды (иногда даже и неправильные!), вступать с ними в спор как равный с равным.

Педагогическое руководство самовоспитанием - очень тонкая, кропотливая работа, смысл которой заключается в том, что уже в годы детства и отрочества надо научить челове­ка заставлять себя трудиться, выполнять определенный ре­жим, преодолевать трудности, подавлять собственные слабости. Надо также убедить воспитанников в том, что проверять свои волевые силы можно не только в исключительных обстоятель­ствах, что необычные ситуации создаются активными усилиями человека в обычных жизненных условиях и волевым че­ловеком можно стать в обычном труде, в преодолении препят­ствий, даже в борьбе с собственными слабостями.

Наше педагогическое руководство самовоспитанием учиты­вает, что общеобразовательная средняя школа в нашей стране - разновозрастная школа. По нашему глубокому убежде­нию, это не только не затрудняет воспитательную работу, но, напротив, облегчает ее. Самовоспитание в условиях разновоз­растного коллектива приобретает характер нравственных об­щественных отношений между старшими и младшими. Мы видим свою важную воспитательную задачу в том, чтобы юноши, девушки, подростки были воспитателями младших школьников. Только при этом условии можно полностью учи­тывать возрастные особенности.

В условиях коллективного самовоспитания существенную роль играет, в частности, то, что в младшем возрасте нравст­венные понятия, представления, оценки утверждаются в созна­нии благодаря ярким, эмоционально насыщенным взаимоотно­шениям, а эти взаимоотношения создаются преимущественно тогда, когда маленьких детей и их старших друзей объединяет дружба, интересная деятельность. Вкладывая свои духовные силы в своих маленьких товарищей, подростки, юноши и девушки в этой своей деятельности не только проявляют, но и познают себя.

Важнейшей задачей воспитания как специфического про­цесса, в определенной мере не зависящего от обучения, являет­ся формирование сознания и мировоззренческих, моральных и эстетических понятий, взглядов, убеждений, многогранных побуждений к нравственно значимым поступкам.

Формирование сознания - это претворение знаний в лич­ные убеждения, личную заинтересованность в торжестве ис­тины.

Убеждение формируется тогда, когда истина осознается воспитанником в процесс е активной деятельности, пронизыва­ется глубокими интеллектуальными, моральными, эстетиче­скими чувствами, благодаря чему ему не только становятся ясными величие и красота захватившей его идеи, но эта идея обусловливает величие и красоту его собственной души, его собственных поступков. Этот процесс - исключительно важ­ная сторона самовоспитания. Мы стремимся так организовать духовную жизнь коллектива, чтобы идеи как можно глубже проникали в сознание, овладевали чувствами, помыслами каждого воспитанника, становились его путеводным огоньком в личной жизни, а когда воспитанник, захваченный новой иде­ей будет стремиться воплотить ее в жизнь, обстановка школь­ной жизни должна способствовать его активной деятельности.

Активная деятельность, поступки, труд, борьба с трудностя­ми - это важнейшие предпосылки убежденности. Как бы ни были далеки от повседневной жизненной практики те научные истины, которые раскрываются перед учащимися - подрост­ками, юношами и девушками - в процессе обучения (напри­мер, бесконечность мира в пространстве и времени, возмож­ность разумной жизни на других планетах), их интеллектуальную жизнь стремимся направлять так, чтобы знание материа­ла, как будто и далекого от жизненной практики, служило их земным интересам, вызывало у них желание совершить хоро­шие поступки, отдать все свои силы во имя торжества истины.

Формирование сознания при овладении научными знаниями требует включения в процесс познания всех сфер личной ду­ховной жизни, особенно чувств. Воспитанник восхищается ве­личием, мужеством, духовной красотой людей, боровшихся за торжество научных взглядов на мир; у него пробуждается же­лание глубже осмыслить окружающий его мир. Он пристально вглядывается в явления, события, поступки людей. Он с тре­вогой приходит к выводу, что на земле еще много недостойно­го высокого имени человека, что надо покончить не только с социальной несправедливостью, войнами, угрозой атомного самоуничтожения, но и со всем косным, пошлым, что есть в нашей повседневной жизни. Все эти мысли побуждают под­ростка, юношу, девушку что-то делать, в чем-то выразить свое активное отношение к миру.

Предметом особенной заботы педагогического коллектива и каждого учителя является то, чтобы добру и злу, познаваемо­му в процессе учения и общественной жизни, давалась четкая идейно-политическая оценка. Наш идеал - чтобы из школы вышли в жизнь люди с гражданской сознательностью, цель­ным мировоззрением, готовые проявлять мужество в противо­стоянии злу. Мы всегда помним, что в мире происходит оже­сточенная классовая борьба между коммунизмом и империа­лизмом. Самое большое зло нашего времени - это империа­лизм с его преступными войнами и идеологией человеконена­вистничества. Мы стремимся к тому, чтобы душа подростка, юноши возмущалась, восставала именно против этого зла. Это благородное чувство - основа глубоких гражданских ка­честв - непримиримости к буржуазной идеологии, высокой коммунистической принципиальности. Знания, тесно связан­ные с миром современности, становятся дорогими для воспитанника. Он дорожит ими так личным духовным богатством. Он отстаивает их. Он готов бороться за честь и величие своей Родины. Он борется за Родину своим трудом.

Знания становятся убеждениями при том условии, когда ученик использует их для при обретения новых знаний, для расширения кругозора, для получения - самостоятельно, сво­ими силами - ответа на многочисленные вопросы, возникаю­щие у него в процессе труда, общественной деятельности, ду­ховной жизни.

Для формирования убеждений очень важно, чтобы знания, приобретенные в ходе изучения обязательной программы, рас­ширялись и углублялись путем внеклассного чтения дополни­тельной научной литературы. Это чтение дает ребенку значительно больше сведений, чем надо обязательно усвоить по программе, расширяет его кругозор, облегчает ему дальнейшее учение, так как у него появляются новые интеллектуальные потребности. И чем больше этих потребностей - узнать, объяс­нить, исследовать, углубиться в тот или иной вопрос в процес­се чтения или экспериментальным путем, тем богаче духов­ная жизнь ученика, тем глубже его научно-материалистические убеждения.

Одна из центральных задач школы - воспитание благо­родных чувств: моральных, интеллектуальных, эстетических. Высокие, благородные чувства - это, прежде всего любовь к Родине, к людям, к труду, к культуре, уважение человеческо­го достоинства каждого своего соотечественника и каждого честного человека на земле, чувство дружбы, товарищества и братства, радость познания и преобразования мира, бескоры­стное наслаждение культурными богатствами, созданными че­ловечеством. Настоящий человек немыслим без добрых чувств. Воспитание, по существу, начинается с формирования душевной чуткости - умения откликаться сердцем, мыслями, чув­ствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душев­ная чуткость - это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое качество - ум, трудолюбие, талант - приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание.

В практике нашего коллектива воспитание чувств пронизы­вает все, что дети делают, видят, слушают. Одновременно с ло­гической умственной оценкой ребенок дает всему тому, что он видит вокруг себя, что он делает, также и эмоциональную оценку. Более того, если познание не окрашивается чувством, ребенок не до конца видит то, что предстает перед ним. В пер­вую очередь эмоциональное отношение проявляется к тем со­бытиям, фактам, в которых раскрывается идейно-политическая сущность добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия.

Пусть ребенок переживает возмущение, когда узнает о не­достойном поступке или видит этот поступок, - это одно из важных правил нашего морального воспитания. Волнующее желание быть хорошим, выражение этого желания в активном поведении - важнейшая предпосылка воспитания таких чувств, как чувство долга, любви к Родине и к человеку, друж­ба, уважение к женщине; таких интеллектуальных чувств, как ясность мысли, уверенность, чувство нового, а также и эстетических чувств - чувства прекрасного, героического, драма­тического. Величие духа, которое мы воспитываем в молодом поколении, как раз и характеризуется большой эмоциональной чуткостью к окружающему миру.

