Глава 2. Обособленные подразделения организации

2.1. Краткая характеристика

основных организационно-правовых форм организаций

В Российской Федерации организации могут создаваться в следующих основных организационно-правовых формах:

- общество с ограниченной ответственностью;

- закрытое акционерное общество;

- открытое акционерное общество.

Несколько особняком стоит такая организационно-правовая форма, как производственный кооператив.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может быть создано как юридическими, так и физическими лицами. Количество участников не должно превышать 50 человек, минимальный размер уставного капитала - 10 000 руб.

Участники общества не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков в связи с деятельностью общества в пределах стоимости долей, принадлежащих им в уставном капитале.

Высшим органом управления в обществе является общее собрание участников либо единственный участник. Общее собрание решает важнейшие вопросы деятельности компании (например, о реорганизации, назначении нового генерального директора и т.д.).

Генеральный директор действует от имени ООО без доверенности, занимается вопросами его текущей деятельности, осуществляет иные полномочия в соответствии с уставом.

Коллегиальный исполнительный орган создается, если это предусмотрено уставом ООО. Он осуществляет руководство текущей деятельностью общества только наряду с генеральным директором.

Акционерное общество (АО) может быть создано юридическими и физическими лицами. Не допускается создание АО, имеющего в качестве единственного акционера другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Российским законодательством предусматриваются два вида акционерных обществ - открытые и закрытые. Число акционеров закрытого АО не может превышать 50 человек. Число акционеров открытого акционерного общества не ограничено. Акционеры ЗАО имеют преимущественные права на покупку акций других участников. Акционеры ОАО могут свободно продавать свои акции. Размер уставного капитала ЗАО должен быть не менее 10 000 руб., а ОАО - не менее 100 000 руб.

Акционерное общество обязано вести и хранить реестр акционеров. Если число акционеров меньше 50, общество вправе вести реестр самостоятельно. Если акционеров больше 50, ведение и хранение реестра должно быть передано специальному регистратору.

Акции бывают обыкновенными и привилегированными. Обладатели последних не могут голосовать на общем собрании акционеров, но имеют право на получение дивидендов.

Ответственность акционеров по долгам АО по общему правилу ограничивается размером стоимости принадлежащих акционерам акций.

АО имеет следующую структуру управления:

- общее собрание акционеров (единственный акционер) - высший орган управления в акционерном обществе - принимает решения по важнейшим вопросам его деятельности;

- совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества и обладает иными полномочиями (согласно уставу). Совет директоров подлежит обязательному образованию, если число акционеров - владельцев голосующих акций превышает 50 человек;

- генеральный директор (единоличный исполнительный орган) ответственен за текущую деятельность общества;

- коллегиальный исполнительный орган может быть создан наряду с единоличным исполнительным органом. Его полномочия определяются уставом АО.

Производственный кооператив представляет собой объединение физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, достигших 16 лет) и юридических (если это предусмотрено уставом кооператива) на добровольных началах для осуществления совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии членов и объединении его членами имущественных паевых взносов.

Число членов производственного кооператива не может быть менее пяти человек. Число членов кооператива, не принимающих личное трудовое участие в его деятельности, не может превышать 25%.

Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по долгам кооператива в порядке, установленном его уставом.

Высшим органом управления производственного кооператива является общее собрание, исполнительным органом - правление и (или) председатель. Правление образуется в случае, когда число членов кооператива превышает 10 человек. В органах управления кооперативом могут быть только его члены.

2.2. Понятие обособленного подразделения организации

Согласно ст. 11 НК РФ обособленным называется любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

Рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца. Рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, прямо или косвенно контролируемое работодателем (ст. 11 НК РФ).

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. ГК РФ устанавливает понятие филиала и представительства российской организации. Согласно ст. 55 представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту. Как видно из этого определения, функции представительства достаточно ограничены. Филиал - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом (например, акционерным обществом) и действуют на основании утвержденных им положений. Причем имущество может учитываться как на отдельном балансе филиала (представительства), так и на балансе общества (п. 4 ст. 5 Закона N 208-ФЗ).

