Дебиторская и кредиторская задолженность

Для того чтобы обеспечить правильный кругооборот хозяй­ственных средств, предприятию необходимо определиться с выбором системы расчетов. Бесперебойное поступление сырья и материалов, своевременная реализация готовой продукции во многом зависят от выбранных предприятием формы и порядка расчетов. Расчеты могут осуществляться по принципу предва­рительной оплаты либо оплаты по факту поставки продукции, выполнения работ, оказания услуг. Оформление расчетов про­изводится с применением платежных требований, платежных поручений, платежных требований-поручений, денежных и расчетных чеков, банковских пластиковых карточек, аккредитивов, векселей и т.д. Однако в расчетах с предприятием задействованы не только субъекты хозяйствования, но и другие лица (см. схему 18):

Схема 18

Понятие дебиторской и кредиторской задолженности уже встречалось ранее. Напомним, что дебиторская задолжен­ность - это сумма долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц в результате хозяйственных отношений между ними. Дебиторы - это лица, которые явля­ются должниками данного предприятия. В состав дебиторской задолженности включаются:

- задолженность покупателей и заказчиков за отгружен­ные им товары, сданные работы, выполненные для них услуги (счета 62, 63);

- задолженность поставщиков и подрядчиков по возврату полученных ими авансов (счет 60);

- задолженность по расчетам с учредителями по вкладам в уставный фонд (счет 75);

- задолженность по расчетам с разными дебиторами и кре­диторами (счет 76);

- прочая дебиторская задолженность (счета 70, 71 и др.).

Управление дебиторской задолженностью является важной составляющей современной системы управления предприятием в целом. Наиболее частой причиной возникновения дебитор­ской задолженности является нарушение договорных обяза­тельств субъектами хозяйствования. Взыскать долги можно путем выставления платежного требования дебитору, путем составления и отправки в его адрес акта сверки взаиморасчетов, а также путем взыскания долга через налоговые органы (когда дебиторская задолженность в соответствии с законодательством взыскивается инспекцией МНС в счет погашения задолженно­сти перед бюджетом).

При наличии прибыли предприятие может создавать резервы по сомнительным долгам. Сомнительный долг – это дебиторская задолженность, не погашенная в установление сроки и не обеспеченная соответствующими обязательствами и гарантиями. Резервы по сомнительным долгам учитываются на пассивном синтетическом счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

Д-т 91 «Операционные доходы и расходы»

К-т 63 «Резервы по сомнительным долгам» - резервирование сумм для погашения сомнительных долгов.

Списание безнадежных долгов, ранее признанных организа­цией сомнительными, за счет названного резерва осуществляет­ся в течение года по мере истечения сроков исковой давности дебиторской задолженности и при условии, что все меры по взысканию задолженности предприятием приняты (например, получено отрицательное решение судебных органов о возмож­ности взыскания задолженности, имеется информация о том, что должник объявлен неплатежеспособным, и т.д.). Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальный. Общий срок равен трем годам и распространяется на все право­отношения, за исключением тех, в отношении которых установ­лены специальные сроки. Специальные сроки исковой давности применяются к отдельным требованиям, особо указанным в актах законодательства.

Списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам отражается в учете проводками:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам»

К-т 62 «Рас­четы с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» и др.

Инвентаризация резерва сомнительных долгов, созданного на предприятии (учреждении), применяющем метод определе­ния выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов, заключается в проверке обоснованности сумм, которые не погашены в сроки, установленные договорами, и не обеспечены соответствующими гарантиями.

При погашении задолженности, по которой был создан резерв, на сумму неиспользованного резерва составляется запись:

Д-т 63 «Резервы по сомнительным долгам»

К-т 91 «Опе­рационные доходы и расходы».

Аналогичная запись производится в том случае, если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, он не будет использован в какой-либо части.

Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов учитывается в течение 5 лет за балансом для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных де­биторов»).

Кредиторская задолженность - это сумма задолженности предприятия перед другими юридическими и физическими лицами, возникшая в результате несовпадения во времени мо­мента возникновения задолженности и ее погашения. В состав кредиторской задолженности входит задолженность:

- перед поставщиками и подрядчиками (счет 60);

- по оплате труда (счет 70);

- по расчетам с подотчетными лицами (счет 71);

- по расчетам по прочим операциям с персоналом (счет 73);

- по платежам в бюджет (счет 68);

- по расчетам по социальному страхованию и обеспечению (счет 69);

- перед учредителями по выплате доходов (счет 75);

- по расчетам с разными дебиторами и кредиторами (счет 76).

Кредиторская задолженность, как и иные финансовые обя­зательства, подлежит периодической инвентаризации. В ре­зультате инвентаризации выявляются суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, которые в случае их невзыскания относятся предприятием на внереа­лизационные доходы.

Далее будет рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете основных расчетных операций.
Расчеты с подотчетными лицами

Предприятие может осуществлять расчеты с другими субъектами хозяйствования не только непосредственно с расчетного счета или через кассу, но и опосредованно - через своих сотрудников. Для этого суммы аванса выдаются работникам предприятия под отчет. В дальнейшем указанные сотрудники осуществляют целевое расходование выданных сумм, а оставшиеся неизрасходованными суммы возвращают назад в кассу предприятия. Наиболее распространена выдача денег под отчет сотрудникам на административно-хозяйственные нужды и на расходы, связанные со служебными командировками.

Служебной командировкой в соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Республики Беларусь признается поезд­ка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Не считаются служебными командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной либо подвижной характер, а также в пределах населенного пункта, где располагается наниматель.

Не будут признаваться служебными командировками поезд­ки физических лиц, не связанных трудовыми отношениями с организацией, поскольку только работники предприятия могут быть направленными в командировку (т.е. поездки физических лиц, заключивших с предприятием договор подряда, не явля­ются командировками, и суммы, выплачиваемые таким лицам, не считаются командировочными расходами).

Порядок направления работников в служебную командировку регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь, Инструк­цией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.04.2000 №35, а также Положением о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служеб­ных командировках за границу, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14.04.2000 №55.

Документально командировка оформляется следующим об­разом:

издается приказ нанимателя о направлении сотрудника в командировку, в котором указываются пункт назначения, цель командировки, ее сроки и продолжительность (порядок на­правления в командировку руководителя юридического лицаопределяется собственником предприятия или органом, им уполномоченным);

оформляется командировочное удостоверение, где указыва­ются номер соответствующего приказа, место и сроки пребы­вания сотрудника в командировке;

оформляется задание по командировке, где указываются цель командировки, план встреч и переговоров с партнерами и т. п. (задание составляется в обязательном порядке при зарубежных ко­мандировках, а при командировках по Республике Беларусь оно может составляться по усмотрению нанимателя в произвольной форме).

После возвращения из командировки работник в течение трех дней обязан представить в бухгалтерию авансовый отчет. По расходам, понесенным в иностранной валюте, авансовый отчет составляется в той валюте, в которой был выдан аванс, с последующим перерасчетом в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату приема от­чета. К авансовому отчету прилагаются следующие документы в подлинниках:

- командировочное удостоверение с оттисками печатей, ко­торые служат подтверждением фактического времени пребыва­ния работника в местах командировки (данное требование не является обязательным при командировках за пределы Респуб­лики Беларусь, так как возмещение расходов, связанных с ко­мандировкой работника за границу, производится на основании приказа нанимателя с указанием места и сроков пребывания работника в командировке, отметки в паспорте о пересечении границы и подтверждающих документов в оригинале о факти­чески произведенных за время командировки расходах);

- проездные документы, подтверждающие фактические рас­ходы по проезду к месту командировки и обратно (возмещению подлежат также расходы по предварительному бронированию проездных билетов и плата за пользование постельными при­надлежностями в поездах);

- оплаченные счета, квитанции или другие документы, под­тверждающие фактические расходы по найму жилого помеще­ния и иные расходы;

- отчет о проделанной работе в соответствии с заданием по командировке (в случае его составления).

На основании представленных документов бухгалтерия про­изводит расчет сумм командировочных расходов, подлежащих воз­мещению. К командировочным расходам относятся расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, найму жи­лого помещения, расходы за проживание вне места постоянного жительства для покрытия дополнительных расходов (суточные) и иные произведенные работником с разрешения или ведома нанимателя расходы. При этом одни расходы возмещаются в пределах норм, установленных Министерством финансов Республики Беларусь (суточные, расходы по найму жилого помещения без подтверждающих документов), а другие возмещаются в сумме фактически понесенных расходов (оформление заграничных пас­портов и других выездных документов, уплата государственной пошлины, сборов иностранных представительств, комиссионных при обмене чеков в банке на иностранную валюту).

Если сумма командировочных расходов, подлежащих воз­мещению, превышает сумму выданного сотруднику аванса, предприятие производит выплату недостающей суммы, а если наоборот - сотрудник возвращает сумму неизрасходованного аванса в кассу предприятия. Новые авансы выдаются подот­четному лицу только при условии полного расчета по ранее выданному авансу.

При заграничных командировках порядок возмещения рас­ходов сотрудникам имеет некоторые особенности. В частности, часть расходов покрывается в иностранной валюте, а часть - в белорусских рублях: нормы суточных за проезд и пребыва­ние на территории иностранных государств устанавливаются в иностранной валюте, а при проезде на территории республики суточные выплачиваются в белорусских рублях по нормам для оплаты командировок в пределах Республики Беларусь. При командировании работников в страны Содружества Незави­симых Государств, когда при пересечении границы отметка в паспорте не ставится, дата пересечения границы определяется по проездным билетам с учетом расписания движения пасса­жирского транспорта. Нормы возмещения суточных и расходов по найму жилого помещения устанавливаются Министерством финансов Республики Беларусь в иностранной валюте по каж­дой стране пребывания в отдельности.

Нормированию при загранкомандировках подлежат не толь­ко суточные, но и расходы по найму жилого помещения и рас­ходы по проезду. Так, расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно возмещаются по тарифу 2-го класса: по проезду воздушным транспортом - по тарифу экономичного класса, на судах - по тарифу туристического класса, железно­дорожным транспортом - по тарифу купе.

Денежные авансы могут выдаваться сотрудникам и на адми­нистративно-хозяйственные расходы. Размеры и сроки выдачи подотчетных сумм должны определяться руководителем пред­приятия и согласовываться с учреждением обслуживающего банка, но не должны быть больше законодательно установ­ленных. На территории Республики Беларусь расчеты меж­ду юридическими лицами наличными денежными средствами возможны только с разрешения обслуживающего банка и ограничены в размерах - не более 50 базовых величин в месяц. Максимальные сроки, на которые могут выдаваться названные суммы, составляют:

- не более 3 рабочих дней - на расходы, производимые в месте нахождения предприятия;

- не более 10 рабочих дней -на расходы, осуществляемые вне места расположения предприятия;

- до 30 рабочих дней - в сумме, не превышающей размеры одной базовой величины.

В течение трех дней по истечении срока, на который авансы были выданы, подотчетные лица должны составить авансовый отчет и представить его в бухгалтерию вместе с оправдательными документами (кассовыми чеками и копиями товарных чеков к ним, квитанциями к приходным кассовым ордерам и др.). Пере­дача подотчетных сумм одним работником другому запрещена.

В последнее время довольно часто организации, направляя в командировку сотрудников, используют в работе пластиковые карточки. При использовании подотчетным лицом пластиковой карточки (корпоративной или личной) отчет об израсходован­ных суммах с приложением к нему карт-чеков и иных доку­ментов должен быть представлен не позднее 15 рабочих дней со дня возвращения из служебной командировки (исключая день прибытия).

Для учета операций с подотчетными лицами используется активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лица­ми». Сальдо этого счета может отражать либо задолженность предприятия перед подотчетными лицами, либо задолженность подотчетных лиц перед предприятием. Аналитический учет по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведется по каждому сотруднику.

На выданные под отчет суммы счет 71 «Расчеты с подотчет­ными лицами» дебетуется в корреспонденции со следующими счетами (см. табл. 17):

Таблица 17.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
Из кассы предприятия сотрудникам вы­даны наличные денежные средства   50 «Касса»
Перечислены подотчетные суммы на.лицевые счета сотрудников   51 «Расчетный счет»
Получены подотчетными лицами от прочих организации суммы или денежные документы (чековые книжки) в счет погашения их задолженности за выполненные для них работы, оказанные им услуги для расчетов с прочими кредиторами и т.п.   76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
Выдан аванс командированному работнику путем перечисления денежных средств с валютного счета организации на карт-счет работника (использование личной пластиковой карточки).   52 «Валютные счета»

В случае использования корпоративной пластиковой карточ­ки в бухгалтерском учете составляется проводка:

Д-т 55 «Специальные счета в банке»

К-т 51 «Расчетный счет» -перечисление денежных средств с расчетного счета организации на карт-счет.

На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» кредитуется в корреспон­денции с дебетом счетов, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или других счетов, в зависимости от характера произведенных расходов (см. табл. 18):

Таблица 18.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
Списана задолженность подотчетных лиц по расходам, произведенным в связи с капитальными вложениями 08 «Вложения во внеоборотные активы»  
Отражена стоимость материалов и стоимость расходов, связанных с их приобретением 10 «Материалы» (15, 16)  
Отражены суммы НДС по приобретенным ТМЦ, работам, услугам, оплаченным из подотчетных сумм 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»  
Списаны расходы, относящиеся к основному производству 20 «Основное производство»  
Списаны расходы, относящиеся на общехозяйственные нужды 26 «Общехозяйственные расходы»  
Списаны затраты по исправлению брака у покупателей 28 «Брак в производстве»  
Подотчетные лица приобрели товары (комплектующие) в торговых и дру­гих аналогичных организациях 41 «Товары»  
Списаны расходы на командировки, связанные со сбытом продукции 44 «Расходы на реализа­цию»  
Работниками возвращены в кассу неизрасходованные суммы, ранее выданные им под отчет 50 «Касса»  
За счет подотчетных сумм приобре­тены различные денежные документы (марки, путевки и т.п.) 50 «Касса»  
Из зарплаты подотчетных лиц удер­жаны неизрасходованные суммы авансов в соответствии с законода­тельством 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  
Отнесение на виновных лиц своевре­менно не возвращенных подотчетных сумм 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»  
Списаны на убытки подотчетные суммы при невозможности их взыс­кания 92 «Внереализационные доходы и расходы»  
Отражены суммы остатка аванса, не возвращенные в срок, и суммы, под­лежащие удержанию по исполнитель­ным листам 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»  
Отражены расходы, относящиеся к будущим периодам 97 «Расходы будущих пе­риодов»  

Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в уста­новленные сроки, отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счета 71 «Расчеты с под­отчетными лицами». В дальнейшем эти суммы списываются:

- с кредита счета 94 в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (если они могут быть удержаны из зарплаты работника);

- с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (при невозможности удержания сумм из зарплаты работника).

Расчеты с персоналом по прочим операциям

На счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» обобщается информация о всех видах расчетов с работниками организации, за исключением расчетов по оплате труда и рас­четов с подотчетными лицами.

К счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» могут быть открыты субсчета:

73-1 «Расчеты по предоставленным займам» (порядок учета выданных работникам займов был рассмотрен выше);

73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению ущерба, при­чиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Д-т 73 « Расчеты с персоналом по прочим операциям» (субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущер­ба»)

К-т 28 «Брак в производстве» -на стоимость потерь от брака продукции по вине работника.

По кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим опе­рациям» записи производятся в корреспонденции с дебетом счетов:

1) 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» - на суммы внесенных платежей;

2) 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы удержаний из сумм по оплате труда;

3) 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на суммы списанных недостач при отказе во взыскании ввиду необосно­ванности иска.

Аналитический учет по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ведется по каждому работнику организации.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Информация о расчетах за полученные товарно-материаль­ные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, за полученные, но неотфактурованные (поступившие без докумен­тов) материалы, за излишне поступившие товарно-материаль­ные ценности, за услуги по перевозкам, а также информация о выданных авансах под поставку материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет является синтетическим активно-пассивным.

К счету 60 могут открываться субсчета:

60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, обеспечен­ные векселями» (на этом субсчете учитываются суммы задол­женности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выдан­ными организацией векселями; по кредиту счета отражается выдача векселя за полученные товары, работы, услуги);

60-2 «Расчеты с подрядчиками по объектам капитальных вложений» (отражаются расчеты с подрядчиками, связанные с приобретением основных средств, нематериальных активов);

60-3 «Расчеты по авансам, выданным подрядчикам за рабо­ты, услуги» (на субсчете ведется учет расчетов с подрядчиками по выданным им аванса под выполнение работ, услуг);

60-4 «Расчеты по авансам, выданным за товары» (отража­ются расчеты с поставщиками по выданным им авансам под поставку материальных ценностей);

60-5 «Прочие расчеты» и др.

В связи с тем что в Республике Беларусь используется за­четный метод исчисления налога на добавленную стоимость, учет расчетов между субъектами хозяйствования происходит с участием счета 18 «Налог на добавленную стоимость по при­обретенным товарам, работам, услугам». По кредиту счета 60 отражается задолженность по приобретаемым ценностям, при­нятым работам или потребленным услугам с учетом налога на добавленную стоимость:

Д-т 10 «Материалы» (08, 15, 16, 41, 20, 26 и др.)

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» -на стоимость принимаемых к учету поступивших ТМЦ, приня­тых работ, услуг

и одновременно

Д-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным товарам, работам, услугам»

К-т 60 «Расчеты с постав­щиками и подрядчиками» - на сумму НДС, выделенную поставщиками в первичных учетных документах.

Суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам в счет погашения задолженности либо в счет аванса, учитываются по дебету счета 60:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 51 «Расчетный счет» (52 и др.) - на суммы, оплаченные поставщикам и подрядчикам.
Возврат поставщиками ранее полученных ими и неисполь­зованных авансовых платежей в кассу отражается проводкой:

Д-т 50 «Касса» (51, 52)

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

В учете записи по кредиту счета 60 производятся согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта исходя из фактически поступившего количества ценностей.

В случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при его приемке на складе обнаружилась недостача, счет 60 на сумму недостачи кредитуется в корреспон­денции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Аналогичные проводки составляются и в тех слу­чаях, когда сначала счет акцептуется, а впоследствии в товаро­сопроводительных документах обнаруживаются несоответствие цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» - отнесение сумм претензий, выявленных при приемке продукции, товаров (работ, услуг), на уменьшение задолженности перед постав­щиками и подрядчиками.

При погашении задолженности поставщика без поступления денежных средств на счета в банке (путем зачета взаимных требований) в бухгалтерском учете делаются записи:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - погашение задолженности поставщикам путем зачета встречных требований при взаимных расчетах.

Оплата счетов поставщиков, подрядчиков за счет полученных кредитов банка (займов) отражается в учете так:

Д-Т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками »

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывается со счета 60 в следующем порядке:

Д-т 92 «Внереализационные доходы и расходы»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - списание по истечении сроков исковой давности непогашенной за­долженности поставщиков (подрядчиков), нереальной для взыскания.

Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности отражается:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» - списание кредиторской задолженности по истечении сроков исковой давности.

При приобретении организацией материальных ценностей, работ, услуг, стоимость которых выражена в иностранной ва­люте, возникающие на счете 60 курсовые разницы отражаются в учете в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых вы­ражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.12.2007 № 199. Поскольку счет 60 является активно-пассивным, то на нем могут отражаться суммы как дебиторской, так и креди­торской задолженности. Результаты переоценки отражаются следующим образом:

Д-т 97 «Расходы будущих периодов »

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражение положительной курсовой разницы при переоценке кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте;

Д-т 98 «Доходы будущих периодов»

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражение отрицательной курсовой разницы при переоценке дебиторской задолженности поставщиков (подрядчиков), выраженной
в иностранной валюте;

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 97 «Расходы будущих периодов» - отражение отрицательной курсовой разницы при переоценке кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте;

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

К-т 98 «Доходы будущих периодов» - отражение положительной курсовой разницы при переоценке дебиторской задолженности поставщиков (подрядчиков), выраженной в иностранной валюте.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчика­ми ведется в разрезе поставщиков (подрядчиков). Обособленно учитываются расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам, расчеты по выданным векселям, срок оплаты кото­рых не наступил, расчеты с поставщиками по просроченным оплатой векселям и т.д.

Учет расчетов с учредителями

Создание любого предприятия предполагает наличие у него учредителей, т.е. лиц, которые его учреждают. В качестве та­ковых могут выступать юридические и физические лица. При создании организации (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.) ее учредителями подписывается учредительный договор, в котором регулируются обязательственные отношения сторон. По условиям учреди­тельных документов учредители могут иметь определенные обязанности (вносить вклады в уставный фонд, не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности создаваемого предприятия, исполнять решения высшего органа управления и т. д), а также права (участвовать в управлении делами предприятия, получать часть прибыли от его деятельности, приоб­ретать в первоочередном порядке ценные бумаги, выпускаемые и ревизуемые предприятием, и др.).

Для обобщения информации обо всех видах расчетов с учредителями по вкладам в уставный фонд и по начислению и выплате доходов предназначен активно-пассивный счет 75 «Расчеты учредителями», к которому могут открываться суб­счета:

75-1 «Расчеты по вкладам в уставный фонд»;

75-2 «Расчеты по доходам».

При создании предприятия размер уставного фонда фикси­руется в его учредительных документах. После государствен­ной регистрации уставный фонд организации в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный фонд» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями». Запись производится на всю величину уставного фонда, объявлен­ную в учредительных документах. Указанная корреспонденция счетов применяется также в случаях увеличения и уменьшения фонда - после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.

Фактически внесенные вклады учредителей в виде денежных средств отражают по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств:

Д-т 51 «Расчетный счет», 50 «Касса», 52 «Валютные сче­та»

К-т 75 «Расчеты с учредителями».

В том случае, когда акции организации, созданной в форме акционерного общества, реализуются по цене, превышающей их номинальную стоимость, вырученная сумма разницы меж­ду продажной и номинальной стоимостью относится в кредит счета 83 «Добавочный фонд».

Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей осу­ществляется по договорной стоимости или по стоимости, ус­тановленной экспертной комиссией, и в учете оформляется записью:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Ма­териалы», 15 « Заготовление и приобретение материальных ценностей» и др.

К-т 75 «Расчеты с учредителями».

Начисление доходов учредителям производится за счет прибыли предприятия отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет. На субсчете 75-2 «Расчеты по выплате доходов» учитываются расчеты с учредителями (участниками) организации по выплате им доходов. Начисление доходов от участия в организации отражается записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и креди­ту счета 75 «Расчеты с учредителями». Доходы (дивиденды) учредителям могут начисляться также за счет специально соз­данного на эти цели резервного фонда (операция отражает­ся по дебету счета 82 «Резервный фонд» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями»). Начисление и выплата доходов работникам организации, входящим в число его учредителей (участников), учитываются на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Из суммы дивидендов, начисленных физическим и юриди­ческим лицам, удерживается налог на доход в бюджет:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или 75 «Расчеты с учредителями» (субсчет 75-2 «Расчеты по дохо­дам»)

К-т 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Выплата начисленных сумм доходов отражается по дебету счета 75 «Расчеты с учредителями» или счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Если доход от участия в организации выплачивается това­ром, продукцией, работами, услугами этой организации, цен­ными бумагами и т.п., в бухгалтерском учете производится запись:

Д-т 75 «Расчеты с учредителями»

К-т 90 «Реализация» или 91 «Операционные доходы и расходы».

Аналитический учет по счету 75 «Расчеты с учредителями» ведется по каждому учредителю (участнику), кроме учета рас­четов с акционерами - собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Информация о расчетах с покупателями и заказчиками обоб­щается на активно-пассивном синтетическом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

62-1 «Расчеты в порядке инкассо» (на субсчете учитыва­ются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и снятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги);

62-3 «Векселя полученные» (учитывается задолженность по счетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полу­ченными от них векселями);

62-4 «Авансы полученные» (учитываются расчеты по полу­ченным авансам под поставку ТМЦ, выполнение работ, оказа­ние услуг, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков по частичной готовности).

Аналитический учет по счету 62 ведется:

- при расчетах в порядке инкассо - по каждому предъяв­ленному покупателям (заказчикам) счету;

- по полученным авансам - по каждому кредитору.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебету­ется в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы и в установленном поряд­ке признан доход. По дебету счета 62 отражаются суммы по­ступивших от покупателей денежных средств, в т.ч. авансов, в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств.

Если расчеты осуществляются в иностранной валюте, то в учете возникают курсовые разницы. При переоценке курсовые разницы увеличивают (уменьшают) оборот по счету 62 «Рас­четы с покупателями и заказчиками» в национальной валюте, относятся на расходы либо доходы будущих периодов и спи­сываются на финансовые результаты.

Помимо курсовых разниц существуют еще и суммовые раз­ницы. Суммовые разницы возникают в тех случаях, когда рас­четы по договору поставки товаров, продукции (работ, услуг), заключенному в иностранной валюте, производятся в белорусских рублях по оговоренному в договоре курсу иностранной валюты на дату расчета (платежа). Возникающие суммовые разницы относятся на финансовые результаты в виде внереализационных доходов (при росте курса иностранной валюты) или внереализационных расходов (при падении курса иностранной валюты) в полной сумме в месяце расчета.

Обособленно учитываются на счете 62 операции, связанные с получением векселей. Передача продукции (товаров, работ услуг) под вексель отражается проводками:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-3 «Векселя полученные»)

К-т 90 «Реализация» (субсчет 90-1 «Выручка от реализации») - при получении векселя за реализованную продукцию (товары, работы, услуги);

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (субсчет 62-3 «Векселя полученные»)

К-т 91 «Операционные доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Операционные доходы») - при получении векселя за переданные основные средства, не­материальные активы.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счетов 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютные счета» и кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (на сумму погашения задолженности) и 91 «Операционные доходы и расходы» (на величину процента).

Ранее уже говорилось о порядке списания на финансовые результаты безнадежной к получению дебиторской задолжен­ности. Если все-таки долг будет возвращен, то на сумму ранее списанной задолженности составляются бухгалтерские записи:

Д-т 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные сче­та»

К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Одновременно на указанную сумму кредитуется забалансо­вый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатеже­способных дебиторов».

Учет операций по расчетам с разными дебиторами и кредиторами

На синтетическом активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражается информация о расчетах с разными дебиторами и кредиторами:

- по разным операциям некоммерческого характера (с учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями и т.п.).

- с транспортными организациями за услуги, оплачиваемые чеками;

- с банковскими учреждениями по комиссиям, взимаемым за обслуживание;

- по депонированной заработной плате;

- по другим операциям.

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут открываться следующие субсчета:

76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам»;

76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхова­нию»;

76-3 «Расчеты по претензиям»;

76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»;

76-5 «Расчеты по депонированным суммам»;

76-6 «Расчеты за товары, проданные в кредит» и др.

На субсчете 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным документам» учитываются суммы, удержан­ные из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц (алименты и иные удержания на основании исполнительных документов или постановлений судов). Корреспонденция счетов при таких удержаниях выгля­дит следующим образом:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнительным до­кументам» - на сумму удержаний из заработной платы в пользу третьих лиц;

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (суб­счет 76-1 «Расчеты с организациями и лицами по исполнитель­ным документам»)

К-т 50 «Касса», 51 «Расчетный счет» - на сумму денежных средств, фактически перечисленных полу­чателям (другим организациям и отдельным лицам).

Субсчет 76-2 «Расчеты по имущественному и личному стра­хованию» предназначен для отражения расчетов по страхова­нию имущества и персонала организации, кроме расчетов с Фондом социальной защиты населения.

Отношения, связанные со страхованием, - это отношения о защите имущественных интересов субъектов гражданского права при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий). Страховщики - это организации, имеющие специальные лицензии на проведение страховой деятельности. Страхование имущества осуществляется предприятием на случай порчи или уничтожения производственных запасов в ре­зультате чрезвычайных ситуаций (аварий, стихийных бедствий, пожаров и т.п.). Осуществляя личное страхование, предприятие страхует жизни своих работников.

Страхование может быть добровольным и обязательным К добровольным видам страхования относят страхование жиз­ни, дополнительных пенсий, медицинских расходов, имущества юридического лица, страхование риска невозврата кредита и др. К обязательным видам страхования относятся:

- страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний;

- страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный в результате до­рожно-транспортных происшествий;

- страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами;

- страхование жизни, здоровья и имущества лиц, определен­ных законодательством (военнослужащих, судей, прокурорских работников, отдельных категорий служащих Национального банка Республики Беларусь, иностранных граждан и др.).

На субсчете 76-3 «Расчеты по претензиям» отражаются сум­мы, предъявленные поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также предъявленные и признанные (или присужденные) штрафы, пени и неустойки. Претензия - это письменное уведомление заявителя в адрес другого лица о несоблюдении этим лицом условий хозяйственного договора и (или) обязательств по расчетам. В претензии указываются суть требования, сумма претензии, ссылки на соответствующие доказательства, а также заверенные копии соответствующих документов и их перечень. На этом же субсчете отражаются и суммы штрафов, пени, неустоек, которые предъявляются дру­гим организациям (при условии, что они оплачены или при­знаны плательщиком, поскольку непризнанные суммы санкции к учету не принимаются).

Субсчет 76-4 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» предназначен для учета расчетов по причита­ющимся организации дивидендам и другим доходам, в т.ч. по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

На субсчете 76-5 «Расчеты по депонированным суммам» отражаются расчеты с работниками организации по суммам начисленным, но не выплаченным в установленный срок в связи с неявкой получателей.

По своему усмотрению предприятие может открывать допол­нительные субсчета к счету 76 (например, по учету расчетов за то­вары, проданные в кредит, по учету лизинговых операций и т.д.). Типовые проводки по дебету счета 76 приведены в табл. 20.

Таблица 20.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
Списаны потери товарно-матери­альных ценностей по страховым случаям   10 «Материалы» (41, 43)
Выплачены наличными из кассы алименты, депонированная зара­ботная плата   50 «Касса»
Перечислены с расчетного счета суммы, причитающиеся разным кредиторам (в т.ч. страховым ком­паниям)   51 «Расчетный счет»
Отражены суммы предъявленных претензий к поставщикам, подряд­чикам и другим организациям: - за брак и простои по внешним причинам   26 «Общехозяйственные расходы»
- за недостачу поступивших то­варно-материальных ценностей, несоответствие цен, арифметические ошибки, обнаруженные после акцеп­та платежных документов   60 «Расчеты с поставщика­ми и подрядчиками»
- за несоответствие цен, арифмети­ческие ошибки, обнаруженные после принятия ценностей к учету   10 «Материалы» (41)
Отражены ошибочно списанные со счетов в_банке суммы   51 «Расчетный счет» (52)
Начислена сумма страхового возмещения, причитающаяся по договору страхования работника организации   73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Отражены суммы причитающихся к выплате дивидендов   91 «Операционные доходы и расходы»

По кредиту счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» отражаются следующие операции (см. табл. 21):

Таблица 21.

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
Зачислены суммы от разных деби­торов (страховые возмещения, удов­летворенные претензии, штрафы, дивиденды) 51 «Расчетный счет» (52)  
Удержание из заработной платы сумм в пользу других лиц, депони­рование сумм невыплаченной зара­ботной платы 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»  
Начисление сумм страховых пла­тежей: - при перевозке приобретаемых ос­новных средств 08 «Вложения во внеоборот­ные активы»  
- по обязательным видам страхова­ния работников 20 «Основное производство» (25, 26, 44)  
- по добровольному страхованию имущества, грузов, кредитов 92 «Внереализационные до­ходы и расходы»  
Отражены потери от страховых слу­чаев, которые не будут компенсиро­ваны страховым возмещением 92 «Внереализационные до­ходы и расходы»  
Включение расходов по страхова­нию в состав расходов будущих периодов 97 «Расходы будущих пери­одов»  

Аналитический учет расчетов с разными дебиторами и кре­диторами ведется в разрезе субсчетов по каждому дебитору и кредитору.

Учет расчетов по налогам и сборам

Налоги - это обязательные платежи, которые взимаются государством с юридических и физических лиц согласно налоговому законодательству. Систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет, и основные принципы налогообложения в нашей стране устанавливает Налоговый кодекс Республики Беларусь. Он регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством. Ежегодно в стране издается за­кон Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь, в котором указывается, какие именно налоги, сборы (пошли­ны) уплачиваемые хозяйствующими субъектами, поступают в республиканский и местный бюджеты. В соответствии с этим налоги подразделяются на республиканские и местные (уста­навливаются местными Советами депутатов и действуют на определенной территории).

Типовым планом счетов предусмотрено, что информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с дохода ее персонала отражается на синтетическом счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

К счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть от­крыты субсчета:

68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг» (расчеты по земельному налогу (пла­тежам за землю), налогу за пользование природными ресурсами и др.);

68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации то­варов, продукции, работ, услуг» (расчеты по налогу на добав­ленную стоимость, акцизам и др.);

68-3 «Налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода)» (расчеты по налогам на недвижимость, прибыль и др.);

68-4 «Налоги на доходы физических лиц» (расчеты по подоходному налогу с физических лиц);

68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» (расчеты по на­логу на доходы иностранных юридических лиц, на приобрете­ние автотранспортных средств и др.).

Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей.

Начисление налогов отражается по кредиту счета 68 в корреспонденции со счетами, на которых отражаются источники возмещения данных налогов:

Д-т 20 «Основное производство» (23, 25, 26 и др.)

К-т 68 «Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продук­ции, работ, услуг» - на сумму налогов, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг;

Д-т 90-3 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров продукции, работ, услуг» - на суммы начисленного от выручки НДС;

Д-т 90-4 «Акцизы»

К-т 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» - на суммы акцизов, начисленных при реализации подакцизной продукции;

Д-т 90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки»

К-т 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров продукции, работ, услуг» - на суммы начисленных косвенных налогов от выручки;

Д-т 91-3 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров продукции, работ, услуг» - на суммы начисленного НДС от выручки при реализации ос­новных средств и прочих активов;

Д-т 92-3 «Налог на добавленную стоимость»

К-т 68-2 «Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» - на суммы НДС, начисленного от внереализационных доходов и расходов;

Д-т 99 «Прибыли и убытки»

К-т 68-3 «Налоги, уплачи­ваемые из прибыли (дохода)» - на сумму начисленных налога на прибыль, налога на недвижи­мость и др.

Помимо начисленных платежей в бюджет, по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с дебетом счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.

В Налоговом кодексе Республики Беларусь отдельно рас­сматриваются понятия «плательщик налогов» (когда пред­приятие платит налоги за себя) и «налоговый агент» (лицо, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое в силу налогового законодательства возлагают­ся обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов). В частности, предприятие может выступать налоговым агентом при исчислении следующих налогов:

а) налога на доходы иностранных юридических лиц. Организация выступает в качестве налогового агента своего зарубежного партнера. Это значит, что плательщиком налога является инстранная организация, но обязанность по удержанию и перечислению налога возлагается на белорусскую организацию:

Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К- т 68-5 «Прочие налоги, сборы и отчисления» -на сумму удержанного налога на доходы иностранных юриди­ческих лиц;

б) подоходного налога, удержание которого наниматель про­изводит при начислении доходов работникам предприятия:

Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

К-т 68-4 «Налоги на доходы физических лиц» - на сумму удержанного из заработной платы работника подоходного налога.

Предприятие - налоговый агент по каждому плательщику обязано вести учет начисленных и выплаченных доходов, удер­жанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин), представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за пра­вильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин).

По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отра­жаются:

1) перечисление налогов и платежей в бюджет:

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 51 «Расчет­ный счет»;

2) переплаты, образовавшиеся при уплате одних налогов,
которые в установленном законодательством порядке зачиты­ваются в счет уплаты других налогов. Например:

Д-т 68-1 «Налоги и отчисления, включаемые в себесто­имость продукции, работ, услуг»

К-т 68-2 «Налоги, уп­лачиваемые из выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг» - на сумму переплаты по НДС, зачитываемой в счет уплаты по экологическому налогу;

3)суммы налогов, оплаченные ранее, при принятии их в зачет.

Для учета налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) используется счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». На отдельных субсчетах этого счета аккумулируются суммы НДС, которые выделяют поставщики и подрядчики в первичных учетных документах, подтверждающих факт поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. В соответствии с действующей зачетной системой в отношении налога на добавленную стоимость на суммы налога по полученным и оплаченным товарам, работам, услугам уменьшается общая сумма НДС, подлежащая уплате.

Данный порядок относится к предприятиям, осуществляю­щим учет выручки от реализации по мере оплаты отгружен­ных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В случае учета выручки по мере отгрузки товаров (работ, услуг) в зачет принимаются суммы НДС по полученным товарам, работам, услугам независимо от факта оплаты.

Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» - на сумму налога, принятого в зачет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: