№ п/п | Наименование группы методов управления | Специфика группы | Наименование подгруппы | Наименование методов |
Социально-психологические методы управления | Совокупность приемов, используемых в науках, изучающих деятельность человека и межличностные отношения | 3.3.Методы, широко применяемые в кадровом менеджмента 3.4.Методы исследования специалистами для решения экстренных проблем 3.3 Методы активного обучения | Тестирование; анкетирование; интервьюирование; беседа; опрос Открытое наблюдение; эксперимент Деловые игры Управленческие ситуации |
Менеджмент исследует прежде всего социально - экономические отношения людей, складывающиеся в процессе управления. Любая организация выступает не только как производственно-экономическая единица, но и как среда, в которой происходит формирование работников. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психологическим методам управления, которые позволяют влиять на духовные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.
|
|
Социально-психологические методы включают разнообразный арсенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.
Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач:
• диагностики профессиональной пригодности работников;
• оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала;
• регулирования межличностных отношений в коллективе;
• повышения эффективности стимулирования деятельности работников;
• повышения эффективности воспитательной работы в коллективе и укрепления дисциплины;
• рационализации трудовых процессов.
Практическое решение всех перечисленных выше задач требует
создания на предприятиях специальных социально-психологических
служб (отделов, бюро, лабораторий).
Деятельность социально-психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:
1) исследование коллективов и отдельных групп, постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;
2) социальное проектирование — разработка рекомендаций в части социального развития коллективов и др.;
3) консультативная деятельность — оказание помощи руководителям производства, обучение персонала.
Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от способа исследования и объема могут быть подразделены следующим образом: изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.
|
|
В ходе социальных и психологических исследований применяются как обычное (открытое) наблюдение, так и включенное наблюдение, т.е. полное вхождение исследователя в наблюдаемую среду на I длительный отрезок времени.
В практике социальной психологии широко применяется эксперимент для проверки гипотез и методик. Эксперименты проходят как в лабораторных, так и в естественных условиях, т.е. в трудовых коллективах.
Наиболее широко применение в менеджменте получили такие социально-психологические методы, как опрос, беседа, интервью, анкетирование и тестирование.
Опрос — предполагает четкую формулировку вопросов, на которые следует дать однозначный ответ «да» или «нет». При помощи опроса можно выяснить мнение персонала об администрации, отношение к инновация и т.п.
Беседа предусматривает получение информации со слов собеседника. Это весьма распространенный в менеджменте социально-психологический метод. Беседа проводится при приеме на работу и при увольнении, а также в процессе трудовой деятельности. Она может проводиться по инициативе руководителя или подчиненного.
Интервью — это особый вид беседы, в ходе которой все вопросы и все ответы фиксируются. Оно может дать глубокую и развернутую
картину субъективного мира опрашиваемого.
Весьма распространены для сбора массовой социально-психологической информации методы анкетирования и тестирования. При этом тест и анкета, являясь важнейшими инструментами социальной психологии, имеют определенные различия. В тексте анкеты не содержаться готовые ответы на задаваемые вопросы, что позволяет анкетируемым давать произвольные ответы, а организаторам анкетирования получать широкий нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.
Тест в отличие от анкеты содержит, как правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При этом ответы четко сформулированы, и тестируемый имеет возможность выбрать только один из вариантов ответа на каждый вопрос, что облегчает дальнейшую работу с тестом, так как позволяет оценить каждый ответ в баллах и предложить каждому тестируемому одну из возможных характеристик в зависимости от суммы баллов.
Анкетирование и тестирование работников предприятия позволяют выявить их индивидуальные особенности, склонности, черты характера, что дает возможность использовать каждого работника на той работе, где он может принести максимальную пользу предприятию и получить удовлетворение от своей работы.
В современных условиях все большее внимание в развитых странах уделяется методам морального стимулирования труда. К числу таких методов можно отнести систематическое развитие и обучение персонала, планирование деловой карьеры работников, проведение различных конкурсов и соревнований на звание лучших по профессии и т.п.
В этой связи возникает необходимость изучения социальных потребностей и интересов людей, что, в свою очередь, требует практического применения содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Активизация человеческого фактора связана с формированием организационной культуры фирмы. Организационная культура - это совокупность норм и ценностей выработанных и разделяемых коллективом в целях внутрифирменной координации и адаптации к внешней среде. Организационная культура выражает в концентрированном виде философию фирмы и отражается в ее деловом кредо, которое содержит миссию, базовые цели организации и кодекс поведения ее сотрудников.
|
|
Социально-психологические методы и методы морального стимулирования широко применяются менеджерами многих предприятий при формировании персонала, в управлении формальными и неформальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций и т.п. Знание этих методов и умение применять их на практике являются одними из важнейших требований, предъявляемых к руководителю.