VI. Основные положения законодательства об охране труда

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции РФ, Трудовом Кодексе РФ, иных нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ (например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 24.07.98 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателем и работником, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Вопросам охраны труда в Трудовом кодексе Российской Федерации отведен раздел 10, статьи с 209-ой по 231-ую включительно, в которых оговорены следующие положения:

Ст. 209 «Основные понятия»;

ст. 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда»;

ст.211 «Государственные нормативные требования охраны труда»;

ст. 212 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда»;

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников»;

ст. 214 «Обязанности работника в области охраны труда»;

ст.215 «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда»;

ст. 216 «Государственное управление охраной труда»;

ст. 216.1. «Государственная экспертиза условий труда»;

ст. 217 «Служба охраны труда в организации»;

ст.218 «Комитеты (комиссии) по охране труда»;

ст. 219 «Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда»;

ст.220 «Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда»;

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты»;

ст. 222 «Выдача молока и лечебно-профилактического питания»;

ст. 223 «Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников»;

ст. 224 «Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников»;

ст. 225 «Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда»;

ст. 226 «Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда»;

ст. 227 «Нечастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету»;

ст. 228 «Обязанности работодателя при несчастном случае»;

ст. 228.1. «Порядок извещения о несчастных случаях»;

ст. 229 «Порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев»;

ст. 229.1. «Сроки расследования несчастных случаев»;

ст. 229.2. «Порядок проведения расследования несчастных случаев»;

ст. 229.3. «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда»;

ст. 230 «Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев»;

ст. 230.1. «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве»;

ст. 231 «Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев».

Действие Трудового кодекса распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной деятельности, производственной и иной хозяйственной, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профобразования, учащихся образовательных учреждений среднего общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан отбывающих наказания по приговору суда, в период их работы в организациях.

На граждан РФ, работающих в других государствах распространяется законодательство государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации – законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Если международным договором предусмотрены иные правила, чем ТК, применяются правила международного договора.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

1. обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

2. принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

3. государственное управление охраной труда;

4. государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

5. содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

6. расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

7. защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

8. установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

9. координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

10.распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы

по улучшению условий и охраны труда;

11. участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

12. подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

13. организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

14. обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

15. международное сотрудничество в области охраны труда;

16. проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

17. установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Трудовой договор, режим рабочего времени и время отдыха. Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников ОАО «ФПК». Охрана труда женщин, работников до 18 лет и инвалидов. Льготы и компенсации, гарантии.

Трудовые отношения между ОАО "ФПК" и работником возникают на основе трудового договора, заключенного в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: