Источники жилищного права

Жилищное законодательство в основной его части до 1980-х гг. включалось в состав гражданского законодательства, пока не было признано целесообразным подготовить и принять в качестве самостоятельных основополагающие жилищные законы – Основы жилищного законодательства и жилищные кодексы. В течение 1983-1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства. Во вступившей в силу с 1 января 1995 г. первой части Гражданского кодекса содержатся наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ).

Согласно статье 288 ГК РФ, собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Предусматривается, что жилые помещения предназначены для проживания граждан и что гражданин, собственник жилого помещения, может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Гражданский кодекс устанавливает также, что жилые помещения их собственники могут сдавать другим гражданам для проживания на основании договора.

Вторая часть Гражданского кодекса включает в себя главу 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, при этом Кодекс «исходит из подразделения такого найма на наем жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования и наем жилого помещения в домах (квартирах) граждан и организаций, осуществляемый, как правило, на коммерческих началах (коммерческий наем)».

Вместе с тем в Гражданском кодексе прямо признается самостоятельное существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции, в которой отдельно упоминаются гражданское законодательство (п. «о» ст. 71) и жилищное законодательство (п. «к» ст. 72).

Например, в статье 288 ГК РФ указано, что «перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством».

В норме статьи 292 ГК РФ предусматривается: «Члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользоваться этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством».

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями, лишь тогда, когда жилье становится предметом экономического оборота. Отношения собственности, вещные отношения в жилищной сфере - это области, регулируемые гражданским законодательством.

В юридической литературе указывалось, что «многие законы и иные нормативные акты с равным основанием могут считаться актами как жилищного, так и гражданского законодательства. Сказанное относится и к Закону о приватизации[8], и к федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости) [9], и ко многим другим законам и подзаконным нормативным актам, рассчитанным как на собственно гражданские, так и на жилищные отношения. Четкую разграничительную линию между ними едва ли можно провести».

В статье 672 ГК РФ дается общее определение договора найма жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. Одновременно в Гражданском кодексе указывается, что «договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством». По правилам жилищного законодательства определяется, например, пригодность жилого помещения для проживания. Следовательно, наем жилого помещения социального использования и другие аспекты жилищных отношений – это в основном предмет регулирования жилищного законодательства.

Действие жилищного закона может быть распространено и на некоторые категории граждан (таковы правовые акты о жилищных льготах, о предоставлении служебных жилых помещений, общежитий и других специализированных жилых помещений).

Источники жилищного права можно подразделить на две большие группы:

- законы Российской Федерации и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

- законы и другие нормативные акты, принятые субъектами Федерации.

Охарактеризуем основные источники жилищного права.

1. Конституция России является правовой основой жилищного законодательства: нормы, содержащиеся в Основном законе страны, определяют содержание других нормативных актов, регулирующих жилищные правоотношения. Конституция относит жилищное законодательство к совместному ведению Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72), в отличие от гражданского законодательства, которое относится к исключительному ведению Российской Федерации.

2. Жилищный кодекс России от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г., знаменует собой новую эпоху в развитии жилищных отношений в нашей стране.

3. Согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государственные и муниципальные органы могут бесплатно передавать в собственность граждан по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Этот Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности па конкретное жилое помещение у конкретного лица.

4. Градостроительный кодекс Российской Федерации[10] определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства в пределах России при осуществлении градостроительной деятельности, на соблюдение требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль над градостроительной деятельностью, ответственность за нарушение законодательства России о градостроительстве.

5. Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[11], будучи административно-правовым актом, является и источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (уже отменен!!!) [12] и принятая на основании этого Закона и в соответствии с ним Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения.

7. Важнейшим источником жилищного права является Гражданский кодекс, в частности, глава 35 «Наем жилого помещения» (ст. 671-688 ГК РФ).

8. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности, за нарушение правил пользования этими помещениями, содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21-7.23 КоАП РФ)[13].

9. Земельный кодекс России от 25 октября 2001 г.регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений[14]. В статье 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов.

Земельный кодекс устанавливает институт зонирования территорий, который предусматривает, в частности, установление жилой территориальной зоны в составе земель поселений (ч. 1 ст. 85). Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой, малоэтажной смешанной и многоэтажной смешанной жилой застройки, а также для иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (ч. 5 ст. 85 ЗК РФ).

Законодательную деятельность субъекты Федерации ведут путем принятия отдельных нормативных актов, при этом многочисленность и разнообразие подобных актов затрудняют решение конкретных жилищных вопросов.

К числу источников жилищного права следует относить и постановления пленумов верховных судов СССР и Российской Федерации.

Особое место в жилищном законодательстве стали занимать международно-правовые акты после того, как Конституция определила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15). В Конституцию вошли нормы о жилищных правах, заимствованные из Всеобщей декларации прав человека, утвержденной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.

Конституционные нормы о жилищных правах, в свою очередь, стали основой для разработки других нормативных актов по жилищному праву.

Акты жилищного законодательства по общему правилу вступают в действие со дня их опубликования, если в самом акте не указан другой срок. Например, в Законе о государственной регистрации прав говорится, что Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его опубликования. Такой срок обычно устанавливается для того, чтобы государственные органы приняли все необходимые меры к его применению.

Общим принципом действия закона во времени является немедленное действие нового закона. Это значит, что новый закон применяется к тем правоотношениям, которые возникают с момента его введения в действия. Если же правоотношение носит длящийся характер, то новый закон применяется к тем правам и обязанностям, которые возникают после введения его в действие. Изменение законодательства не влечет автоматического изменения гражданских правоотношений, и они сохраняются такими, какими были в момент законного возникновения. Эти положения - содержание принципа «закон обратной силы не имеет», они относятся и к жилищному законодательству.

Иногда нормам закона придается обратная сила. Как указал Конституционный Суд России в постановлении от 24 октября 1996 г. по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах», по смыслу Конституции общим для всех отраслей права является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а следовательно, и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет. Федеральные жилищные законы по общему правилу действуют на всей территории России, если сфера действия закона прямо не ограничена. Действие жилищного закона может быть распространено и на определенные категории граждан (таковы, например, правовые акты о жилищных льготах, о предоставлении служебных жилых помещений, общежитий и других специализированных жилых помещений).

Согласно статье 6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Поскольку гражданское законодательство (частью которого является жилищное) находится в ведении Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты, в том числе жилищные, распространяют свое действие на всю территорию России. Орган, издавший нормативный правовой акт, может ограничить территорию его действия.

Философский словарь определяет термин «аналогия» (от греч. analogia – сходство) как подобие, равенство отношений, познание путем сравнения. Согласно российскому энциклопедическому словарю, аналогия (в праве) - это разрешение судом какого-либо случая, непосредственно не урегулированного законом, путем применения правовой нормы, регулирующей сходные по характеру отношения (аналогия закона) или на основе общих правовых принципов (аналогия права). В правоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношение имеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но не предусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел в законодательстве.

Согласно части 1 статьи 7 ЖК РФ, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, если отсутствуют нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующие такие отношения, то к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Под аналогией закона понимается применение к соответствующему отношению того закона, который регулирует сходные отношения. Применять подобный прием необходимо потому, что решение по юридическому делу обязательно должно иметь правовое основание, и, если нет нормы, прямо предусматривающей спорный случай, необходимо найти норму, регулирующую сходные со спорным отношения. «Правило найденной нормы» используется в качестве правового основания при принятии решения по делу.

Согласно части 2 статьи 7 ЖК РФ, если невозможно использовать аналогию закона, то права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Под аналогией права понимается применение к тому или иному отношению общих начал и смысла жилищного законодательства с учетом требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости, которыми должны руководствоваться субъекты жилищного отношения и суд, рассматривающий соответствующий вопрос.

Аналогия закона имеет приоритет перед аналогией права.

Данные положения корреспондируют норме статьи 6 ГК РФ, устанавливающей применение гражданского законодательства по аналогии. Основанием для применения жилищного законодательства по аналогии служит отсутствие нормы жилищного, гражданского или иного законодательства, а также соглашения сторон, прямо регулирующих правоотношение (пробел в законодательстве). Однако необходимо учитывать, что соглашение сторон не является источником права.

В качестве примера применения аналогии закона к жилищным правоотношениям можно привести возможность применения положений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе путем заочного голосования, к общему собранию членов жилищного кооператива, членов товарищества собственников жилья.

Принцип аналогии может быть применен лишь к частноправовым отношениям и не может применяться к публичным правоотношениям. Жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую в себя не только гражданско-правовые нормы, но и нормы административного права. Принцип аналогии не должен применяться к административным правоотношениям, в противном случае это может привести к произволу органов публичных образований.

Согласно статье 9 ЖК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, то применяются правила международного договора. Эта статья отражает конституционный принцип приоритета международных договоров над национальным законодательством.

Конституция России иначе, чем это было в ранее действовавшем законодательстве, разрешает проблему соотношения правовой системы России и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: они являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15). В широком социально-правовом плане это означает, что в основе правовой государственности лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе[15].

Немалый практический интерес вызывает вопрос о том, как должна разрешаться коллизия между международным договором России и ее Конституцией, если таковая возникает. Представляется, что в этом случае действует правило о высшей юридической силе Конституции, ибо международные договоры являются составной частью правовой системы государства, а в рамках этой системы нет актов, которые по своей юридической силе стояли бы выше Основного закона.

В связи с этим в статье 22 Федерального закона от 16 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[16] предусмотрено, что если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции, решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или пересмотра ее положений в установленном порядке (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757). Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции России. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, поскольку иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета. Кроме того, демократическая конституция не должна противоречить нормам международного права, если они общепризнанны.

Право граждан на жилище и составляющие этого права раскрываются в международных договорах, участниками которых является и Российская Федерация. Например, в соответствии со статьей 25 Всеобщей декларации прав каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Согласно статье II Рекомендаций Международной Организации Труда от 28 июня 1961 г. № 115 о жилищном строительстве, для трудящихся целью национальной политики должно быть содействие в рамках общей политики жилищного строительства строительству жилых домов и введению коммунального обслуживания с целью обеспечения всех трудящихся и их семей удовлетворительным жилищем и подходящими для жизни условиями. Должна предоставляться известная степень первоочередности обеспечения лиц, наиболее срочно нуждающихся в жилом помещении; должно уделяться внимание ремонту, улучшению и модернизации жилищ и средств коммунального обслуживания. Цель должна заключаться в том, чтобы стоимость удовлетворительного жилища не превышала разумной части дохода трудящегося, выплачиваемой в виде либо квартирной платы, либо платежей с целью покупки такого жилища. Каждая семья, если она желает, должна иметь отдельное жилище с отдельным входом.

Вопросы для самоконтроля:

1. На какие группы можно разделить источники жилищного права?

2. Кратко охарактеризуйте следующие основные источники жилищного права: Конституция РФ, Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

3. Какое место в жилищном законодательстве занимают международные договоры?

4. Каким образом действует принцип аналогии права в жилищном законодательстве?

1.3 ЖИЛИЩНЫЕ ФОНДЫ

Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.

Так, в зависимости от форм собственности жилищный фонд согласно п. 2 ст. 19 ЖК подразделяется на:

1) частный жилищный фонд, который состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и собственности юридических лиц;

2 ) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целейиспользования жилищный фонд подразделяется в соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4 ) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Практическое значение приведенной дифференциации жилищных фондов на указанные состоит в том, что законодатель связывает правовой режим жилого помещения с тем, в каком жилищном фонде оно находится.

Наряду с указанными фондами, которые можно, условно говоря, назвать основными, существуют по крайней мере два фонда, которые носят вспомогательный характер. К таковым следует отнести: 1) Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства; 2) аварийный жилищный фонд.

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства образуется и действует в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания и деятельности некоммерческой организации.

Согласно названному Закону Фонд осуществляет следующие функции:

1) рассматривает подготовленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

2) принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к ним документов требованиям, установленным Федеральным законом № 185-ФЗ;

3) принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок;

4) осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

5) осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных Федеральным законом № 185-ФЗ условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Перечисленные функции четко характеризуют как цели деятельности Фонда, так и его сущностное назначение.

По своей юридической природе Фонд представляет собой государственную корпорацию, которая создается Российской Федерацией со сроком действия до 1 января 2012 г. и с 1 января 2012 г. подлежит ликвидации. Основанием для ликвидации Фонда является прекращение его деятельности с 1 января 2012 г. Основанием для ликвидации Фонда до истечения указанного периода является использование в полном объеме средств Фонда, предназначенных для осуществления его деятельности.

Аварийный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений в домах, которые признаны до 1 января 2007 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Физический износ жилых зданий определяется правилами оценки физического износа жилых зданий. Эти Правила утверждены Приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 24 декабря 1986 г. № 446 и введены в действие 1 июля 1987 г.

Под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования и здания в целом согласно указанным Правилам понимается утрата ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Физический износ на момент его оценки выражается соотношением стоимости объективно необходимых ремонтных мероприятий, устраняющих повреждения конструкции, элемента, системы или здания в целом, и их восстановительной стоимости.

Физический износ отдельных конструкций, элементов, систем или их участков оценивается путем сравнения признаков физического износа, выявленных в результате визуального и инструментального обследования, с их значениями, приведенными в таблицах, содержащихся в названных Правилах.

Частный жилищный фонд, как указывалось выше, состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

В свою очередь, в состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: а) индивидуальные жилые дома; б) приватизированные и построенные дома; в) приобретенные по различным правовым основаниям (по договорам купли-продажи, мены, дарения, по наследованию и по иным правовым основаниям, предусмотренным законодательством) квартиры и дома; г) квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; д) квартиры в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир.

Источники пополнения жилищного фонда граждан:

1) строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств, а также с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и иных средств. С каждым годом все более увеличивается строительство жилых домов (дач, коттеджей) на землях сельского поселения;

2) приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов;

3) строительство и приобретение домов на основании гражданско-правовых сделок;

4) приобретение домов и квартир в порядке наследования;

5) приобретение жилья путем участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах и др.

Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), включает:

1) жилые дома и другие жилые помещения, приобретенные по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

2) право собственности на жилые помещения у юридических лиц возникает в результате их долевого участия в жилищном строительстве либо использования других форм вложения своих средств в это строительство;

3) оформив предварительно (надлежащим образом) свое право (право собственности, долгосрочной аренды или наследования) на соответствующий земельный участок, юридические лица могут строить жилье самостоятельно.

Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий.

Особенностью права собственности юридических лиц на жилые помещения является то, что оно ограниченно, так как собственники - частные юридические лица могут только сдавать жилые помещения в пользование гражданам на основании договора найма.

Государственный жилищный фонд законодатель определяет как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.

В свою очередь, государственный жилищный фонд подразделяется на:

1) ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий;

2) ведомственный жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении государственных федеральных учреждений.

Находящийся в федеральной собственности Российской Федерации ведомственный жилищный фонд по объему составляет около 60% всего жилищного фонда страны. Этот фонд постоянно пополняется за счет: 1) централизованных капитальных вложений; 2) нецентрализованных средств названных предприятий, организаций, ведомств.

Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей: 1) работников предприятий, учреждений, ведомств; 2) работников медицинских, культурно-просветительных и некоторых других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив того или иного предприятия, учреждения, ведомства.

В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию.

Жилищный фонд субъектов Российской Федерации включает:

1) жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;

2) жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;

3) жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Законодатель бережно относится к жилищному фонду. В этих целях он закрепляет принципиальные положения по вопросам о допустимости использования жилых домов и жилых помещений для нежилых целей. Часть 3 ст. 17 ЖК РФ содержит императивную норму, согласно которой размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. Аналогичное положение закреплено в п. 3 ст. 288 ГК РФ.

Вместе с тем в п. 2 ст. 17 ЖК РФ предусмотрено правило, допускающее использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений или организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод же помещений из жилых в нежилые, а также из нежилых в жилые, как известно, производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1 ст. 22 ЖК РФ).

Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми (п. 3 ст. 22 ЖК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если:

1) доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения, либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания;

2) право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 23 ЖК РФ органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее – заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, в соответствии с п. 2 ст. 23 ЖК РФ представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым – технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать предоставления других документов, кроме документов, указанных выше (п. 1 - 5). Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через 45 дней со дня представления указанных документов (п. 4 ст. 23 ЖК РФ).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в п. 4 ст. 23 ЖК РФ решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации[17]. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения документ, подтверждающий перевод помещения, должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее – акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества. Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.

При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.

Признание жилого помещения непригодным для проживания является основанием перевода его в разряд нежилых помещений.

В соответствии с п. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает:

1) технический (оперативный) учет;

2) официальный статистический учет;

3) бухгалтерский учет.

Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как определяется понятие «жилищный фонд»?

2. Какие виды жилищного фонда выделяют в зависимости от формы права собственности?

3. Какие виды жилищного фонда выделяют в зависимости от целей использования?

4. О каких формах ведения государственного учета жилищного фонда Вам известно?

5. Какими органами осуществляется государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда?

6. Каковы виды жилых помещений специализированного жилищного фонда?

ТЕМА 1.4 ЖИЛИЩНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ

Жилищное правоотношение – это урегулированное нормами жилищного права конкретное общественное отношение, участники которого выступают носителями жилищных прав и обязанностей.

Жилищное правоотношение – это не форма соответствующего общественного правоотношения, как иногда утверждают некоторые, а результат правового регулирования общественного отношения.

Жилищному правоотношению как одному из видов российских правоотношений присущ ряд общих признаков, наличие которых позволяет рассматривать всю совокупность российских правоотношений в качестве определенного социального единства. Представители общей теории права относят к числу таких общих признаков общественный и волевой характер правоотношений, их основанность на законе, специфичность содержания, выражающегося во взаимных правах и обязанностях субъектов правоотношений, и ряд иных моментов.

Жилищные правоотношения весьма многочисленны и разнообразны.

Все их разнообразие в литературе дифференцировалось на две группы:

1) организационные правоотношения, которые складываются по вертикали на началах власти и подчинения (например, по управлению жилищным фондом, по учету граждан, нуждающихся в жилье, и распределению жилых помещений);

2) имущественные правоотношения, складывающиеся на началах равенства их участников. Сюда следует отнести отношения, которые складываются между субъектами жилищного права по поводу пользования жилыми помещениями. Эти отношения могут, в частности, возникать: 1) из договора социального найма жилого помещения; 2) из договора коммерческого найма жилого помещения; 3) из договора найма жилого помещения, находящегося в специализированном жилищном фонде; 4) из договора поднайма жилого помещения и др.

Вместе с тем ст. 4 ЖК РФ указывает, что жилищное законодательство регулирует отношения, возникающие по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения квартирной платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.

Вот такие возможные виды жилищных правоотношений предусматривает законодатель.

Указанные виды по различным квалифицирующим признакам можно подразделить, в свою очередь, на подвиды.

Так, по юридической природе жилищные правоотношения можно подразделить на первичные и производные.

Правоотношение по пользованию и владению жилым помещением собственником жилья и жилыми помещениями, находящимися в государственном и муниципальном жилищных фондах того или иного фондодержателя, будет первичным, а правоотношения по пользованию и владению указанными помещениями нанимателями – производными.

Среди перечисленных в ст. 4 ЖК РФ отношений следует выделить отношения по управлению многоквартирными домами.

Жилищные отношения, связанные с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, могут регулироваться нормами гражданско-правового характера с учетом требований, установленных ЖК РФ.

Основываясь на признаках определенности и конкретизированности обязанного лица, жилищные правоотношения делятся на абсолютные и относительные.

Если управомоченному лицу противостоит одно или несколько определенных лиц, то данное правоотношение является относительным. Например, нанимателю по договору социального найма жилого помещения противостоит наймодатель - орган местного самоуправления, в случае наделения его в установленном законом порядке государственными полномочиями по предоставлению по договорам социального найма жилых помещений отдельным категориям граждан (п. 4 ст. 49 ЖК РФ).

Если же такой определенности нет и носителем обязанности является всякий и каждый, значит, здесь имеет место абсолютное правоотношение. Наиболее характерным примером абсолютного правоотношения является правоотношение собственности на жилое помещение, по которому собственник жилого помещения как управомоченное лицо осуществляет правомочия владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом (п. 1 ст. 30 ЖК РФ), а всякое и каждое лицо обязано не препятствовать собственнику осуществлять указанные правомочия.

Особенностями жилищного правоотношения является то, что:

1) объектом его всегда выступает только жилое помещение;

2) оно носит длящийся характер;

3) по своему юридическому содержанию это правоотношение является, как правило, структурно сложным, поскольку каждый из субъектов имеет к другому право требования и одновременно несет обязанность совершения положительных действий в соответствии с правомочиями второго субъекта.

Основанием возникновения жилищных правоотношений выступают юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства (факты реальной действительности), с которыми нормы жилищного права связывают возникновение, изменение или прекращение жилищных правоотношений.

Статья 10 ЖК РФ указывает, что жилищные правоотношения возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, устанавливающих жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Структура жилищного правоотношения. Под структурой жилищного правоотношения понимается совокупность устойчивых элементов, обеспечивающих его целостность. Любое жилищное правоотношение состоит из следующих трех структурных элементов: 1) субъектов (участников) правоотношений; 2) объектов правоотношений – предметов материального мира, по поводу которых складывается определенная правовая связь между субъектами; 3) взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношений, в соответствии с которыми складывается реальное поведение субъектов правоотношений.

Структуру самого жилищного правоотношения не следует смешивать со структурой содержания жилищных правоотношений, поскольку содержание жилищного правоотношения, являясь элементом правоотношения, имеет собственную структуру, речь о которой будет идти в дальнейшем.

Субъекты правоотношения - это лица, обладающие правосубъектностью, которые могут участвовать в правовых отношениях и быть носителями прав и обязанностей.

Субъекты жилищных отношений указаны в п. 2 ст. 4 ЖК РФ. Ими являются: 1) граждане; 2) юридические лица; 3) Российская Федерация; 4) субъекты Российской Федерации; 5) муниципальные образования.

Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц, если иное не установлено ЖК РФ или другим федеральным законом.

Граждане (физические лица) выступают субъектами самых разнообразных жилищных правоотношений, поскольку в соответствии с жилищным законодательством жилое помещение предназначено для проживания граждан (п. 1 ст. 17 ЖК). В целях удовлетворения постоянной потребности в жилье граждане вступают в жилищное правоотношение с юридическими лицами, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения. Вместе с тем, являясь нанимателями жилых помещений в указанных домах, граждане могут являться субъектами правоотношений поднайма и временного проживания, выступая в качестве наймодателей занимаемых ими жилых помещений.

В домах жилищных кооперативов правоотношения по пользованию жилыми помещениями складываются между гражданами – членами кооператива и кооперативом.

В частном жилищном фонде граждане вступают в правоотношения пользования жилыми помещениями между собой. Гражданин – собственник жилья использует, как правило, жилье для личного проживания и проживания членов его семьи, но может также сдавать жилье для проживания другим гражданам по договору коммерческого найма.

Юридические лица участвуют в жилищных правоотношениях, как правило, в виде наймодателей, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые дома (жилые помещения). В договоре социального найма жилого помещения в качестве наймодателя выступают жилищно-эксплуатационные организации, а также государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации или создаваемые ими жилищно-эксплуатационные организации, являющиеся юридическими лицами.

Объекты правоотношения – это жилые помещения. Законодатель определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ и другими федеральными законами.

Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

ЖК различает следующие виды жилых помещений: 1) жилой дом; 2) часть жилого дома; 3) квартира; 4) часть квартиры; 5) комната.

Жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании (п. 2 ст. 16 ЖК РФ).

Весьма сходным с понятием «жилой дом» является определение части его. Частью жилого дома признается определенная доля (1/2, 1/3 и т.п.) индивидуально определенного здания, которая имеет отдельный вход и состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых или иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно-обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (п. 3 ст. 16 ЖК РФ).

Частью квартиры признается структурно обособленное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат в многокомнатной квартире, обеспечивающее возможность прямого входа в него и доступа к помещениям общего пользования, находящимся в квартире и предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (п. 4 ст. 16 ЖК РФ).

Содержание жилищного правоотношения составляют субъективные жилищные права и неразрывно связанные с ними жилищные обязанности.

Субъективное жилищное право – это мера возможного поведения управомоченного субъекта жилищного правоотношения. Оно состоит из ряда правомочий, составляющих содержание субъективного жилищного права.

В содержание субъективного жилищного права входят по меньшей мере следующие правомочия:

а) правомочия на совершение собственных положительных действий, имеющих юридическое значение;

б) правомочие требовать совершения определенных действий от обязанного лица;

в) правомочия на защиту.

Характерная особенность субъективного права заключается в том, что оно дает некоторый «юридический плюс» для его носителя. Возможность совершения известных действий, возможность что-то требовать от других лиц включает момент усмотрения в выборе вариантов поведения из имеющегося у носителя субъективного права возможностей. Основным средством обеспечения субъективного жилищного права является возложение на другое лицо юридической обязанности.

Юридическая обязанность – это предписанная обязанному субъекту мера должного поведения его (обязанного лица).

Жилищное правоотношение называется простым, если в нем одному субъективному праву управомоченного лица противостоит одна обязанность обязанного лица. Например, в организационном правоотношении по учету нуждающихся в жилье гражданин, нуждающийся в жилье, вправе подать заявление с приложением необходимых документов о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, а орган местного самоуправления обязан (при наличии законных оснований) принять гражданина на учет нуждающихся в жилье.

В имущественном жилищном правоотношении как управомоченное, так и обязанное лицо имеют права и обязанности, а порой каждый имеет комплекс прав и обязанностей. Такие правоотношения называются структурно-сложными. Рассмотрим, например, структуру содержания имущественного жилищного правоотношения, вытекающего из договора социального найма жилого помещения. Так, наниматель (управомоченное лицо) имеет следующие права:

1) сдавать жилое помещение в поднаем;

2) разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов;

3) вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц;

4) осуществлять обмен или замену жилого помещения;

5) требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.

Вместе с тем наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:

1) обеспечивать сохранность жилого помещения и не допускать выполнения в нем работ или совершения других действий, приводящих к его порче;

2) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены в ЖК РФ;

3) осуществлять пользование жилым помещением с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей;

4) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, а также помещения общего пользования в многоквартирном доме, соблюдать чистоту и порядок в жилом помещении, подъездах, кабинах лифтов, на лестничных клетках, других помещениях общего пользования;

5) проводить текущий ремонт жилого помещения;

6) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;

7) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, влияющих на пользование жилым помещением;

8) немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию;

9) допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или управомоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ;

10) не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка;

11) при прекращении права пользования жилым помещением сдать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Наймодатель (обязанное лицо), в свою очередь, обязан:

1) передать нанимателю юридически и физически свободное от прав иных лиц жилое помещение;

2) принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сдаваемое внаем жилое помещение;

3) обеспечить предоставление нанимателю необходимого количества и надлежащего качества коммунальных услуг;

4) осуществлять капитальный ремонт жилого дома.

Наймодатель имеет право:

1) требовать от нанимателя и совместно проживающих с ним членов семьи использовать помещение по его целевому назначению (т.е. использовать помещение для проживания в нем) и в пределах, установленных ЖК РФ;

2) требовать от нанимателя своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При анализе содержания исследуемого правоотношения нельзя не заметить выступающую на первый план тесную связь и взаимную обусловленность прав и обязанностей контрагентов. Так, в этом правоотношении управомоченное лицо может достигнуть определенного результата не непосредственно, а лишь через выполнение обязанности другим лицом. Вместе с тем взаимная обусловленность прав и обязанностей контрагентов находит свое проявление, прежде всего, в том, что в указанном правоотношении каждый из субъектов имеет к другому право требования и одновременно несет обязанность совершения положительных действий в соответствии с правомочиями другого субъекта. Здесь, следовательно, происходит встречное сочетание субъективных жилищных прав и обязанностей, концентрирующихся вокруг объекта правоотношения. Именно наличие у каждого из субъектов прав и обязанностей позволяет сделать вывод, что рассматриваемое правоотношение относится к структурно-сложным. Содержание характеризуемого правоотношения нередко еще более структурно осложняется. Это осложнение может иметь место тогда, когда управомоченное лицо в одностороннем порядке отказывается от договора, скажем, в связи с необходимостью переезда в другой населенный пункт. Наймодатель (обязанное лицо) обязан принять отказ. При описанной ситуации рассматриваемая правовая связь прекращается.

Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством.

Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих Жилищному кодексу или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативные правовые акты государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными ЖК РФ или другим федеральным законом.

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ и другим федеральным законодательством. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «жилищное правоотношение».

2. По каким основаниям можно классифицировать жилищные правоотношения?

3. Что лежит в основе возникновения, изменения и прекращения жилищных правоотношений?

4. Какими способами возможно осуществить защиту своих жилищных прав?

РАЗДЕЛ 2. ПРАВИЛА ВЛАДЕНИЯ, ПОЛЬЗОВАНИЯ

И РАСПОРЯЖЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

ТЕМА 2.1 ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

.

В целях уяснения некоторых особенностей в правовом регулировании договора найма жилого помещения необходимо определиться с терминами, используемыми законодателем, не всегда одинаково трактующимися специалистами.

Безусловно, наем является родовым понятием по отношению к любым объектам, передаваемым во владение и пользование либо исключительно в пользование за плату, на условиях срочности и возвратности с учетом естественной амортизации (ст. 606 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ, формально разделивший эти понятия, поместил нормы, относящиеся к аренде, в главу 34 «Аренда», а нормы, регулирующие наем, - в главу 35 «Наем жилого помещения». При этом для недвижимости, используемой для любых не запрещенных законом целей, не связанных с проживанием, характерны арендные сделки, а сделки по найму – непосредственно для проживания в жилых помещениях.

Наем жилого помещения ГК РФ признал самостоятельным обязательством в гражданских правоотношениях, содержание которого раскрывается в ст. 671 ГК РФ: «...по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем».

Таким образом, наем – обязательственное правоотношение, в котором объектом выступают поведенческие акты (предоставление права владения и пользования жилым помещением), а предметом договора найма является само жилое помещение.

Регулирование отношений по найму жилых помещений осуществляется при сочетании положений жилищного и гражданского законодательства.

Однако нередко региональное законодательство смешивает эти понятия, определяя наем жилого помещения арендой, наймом и коммерческим наймом. Кроме того, в зависимости от жилищного фонда и целей использования различают два вида отношений найма жилого помещения.

Социальный наем жилого помещения является центральным институтом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации. Состоящий из императивных норм-предписаний, в нем практически нет места для волеизъявления сторон, каждая из которых становится субъектом прав и обязанностей, в объеме, четко регламентируемом федеральным законом. По договору социального найма жилые помещения предоставляются в государственном и муниципальном жилищных фондах социального использования (ст. 672 ГК РФ и ст. 19 ЖК РФ).

Кроме того, характер этих отношений остается неизменным в течение всего периода действия договора. Являясь бессрочным, договор социального найма обслуживает так называемый государственный социальный заказ и в настоящее время мало отличается от отношений нескольких прошедших десятилетий, регламентируемых ЖК РСФСР, кроме акцента на категории малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий за отсутствием собственных средств для приобретения жилья по иным основаниям.

Иной подход законодателя выявляется при исследовании второй разновидности найма жилого помещения, а именно коммерческого найма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow