Вопрос 1. Дайте определение менеджмента

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента.

менеджмент является специфической разновидностью управления – деятельности человека, направленной на упорядочение элементов окружающей среды, обеспечение необходимых условий их согласованного функционирования и развития в интересах достижения поставленных целей или решения возникающих проблем.

Понятие «менеджмент» в общем смысле определяется как система принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

Таким образом, менеджмент и управление различаются как управление с целью достижения наивысшей социально-экономической эффективности и управление с целью выполнения заданных рамками плана показателей (в нем наши отечественные руководители советского периода достигли больших высот).

В широком смысле, термин «менеджмент» понимают как:

1) Менеджмент – это тип научно-практического управления, т.е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления.

2) Менеджмент – это система текущего и перспективного планирования, прогнозирования и организации производства, реализации продукции и услуг в целях получения прибыли.

3) Менеджмент – это искусство ведения дел, управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, чувство хозяина, сочетающееся как с чутким, бережным отношением к людям, так и с использованием приемов, позволяющих исключить жесткое администрирование, добиваясь при этом успешного выполнения поставленных целей.

Вопрос 2.. Чем определяется о сновное содержание менеджмента?

Основное содержание менеджмента определяется предметом менеджмента, объектами его изучения.

Субъект менеджмента представляет собой человека или группу людей, осуществляющих управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.

Объекты менеджмента:

1) человеческие ресурсы организации;

2) поставщики ресурсов для организации;

3) конкуренты организации (реальные и потенциальные);

4) информационное обеспечение;

5) финансы организации (т. е. непосредственно финансово-денежные потоки) и управление ими.

Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей:

1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению.

2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие.

3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи).

4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром.

5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать).

6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать).

7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент). Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации.

8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения.

9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации.

10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий.

11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности.

12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска.

13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент). Рассматриваются основные документы, описывающие финансовую деятельность организации, анализируются показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственное состояние.

14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются формы и методы выработки линии поведения (политики) организации на длительную перспективу.

15. Новации, инвестиции и организационное развитие. Рассматриваются формы и методы новаций и инвестиций, осуществляемых организацией, а также пути совершенствования ее организационной структуры и способов функционирования.

16. Этика менеджмента и организационная культура. Рассматриваются нравственные нормы и ценностные ориентиры организации.

17. Развитие основных идей менеджмента. Рассматриваются (в исторической последовательности) основные концепции, принципы и школы менеджмента, их современная роль и место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: