Актуальность исследования

Филиппова Ольга Владимировна,

Учитель иностранного языка

ГОУ СОШ № 1173 ЮАО г. Москвы

Методическая разработка

Интегративный курс

«Социальное проектирование как ведущий инструмент

Формирования информационных, коммуникативных и социальных компетенций учащихся»

Направленность: для общеобразовательных учреждений

Краткое содержание авторской разработки

Методическая разработка данного курса предназначена для обучения учеников основной средней школы социальному проектированию, направленного на углубление и расширение межпредметных знаний учащихся, их систематизации и обобщения, формирования у них социальной компетентности. Созданы тематическое планирование, методические разработки каждого занятии курса, рассчитанного на 34 учебных часа, даны методические рекомендации по организации работы. Разработка апробирована в рамках городской экспериментальной площадки на базе ГОУ СОШ № 1173. Практическим результатом стал социальный проект «Из отходов – в доходы!», при разработке которого применялись разные медиаобразовательные технологии, в том числе Wiki- технологии. Создано электронное портфолио проекта, которое размещено на сайте http://art.ioso.ru/wiki/index.php

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание работы

1. Введение.

2. Курс «Социальное проектирование».

2.1 Социальная компетентность и понятие «социальный проект»;

2.2 Алгоритм разработки и реализации социального проекта;

2.3 Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности;

2.4 Тематическое планирование курса занятий;

2.5 Методические рекомендации по организации работы

3. Методические разработки занятий курса

4. Заключение.

5. Используемая литература и другие источники.

Приложения:

1. Методическая разработка урока в рамках социального проекта

«Интегрированный урок по проблемам экологии» (6-й год обучения, английский язык и информационные технологии).

2. Пояснительная записка к социальному проекту «Из отходов – в доходы».

3. Сценарий презентации проекта в виде ролевой игры «Суд над мусором».

4. Отзывы

Приложения в электронном виде (дополнительно):

1. Презентация проекта «Из отходов – в доходы»;

2. Презентация «Работа над проектом»;

3. Презентация “Man and the Natural World”;

4. Презентация “Our Earth Is in Danger”;

5. Презентация «Результаты социологического опроса (диаграммы)»;

6. Презентация “Advantages and Disadvantages of Landfill Sites”;

7. Презентация “Where Does Our Rubbish Go?”

1.Введение.

Актуальность исследования.

Перед современной школой стоит задача совершенствования и обновления учебно-воспитательного процесса, смещения его акцента в область идеологического и нравственного воспитания, ибо сегодня обществу нужны не только образованные, эрудированные специалисты, но, прежде всего, высоконравственные, воспитанные, приверженные идеалам добра и справедливости граждане, патриоты своей Родины. Поэтому необходим переход к новому качеству образования, при котором весь учебно-воспитательный процесс школы должен быть подчинен единой цели – воспитать Человека, воспитать Гражданина, которому будет принадлежать будущее нашей страны.
Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у учащихся является сегодня особенно актуальной.

Эффективность проводимых сегодня социально- педагогических преобразований в этом направлении во многом зависит от направленности и приоритетов развития системы патриотического воспитания. Необходимо создание условий для реализации основополагающих положений Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.г.”.

К таким условиям относится наличие широкого опыта вовлечения молодёжи в активную социально-значимую деятельность, способную формировать умение планировать, организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Привлечь внимание школьников к актуальным социальным проблемам, вовлечь их в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем и научить работать в команде помогают социальные проекты.

Социальные проекты в школе – это современная социальная технология развития, обучения и воспитания.

На страницах научных и методических изданий активно обсуждаются различные аспекты данной проблемы. Появилось множество исследовательских работ, направленных на:

- раскрытие содержательных вопросов социального проектирования;

- решение проблем эффективности социального проектирования;

- обеспечение самореализации личности ученика через социальное проектирование;

- процессы реализаций идей социального проектирования.

Однако анализ исследований показывает целесообразность и необходимость создания курса обучения социальному проектированию, направленного на углубление и расширение межпредметных знаний учащихся, их систематизации и обобщения, формирования у них социальной компетентности. Остается нерешенной проблема разработки оптимальной по содержанию программы курса для конкретных условий обучения, что и определило тему данной методической разработки.

Объектом исследования является обучение учащихся социальному проектированию.

Предмет исследования составляют теоретико-методические основания построения курса для обучения учащихся социальному проектированию.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель проектирования курсов социального проектирования для основной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования заключается в том, что разработка и реализация курса социального проектирования будет успешной, если:

- обоснована его необходимость для решения задач обучения;

- определены место и роль курса в рамках системы школьного обучения;

- разработка курса осуществляется на основе дидактических правил и модели проектирования, определяющей логическую структуру действий и связей между ними.

В соответствии с целями исследования и гипотезой, положенной в его основу, в работе ставились и решались

следующие задачи:

- исследовать теоретические и методические подходы построения курса социального проектирования в системе школьного обучения;

- определить дидактические правила проектирования данного курса;

- разработать модель построения курса социального проектирования, включающую в себя систему действий, обеспечивающих его успешную реализацию в системе школьного обучения;

- определить критерии отбора содержания данного курса;

- на разработанных основаниях создать интегративный учебный курс для обучения социальному проектированию.

Для решения поставленных задач использовались методы:

- метод теоретического поиска (анализ литературы, учебных планов, концепций и программ современных интегративных курсов в системе школьного образования, степени разработанности их дидактических основ, сравнительный анализ их целей, задач и функций, а также педагогических условий их реализации;

- методы анализа реального педагогического процесса (изучение и обобщение педагогического опыта преподавателей-практиков, работающих над внедрением и совершенствованием интегративных курсов и курсов проектирования с целью выявления характерных недостатков и ошибок в их реализации; педагогическое наблюдение, позволяющее изучать объект в естественном течении);

- методы тестирования;

- методы рейтинга,

- методы обобщения,

- методы педагогического эксперимента (моделирование дидактической системы реализации интегративных курсов в рамках школьного образования; дидактический эксперимент с целью проверки основных положений разработки курса);

- методы опытного преподавания

Исследование и разработка курса проводились в три этапа.

На первом этапе изучалась и анализировалась литература по проблеме, накапливалась база данных, формировался замысел исследования, уточнялась его гипотеза.

На втором этапе разрабатывалась структура, средства проектирования и оценки интегрированных курсов социального проектирования, велась их разработка.

На третьем этапе проводились апробация курса, выявлялись его недостатки, исследовались вызывающие их причины; осуществлялась корректировка средств проектирования, анализировались и обобщались результаты, формулировались

выводы.

Новизна разработки состоит в том, что:

- разработана модель построения интегративного курса социального проектирования на деятельностной основе, включающая:

1) систему действий, направленных на анализ образовательных потребностей учащихся,

2) определение целей, задач и функций интегративного курса, а также правил и критериев отбора его содержания,

3) определение структуры и разработку программы курса с учетом межпредметной интеграции содержания;

4) определение дидактических требований к организации учебного процесса, построенного на основе межпредметных связей;

5) построение моделей обучения для каждого этапа курса;

6) экспертиза качества и результативности обучения;

- определены критерии отбора содержания:

1) актуальность для учащихся рассматриваемых вопросов,

2) их соответствие уровню учебной мотивации учащихся,

3) логичность изложения и систематичность учебного материала,

4) доступность учебного материала для учащихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

Практическая новизна состоит в том, что на созданных теоретических основаниях разработан и апробирован учебный интегративный курс «Социальное проектирование», формирующий социальную компетентность учащихся, развивающий их творческие способности с учетом интересов, склонностей и способностей, формирующий активную гражданскую позицию учеников в общественной жизни. В процессе реализации курса использовались различные медиаобразовательные технологии, в том числе Интернет-технологии и технология Wiki-wiki. На базе курса был разработан проект, имеющий практический результат. Презентация проекта в рамках проектной недели была проведена в виде ролевой игры (разработан сценарий). В рамках учебной темы “Человек и окружающий мир” (учебная дисциплина – английский язык) проведён «Интегрированный урок по проблемам экологии», в разработке которого были использованы материалы проекта.

2. Курс «Социальное проектирование».

2.1 Социальная компетентность и понятие «социальный проект»

Социальная компетентность - это способность человека эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с социумом. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность.

Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития социальной компетентности, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Учащиеся могут опробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации. Работа над проектом позволяет им почувствовать значимость своей деятельности и открывает новые возможности. Социальное проектирование играет роль «подготовительных курсов» к жизни в гражданском обществе, катализатора само­стоятельного формирования системы ценностного отношения к миру. Активизация деятельности учащихся через учебные дело­вые игры, дискуссии, обучение поиску необходимой информа­ции и ее анализ, моделирование общественных процессов являются практикумом в получении знаний об обществе, основных социальных связях и отно­шениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать свою траекторию поведения. Проект­ная технология - один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества.

Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

- словесного описания предполагаемых действий по осуще­ствлению указанных изменений;

- графического изображения (чертежей, схем и т. д.);

- числовых показателей и расчетов, необходимых для осу­ществления планируемых действий.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным соци­альным проблемам;

- включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем своими силами;

- создание условий для социализации, адаптации, самовы­ражения обучающихся и педагогов в образовательном простран­стве школы;

Основные задачи социального проектирования:

- формирование ИКТ-компетентности;

- расширение творческого потенциала учащихся и учителя;

- развитие готовности к самостоятельному изучению школьных дисциплин, к дальнейшему самообразованию в разных областях знания;

- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

- развитие опыта творческой деятельности;

- развитие коммуникативной компетенции;

- формирование навыков «разумного социального» поведе­ния в сообществе;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и уме­ний (планирование предстоящей деятельности, расчет необхо­димых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т. д.).

- развитие конструктивного взаимодействия между обучающимися и педагогами для решения познавательных, исследовательских и творческих проблем;

- формирование навыков проектирования у учащихся;

- воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, потребности участия в решении актуальных вопросов социума.

Любой проект по сути своей имеет социальные характеристики, так как потребителем конечного результата станет человек. Но сегодня социальное проектирование выделяют в отдель­ную категорию проектов. Социально значимая деятельность в социально одобряемой ситуации является наиболее перспектив­ным направлением проектирования обучающихся. Здесь имеют­ся самые богатые возможности для реализации себя как лично­сти. Это объясняется тем, что главными условиями для продуктивной работы над социальными проектами являются следующие умения и на­выки школьников:

- видение проблемы, ее значимости и актуальности для со­циума;

- нахождение оптимальных способов ее решения, не проти­воречащих существующим социальным нормам;

- освоение позитивных способов общения и взаимопомощи;

- объективная оценка своего личного вклада в коллектив­ное дело;

- понимание значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта;

- осознание социальной значимости реализации проекта, его конечного продукта для социума.

Эффективное выполнение проекта предполагает формирование команды, ответственность каждого члена команды, социальную ответственность действий команды за результаты проекта.

Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы.

Основные признаки социального проекта:

- направленность на решение конкретной проблемы;

- инновационность;

- конкретная цель и результат;

- четкие временные рамки начала и конца работы по данному проекту;

- командная работа;

- анализ количественных и качественных результатов;

- специально выделенные привлеченные ресурсы.

Все проекты обладают высокой степенью новизны.

Продолжительность проекта зависит от той цели, которая определена проектной группой. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие время начала и окончания заданий, входящих в проект.

2.2 Алгоритм разработки и реализации социального проекта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: