Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработку, упаковку, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.
Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.
Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:
|
|
- Обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;
- Выбор рационального способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;
- Выбор вида (видов) транспорта;
- Выбор транспортных средств;
- Выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);
- Определение рациональных маршрутов;
- Распределение транспортных средств по маршрутам;
- Оценка качества транспортного сервиса;
- Определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;
- Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.
Технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Транспорт является ключевой частью логистической цепи.
Транспорт – это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках[18].
Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.
|
|
Рынок транспортных услуг – экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг.
Оценивая значение отдельных видов транспорта, обычно подчеркивают их следующее разделение:
· по степени универсальности перевозок, наиболее универсальными являются морской и железнодорожный;
· по масштабам международных сообщений – межконтинентальные: морской и воздушный; внутриконтинентальные и региональные: все остальные;
· по скорости доставки, наиболее эффективные воздушный и в определенной ситуации автомобильный;
· по перевозкам отдельных видов грузов, таких как жидкие и газообразные, трубопроводный.
Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке – это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.
5) Логистические функции «складирование» и
«грузопереработка»
Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.
Современный крупный склад- это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций:
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;
2. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;
3. Хранение запасов;
4. Унитизация (объединение) грузов;
5.Предоставление услуг, например, подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.
Классификация складов приведена на рис. 4.4.
В складировании решается три вида задач:
1) задачи проектировочного характера, а именно: задачи выбора количества складов, размера (мощности) складских сооружений, выбора формы собственности складов и форм снабжения в складской сети (централизованное или децентрализованное);
2) задачи, так называемого, микропроектирования, когда разрабатываются компоновочные решения складских площадей и объемно-планировочные решения зоны основного хранения.
3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе.
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Схема логистического процесса на складе показана на рис.4.5.
Для решения данных задач складирования требуется выбрать вид складирования, позволяющий наиболее полно использовать объем склада. Различают следующие виды складирования:
· складирование в штабеле блоками,
· складирование в полочных стеллажах до 6 м,
· складирование в полочных высотных стеллажах,
· складирование в проходных (въездных) стеллажах,
· складирование в передвижных стеллажах,
· складирование в элеваторных стеллажах и т. д.
В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются:
· высокая степень используемой площади и объема,
· свободный доступ к товару,
· чувствительность к структурным изменениям запасов,
· возможность высотного складирования,
· легкость обслуживания,
· возможность автоматизированного управления,
|
|
· выполнение принципа «ФИФО» (груз «первый пришел — пер вый ушел»),
· низкие капиталовложения и строительные затраты,
· низкие эксплуатационные затраты и затраты на техническое обслуживание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.4.4Классификация складов
Рис.4.5. Схема логистического процесса на складе
Также важными моментами являются выбор складской грузовой единицы и складского оборудования. Такими товароносителями могут стать: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны, а также кассеты, ящики для мелких грузов и т. д. Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. Основной критерий правильности выбора товароносителя — отсутствие возврата складской грузовой единицы из зоны комплектации в зону хранения при формировании заказа покупателя.
Для обслуживания складов используют различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов.
Задачи грузопереработки:
1) Повышение эффективности использования складских мощностей;
2) Улучшение операционной деятельности;
3) Улучшение условий труда персонала и сокращение тяжелого ручного труда;
4) Улучшение качества логистического сервиса;
5) Уменьшение логистических затрат.