Древнетюркская письменность. Содержание и значение рунических текстов, найденных на Енисее и в Монголии

С развитием государства, подъемом экономики приобретает большое значение письменность. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит византийскому историку Менандру Протектору, где он описывает прием тюркского посла Маниаха с императором Юстинианом I. Со второй половины VI в. о наличии самостоятельной письменности у тюрков пишут китайские источники. Наиболее древние памятники древнетюркской письменности найдены в северной Монголии на р.Орхон, Толы, Селенги - каменные стелы в честь Бильге-кагана, Кюль-тегина и Тоныкука. • Впервые древнетюркские памятники открыты на р. Енисее в 20-е гг. XVIII в. учеными Д.Миссершмидт и Ф.Страленберг. Из-за сходства со скандинавским древнетюркские письмо называют—руническим. У скандинавских народов слово "руна" означает "нераскрытое, тайное письмо". Заслуга раскрытия секрета этой древней письменности принадлежит В. Томсену. Перевод на русский язык орхонского рунического письма осуществил известный ученый-тюрколог В. Радлов. Изучение рунических текстов доказало, что древние тюркоязычные народы имели свою письменность. • В 1889 г. Н.М.Ядринцев обнаружил рунический памятник в северной Монголии на р.Орхон.• В 1893 г. датский ученый Вильгелм Томсен впервые расшифровал руническую письменность. В Казахстане древнетюркские памятники обнаружены в Таласской долине. В VI-X вв. наряду с тюркским письмом в Казахстане применяли согдийский, сирийский и уйгурский алфавит. С IX в. широкое распространение получает арабский алфавит. -Первое упоминание этнонима "тюрк" в китайских летописях относится к 542 г., где сообщается, что княжество Вэй стало ежегодно подвергаться набегам Туцзюе (Тугю). По мнению писателя К. Салгарина, эти названия обозначают слова "бесче-стиые собаки", из чего он делает выводы, далекие от историче­ского анализа. Но еще Л, Н. Гумилев указывал, что слово Тугю (Ту-кю) давно удачно расшифровано как "тюрк-ют" т, е, тюрки, но с суффиксом множественного числа не тюркским, а монголь­ским, Само слово "турк" ("сильный", "крепкий" первоначально означало представителя знати или военной аристократии, впоследствии семантика его расширилась и он стал символом господствующего "царского" племени и подвластных ему племен, которых тоже стали называть соседя (в арабском мире) тюрками Не позднее 7 века у тюрков возникло самостоятельное орхоно-енисейское руническое письмо. В 582 году в Оленьем урочище на берегу р.Боин-Цаган в Центр.Азии над метом захоронения Тюркского кагана Таспара воздвигли каменную стелу с надписью в честь усопшего и его предшественников. Надписи были сделаны согдийском языке а также на санскрите. Но через 1,5 века в 732 году первый тюркский летописец,потомок первых каганов «принц счастливой судьбы» Йолыг-тегин, написал на тюркском языке тюркской письменностью на «вечном камне» на 2- стелах тексты в честь Бильге-кагана и Куль-тегина. Древнетюркское письмо состояло из 37-38 знаков.

24.Города Казахстана в 6-10 вв: экономический и социально политический анализ По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.В рукописных источниках, начиная с VI в., упоминается о наличии в Семиречье до 200 городов. Только в Илийской долине, кроме 10 городов предшествующего времени, в XII вв. возникло еще 56 городов. Месторасположение и архитектурные постройки многих городов сегодня неизвестны. Среди городов Семиречья наиболее известен Баланж, отождествляемый с городищем Баба-Ата, расположенный в26 км восточнее с Чулак-Курган, в урочище Капчагай. Рабад Баба-Аты занимал площадь 25 га. Г. Баба-Ата существовал предположительно в VI-XVI вв. Жизнь в городе то оживала, то затухала, что явствует из четырех периодов его застройки. Крупнейшим городом Казахстана - центром политической экономической и культурной жизни—был Тараз. Вокруг него вдоль рек Талас и Аса, располагались городские поселения -Нижний Барсхан, Барсхан, Кирмирау, Буджикент. Из Буджикента шла дорога в Суяб, до которого было два фарсаха. Суяб в древности был столицей западных тюрок, тюргешей и карлуков. Испиджаб (с XIII в. Сайрам)-самый крупный, торговый и ремесленный центр. «В городе 1700 рабадов, есть крытые рынки, соборная мечеть. Город чистый, жизнь приятная» - так писало об Испиджабе арабский историк Аль-Макдиси, а М.Кашгари назвал его «городом на белой реке» Отрар (Фараб, Тарбан, Турар)-крупный административный, торговый, ремесленный и культурный центр. Его называют-«Музей под открытым небом». Отрар основан в начале V-VI вв., a VII-VIIIвв. он сформировался как крупный город, где с родился великий ученый Аль-Фараби. Баласагун (Актобе)-политический и культурный центр на берегу реки Чу. Родной город М.Кашгари, Ю.Баласагуни. В Илийской долине в X-XII вв. насчитывалось 56 городов: Екиогуз (Эквиус), Коялык - ставки карлукских жабгу, Талхиз(Талгар) и др.•Арабские историки пишут о 16 кыпчакских городах на р.Иртыше.•В Центральном Казахстане-в долине р.Сарысу-Орда,в долине р.Жезды-Бескимыр. Большая роль в торговле прнадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях - Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. Обменная торговля с кочевникам осуществлялось на ярмарках, которые собирались в больших городах Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджикесе. Особенности городов средневековья Казахстана: казахстанские города были неразрывно связаны с внешним миром и не могли существовать без него; часть населения города занималась отгонно-пастбищным скотоводством, проводя лето вне городского округа, летних кочевьях; города возникли прежде всего как административно-торговые центры, а не торгово-ремесленные, как в Европе или Руси.

25. городская культура Казахстана во второй половине 9-начале 13 в. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: 1. Среднее течение Сырдарьи - один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана. 2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. 3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун. 4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути. 5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак. 6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу - города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая - Канглыкент, Каракорум,Аксакал-Барби,Барсук. Функции городов 1. Города - административные центры. (VII-VIII вв.). Свою независимость и самостоятельность владетели городов подчеркивали выпуском монеты, также имели вооруженную дружину. Письменные источники свидетельствует о титуалах владетелей некоторых городов: Отрарбенд - центр округа Фараб на средней Сырдарье (VIII в.), титул правителя - царь; • Керминкент - кутегин-лабан; • Барысхан - манап или тебин-барсхан; • Навакет -яланшах; • Семекны- инал-тегин. 2. Города - центры земледелия, торговли и ремесла. 3. Города - центры культуры Расцвет городскойкультуры. В период IX - начало XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. Появляется новый район городской культуры - Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина). В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет:• увеличения рабадов;• оседания кочевников. Численность городского населения: В наиболее крупных городах в IX-XII вв. проживало многотысячное население:• в Испиджабе - 40 тыс., • в Отраре - 16 тыс.,• Таразе и Баласагуне - по 10 тыс. человек.• Больше городов с населением от 1-1,5 до 3 тыс. человек.

26)Вклад в развитие мировой науки ученого средневекового Казахстана аль- Фараби. Среди отрарских мысли­телей средневековья самым знаменитым является Абу Наср аль-Фараби-"Аристотель Востока", великий ученый-энциклопедист математик, занимался геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул-«Муаллим ассана- Второй учитель».Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Он оставил глубокие научные положения почти во всех отраслях знаний: астрономии, медицине, социологии, лиигвистике, этике, поэзии, музыке, риторике и др. Известный восточный ученый Ибн Хаукаль писал об аль-Фараби: "Он один из самых крупных философов среди мусульман. Никто из них не дорос до его уровня. Даже Абу Али ибн Сина (980—1037 гг.) в своих трудах использовал его труды и достиг благодаря им высот в науке". Аль-Фараби - ученый, развивший многие отрасли древнегреческой науки. Он известен как автор комментариев к сочинениям и трудам Аристотеля (отсюда его почетное прозвище — "Второй Учитель"). По свидетельству Ибн Халикана, аль-Фараби прочитал научные трак­таты Аристотеля: "Метафизику" — сорок раз, "О душе" — сто раз, а "Риторику" — двести раз. Кроме чисто научной деятельности аль-Фараби занимался пропагандой, призывая к миру, взаимопониманию и соблюдению этических и моральных норм человеческого сосуществования. Великий гуманист придерживался идеалистических взглядов, уделяя особое внимание нравственным аспектам развития человека и общества. Абу Наср аль-Фараби написал около 150 трактатов по вопросам метафизики, языкознания, логики, географии, этике и другим отраслям знаний."Энциклопедия наук", «О происхождении наук». Он сблизил и синтезировал в своём творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур.Ему принадлежат труды: «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира,а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.

27. Религиозные системы на тер-рии Каз-на: зороастризм, буддизм, манихейство, христианство, ислам. Наряду с собственными верованиями в VI-IX вв. среди тюркоязычного населения Центр. Азии и Вост. Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство. В конце IX-начале Х вв. началась исламизация тюркоязычных этносов Казахстана. Но этот процесс получил развитие в более позднюю эпоху. Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе. На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили, как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения. Манихейские и христианские общины существовали в VI-IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.), написанной с целью пробудить веру в стране "десяти стрел", то есть в Зап.-Тюркском каганате, упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Часть согдийского населения Тараза сохраняла зороастрийскую религию, о чем свидетельствует зороастрийское кладбище в Таразе. В зороастризме важное значение имеет обряд поддержания неугасимого огня. Для этого служили специальные жертвенники-аташданы, изображения которых хорошо знакомы по сасанидским монетам. Со временем произошли значительные изменения в религиозных представлениях населения Казахстана. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать древние тюркские культы Тенгри, Земли, Воды, Умай, но в оседло-земледельческих районах получила распространение новая религия - ислам. С серед. 14 в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовало политика ханов Улуг Улуса. особенно Озбек хана.. Буддизм -проник в ЮКаз и Семиречье с середины I в. до н.э. В распространении буддизма важная роль принадлежала племенам согдийцам и канглам (I—III вв.н.э.). С VI в. тюркская аристократия и часть городского населения проповедовали буддизм. Памятники буддизма в Южном Казахстане и Семиречье:-Два буддийских храма - в городах Чуйской долины: Ак-бешиме и Суябе (VH-VIII вв);-Подземный монастырь недалеко от Испиджаба (VI-VIII вв.);-Бронзовые и серебряные статуэтки Будды, бронзовые бляшки и пластины в сюжетами буддийской иконографии.• Христианство -в VII-VIII вв. в городах Юж­ного Казахстана и Семиречья широко рас­пространилась христианство несторианского толка, пришедшее из Средней Азии, где основным центром его был - г. Мерв;-При патриархе Тимофее (780-819 гг.) хрис­тианство принято карлукским жабгу;-На рубеже IX-X вв.была образована к карлукская митрополия;-в Таразе и Мерке действовали христианские церкви; -В XII в. была утверждена митрополия Кашгара и Навакета;-В.Рубрук сообщает, о христианской церкви в Коялыке.• Манихейство -возникла в III в. н.э. в Иране, она представляла собой синтез христианства (взяла идею мессианства) и зороастризма (идею борьбы добра и зла). В манихейском сочинении VIII в. «Священная книга двух основ» упоминается «золотой город Аргу-Талас» (Тараз). Ведущую роль в распрос­транении манихейства играли согдийцы. Манихейские обители найдены в городах Семиречья - Баласагуне и Шигил-балыке.-В Таразе найден бронзовый медальон с женс-ким изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского божества.• Зороастризм - возник в VII-VI вв. до н.э. в Иране. Для зороастризма характерно почитание 4 стихий Вселенной - воды, огня, земли, воздуха. Зороастризм внесен в южные города Казахстана в VI-VII вв. согдийцами. - Башни огня зороастризма сохранились в городищах Костобе и Красная речка. - В домах Отрара обнаружены очаги-алтари, вмазанные в пол.• Ислам -VIII-IX вв. шел процесс исламизации Южного Казахстана. В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Испиджаб, в 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шаугар. К концу VIII в. карлуки приняли ислам. В 960 г. при Муса хане караханиды первыми объявили ислам государственной религией;-Христианские церкви в Таразе и Мерке превращали в мечети;-Аль Макдиси сообщает о соборной мечети в Кедере.-К IX-XI вв. относится постройка мечети в Баласагуне;-Со второй половины IX-X вв. распростра­няется совершение мусульманских погребаль­ных обрядов - умерших клали в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича головой нa северо-запад, лицом на юг.- Ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе (IX-X вв.);-В 11-12вв группа мусульманских мавзолеев открыта в Буранинском городище

28. Великий шелковый путь на тер-рии Каз-на: направление, торгове и культурные свяи. В середине I тыс. до н. э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и, далее, на Алтай, в страну агрипеев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. По этому пути распространяли шелк, меха и шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных металлов. Вели́кий шёлковый путь — в древности и Средние века караванная дорога, связывающая Восточную Азию со Средиземноморьем. В основном по этому пути транспортировался шёлк из Китая, с чем и связано его название. Великий Шелковый путь — трансконтинен-тальный путь древности и средневековье между Востоком и Западом, начала функционировать как регулярная торговая и дипломатическая артерия с середины II в.до.н.э. и существовал вплоть до XIV века до открытия морских путей. Во II-V вв. Шелковый путь, если следовать с востока, начинался в Чаньани - древней столице Китая и шел к переправе через Хуанхэ в районе Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Тянь-Шаня к западной окраине Великой Китайской стены, к Заставе Яшмовых ворот. Здесь единая дорога разветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла через оазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана к Карашару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля - через Дунхуан, Хотан, Яркенд в Бактрию, Индию и Средиземноморье - это так называемый "Южный путь". "Северный путь" шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд, Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию.В распространении драгоценных шелков участвовали кочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для того времени товар попадал в Центральную Азию и Средиземноморье. В середине II в. до н. э. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.Существовали отдельные участки Великого Шелкового пути: •«Лазуритовый путь» - соединял Среднюю Азию и Средний Восток со Средиземноморьем и Индией. •«Нефритовый путь» - связывал Восточный Туркестан с Китаем. •«Степной путь» (сер. I тыс. до н.э.) - из Причерноморье к берегам Дона, затем в земли сарматов в Южное Приуралье, дальше в страну аргиппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан (Сведение Геродота). в VI-VIII вв. основной была трасса Сирия - Иран - Средняя Азия - Южный Казахстан - Таласская долина - Чуйская долина - Иссык-Кульская котловина - Восточный Туркестан. Ответвление этого пути, точнее, еще один маршрут выходил на трассу из Византии через Дербент в Прикаспийские степи - Мангышлак - Приаралье - Южный Казахстан. В IX-XII вв. этот маршрут использовался с меньшей интенсивностью, чем тот, который шел через Среднюю Азию и Ближний Восток, Малую Азию в Сирию, Египет и Византию, а в XIII-XIV вв. вновь оживляется. Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами, купцами и другими путешествующими людьми.В конце VI в. происходит оживление Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры этого региона. В Семиречье он стимулировал возникновение ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту городов. Основные причины: I. В Семиречье находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути через Среднюю Азию; 2.Дорога через Фергану в VII в. стало опасной I из-за междоусобиц местных правителей; 3.Богатые тюркские каганы и их окружение стали крупными потребителями заморских товаров. 4.Основное число посольских и торговых у караванов в VII-XIV вв. шло здесь.

Во время существования государства саков, усуней и кангюй во II в. до н. э. - первой половине I тыс. н. э., когда Шелковый путь уже активно функционировал, в Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки и камни-печатки из Сасанидского Ирана. В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьи формируются городские центры, предтечей которых явились земледельческие поселения, окруженные стенами с башнями.

Шелковый путь через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до XIV в., пока междоусобицы и войны, приведшие к гибели городской культуры, и освоение морских путей в Китай не привели к его угасанию.

29. Тюркская письменная литература. Анализ основных произведений Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари.

В средние века в период государства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгарский. Юсуф родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году. Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма «Кудатгу Билиг»(«Наука быть счастливым» или «Благодатное знание») - памятник светской литературы тюркоязычных народов Казахста­на и Средней Азии. Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков,политическом трактатом с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Поэма написана для одного из правителей Караханидского ханства Сатук Богра -хана. Общий объем произведения - 85 глав из 13 тыс. двустиший. «Благодатное знание» является является этико- моралистическим трататом с глубоким философско- дидактическим смыслом. В нем изложены нормы идеального по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий, взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основной принцип, на который должен основывыться «счастливый» и «праведный» правитель – это соблюдение закона в союзе с разумом и счастьем праведной жизни. Автором сочинений о языке, фольклоре, этнографии тюркских племён является Махмуд Кашагари. (1029- 1101).Его книга «Диван луга тат- тюрк» («Словарь тюркских наречий»)- тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах, энциклопедия тюркских народов, о истории быта, нравов и языка, боль­шой вклад в историю языкознания. В ней собран и обобщен историко- культурный, этнографический и лингвистический материал. здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора- песни,эпосы, предания, легенда, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений.На самом деле словарь Кашгарского является бесценным и порой единственным источником информации о жизни тюрков в средние века: о предметах их материальной культуры – одежде, обуви, головных уборах, жилище, домашней утвари, инструментах, тканях, украшениях,оружии, доспехах и др; об этнонимах и тононимах, родоплеменном делении, о терминах родства и свойства, о титулах и названиях различных должностых лиц, названиях пищи,питья, о животных и птицах,о растениях и злаках, об астрологических терминах, о народном календаре, о городах, о металлах и минералах, о детских играх и забавах и т п. Этот боль­шой трехтомный труд содержит богатый факти­ческий материал о жизни тюрков XI в.: о пред­метах материальной культуры, об этнонимах и топонимах, родоплсменном делении, о терми­нах родства, о титулах и наименованиях раз­личных должностных лиц, названиях пищи, о терминах животноводства, о растениях и зла­ках, об астрономии, о народном календаре, названиях месяцев и дней, о географической терминологии, о городах, названиях болезни и лекарств, о металлах и минералах, о военной, спортивной и административной терминологии, о детских играх и забавах и т.д.

30. Место в духовной жизни казахского общества Кожа Ахмеда Ясауи. Суфизм. Ахмед Ясави(12 в.) - родился в г. Сайрам и жил в г.Туркестане. Он был проповедником суфийского направления мусульманской религии. Известность Ахмед Ясауи распространилась далеко за пределы степей Туркестана и охватила огромную территорию, почти всю где жили тюрки. Им было основано тюркское мусульманское братство-йа- савийа. Ахмед Ясауи, хотя и владел в совершенстве суфийской практикой, хорошо знал исламские науки, арабскую и персидскую литературу, вводил в свою практику элементы, присущие древнетюркским языческим, шаманским традициям. Например,сохранилось преданием о том, что Ясауи проводил совместные молитвы мужчин и женщин. Его проповеди имели стихотворную форму, доступную и легко запоминающуюся; его стихи отличались простотой, естественностью, близостью к устному народному творчеству. Его произведение «Диван- и- хикмет» («Книга мудрости») написана на кыпчакском диалекте тюркского языка. В книге проповедуется любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. Большое внимание автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию четырех позиций: Шариата- законы, традиции, обряды мусульманской религии; 2 Тарихата - идеи Суфизма;3Хакихата- приближение, объединение с Богом; 4. Магрифата-познание религии.Согласно различным версиям, генеалогия Ахмеда Ясауи восходит к потомкам пророка Мухаммеда. Он является прародителем тюркских суфиев. Ясауи и его последователям удалось соеденить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов, с их тенгрианско- шаманистскими представлениями. Проповедуемые им идеи справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского народа. Посторенный в XIV в. в честь Ахмета Ясави по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман. Суфизм (также суфийский сам или тасаввуф,предположительно от арабского «суф» (араб. — шерсть) — мистическое течение в исламе. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, практикуя которые человек постигает Бога. Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию., и Тургайской областями

31. Концепции, этапы и итоги татаро-монгольского нашествия. Период Монгольского нашествия занимает важное место в истории. Об империи узнаем в Арабских, персидских китайских источниках. Существует 2 концепции 1 Советская концепция согласно которой Чингисхан как личность выступал в качестве деспода, варвара, разрушителя, а его завоевания трактовались как иго 2 Евразийская концепция согласно этой концепции Чингисхан как личность выступает в качестве пассионарий. Чингисхана называли Человеком длиной воли. Согласно этой концепции Чингисхан и его потомки огромную империю Чингизидов обладали всеми признаками государственности Огромная тер, сильная армия, правители с титулами, 25 видов налогов. Им была создана правовые законы которая называлась Ясы, монголы создали почтовую ямскую службу, наладили дело призводство и дипломатические отношения с опред госуд с Русью Этапы Конец 12 начало13 В ЦКаз идет процесс объединении племен и создание монгольского государства 1206 на курултае монгольской знати Тимуджин был провозглашен ханом под именем Чингисхан. При дворе керейского хана, воспитывался будущий предводитель монголов Чингисхан.Созданная в 1206 году Монгольская империя во главе с Чингисханом основывалась на принципах военно-административных аймаков. Вся Монголия, ее армии и население подразделялись на три аймака. В монгольской армии появилась осадные, побитные и метательные орудия после её вторжения в 1211-1215 гг. на территорию Китая.Основной закон Монгольского государства Яса состояла из двух частей, в первой части были слова-назидания Чингисхана. По Ясе, высшим органом Монгольского государства был курултай, Который созывался один раз в год.Найманский хан Кучлук запрещал жителям Жетысу исполнение мусульманских обрядов. Гонения мусульман, запрет найманским ханом исполнение мусульманских обрядов вызвало в Жетысу межрелигиозное противостояние. Используя напряженную обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, монголы в 1218 году вторглись в Жетысу. Желая привлечь население Жетысу на свою сторону, монголы издали указ, по которому запрещалось грабить местное население. Из-за притеснений найманов, многие города Жетысу сдавались монголам без боя, в том числе Баласагун.соглашение. Поводом для вторжения монголов на территорию Казахстана н Среднюю Азию стала гибель и разорение в Отраре в 1218 году торгового каравана, посланного Чингисханом.В 1219 г. 150 тысячное войско Чингисхана вторглось на территорию Южного Казахстана, население Отрара шесть месяцев держало оборону во главе с правителем города Каир ханом. Монголами полностью были уничтожены три южно-казахстанских города: Отрар, Сыгнак, Ашнас. Все присырдарьинские города оказались полностью под властью монголов в результате военных компаний 1219-1220гг. Завоеванные земли Чингисхан поделил между сыновьями на Четыре улуса. В улус Джучи входили территория от Иртыша до Восточной Европы. Джучи умер в 1227 г., и улус унаследовал его сын - Бату.В улус Чагатая вошла территория Южного и Юго-восточного Казахстана и Средняя Азия с центром в городе Алмалы. В середине XIV века государство Чагатаидов распалось на Могулистан и Мавераннахр.Территория Тарбагатая и верхнее течение Иртыша вошли в улус Угэдэя. Отрицательные итоги: разрушение производительных сил, упадок городов и городской культуры, упадок земледелия и ремесла, демографический кризис, притормозило завершающий этап формирования казахской народности, население облогалось тяжелыми податями и налогами и т.д. Положительные итоги: монгольские власти стимулировали развитие торговли, политическая консолидация племен(появление понятия централизованная власть), нормы кочевой жизни стал регулировать «Яса» и т.д.

32. Образование Золотой Орды. Развитие улусной системы. Этнополитические связи Золотой Орды. Монгольские завоевания охватили в XIII в. огромную территорию Евразии. Покорение Восточной Европы возглавил Батый. В итоге европейских походов Батыя, которые длились с 1236 г. по 1242 г., образована Золотая Орда, территория которой простиралась от Алтайских гор до Дуная. Основанное Батыем государство Золотая Орда в письменных источниках называлось Улусом Джучи. В низовьях Волги располагалась столица Орды, город Сарай-Бату. Это было первое крупное государство, созданное на месте улуса Джучи. В итоге европейских военных компаний Батыя народы Кавказа, Крыма и русские княжества признали свою зависимость от Золотой Орды и выплачивали дань. В Золотой Орде управлением местного населения, военным надзором и сбором налогов занимались баскаки. Создатель Золотой Орды хан Батый управлял государством в 1227-1255 гг. Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики государства Батый особое внимание уделял развитию городов.В период правления хана Берке Золотая Орда становится независимой от Монгольской империи. Для укрепления связи с мусульманскими странами при Берке хане распространяется ислам. При нем укрепляется связь, и развиваются дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. В конце XIII в. укреплению военно-экономических отношений Золотой Орды с Египтом препятствовала Византия, что послужило причиной военной компании Золотой Орды против Византии. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договора и расширение торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья.Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества в первой половине XIV в. в период правления Узбека и Джанибека. Ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды в 1312г. при хане Узбеке.Упадок Золотой Орды как следствие усиления междоусобных распрей наблюдается во второй половине XIV в. Воспользовавшись поражением Мамая на Куликовом поле, власть в Золотой Орде в 1380 г. захватил хан Тохтамыш.Золотая Орда распалась на отдельные государства в середине XV в. Этнический состав Золотая Орда была многонациональным государством. Основную массу кочевников составляли тюркские племена: кыпчаки, канглы, карлуки, найманы, и др. В оседлых областях жили: булгары, мордовы, русские, греки, черкесы, хорезмыйцы и т.д. Монголов в Золотой Орде было меньшинство. В источниках конца X1II-XIV вв. население Золотой Орды называют этнонимом -«татары». Основной язык - кыпчакский.Первое время улусное деление отличалось неустойчивостью: владения могли передаваться другим лицам и менять свои границы. В начале XIV века хан Узбек осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками).. Главным улусбеком был беклярбек. Следующим по значению сановником — визирь. Две остальные должности занимали особо знатные или чем-либо отличившиеся феодалы. Данные четыре области делились на 70 мелких владений(туменов), во главе с темниками.Улусы делилось на более мелкие владения, также называвшиеся улусами. Последние представляли собой различные по величине административно-территориальные единицы, что зависело от ранга владельца (темник, тысячник, сотник, десятник),

33. Система управления, факторы могущества и распада Золотой Орды.

Согласно традиционному устройству кочевых государств, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла: правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя. Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Ак Ордой. Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым. Центром его был Сарай. Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Кок Ордой. Центром левого крыла был Орда-Базар. Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен. Крылья, в свою очередь, делились на улусы, которыми владели другие сыновья Джучи. Первоначально таких улусов было около 14-ти. Русские летописи пишут, что в целях улучшения экономики государства Батый особое внимание уделял развитию городов. В период правления хана Берке Золотая Орда становится независимой от Монгольской империи. Для укрепления связи с мусульманскими странами при Берке хане распространяется ислам. При нем укрепляется связь, и развиваются дружественные отношения с султаном Египта Бейбарсом. В конце XIII в. укреплению военно-экономических отношений Золотой Орды с Египтом препятствовала Византия, что послужило причиной военной компании Золотой Орды против Византии. Результатом похода Золотой Орды против Византии в 1271 году, явилось подписание мирного договора и расширение торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья. Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества в первой половине XIV в. в период правления Узбека и Джанибека. Ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды в 1312г. при хане Узбеке. 1389, 1391, 1395 гг. эмир Тимур предпринял завоевательные походы в Золотую Орду и нанес ей удар, от которого она уже не смогла оправиться. Причины ослабления Золотой Орды: 1.Завоевательные походы эмира Тимура. 2. Постоянные междоусобные войны за власть. 3.Народные восстания. 4. Стремление покоренных народов к независимости:

34. Политическая история и государственное устройство Ак-Орды. На территории Восточного Дешт-и-Кыпчака в 13-н.15 вв существовало государство Ак Орда. Политическую историю Ак орды можно разделить на три этапа: 1) 13-н.14 вв – длительная борьба ханов Ак Орды за освобождение Восточного-и-К из под власти Золотой Орды. 2) сер. 14в. – вмешательства ханов Ак Орды во внутренние дела Золотой Орды 3) конец 14 –н. 15 вв – борьба с агрессией Тимура и тимуридов. Официально первым ханом Ак Орды избран Сасы буга. При его сыне Ерзене в ак Орде происходит рост городов, торговли и ремесла. При хане Мубарак-хадже Ак Орде удалось порвать с номинальной зависимостью от Золотой Орды. Возвышение Ак Орды происходит при Урус хане. При нем ак Орда окончадельно отделилась от Золотой Орды. В 1375 году против Ак Орды начались походы ставленника Тимура Тохтамыха. В 70-80 е гг 14 века против Ак Орды Тимур предпринял около десятка грабительских походов. В результате захватнических войн Тимура и внутренних усобиц в конце 14 – н 15 вв Ак Орда значительно ослабла. В 20 е годы 14 века Ак Орда распалась на две части:Ханства Абулхаира и Ногайская Орда. Государственное устройство: Хан – титул правителя, из рода Орда Еджена. Территория разделилась на уделы. Удельные владетели – огланы. Беки, эмиры, бахадуры – титул крупной кочевой знати Население состояло из тюркоязычных племен: кыпчаки, найманы, уйсуни, аргыны, карлуки, кереиты, канглы, конграты, мангыты. В оседлых районах существовали формы условного землевладения и собственности. В кочевых районах частная собственность на скот и сосредоточнение в руках знати огромных стад, превращали знать фактически в собственника и пастбищных угодий, формально считавшихся общинными.

35. Могулистан: образование, тер-рия и этнический состав. Ослабление и распад государства. В результате распада государства Чагатаидов в Юго-Восточном Казахстане в середине 14 в. образовалось государство Могулистан. Основатель - Тоглук-Тимур (1347-1362). Территория - Семиречье, Восточный Туркестан и северо-восточная часть Средей Азии. Границы государства изменялись протяжении его существования Столица - Алмалык. Господствующем племенем в Могулистане были племена - дулаты. Эмир дулатов Пуладчи в 1347-1348 гг. поставил первым ханом нового государства Чагатаида Тоглук-Тимура. Население-тюркские и тюркозированные монгольские племена: дулаты, канглы, кереиты, уйсуны и др. Термин «Могулистан» образован от этнонима «могул», так произносился и писался в Средней Азии и Казахстане этноним "монгол». Политическая история Могулистана заполнена феодальны­ми нойнами, усобицами, отражением нападений со стороны Ти-мура и тимуридов. В первой половине XV в. усилилась фео-дальная раздробленность в государстве. Но при сыне Хызыр-Ходжа-хана Мухаммад-хане (1408 — 1416 гг.) Могулистан стал независимым от тимуридов, ему удалось освободить от их вла-сти земли в долинах Чу и Таласа. Известно, что при Есен-Буге в конце 50-х годов в Семире-чье откокочевала из Восточного Дешт-и-Кыпчака часть казахов во главе с султанами Джанибеком и Гиреем. Завершившийся про-формирования тюркизированных племен Семиречья в Казахский Старший жуз, а вместе с племенами всего Казахста-на - в казахскую народность, а также процесс консолидации племен Притяньшаня в киргизскую народность явился важным фактором постепенного обособления Юго-Восточного Казахста­на и Киргизии и распада Могулистана. Ослабление и распад Могулистана: а) раздробленность страны на уделы племенной знати; б) распри в династии Чагатаидов; в) внешние войны; г) недовольство народных масс постоянной нестабильностью, поборами, выливавшееся в кочевой среде в массовые откочевки; д) завершился процесс формирования тюркских и тюркизированных племен Семиречья в Старший жуз, вместе с племенами всего Каз в казахскую народность.В начале XVI в. государство Могулистан прекратил свое существование. С 60-х гг. XV в. племена Семиречье вошли в состав Казахского ханства.

36. Политическая история, этнический состав и система управления Ногайской Орды. Одним из крупных государственных объединений, возник­ших после распада Золотой Орды, была Ногайская Орда. Она занимала в 14-15 вв. часть тер Западного Каз. Первоначально, с конца 14 в., это объединение племен между Уралом и Волгой называлось «Мангытским юртом», по названию одного из наиболее крупных племен. Также входили племена: кыпчаки. Канглы, канграты, найманы, уйсуни, карлуки, ктай, аз, тама и др. Обособление Ногайской Орды как полунезависимого владения началось еще при Едыге, который был видным деятелем в Золотой Орде, фактичеси державшим в своих руках власть в ней около 15 лет (1396 - 1411 гг.). Он был убит в 1419 г. Окончательно Ногайская Орда обособилась к середине XV в., усилившись при сыне Едыге Нурад-Дине (1426 - 1440 гг.).В ногайском обществе XIV - XV вв. существовали ранне­феодальные отношения при сохранении патриархально-родово-го уклада. Во главе орд, улусов, аулов стояли князья, ханы, мурзы, султаны, бии. Эта степная аристократия распоряжалась ко­чевьями, пастбищами, хотя формально на них сохранялась родовая общинная собственность. В Ногайской Орде сложилась устойчивая система полити­ческой организации власти и управления. Князь в Орде имел наследственную военную, дипломатическую, административ­ную власть. Орда состояла из нескольких улусов, во главе кото­рых стояли мурзы, обладавшие порой неограниченной властью в своих владениях. Улусные рядовые кочевники-скотоводы обя­заны были кочевать со своими мурзами, вносить подать, являть­ся с оружием во время военных походов.В XVI в. устанавливаются торгово-экономические связи Но­гайской Орды с Русским государством. История Ногайской Ор­ды теснейшим образом связана с историей соседних ханств По­волжья и Сибири, Средней Азии и Казахстана. Ногайцы, ко­чевавшие от Эмбы до Сырдарьи, находились в постоянных кон­тактах с казахами. После присоединения Казанского и Астраханского ханств к России и в связи с междоусобицами среди ногайского правяще­го рода Ногайская Орда распалась на несколько самостоятель­ных орд. Часть ее населения на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов.

37. Политическая история государства кочевых узбеков.

. В 20-х гг. XV в. на степных просторах Казахстана образовалось ханство Абулхаира. Обособление его произошло в результате распада Ак Орды и усобиц Джучидов, которое завершилось гибелью Барака, хана Ак Орды и власть захватил потомок Шейбана, сын Давлат Шах-оглана 17-летний Абулхаир (1428-1468). Территория - от Яика (Урала) на западе до Балхаша на востоке, от низовьи Сырдарьи и Аральского моря на юге до среднего течения Тобола и Иртыша на севере. Столицы - Тура (1428-1430), Орда-Базар (1430-1446), Сыгнак (1446-1468). Этнический состав: кыпчаки, найманы, мангыты, карлуки, конграты, канглы, уйсуни, уйгуры и др.В исторических источниках конца XIV -первой половины XV вв. население ханство известно под общим этнонимом «узбеки», а ханство Абулхаира имело и другие названия -«Государство кочевых узбеков» или «Узбекское ханство».Для укрепления ханской власти и государства, а также в угоду поддерживающей его знати кочевых племен, Абулхаир вел завоевательные войны в ханстве и за его пределами:• в 30-е гг. XV в. Абулхаир вел военные действия против потомков Орда Еджена, побеждая их и захватывая новые земли. В результате Восточный Дешт-и-Кыпчак полностью перешел под власть Абулхаира. • Утвердив власть в степных районах, Абулхаир в угоду поддерживающей его кочевой знати стал совершать военные походы на южные области, с целью захвата и покорения новых земель. В 1430 г. Абулхаир хан захватил Хорезм, Орда-Базар, разграбил Ургенч. • В 1446 г. ему удалось отобрать у тимуридов и ак-ордынских ханов присырдарьинские города - Сыгнак, Сузак, Ак-курган, Узгенд, Аркук. Города он роздал в виде уделов поддерживающим его вождям племен. Это значительно укрепило авторитет Абулхаира среди кочевой знати.• В 50-е гг. XV в. Абулхаир-хан продолжает грабительские набеги на Самарканд и Бухару, вмешиваясь во внутренние усобицы тимуридов Мавераннахра. • В 1457 г. войско Абулхаира потерпело поражение от ойратов, вторгшихся в пределы Юго-Восточного и Южного Казахстана. В результате был подписан для Абулхаира унизительный договор, что привело к падению его авторитета.• В конце 50-х - начале 60-х гг. XV в. от ханство Абулхаира в Западный Могулистан откочевала часть племен во главе султанами Жанибеком и Кереем. В 1468 г. Абулхаир хан против них предпринял поход, но в пути заболев умер.• Преемник Абулхаира Шайх-Хайдар (1468-1470) был убит в междоусобной борьбе многочисленных Джучидов.• Внуку Абулхаира Мухаммеду Шейбане (1470-1510) пришлось вести долгую и упорную борьбу с казахскими ханами за власть в степи и в южных городах региона средней Сырдарьи и Каратау. В 1510 г. войско Мухаммеда Шейбаны потерпело поражение от войск казахов во главе с Касым ханом. Причины падения:а)отсутствие прочных связей между отдельными частями государства;б) постоянные династийные распри и усобцы за раздел территории; в) недовольство рядовых кочевников гнетом и откочевки их в другие регионы. С образованием Казахского ханства власть Шайбанидов из рода Абулхаира на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. Вся территория и население ханства вошли в состав Казахского ханства.

38. Генезис казахского народа: этнические корни, концепции.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюрских народностей региона Центральной Азии, составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков» тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, кереев, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на тери Каз. Можно выделить 3 основных периода генезиса казахского этноса: первый — охватывающий I тыс. до н, э.- первую половину I тыс. н. э.; второй — с середины I тыс. н. э. до XIII в.; третий — после монгольского нашествия (начало XIII в.). На первом этапе генезиса казахского народа устойчиво сохранялся на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, со временем подвергшийся изменению в сторону монголоидности.. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в Евразии связан с расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н.э. Не случайно, его выделяют как отдельный, решающий этап в образовании казахской народ­ности. На огромной территории в южном, юго-западном направ­лениях, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семи­речье, постепенно стали расселяться тюркские племена: буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеши, булак, карлук и другие, кото­рые стали смешиваться с потомками саков, сарматов, усуней, кангюев. Началась интенсивная тюркизация местного населения Казахстана, усилились этнические процессы. Однако дальнейшее поступательное развитие этнической консолидации населения было задержано монгольским нашест­вием, Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в ре­гионе было слишком много. Добавился новый этнический компонент-монгольские роды и племена-жалаиры, конграты, мангыты, барласы, байрины и т. д. существует две концепции образования казахской народности: 1 концепция: автохтонная, это концепция утверждает что в казахскую народность вошли племена проживавшие в сакский период(усуни, канглы, андроновские племена) 2 концепция: утверждает что основную роль сыграли не саки., а гунны.. Для изучения этногенеза ученые используют лингвистические и антропологические аспекты.

39. Казахские жузы. Жуз – историко-хозяйственный район сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Еще у древних и раннесредневековых племен Кз в силу естественного-географических и хозяйственных суловий обитания, вхождения в разные племенные оюзы и государства формируется три этно-культурных группы. До сих пор нет утвердившегося мнения о происхождение термина «жуз» т согласованности в определении времени появления казахских жузов. Три жуза: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. Старший жуз. Территория Южный и Юго-Восточный Казахстан (район Туркестана Семиречья). Основные племена: уйсуны. Дулаты, канглы, жалаиры, албаны, шапрашты и др. Средний жуз. Территория: Центральный, Северный, Восточный казахастан. Основные племена: аргыны, найманы, Кереи, Кыпчаки, Конураты, Уаки. Младший жуз. Территория:Западный Казахстан. Основные племена: Алимулы, байулы, Жетиру.в 17018 вв в состав трех жузов входило всего – 112 ро-племенных подразделений. Шакарим Кудайбердиев в своей книге «Родословие тюрков, казахов, и ханской династии», вышедшая в 1911 году приводит легенду, о том что, предком казахов является Алаш. От потомков трех сыновей Алаша появилась народность казахи. 1) Страший сын – Акарыс – Старший жуз. 2) Средний сын – Бекарыс- потомки Среднего жуза, 3) Младший сын – Жанарыс – потомки Младшего жуза.

40. Образование Казахского ханства. Борьба первых ханов казахского ханства а земли и города в конце XV- начале XVIвв. В середине XV в. существовавшие на территории Казахстана ханства Абулхаира и Могулистан пришли в упадок. Недовольство политикой хана Абулхаира и его ослабление после поражения от ойротов, послужило причиной перекочевки части казахского населения во главе с Джанибеком и Керем в Могулистан. Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств - ханства Абулхаира и Могулистана. А с именами ханов Джанибека и Керея связано основание Казахского ханства. Перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Кереем из Восточного Дешт-и Кыпчака в западное Семиречье, произошла в середине XV в. в период правления в Могулистане хана Есен-Буги. Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью не только укрепить свою власть в государстве, но и обеспечить безопасность своих границ, использовав их в борьбе с ханом Абулхаиром и ойратами. С этими целями Есен-Буга предоставил Джаныбеку и Керею свои северо-западные территории - долины Чу и Таласа. Казахское ханство в период образования занимало территорию долин Чу и Таласа. Об историческом положении в Семиречье и о процессе образования Казахского ханства пишет средневековый историк Мухаммад Хайдар. В своей книге Тарих-и-Рашиди Мухаммад Хайдар относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг. Джанибек и Керей являлись потомками Чингисхана, и каждый имел право занять ханский трон, но по праву старшенства трон занял Керей. В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея - Бурундук. Роды и племена, переселившиеся вместе с султанами Кереем и Джанибеком, называли узбек-казахами. Арабо-тюркский словарь XIII века слову казах придает значение - вольный. Основные события истории Казахского ханства в конце XV-начале XVI вв. происходили в регионе Сырдарьи. Главной причиной воин между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является борьба за города и зимние пастбища, и этот регион, для молодого государства имея первостепенное стратегическое и экономическое значение. Главными противниками казахских ханов в борьбе за присырдарьинские города и Дешт-и Кыпчак были шайбаниды - наследники хана Абулхаира. В начале XVI в., с укреплением Казахского ханства, шайбаниды с частью дешт-и-кыпчакских племен ушли в Мавераннахр. Здесь, в начале XVI в., шайбаниды одерживают победу над династией тимуридов и вытесняют их из Средней Азии. Основное напрвление политики первых казахских ханов – борьба за власть в степи. Противники казахских ханов – внуки Абулхаира Мухамед Шайбани и Махмудсултан., могульский хан Юнус и его сын султан саид. Союзники казахских ханов. – потомок Тимура Ахмад хан, Муса мырза. Основные районы борьбы - район Сырдарьи, Каратау, район Туркестана. Причины: экономическое и стратегическое значение региона, присырдарьинские города(т.к они яв-сь важными центрами торгово-экономических связей, превосходными крепостями, выдержавшие длительную осаду, административно-политические центы).

41. Касым хан. Возвышение ханства. Расширение территории Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти 16 века, в годы правления сына жанибека хана Касыма. Он приобрел известность еще во времена Бурундука. С началом его правления власть перешла к потомкам Жанибека. В период его правления численность населения Казахского ханства впервые достигла одного миллиона человек. Борьба за присоединение присырдарьинских городов была главным направлением внешней политики хана Касыма Внешняя политика: 1) в 1510 году под Сыгнаком Мухаммед Шайбани потерпел сокрушительнай разгром от войск Касым хана. В к 1510 г в битве с шахом Ирана Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане, под Мервом. Таким образом, Касым хан завершил длительную борьбу между казахскими ханами и шайбанидами и окончательно присоединил Восточный Дешт-и Кыпчак к казахскому ханству. 2) для закрепления на Сырдарье Касым выгодно использовал политическую ситуацию в Средней Азии, где борьба шайбанидов с тимуридом Мухаммад Бабуром создавала в Туркетане нестабильную ситуацию. При Касым хане границы Казахского ханства на западе расширились до бассейна реки Урал, на севере и северо-востоке простирались за озером Балхаш. Таким образом, в период прав­ления хана Касыма формируется единая этническая территория казахов и впервые после монгольского завоевания почти все казахские племена были объединены в одном государстве. В период его правления Казахское ханство как независимое государство стало известно в Европе и Азии. В начальный период образования Казахского ханства политическим центром государства и столицей становится город Сыгнак. Внутренняя политика: 1) Касым хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории. 2) впервые после монгольского завоевания Кз были объединены в одно государство почти все казахские роды и племена. 3) развитие торговых отношений с соседними странами.4) Касым хан собрав и систематизировав обычное право казахов первым издал свод законов «Касым ханын каска жолы» (Светлая дорога хана Касыма).

42. Казахское ханство во второй половине XVI в. Правление Хак-Назара. Сын Касым-хана Хакназар продолжил политику отца, попытавшись укрепить Казахское ханство. Источники называют Хакназара - «ханом казахов и кыргызов». Основная цель политики - восстановление право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Основные направления политики:а) на юго-востоке - в союзе с кыргызами воевали против могулов и ойратов;б) на западе - взаимоотношения с ногайцами, башкирами, татарами:в) на севере - борьба с Сибирским ханом Кучумом в союзе с узбеками.• С конца 50-х гг. XVI в. Казахское ханство представляло серьезную угрозу для ногаев, сибирского ханства и среднеазиатских ханств. Так, английский купец А.Дженкннсон, посетивший в 1558-1559 гг. Среднюю Азию отзывался о казахах, как о весьма сильным и многочисленном народе.• Хакназар вел борьбу против ойратов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстояв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья;• Для противостояния Сибирскому хану Кучуму Хакназар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом.• К границам казахских степей приблизилось Русское государство, завоевав Казанское. Астраханское и затем Сибирское ханства. Хакк-Назар развивал политические и торговые связи с Русским государством. В казахскую степь прибывали русские посольства:1. 1569 г. - посольства Семена Мальцева; 2.1573 г.- посольство Третьяка Чебукова.• В казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары. Хакназару удалось присоединить территорию по левой стороне Яика и ногайцы принявшие власть казахского хана, затем растворились в составе Младшего жуза. На Сырдарье появились -каракалпаки.• В Семиречье казахов теснили ойраты. На короткое время Хакназар контролировал лишь территории к югу от Улутау, на Сарысу, в Северном Приаралье, Каратау, Западное Семиречье. Границы ханства менялись в основном от внешнеполитических обстоятельств.• На юге Хакк-Назар попытался раздвинуть свои владения в поисках выхода к торгово-рсмесленным и земледельческим центрам. Но вскоре Хакназар хан погиб.

43. Вклад русских ученых в изучение Казахстана (XVII- XIXвв) В конце XVII — начале XVIII века учёные России и ряда стран Европы начали исследовать территории Казахстана, изучать историю, культуру, быт и обычаи его населения. Большим вкладом в развитие экономики и культуры казахского народа явились исследования русских ученых, принимавших участие в научных экспедициях на территории Казахстана. Русские ученые составили геологические и климатические, а также карты Каспийского и Аральского морей. Они опровергли существовавшее до того времени мнение о впадении Амударьи в Каспийское море.Большую роль в изучении Казахстана сыграло Русское географическое общество, образованное в 1845 году. По существу оно явилось первой базой научно-исследовательской работы в Казахстане, положившей начало его разностороннему изучению и систематическим публикациям о нем, которые привлекли внимание передовой общественности России. Крупным итогом изучения Казахстана русскими учеными и первый фундаментальным трудом по истории казахов явилась книга А.И.Левшина, которого Валиханов назвал Геродотом казахского народа, а его монографию оценил как бесценное научное достояние, «Описание киргаз-казачьих или киргиз-кайсацких Орд и Степей» в 3 частях.Одним из первых был русский картограф С. У. Ремезов. После присоединения Казахстана к России научные исследования проводились более широко и интенсивно. Российская академия наук организовала в 1733 году экспедицию для изучения географии, геологии и этнографии Казахстана. С 1733 по 1771 в Казахстане побывали многие учёные академии: С. П. Крашенинников, И. Г. Гмелин, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, И. П. Фальк, П. И. Рычков и др. Присоединение Казахстана к России способствовало развитию здесь и русского образования, которое берет свое начало с созданных в Оренбурге, Омске, Уральске и других городах русских школ. В этих школах обучались дети городских жителей и казачеств. Первая школа стала функционировать с 1761 года на Змеиногорском свинцово-цинковом руднике. Вторая половина XIX века отмечается ускоренным освоением вошедших в состав России национальных районов, в том числе Казахстана. В край приезжают ученые и путешественники для изучение его географии, истории, экономики, этнографии, минеральных ресурсов. Вклад в науку Казахстана сделали российские и казахские учёные-востоковеды: П. П. Семёнов-Тянь-Шаньский, Н. П. Рычков, П. М. Мелиоранский, В. В. Радлов, В. В. Бартольд, А. А. Диваев, Ш. Ч. Уалиханов, А. Кунанбаев, Ы. Алтынсарин и другие. Крупный вклад в изучение Казахстана внес один из талантливых географов России прошлого столетия Н.А. Северцов (1827 - 1885). Он организовал в Казахский край и Среднюю Азию семь экспедиций, исследовал Арало-Каспийскую низменность, хребты Мугоджар, плато Устюрта, Заилийский Алатау и его регионы, собрал большую коллекцию фауны, флоры, геологического материала. Много сделал для изучения Казахстана известный русский географ и путешественник И.В. Мушкетов (1850 - 1902). Результатом его деятельности явился капитальный труд под названием «Туркестан», в котором на основании материалов экспедиций

44. Социальные группы и категории казахском обществе в в XVI- XVIIвв На вершине социальной пирамиды находился хан – верховный избираемый правитель. Существовала преемственность ханской власти со времени первых казахских ханов, хотя строго порядка наследования не было. Полномочия хана ограничивались гражданскими, административными и военными делами, не затрагивая религиозных; хан имел право судить и наказывать за преступления представителей знати, устанавливал обложение податями, собирал военные ополчения. На действия хана оказывали влияние не только его приближенные, но и совет старейшин (биев). Хан мог быть избран только из числа султанов. Высший слой феодальной аристократии представляли султаны. На этот титул имели право потомки Чингисхана. Каждый султан-чингизид имел право на улус (определенное количество родов и племен) и юрт (территориальный удел, землю для пастбищ). Хану приходилось делить свою власть с султанами. Султанам в их владения принадлежала вся полнота административной и судебной власти. Они были освобождены от несения всяческих повинностей. Султаны не могли подвергаться телесному наказанию и не подлежали суду биев. Немалую роль в казахском обществе играли бии. Влияние биев определялось как многочисленностью и силою, так и древностью происхождения и старшинством возглавляемых ими родов. Во время военных походов бии нередко предводительствовали ополчениям, в пределах подвластных им родов они осуществляли административную и судебную власть.Значительную часть городской верхушки, наряду с мусульманским духовенством, составляли представители военно-феодальной знати и гражданской администрации. В числе представителей центральной и местной администрации городов и вилайетов на юге Казахстана в источниках называли различные должностные лица: вазиры (наместники), хакимы (правители областей) и др. Все они либо получали содержание за счет собранных с начеления налогов, либо владели земельными участками на правах условного пожалования за службу. Имели они также и земли на правах частной собственности (мильк). На одном уровне с чингизидами находились ишаны, имамы, хаджи и саиды В XVI-XVII веках социальный состав представлял собой классовую структуру феодального общества Казахское ханство делилось на два класса - класс феодалов (белая кость) (ханы, султаны, бии, баи, большая часть батыров) и и класс эксплуатируемого феодально-зависимого крестьянства -кочевники - шаруа (черная кость).. Особую социальную группу составляли рабы (кулы).Рядовые скотоводы и земледельцы были обязаны ежегодно отдавать ханам и султанам двадцатую часть своего имущества в виде скота, продуктов питания, обеспечивать войска снаряжением и продовольствием. Переход между категориями ак суйек и кара суйек был невозможен, а вот переход между категориями внутри группы кара суйек часто зависел от личных качеств человека и открывал дорогу наиболее талантливым организаторам, хозяйственникам, ораторам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: