| Наименование показателя | Организация А | Организация Б |
| 1. Результат деятельности системы управления (прибыль организации), тыс. руб. | ||
| 2. Фонд заработной платы АУП, тыс. руб. | ||
| 3. Расходы на содержание помещений АУП, тыс. руб. | ||
| 4. Расходы на средства вычислительной техники, используемые АУП, тыс. руб. |
5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5. СТРУКТУРИЗАЦИЯ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ Цель:рассмотреть типы структур управления, их достоинства и недостатки; определить ролевые модели власти новых менеджеров; обсудить причины, цели, задачи, основные этапы и результаты реструктуризации промышленного предприятия (на примере Волгоградского тракторного завода). Практические задания 1. Определить типы структур управления (линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, процессная), представленные на рис. 7-10. | ||||||||||||
Рис. 7. Структура управления (вариант 1). Источник: Дафт, Р. Теория организации – М., 2006. - С.131 Рис. 8. Структура управления (вариант 2). Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардника, 1998. – С. 369 Рис. 9. Структура управления (вариант 3). Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардника, 1998. – С. 374 Рис. 10. Структура управления (вариант 4). Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардника, 1998. – С. 367 2. Определить сильные и слабые стороны каких типов структур управления (линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, процессная) представлены на рис. 11-14. Таблица 11 Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 1)
Источник: Дафт, Р. Теория организации – М., 2006. - С.120 |
Таблица 12
Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 2)
| Сильные стороны |
| 1. Локальные функциональные подразделения экономичны |
| 2. Высокое мастерство |
| 3. Достижение организацией функциональных целей |
| 4. Удобство при производстве ограниченной номенклатуры изделий (или одного изделия) |
| Слабые стороны: |
| 1. Медленно реагирует на изменения среды |
| 2. Возможно накопление нерешенных вопросов на верхних уровнях иерархии, вызывающее ее перегрузку |
| 3. Слабо координирована работа подразделений по горизонтали |
| 4. Незначительны инновации |
| 5. Ограниченные представления о целях организации |
Источник: Дафт, Р. Теория организации – М., 2006. - С.117
Таблица 13
Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 3)
| Сильные стороны |
| 1. Способствует гибкости и быстроте реакции на изменения потребностей заказчиков |
| 2. Направляет внимание каждого работника на производство и доставку изделия потребителю |
| 3. Каждый работник получает более широкий взгляд на цели организации |
| 4. Смещает акцент в сторону командной работы и сотрудничества |
| 5. Улучшает качество жизни работников, давая им возможность разделить ответственность, участвовать в принятии решений и понимать, в чем состоит результат его труда |
| Слабые стороны |
| 1. Определение центрального процесса требует труда и времени |
| 2. Требует изменений культуры, структуры работы, философии менеджмента и систем информирования и поощрения |
| 3. Менеджеры традиционной школы могут сопротивляться передаче части своих полномочий и власти подчиненным |
| 4. Повышение эффективности работы в условиях горизонтальной структуры требует значительной подготовки работников. Может быть ограничена возможность совершенствования навыков |
Источник: Дафт, Р. Теория организации – М., 2006. - С. 126
Таблица 14
Сильные и слабые стороны структуры управления (вариант 4)
| Сильные стороны |
| 1. Обеспечивает координацию, необходимую для выполнения двойственных требований потребителей |
| 2. Оперативно перераспределяет персонал между основными направлениями работы |
| 3. Позволяет принимать комплексные решения и адаптироваться к частым изменениям нестабильного окружения |
| 4. Дает возможность развития функционального и специального мастерства |
| 5. Наиболее полезна в организациях средних размеров |
| Слабые стороны |
| 1. Двойное подчинение сотрудников вызывает напряжение и недоразумения |
| 2. Требует хороших навыков межличностного общения и специального обучения |
| 3. Забирает много времени; включает частые заседания и работу конфликтных комиссий |
| 4. Система не будет работать, пока сотрудники не поймут ее и не приспособятся к коллегиальным, а не к вертикальным отношениям |
| 5. Для поддержания равновесия власти требуются значительные усилия |
Источник: Дафт, Р. Теория организации – М., 2006. - С. 126
Рис. 8.
Рис. 9. Структура управления (вариант 3). Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардника, 1998. – С. 374
Рис. 10. Структура управления (вариант 4). Источник: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардника, 1998. – С. 367 2. Определить