Пусть ребенок как можно чаще переживает радость хоро­ших поступков, пусть моральное и эстетическое удовлетворе­ние от этих поступков дает ему полноту духовной жизни, - это один из главных законов жизни ученического коллекти­ва. Сферой деятельности, в которой совершаются эти поступ­ки, является забота о человеке. Эмоциональное благородство воспитывается при условии, когда ребенок приносит радость другим людям и сам получает от этого моральное и эстетиче­ское наслаждение. Тот, кто остается равнодушным к горю или невзгодам другого, тот не выполняет долга советского человека.

Человек не может готовиться к тому, чтобы пережить то или иное чувство. Чувству приказывать нельзя, говорил К. С. Станиславский. Отсюда ясно, насколько важно педагоги­ческое мастерство, умение влиять на воспитанника, чтобы «подвести» его к выражению чувств.

Сущность этого мастерства - в умении найти, подметить, а иногда и создать психологическую ситуацию, которая пробу­дила бы эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира. Богатство и разнообразие этих ситуаций зависят от то­го, насколько глубоко воспитатель сумеет проникнуть в ду­ховный мир ребенка; пробудить в ребенке эмоциональную чуткость к тому, что он видит; создать в нем эмоциональные отношения к самому себе; побудить его к проявлению благо­родных чувств в активной деятельности.

Особенно большое значение имеет использование и созда­ние такой психологической ситуации, в которой мысль, идея глубоко переживаются всем детским коллективом. В этом случае надо только очень внимательно следить за тем, чтобы ни один ребенок не остался не затронутым возникшим поры­вом благородного чувства, побуждающим к действию.

Чем больше цель привлекает человека своим нравствен­ным благородством, тем сильнее проявляются чувства, сопро­вождающие его поступки. Раскрытие этой привлекательности, пробуждение нравственных и эстетических чувств и на их ос­нове стремление к достижению цели - важная предпосылка педагогического мастерства в воспитании у учащегося также и волевых качеств. Надо только, чтобы, объясняя ученикам, смысл соответствующей деятельности, воспитатель создавал у них представление о том, что их усилия, направленные на пре­одоление трудностей, - это часть увлекательнейшей борьбы за утверждение своего личного достоинства, особенно если в этой деятельности раскрываются мотивы долга перед обществом, борьбы за утверждение коммунистических отношений между людьми.

Подростки, а тем более юноши и девушки стремятся зака­лять свою волю серьезными, как они говорят, делами: сама природа юности требует, чтобы перед воспитанниками возни­кали трудности, которые выходят за рамки учения. Для воле­вой закалки необходимо вовлекать подростков, юношей и де­вушек в труд, имеющий большое общественное значение, играющий определенную роль в создании и укреплении материаль­но-технической базы советского общества. Мы считаем исклю­чительно важным моментом формирования сознательности уча­щихся, воспитания гражданственности то, чтобы в эмоцио­нальной оценке труда, выполняемого коллективом, ярко вы­ступала общественная, гражданская направленность. Наи­большей воспитывающей силой обладает тот труд, в котором подросток, юноша чувствует себя гражданином и борцом. Ко­гда западногерманские фирмы отказались поставлять Совет­скому Союзу трубы для газопровода, советский народ со всей решительностью заявил: мы сами сделаем трубы на своих за­водах. Наши юноши и девушки на комсомольском собрании приняли решение: соберем металла на пятьдесят тонн труб. Этот труд переживался как выполнение гражданского долга за честь и достоинство нашей Родины.

Нравственная значительность цели возвышает труд, уче­ники видят в нем проверку, испытание, утверждение своих во­левых сил. При этом очень важно найти для каждого ребенка ту степень физического, интеллектуального и волевого напря­жения, которая обеспечит ему достижение цели, даст возмож­ность пережить радость успеха, но не исчерпает всех его ду­ховных сил, не позволит ему окончательно выдохнуться. Если воспитатель не сумеет правильно рассчитать силы ребенка, тот или не находит труда для испытания своей воли, или же непо­сильный труд приводит к физическому и духовному его истощению - и в том и в другом случае он отступает перед трудностями. Соблюдение этого правила в использовании волевого фактора в учении и в общественно полезном труде - очень важное условие единства воспитания и самовоспитания. Мы внимательно следим за тем, в какой мере волевое напряжение ребенка соответствует его внутренним духовным силам.

Умение внести в труд учащихся волевое начало весьма не­маловажная черта педагогического мастерства. Каждый наш воспитатель тщательно изучает индивидуальные силы детей и в дальнейшем внимательно следит, чтобы воспитанник, вы­полняя ту или иную работу, требующую от него напряжения физических и умственных сил, не только добивался цели, но и переживал в связи с этим моральное удовлетворение. Не до­пускать разочарования ребенка в учебном труде, научить его как можно меньше тратить свои силы впустую - это исклю­чительно важное условие воспитания у ученика привычки за­ставлять себя.

Важную воспитательную задачу мы видим в формировании у учащихся полезных и в предотвращении вредных привычек.

Полезные привычки охватывают, прежде всего, сферу тру­да, взаимоотношений в коллективе. Формирование полезных привычек мы связываем с воспитанием чувств и вообще с эмоциональной жизнью ребенка. Мы так организуем, жизнь и труд детей, чтобы деятельность, нужная для утверждения по­лезных привычек, вызывала и углубляла в них жизнерадост­ные, светлые чувства, оставляла след в душе как что-то при­ятное. Эмоционально-эстетическое побуждение делает повторяющийся изо дня в день труд духовной потребностью. И толь­ко при условии, когда человек чувствует, переживает эту по­требность, его собственные волевые силы становятся источни­ком самовоспитания - важнейшего фактора закрепления по­лезных привычек.

Чем больше повседневная трудовая деятельность учеников превращается у них в привычку, тем шире перспективы для дальнейшего их нравственного развития, для формирования у них новых моральных качеств, выработки новых интересов, за­просов, потребностей. В таких условиях перед воспитателем от­крываются безграничные возможности для раскрытия в каж­дом из подопечных его индивидуальной одаренности, его при­звания.

Таковы педагогические убеждения нашего коллектива. Они сформировались и утвердились в процессе общего целеустрем­ленного, творческого труда.

Благодаря единым педагогическим убеждениям мы уверен­но добиваемся цели. Эта цель - возможно полнее раскрыть способности каждого вступающего в жизнь юноши, каждой де­вушки. Стремление развить способности и таланты всех без исключения детей, пришедших к нам в школу, красной нитью пронизывает всю нашу учебно-воспитательную работу. На пер­вом месте стоит формирование нравственной и гражданской зрелости. Многолетний опыт убедил наш коллектив, что спо­собности, дарования, человеческая личность расцветают лишь на фоне идейно-политической, гражданской зрелости. Если у человека прочная гражданская позиция, ему доступно творчество.

Мы стремимся дать правильное направление развитию че­ловеческой индивидуальности, так строить учебную и воспи­тательную работу, чтобы ни один наш воспитанник не чувст­вовал себя неспособным. Например, у юноши имеются весьма посредственные способности к творческому мышлению, но у него могут быть незаурядные способности к какому-нибудь виду трудовой деятельности, их только надо развивать. И мы добиваемся того, что он достигает мастерства, совершенства: один - в растениеводстве, другой - в техническом творчест­ве, третий - в строительном деле, четвертый - в уходе за животными. Целеустремленность воспитания в том и заклю­чается, чтобы дать человеку познать счастье труда и сегодня и в будущем.

В своей работе мы придерживаемся, правила не допускать, Чтобы даже один день школьного учения оставался без успеха, без результата. С учениками, которым знания даются с трудом, мы ведем кропотливую индивидуальную работу. Развивая ин­дивидуальные наклонности этих учеников, мы добиваемся, чтобы каждый из них достиг успеха если не в учении, то в тру­де. Этот успех становится моральной поддержкой, воодушев­ляющей ученика на преодоление трудностей в учении.

Как правило, у нас нет второгодников; на второй год оста­ются только дети, проболевшие длительное время.

Осуществляя учебно-воспитательную работу в тесной связи с жизнью, с практикой, мы стремимся к тому, чтобы в воспи­тательный процесс проникали самые передовые явления обще­ственной жизни. Каждый наш воспитанник на своем личном опыте убеждается, что духовный, культурный рост возможен лишь при наличии творческого труда большой общественной значимости и что труд становится интересным, увлекательным только тогда, когда он озарен гражданским чувством, разу­мом и творческим замыслом. Мы стараемся поэтому сделать многогранными общие интересы, объединяющие детей в кол­лектив: это и интересный замысел творческого труда, и увлекательная книга, и социальная нравственная эстетическая проблема, волнующая общество и поэтому взволновавшая де­тей, и досуг, путешествие, туристический поход, игры и т. д.

Устремленность общества к превращению науки в непо­средственную производительную силу мы стремимся, возможно, более ярко отразить в воспитательной работе. Сельскохозяйст­венный труд учащихся у нас насыщен экспериментированием, исследованиями. Творческая мысль ребят в технических круж­ках направлена на то, чтобы ручной труд заменить механиз­мом. Юные химики озабочены проблемой повышения плодоро­дия почвы химическими средствами. Единство физического труда и научной мысли - это один из главных источников са­мовоспитания в процессе труда.

Связь школы с жизнью мы осуществляем также, форми­руя в сознании наших воспитанников, моральное убеждение, что главный источник материального благополучия и полноты духовной жизни - это труд рабочих и крестьян, тех, кто про­изводит металл и уголь, нефть и машины, электроэнергию и удобрения, хлеб и мясо; труд - основа человеческого счастья. Вся наша система нравственного и трудового воспитания направлена на то, чтобы утвердить в сознании нашего воспитан­ника, вступающего на путь самостоятельной трудовой жизни, стремление создавать материальные блага и ценности для воз­можно более широкого круга членов общества. С раннего дет­ства наши воспитанники получают удовлетворение оттого, что они что-то дают обществу, людям, приучаясь видеть в этом моральное оправдание получения ими всяческих благ от стар­ших поколений.

В творческом труде нашего педагогического коллектива большую роль играет убеждение в том, что без самовоспитания нет подлинного воспитания. Ученический коллектив мы рассматриваем как самостоятельную, активную воспитательную силу, а педагогическое руководство этой силой видим в том, чтобы, анализируя окружающую обстановку, находить в ней реальные возможности для активного участия в жизни общества. Формирование и развитие общественного самосозна­ния коллектива, воспитание чувства коллективной ответствен­ности перед обществом - основа самодеятельности и самостоя­тельности. Недопустимы организация ради организации, под­чинение ради подчинения, руководство ради руководства. Так, например, никакого коллектива и никакой самодеятельности не будет, если воспитанников не воодушевляет единая мысль, если они не чувствуют, что их труд - это частица труда наро­да, что нх идеалы - это идеалы народа.

Педагогическое руководство ученической самодеятельно­стью заключается также в том, чтобы использовать многочисленные возможности, которые предоставляет жизнь, для самых разнообразных духовных связей между воспитанниками, чтобы в едином общешкольном коллективе было много коллекти­вов, в основе которых лежит общность интересов, деятельно­сти, замыслов, увлечений. Этот вопрос имеет первостепенную важность для развития индивидуальности каждого воспитанника.

Каждый человек имеет свои духовные запросы и интересы, и нет такого универсального коллектива, в котором все они могли бы найти полное удовлетворение. Удовлетворить их можно лишь при условии, когда духовная жизнь каждого воспитанника проходит в нескольких коллективах, причем каждый из них имеет свои специфические цели и сферу деятельности. В одном коллективе удовлетворяются интересы, связанные с интеллектуальным развитием; в другом воспитанник развивает эстетические наклонности; в третьем его объединяет с товарищами общность творческого труда; четвертый коллектив создается самими школьниками для организации досуга и т. д. Одни коллективы существуют в школе, другие - по месту жительства учеников; одни объединяют учащихся различных возрастных групп, В другие входят школьники одного возрас­та. Многогранность коллективистских связей обеспечивает под­линную самодеятельность.

Но есть ничем не заменимая воспитательная сила - еди­ный коллектив, являющийся школой гражданского, идейно­-политического воспитания. Это комсомольский и пионерский коллектив. Мы считаем первой из первых воспитательных задач: чтобы школьник в пионерском и комсомольском коллек­тиве, во-первых, познавал разумом и сердцем свой гражданский долг перед Родиной; во-вторых, практически учился, овладевал гражданскими обязанностями; в-третьих, познавал великую науку непримиримости к социальному злу империализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: