Показатели концентрации фирм на отраслевом рынке

1. Индекс концентрации – измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке: где Yi – размер фирмы, k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

- Достоинство показателя в том что, он измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Возможность выбрать интересующие исследователя фирмы локального рынка - еще одно достоинство этого показателя.
- Недостаток индекса: он не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Таким образом, субъективизм исследователя способен существенно исказить результаты расчётов.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана – определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

Он принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только 1 фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Значение этого индекса прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

где - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный, n – число фирм на рынке.

Индекс HHI предполагает наличие данных обо всех фирмах, работающих на рынке, что часто затруднительно бывает получить.

3. Индекс энтропии – показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ее величины: Чем выше его значение, тем ниже концентрация продавцов на рынке.

Для сравнения показателей на разных рынках часто используют относительный показатель энтропии:
4. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей: и. Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл – неравномерности распределения долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.


7. Рыночная власть фирмы на отраслевом рынке. Показатели рыночной власти.

Фирма обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска.
Условиями, определяющими возникновение монополь­ной власти и поддерживающими ее, являются:

1) произ­водство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего ка­чества, что позволяет монополии контролировать значи­тельную часть продукции своей отрасли на рынке, зачас­тую даже не представляя собой крупную фирму;
2) соб­ственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспро­изводимые ресурсы), выгодное местоположение;
3) укруп­нение предприятия до определенной (оптимальной) вели­чины, обеспечивающей экономию на масштабах производ­ства и контроль на рынке;
4) создание объединений;
5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства;
6) обладание патентами, авторски­ми правами, лицензиями.

Подход к вычислению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции. Результатом осуществления монопольной власти фирм служит полученная ею прибыль. Ее величина служит основным свидетельством рыночного влияния. Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели:

1. Коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли) – показывает экономическую прибыль на 1 рубль собственного инвестированного капитала:

.
В условиях конкуренции на товарном рынке и эффективного финансового рынка норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Если норма прибыли превосходит конкурентную, то этот вид инвестирования является предпочтительным, или рынок не свободно конкурентным.

При вычислении и использовании нормы экономической прибыли возникает ряд трудностей, связанных с такими факторами, как:
1) оценка стоимости капитала и величины амортизации – часто для прикладных расчетов используют не экономические, а бухгалтерские величины;
2) оценка расходов на нематериальные активы – они затрачиваются в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет;
3) учет риска – различия в нормах могут вызываться разной степенью рискованности проектов в разных отраслях.

2. Коэффициент Лернера – позволяет избежать трудностей,
связанных с подсчетом нормы доходности:, где МС – предельные издержки, Ed – ценовая эластичность спроса. Коэффициент принимает значения от нуля (на рынке совершенной конкуренции) до единицы (для чистой монополии с нулевыми издержками).
Сложность вычисления коэффициента связана с тем, что информацию о предельных издержках довольно сложно получить.

3. Коэффициент Тобина – связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций) с восстановительной стоимостью е активов:, где Р – рыночная стоимость активов фирмы; С – восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам. Если коэффициент больше 1, то полученная или ожидаемая экономическая прибыль положительна. Преимущество коэффициента в том, что он позволяет избежать проблемы оценки нормы доходности и предельных издержек для отрасли.

4. Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низ­кое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязан­ных рынках или сегментах одного и того же рынка. Однако сам по себе показатель перекрестной эластичности остаточ­ного спроса не может служить показателем монопольной власти, так как его величина зависит от двух факторов, оказывающих противополож­ное влияние на монопольную власть: от числа фирм на рынке и от уров­ня заменяемости товара рассматриваемого продавца и товаров других фирм. Увеличение числа фирм на рынке приводит к снижению их взаи­мозависимости и соответствующему снижению показателя перекрестной эластичности остаточного спроса. На рынке совершенной конкуренции эластичность остаточного спроса на товар фирмы стремится к нулю. По определению чистой монополии, фирма не должна иметь близких заменителей, следовательно, для монополии показатель эластичности остаточного спро­са (совпадающего с рыночным спросом) также будет стремиться к нулю. Кроме того, влияние ценовой политики других фирм на рынке на объем продаж рассматриваемой фирмы зависит от ограниченности мощ­ности других фирм, от того, насколько они смогут в действительности увеличить объем собственных продаж и тем самым снизить долю рынка нашей фирмы.

Для преодоления этой проблемы Папандреу предло­жил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент. Формула коэффициента проникновения (показателя монопольной власти Папандреу):
, где
Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью
Pj - цена конкурента
- коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены. Он изменяется от нуля до единицы.

Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монополь­ной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль). Выражение


отражает перекрестную эластичность спро­са на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности пере­ключения спроса потребителей на товар конкурентов. Сомножитель характеризует, в свою очередь, способность конкурентов воспользовать­ся увеличением спроса на их продукцию. Чем ниже любой из сомножи­телей, тем выше монопольная власть фирмы.


8. Барьеры входа-выхода и структура отраслевого рынка

Барьеры входа – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, стремящиеся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.

Барьеры входа являются важнейшими характеристиками структуры отраслевого рынка, ослабляющими действие конкурентного механизма и ведущими к усилению у действующих фирм монопольной власти, что, в свою очередь, ведет к росту степени концентрации производства.

Как правило, барьеры входа приводят к необходимости фирмам, пытающимся проникнуть на рынок, осуществлять безвозвратные издержки, связанные их преодолением. Поэтому фирма, входящая на рынок, всегда соизмеряет доход (или иные выгоды), которые она может получить от доступа на данный рынок, и издержки, которые она вынуждена будет понести для преодоления барьеров входа. В этой связи выделяют следующие три типа отраслевых рынков:

1) рынки с блокированным входом, когда барьеры входа являются непреодолимыми ни при каких издержках, или когда выгоды от проникновения на рынок не оправдывают издержки, которые требуется понести (примером могут выступать рынки естественных монополий);

2) рынки с удержанным входом, когда выгоды, получаемые фирмой от проникновения на данный рынок, перевешивают издержки, связанные с преодолением барьеров (большинство рынков относится именно к этому типу);

3) рынки с открытым входом, когда фирма не несет никаких издержек или затруднений, связанных с проникновением на рынок (на практике, ситуации, когда фирма не несет абсолютно никаких затрат при проникновении на рынок, крайне редки.

В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров входа, принято выделять:

1) стратегические (субъективные) барьеры входа, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);

2) нестратегические (объективные) барьеры входа, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.


9-10. Нестратегические и стратегические барьеры входа фирм на отраслевой рынок

В силу того что уже действующим компаниям невыгодно, чтобы конкуренция на рынке их продукции усиливалась, они могут препятствовать входу новых фирм, что ведет к возникновению стратегических барьеров входа.

Стратегические барьеры можно сгруппировать в зависимости от методов, реализованных в стратегии уже действующих на рынке компаний по недопущению новых:

1) получение вертикального контроля (заключение долгосрочных или эксклюзивных контрактов на поставку дефицитного сырья и материалов или на реализацию продукции через сбытовые сети);

2) увеличение минимального эффективного выпуска (увеличение расходов на рекламу и инновации);

3) создание правовых препятствий для начала бизнеса в данной отрасли (лоббирование лицензирования деятельности; создание отраслевых ассоциаций, устанавливающих стандарты качества; патентование продукции);

4) проведение хищнического ценообразования, предполагающего поддержание избыточных мощностей и существенное снижение цен в случае попыток входа новых фирм на рынок.

Так как создание стратегических барьеров ограничивает вход на рынок новых фирм, которые потенциально могли бы эффективно на нем функционировать, то их установление, как правило, негативно влияет на эффективность отраслевого рынка и поэтому должно тщательно отслеживаться антимонопольными органами.

Помимо реализации фирмами методов по предотвращению проникновения на рынок новых фирм, существуют и объективные факторы, затрудняющие новым компаниями вход на рынок. Основные факторы, определяющие наличие на рынке нестратегических барьеров входа, могут быть разделены на следующие группы:

1) технологические барьеры:

- значительная положительная отдача от масштаба производства;

- наличие нескольких стадий производства, что обуславливает стимулы к вертикальной интеграции фирм;

- многопродуктовость (возможность выпуска разных видов продукции или диверсификации деятельности);

2) барьеры, связанные с особенностями спроса на продукцию:

- дифференциация продукции;

- низкая эластичность и низкие темпы роста спроса;

3) административные барьеры, включая квоты и пошлины, ограничивающие появление иностранных фирм на рынке;

4) институциональные барьеры:

- несовершенство законодательства;

- неразвитость инфраструктуры рынка;

- необходимость лицензирования вида деятельности и т.д.

5) сезонность спроса или цикличность производства, ведущие к неравномерности поступления денежных потоков и вынуждающие диверсифицировать деятельность, что несет дополнительные затраты.

Действие технологических барьеров обусловлено большей эффективностью уже действующих на рынке фирм, по сравнению с новичками. Так, значительная положительная отдача от масштаба производства приводит к более низким удельным затратам на производство продукции у фирм-старожилов, вследствие чего фирмы-новички должны существенно нарастить объемы производства, чтобы выйти на нормальный уровень рентабельности своей деятельности. В силу того, что продукция фирмы-новичка малознакома рынку, рост ее объемов производства до прибыльного уровня потребует длительного времени, на протяжении которого фирма будет получать отрицательную экономическую прибыль, или значительных затрат, связанных с продвижением продукции. При этом необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста спроса на целевом рынке, для наращивания объемов производства новичку придется отвоевывать доли фирм-старожилов, что будет приводить к ответным мерам со стороны последних и существенно затруднять задачу роста объемов производства.

Для характеристики величины барьеров входа, обусловленных положительной отдачей от масштаба производства, используют два показателя:

1. минимальный эффективный выпуск;

2. показатель преимущества в издержках.

Минимальный эффективный выпуск (МЭВ) – это такой объем производства продукции, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, а фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. Чем больше МЭВ, тем сложнее новым фирмам будет сравняться по рентабельности с уже действующими на рынке фирмами.

Показатель преимущества в издержках определяется как отношение величины добавленной стоимости в среднем на одного занятого на крупных предприятиях, действующих на отраслевом рынке, к величине добавленной стоимости в среднем на одного занятого на мелких предприятиях. Считается, что положительная отдача от масштаба производства вызывает значительные барьеры входа в случае, если данный показатель превышает 1,25.

Следующим фактором, вызывающим технологические барьеры входа, является наличие многостадийности процесса производства, что создает стимулы к вертикальной интеграции.

Вертикальная интеграция – это объединение в единый производственный цикл в рамках одного предприятия нескольких стадий производственного процесса. С точки зрения объединяемых стадий выделяют следующие виды вертикальной интеграции:

1) полная вертикальная интеграция – ситуация когда все стадии производственного процесса объединены в единый цикл на одном предприятии;

2) неполная вертикальная интеграция – ситуация, когда только часть стадий производственного процесса объединена в единый цикл на одном предприятии, а продукция, производимая на других стадиях, закупается данным предприятием у других производителей, или произведенная продукция на данном предприятии поставляется на другие предприятия для дальнейшего использования в рамках производственного процесса.

С точки зрения направленности вертикальной интеграции по стадиям производственного процесса выделяют:

1) вертикальную интеграцию назад (первого типа, интеграция ресурсов) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более ранние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает колхоз);

2) вертикальную интеграцию вперед (второго типа, интеграция конечного продукта) – ситуация, когда в единый производственный цикл вводятся более поздние стадии (например, когда мукомольный комбинат приобретает хлебозавод).

Существенным стимулом к вертикальной интеграции является снижение трансакционных издержек, поэтому если продукция, реализуемая на данном отраслевом рынке, является звеном в производственной цепочке, то это, как правило, порождает стремление фирм к вертикальной интеграции.

Вертикально интегрированные фирмы обладают большими преимуществами на рынке, так как консолидирует большие денежные потоки и обладает вертикальным контролем, позволяющим контролировать цены на промежуточных стадиях производственного процесса, снижать риски не исполнения контрагентами своих обязательств.

Фирме-новичку, таким образом, придется испытать существенные затруднения с обеспечением стабильных поставок сырья и материалов, а также со сбытом своей продукции в условиях наличия вертикально интегрированных старожилов.

Многопродуктовость предполагает, что фирмы, действующие на рынке, могут производить разные виды продукции на единой ресурсной базе (например, на рынке молочной продукции: сыр, творог, молоко и т.д.). Это дает широкие возможности для диверсификации деятельности фирм, действующих на рынке. Диверсифицированные же фирмы обладают большей устойчивостью и, часто, большей положительной отдачей от масштаба производства, что затрудняет вход новых фирм на этот рынок. Также новым фирмам будет трудно обосноваться на таком рынке, так как для эффективной организации деятельности им придется осваивать сразу несколько разных сегментов рынка.

Барьеры входа, возникающие вследствие дифференциации продукции, связаны с приверженностью покупателей уже существующим торговым маркам, а следовательно, и готовностью больше платить за продукт, выпущенный их излюбленным производителям, что вынуждает новые фирмы идти на различные часто очень затратные способы стимулирования спроса.

Низко эластичный спрос делает затруднительным для новой фирмы переключение части рыночного спроса на себя, так как ценовые методы конкуренции в этом случае оказываются неэффективными, а неценовые – требуют дополнительных затрат.

В случае низких темпов роста спроса свободные ниши на рынке, как правило, отсутствуют, а фирме-новичку приходится сталкиваться с активным противодействием их входу уже действующих фирм.

Административные барьеры, ограничивающие иностранную конкуренцию, являются существенным фактором, воздействующим на структуру отраслевых рынков. Их воздействие на эффективность отраслевого рынка не является однозначной. С одной стороны, импортные квоты и пошлины ограничивают конкурентность рынка и вызывают завышение цен внутренними производителями. Однако, с другой стороны, данные меры крайне эффективны для поддержки зарождающихся или восстанавливающихся после спада отраслей национальной экономики.

Институциональные барьеры входа, пожалуй, наиболее негативно влияют на эффективность отраслевых рынков, так как приносят неэффективность извне. Основная проблема, вызываемая такого рода барьерами, заключается в том, что они закрепляют сложившуюся структуру отраслевого рынка и не позволяют новым, быть может, даже более эффективным фирмам, попасть на этот рынок. Наличие таких барьеров снижает стимулы к повышению эффективности уже действующих на рынке компаний, что приводит к понижению эффективности отраслевого рынка в целом.

Зная основные виды рыночных барьеров можно анализировать поведение действующих на рынке фирм по недопущению новых фирм. Соответственно фирма, планирующая вход на какой-либо рынок может более детально проанализировать издержки, связанные с входом, а также оценить возможные действия уже существующих на данном рынке компаний в связи с ее появлением на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: