Социально – психологические методы управления и их значение для развития социальной активности персонала и развития коллектива в целом

п/п Наименование группы методов управления Специфика группы Наименование подгруппы Наименование методов
         
  Социально-психологические методы управления Совокупность приемов, ис­пользуемых в науках, изучаю­щих деятель­ность человека и межличностные отношения 3.3.Методы, широко при­меняемые в кадровом менеджмента 3.4.Методы исследова­ния специа­листами для решения экстренных проблем 3.3 Методы активного обучения Тестирование; анкетирование; интервьюирова­ние; беседа; опрос Открытое наблю­дение; эксперимент Деловые игры Управленческие ситуации

Менеджмент исследует прежде всего социально - экономические отношения людей, складывающиеся в процессе управления. Любая орга­низация выступает не только как производственно-экономическая еди­ница, но и как среда, в которой происходит формирование работников. Поэтому особое место в менеджменте отводится социально-психо­логическим методам управления, которые позволяют влиять на духов­ные интересы людей, регулируют межличностные отношения, а также непосредственно влияют на формирование и развитие трудового коллектива.

Социально-психологические методы включают разнообразный ар­сенал способов и приемов, разрабатываемых социологией, социальной психологией, психологией личности, психологией труда и другими науками, изучающими человека и межличностные отношения.

Социально-психологические методы управления используются для решения следующих задач:

• диагностики профессиональной пригодности работников;

• оптимального подбора и расстановки кадров, т.е. для наиболее рационального формирования персонала;

• регулирования межличностных отношений в коллективе;

• повышения эффективности стимулирования деятельности ра­ботников;

• повышения эффективности воспитательной работы в коллек­тиве и укрепления дисциплины;

• рационализации трудовых процессов.

Практическое решение всех перечисленных выше задач требует
создания на предприятиях специальных социально-психологических
служб (отделов, бюро, лабораторий).

Деятельность социально-психологических служб на предприятии протекает по трем основным направлениям:

1) исследование коллективов и отдельных групп, постановка проблемы, проведение наблюдений, опросы и анализ полученных данных;

2) социальное проектирование — разработка рекомендаций в части социального развития коллективов и др.;

3) консультативная деятельность — оказание помощи руководи­телям производства, обучение персонала.

Социально-психологические методы управления предусматривают проведение необходимых исследований, которые в зависимости от спо­соба исследования и объема могут быть подразделены следующим обра­зом: изучение работника при помощи анкет, интервью, деловых игр по системе «человек о человеке», «коллектив о человеке», «человек о коллективе»; изучение, осуществляемое во время исполнения работником служебных обязанностей (наблюдение, эксперимент); изучение конечного результата деятельности работника.

В ходе социальных и психологических исследований применяются как обычное (открытое) наблюдение, так и включенное наблюдение, т.е. полное вхождение исследователя в наблюдаемую среду на I длительный отрезок времени.

В практике социальной психологии широко применяется эксперимент для проверки гипотез и методик. Эксперименты проходят как в лабораторных, так и в естественных условиях, т.е. в трудовых кол­лективах.

Наиболее широко применение в менеджменте получили такие социально-психологические методы, как опрос, беседа, интервью, анкетирование и тестирование.

Опрос — предполагает четкую формулировку вопросов, на кото­рые следует дать однозначный ответ «да» или «нет». При помощи оп­роса можно выяснить мнение персонала об администрации, отноше­ние к инновация и т.п.

Беседа предусматривает получение информации со слов собесед­ника. Это весьма распространенный в менеджменте социально-психоло­гический метод. Беседа проводится при приеме на работу и при увольнении, а также в процессе трудовой деятельности. Она может проводиться по инициативе руководителя или подчиненного.

Интервью — это особый вид беседы, в ходе которой все вопросы и все ответы фиксируются. Оно может дать глубокую и развернутую

картину субъективного мира опрашиваемого.

Весьма распространены для сбора массовой социально-психоло­гической информации методы анкетирования и тестирования. При этом тест и анкета, являясь важнейшими инструментами социальной психологии, имеют определенные различия. В тексте анкеты не содержаться готовые ответы на задаваемые вопросы, что позволяет ан­кетируемым давать произвольные ответы, а организаторам анкетиро­вания получать широкий нерегламентированный спектр ответов, т.е. материалов для исследования.

Тест в отличие от анкеты содержит, как правило, готовые ответы на каждый поставленный вопрос. При этом ответы четко сформули­рованы, и тестируемый имеет возможность выбрать только один из вариантов ответа на каждый вопрос, что облегчает дальнейшую рабо­ту с тестом, так как позволяет оценить каждый ответ в баллах и пред­ложить каждому тестируемому одну из возможных характеристик в зависимости от суммы баллов.

Анкетирование и тестирование работников предприятия позво­ляют выявить их индивидуальные особенности, склонности, черты характера, что дает возможность использовать каждого работника на той работе, где он может принести максимальную пользу предпри­ятию и получить удовлетворение от своей работы.

В современных условиях все большее внимание в развитых странах уделяется методам морального стимулирования труда. К числу таких методов можно отнести систематическое развитие и обучение персо­нала, планирование деловой карьеры работников, проведение различ­ных конкурсов и соревнований на звание лучших по профессии и т.п.

В этой связи возникает необходимость изучения социальных по­требностей и интересов людей, что, в свою очередь, требует практи­ческого применения содержательных и процессуальных теорий мо­тивации.

Активизация человеческого фактора связана с формированием организационной культуры фирмы. Организационная культура - это совокупность норм и ценностей выработанных и разделяемых кол­лективом в целях внутрифирменной координации и адаптации к внешней среде. Организационная культура выражает в концентриро­ванном виде философию фирмы и отражается в ее деловом кредо, которое содержит миссию, базовые цели организации и кодекс пове­дения ее сотрудников.

Социально-психологические методы и методы морального стиму­лирования широко применяются менеджерами многих предприятий при формировании персонала, в управлении формальными и нефор­мальными группами, для преодоления конфликтных и стрессовых си­туаций и т.п. Знание этих методов и умение применять их на практике являются одними из важнейших требований, предъявляемых к руководителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: