Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции РФ, Трудовом Кодексе РФ, иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ (например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.98 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работником, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Вопросам охраны труда в Трудовом кодексе Российской Федерации отведен раздел 10, статьи с 209-ой по 231-ую включительно, в которых оговорены следующие положения:
Ст. 209 «Основные понятия»;
ст. 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда»;
ст.211 «Государственные нормативные требования охраны труда»;
ст. 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»;
|
|
ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников»;
ст. 214 «Обязанности работника в области охраны труда»;
ст.215 «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда»;
ст. 216 «Государственное управление охраной труда»;
ст. 216.1. «Государственная экспертиза условий труда»;
ст. 217 «Служба охраны труда в организации»;
ст.218 «Комитеты (комиссии) по охране труда»;
ст. 219 «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда»;
ст.220 «Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда»;
ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты»;
ст. 222 «Выдача молока и лечебно-профилактического питания»;
ст. 223 «Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников»;
ст. 224 «Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников»;
ст. 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда»;
ст. 226 «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда»;
ст. 227 «Нечастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету»;
ст. 228 «Обязанности работодателя при несчастном случае»;
ст. 228.1. «Порядок извещения о несчастных случаях»;
ст. 229 «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев»;
ст. 229.1. «Сроки расследования несчастных случаев»;
ст. 229.2. «Порядок проведения расследования несчастных случаев»;
ст. 229.3. «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда»;
ст. 230 «Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев»;
|
|
ст. 230.1. «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве»;
ст. 231 «Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев».
Действие Трудового кодекса распространяется на:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной деятельности, производственной и иной хозяйственной, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего и среднего профобразования, учащихся образовательных учреждений среднего общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан отбывающих наказания по приговору суда, в период их работы в организациях.
На граждан РФ, работающих в других государствах распространяется законодательство государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации – законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Если международным договором предусмотрены иные правила, чем ТК, применяются правила международного договора.
Основные направления государственной политики в области охраны труда:
1. обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
2. принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
3. государственное управление охраной труда;
4. государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
5. содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
6. расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
7. защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
8. установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
9. координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
10.распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы
по улучшению условий и охраны труда;
11. участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
12. подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
13. организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
14. обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
15. международное сотрудничество в области охраны труда;
16. проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
17. установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
|
|
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Трудовой договор, режим рабочего времени и время отдыха. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ОАО «ФПК». Охрана труда женщин, работников до 18 лет и инвалидов. Льготы и компенсации, гарантии.
Трудовые отношения между ОАО "ФПК" и работником возникают на основе трудового договора, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.