Филиал или представительство действуют на основании утвержденных положений о них. В этом заключается их отличие от обычного обособленного подразделения. Создавая филиал или представительство, юридическое лицо должно соблюсти корпоративные процедуры, установленные его уставом для организации соответствующего подразделения.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. При подготовке доверенности необходимо решить следующий вопрос: должна она быть типовой для всех директоров или ее содержание зависит от полноты полномочий, которыми наделяется руководитель конкретного филиала?

В доверенности организация определяет круг полномочий руководителя филиала. В частности, если планируется создание крупного филиала с большим количеством сотрудников, целесообразно предоставить директору филиала полномочия работодателя.

Иногда бывает полезно передать часть полномочий центрального офиса региональным руководителям. Например, для производств с опасными и вредными условиями труда целесообразно наделить руководителя филиала правами и обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий труда. В случае возникновения какой-либо проблемы на производстве ответственность будет нести руководитель филиала, а не генеральный директор предприятия.

Статья 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов:

- на граждан - в размере от 2000 до 3000 руб.;

- на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

- на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц - в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;

- на юридических лиц - от 500 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Под грубым понимается нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

В организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, под должностным понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также выполняющее в ней организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Организуя филиалы в различных субъектах РФ, организации необходимо учитывать региональное законодательство. Это касается как налогового, так и иных отраслей права. При возникновении судебных споров необходимо учитывать постановления суда кассационной инстанции, сфера полномочий которого распространяется на соответствующий субъект РФ.

Организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

1) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях, внесенных в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о них:

- в течение месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

- в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

2) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

- в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

- в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

2.3. Статус обособленных подразделений

в налоговых правоотношениях

Филиалы, иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 19).

Постановка организации на учет в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения головной организации, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, расположенного на территории России (ст. 83 НК РФ). Налоговый орган обязан поставить на учет организацию по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) в течение пяти рабочих дней со дня получения от нее сообщения, которое организация представляет (направляет) в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Постановка на учет в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через обособленные подразделения осуществляется на основании ее заявления. Указанное заявление иностранная организация подает в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории нашей страны. Вместе с заявлением в налоговый орган представляются документы, необходимые для постановки на учет иностранной организации в налоговом органе. Их перечень приведен в Приказе Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом в налоговый орган (российской организацией - по месту ее нахождения, иностранной - в налоговый орган по ее выбору). В течение пяти рабочих дней со дня получения от российской организации сообщения (от иностранной организации - заявления) налоговый орган обязан выдать российской организации уведомление о постановке на учет, а иностранной организации - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Изменения в сведениях об обособленных подразделениях (за исключением филиалов и представительств) российских организаций подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений на основании сообщений, представляемых (направляемых) российской организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Изменения в сведениях об иностранных организациях (в т.ч. их филиалах, представительствах, иных обособленных подразделениях, за исключением отделений) учитываются налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления иностранной организации по форме N 11ИС-Учет, утв. Приказом ФНС России от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@. Одновременно с подачей заявления иностранная организация представляет документы, необходимые для учета указанных сведений в налоговом органе, перечень которых утв. Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

Заявление о постановке организации на учет в налоговом органе, уведомление о выборе налогового органа для постановки организации на учет по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений могут быть представлены организацией в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанное заявление (уведомление) передано в налоговый орган в электронном виде, оно должно быть заверено электронной цифровой подписью представляющего его лица или его представителя. Форма уведомления, запроса в налоговый орган в электронном виде, утверждена Приказом Минфина России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@.

Понятие муниципального образования содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ст. 2 этого Закона муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Более точное определение муниципального образования в конкретном регионе дается, как правило, в законе соответствующего субъекта РФ. Например, ст. 2 Закона Республики Бурятия от 07.12.2004 N 896-III "О местном самоуправлении" признает территориями местного самоуправления территории муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Статья 82.1 Устава (Основного закона) Орловской области от 26.02.1996 N 7-ОЗ установила: местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях. Муниципальными образованиями в области являются сельское, городское поселения, муниципальный район, городской округ.

Особенности регистрации обособленных подразделений в городах федерального значения. Подлежат ли постановке на учет обособленные подразделения организации, открытые в разных районах г. Москвы?

На Москву и Санкт-Петербург как города федерального значения распространяются общие нормы ст. 83 НК РФ о необходимости регистрации обособленных подразделений, расположенных в различных муниципальных образованиях. Местное самоуправление в Москве осуществляется на территориях внутригородских муниципальных образований. Основы местного самоуправления в городе установлены Законом г. Москвы от 06.11.2002 N 56. Согласно этому Закону местное самоуправление в Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях (муниципальных округах, городских округах, поселениях). В законах и иных правовых актах г. Москвы слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Полный перечень муниципальных образований с описанием их границ установлен Законом г. Москвы от 15.10.2003 N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве".

Таким образом, регистрация обособленных подразделений организации, открываемых в различных районах г. Москвы, представляется обязательной.

Регистрация контрольно-кассовой техники в городах федерального значения. Должны ли организации, имеющие обособленные подразделения (например, торговые точки) в разных районах Москвы, регистрировать контрольно-кассовую технику (ККТ) в налоговом органе по месту нахождения каждого подразделения?

Согласно п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением пользователя, регистрируется в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения. Организации и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за неприменение ККТ. Неприменением ККТ согласно ст. 14.5 КоАП РФ, ст. ст. 3 - 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ и п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 считается, в частности, использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах. Использование ККТ, зарегистрированной не в установленном законодательством порядке, может привести к риску привлечения организации к административной ответственности.

2.4. Документы, необходимые для постановки

обособленного подразделения на учет

Чтобы встать на учет по месту нахождения обособленного подразделения, организация должна подать в налоговый орган по месту его нахождения пакет документов, куда входят:

- заявление о постановке на учет;

- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения;

- копии заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Организации, планирующие открытие обособленных подразделений (особенно филиалов и представительств), должны своевременно провести корпоративные процедуры в соответствии со своими уставами, необходимые для открытия соответствующих подразделений, а также перерегистрировать свои уставы.

Последняя процедура зависит от налоговых органов и занимает определенное время.

2.5. Основания для постановки организации

на учет вне места ее нахождения

Организация подлежит постановке на налоговый учет не только по месту ее нахождения и месту нахождения ее обособленных подразделений, но и по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств. Организация ставится на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Основанием для постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств организации являются сведения, сообщаемые в налоговый орган органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Местом нахождения имущества с точки зрения постановки его на учет признается:

- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при их отсутствии - место нахождения собственника имущества;

- для прочих транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника имущества;

- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки имущества на учет решение принимает налоговый орган на основе представленных налогоплательщиком данных.

Постановка на учет в случае изменения места нахождения организации. В случаях изменения места нахождения организации (места нахождения ее обособленного подразделения) организация снимается с учета налоговым органом, где она состояла на учете. Налоговый орган снимает с учета:

- российскую организацию по месту ее нахождения, а также по месту нахождения ее обособленного подразделения - в течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения, представляемого (направляемого) этой организацией;

- иностранную организацию по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через обособленное подразделение - в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления от организации (если иное не предусмотрено НК РФ).

Постановка организации на учет в налоговом органе по новому месту ее нахождения (новому месту нахождения ее обособленного подразделения) осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту их нахождения.

В случае ликвидации или реорганизации организации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Если российская организация прекращает деятельность через филиал (представительство), налоговый орган по месту нахождения этого филиала (представительства) снимает организацию с учета на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). Если российская организация закрывает иное обособленное подразделение, снятие ее с учета осуществляет налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения на основании полученного от российской организации сообщения в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ. Аналогичный порядок применяется при закрытии иностранной организацией своего обособленного подразделения на основании ее заявления. Снятие с учета производится налоговым органом в течение 10 дней со дня получения сообщения российской организации (заявления иностранной организации), но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации (в случае ее проведения).

2.6. Налоговые проверки организаций,

имеющих обособленные подразделения

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в акте помимо наименования организации должны быть указаны полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения. Одновременно могут быть назначены выездные налоговые проверки головной организации и ее филиала (представительства). Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств может быть проведена только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов (п. 7 ст. 89 НК РФ, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.04.2009 по делу N А56-27517/2008).

Налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных проверок в течение одного календарного года.

По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может продолжаться более двух месяцев. При наличии у организации обособленного подразделения этот срок может быть увеличен до четырех месяцев при условии, что доля налогов, приходящаяся на данное обособленное подразделение, составляет не менее 50% общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленного подразделения составляет не менее 50% общей стоимости имущества организации (Приказ ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@).

Обратите внимание! В данном Приказе речь идет о проверке любого обособленного подразделения организации, а не только ее филиала или представительства.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств ее срок не может превышать один месяц. Руководитель налогового органа (его заместитель) вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

- истребования документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

- проведения экспертиз;

- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по первому из указанных выше оснований возможно не более одного раза по каждому лицу, у кого истребуются документы. Практически это означает, что срок приостановления проверки по каждому контрагенту может быть продлен на месяц, но не более чем на шесть месяцев. Если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления проверки может быть увеличен еще на три месяца.

Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Срок представления документов по требованию в налоговый орган при проведении проверки - 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93).

Направление налоговым органом требований об уплате задолженности по налогам и иных документов по фактическому месту нахождения обособленного подразделения (вместо головного офиса) признается судами нарушением налогового законодательства (см., например, Определение ВАС РФ от 29.02.2008 N 2986/08).

2.7. Возложение на обособленное подразделение

обязанности по уплате налогов

На обособленное подразделение организации может быть возложена обязанность по уплате налогов.

НДС. Иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета которого в налоговом органе они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог по операциям всех находящихся на территории России обособленных подразделений. О своем выборе они уведомляют в письменной форме налоговые органы по месту нахождения своих обособленных подразделений на территории нашей страны.

Акцизы. При совершении операций с подакцизными товарами налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения.

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Это положение законодательства налагает на организацию обязанность так организовать процесс своего налогового и бухгалтерского учета, чтобы все документы, необходимые для исчисления налогов, были в срок представлены в головную организацию.

Налог на прибыль. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, производится организациями по месту их нахождения, а также по месту нахождения каждого из их обособленных подразделений. Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, рассчитывается исходя из доли прибыли, приходящейся на это подразделение. Доля прибыли обособленного подразделения определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик имеет на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, прибыль по каждому из них он может не распределять. Сумма налога, уплачиваемая в бюджет субъекта РФ, в этом случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей всех обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта. Налогоплательщик самостоятельно выбирает обособленное подразделение, через которое он будет уплачивать налоги в бюджет субъекта РФ, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, где он состоит на учете по месту нахождения обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество обособленных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

Суммы авансовых платежей, а также налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы субъекта РФ, где они созданы, о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет данного субъекта.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. По истечении отчетного (налогового) периода организация обязана представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации. Эта обязанность не зависит от наличия у организации обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по нему, особенностей исчисления и уплаты налога.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением сумм налога на прибыль по обособленным подразделениям.

Налог на имущество. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по нему) по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на балансе каждого из них. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, где расположены обособленные подразделения, и налоговой базы, исчисленной в отношении каждого обособленного подразделения. Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении:

- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

- имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", а также имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Организация обязана по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

- по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);

- по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.

Налог на доходы физических лиц. Обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.

Российские организации, имеющие обособленные подразделения, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, также признаются налоговыми агентами. Они обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Если обособленное подразделение не имеет отдельного баланса и расчетного счета, налог с доходов его работников удерживает головная организация. Сумму налога она перечисляет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (Письма Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127, ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132).

В платежном поручении на уплату НДФЛ указываются присвоенный обособленному подразделению при постановке на налоговый учет КПП и соответствующий код ОКАТО муниципального образования, в чей бюджет перечисляется налог (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 24.01.2008 N 28-11/006047). В таком случае головная организация тоже ведет учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и по обособленному подразделению.

Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет, с которого производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен организацией представлять по доверенности ее интересы в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, оно исполняет обязанности налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых своим сотрудникам. Такое подразделение исчисляет НДФЛ, удерживает его из доходов работников и перечисляет в бюджет по месту своего учета (см. Письма Минфина России от 16.07.2008 N 03-04-06-01/210, от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2). Сведения о доходах физических лиц представляются:

- в отношении работников головной организации - в налоговый орган по месту ее нахождения;

- в отношении работников обособленного подразделения - в налоговый орган по месту его нахождения (см. Письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-04-06-01/26).

Обособленное подразделение не может быть привлечено к налоговой ответственности. Ответственность за нарушение налогового законодательства обособленным подразделением несет головная организация в соответствии со ст. 107 НК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: