double arrow

Внешний и внутренний контроль достоверности сведений, поступающих от клиента.

В ходе задавания вопросов важен контроль достоверности сведений, поступающих от клиента. Существуют два основных способа контроля: внешний и внутренний.

Внешние способы контроля:

1. Сопоставление высказываний клиента с документами, анкетами, другими письменными свидетельствами.

2. Сопоставление высказываний клиента с высказываниями на эту же тему социального окружения клиента, его психолога, врача и т.д.

Внутренние способы контроля:

1. Анализ последовательности высказываемых взглядов или сообщаемых фактов, например, сопоставление одних высказываний клиента с другими, сделанными ранее. Расхождения в высказываниях могут свидетельствовать о том, что клиент чего-то не договаривает, намеренно искажает факты.

2. Анализ правдоподобия сообщений. Иногда клиент может по разным причинам превратно излагать события. Социальному работнику следует помнить, что существуют разные варианты искажения информации.

1) пропуск некоторых фактов внутреннего или внешнего характера (это может быть намеренно, может быть из-за забывчивости, связанной, например, с возрастом клиента);

2) выдумка (часто описание событий происходит не в соответствии с действительностью, а в соответствии с представлениями клиента);

3) перестановка (излагаются действительные факты, но в ложных связях и отношениях);

4) ложная исповедь (чаще всего наблюдается у людей с высокой внушаемостью, повышенной впечатлительностью, с низкой самооценкой, которые, что бы не случилось, во всем винят только себя, готовы взвалить на себя неудачи и ошибки других).

3. Анализ поведения клиента. Во время беседы социальный работник осуществляет анализ реакции клиента на ситуацию общения в целом; анализ его реакции на отдельные вопросы (в каких случаях он отмалчивается, старается уклониться от ответа, в каких отвечает охотно); анализ невербального поведения клиента.

Контролируя достоверность сведений, социальный работник не должен забывать о ряде характерных искажений (например, так называемое «старческое кокетство» - преувеличение своего возраста; стремление к округлению цифр и т.д.)


[1] Атватер И. Я вас слушаю...:Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. - М.:Экономика, 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: