По русскому языку на
2013_ / 2014_ учебный год
Класс: ……9….
Учитель: …Гоголева о.А.
Количество часов:
- на учебный год: … 68 ….. I триместр … 22.., II триместр … 22.., III триместр …24……
- в неделю: ……2…..
- контрольный работы – 8
Планирование составлено на основе:
Программа: «Государственная программа для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы». М.,Дрофа
Учебники:
1. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
2. «Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
3. «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.
Тематическое планирование составила:
Пояснительная записка
I раздел
Количество часов в году: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество плановых уроков: 46
по развитию речи: 10
контрольных работ: 8
Планирование составлено на основе программы В.В.Бабайцевой, Москва, «Дрофа». 2009
Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.
Планирование соответствует обязательному минимуму образования 1998 года.
Учебники:
4. «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова, Москва, «Дрофа», 2007.
5. «Русский язык. Практика. 9 класс». Под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
6. «Русская речь», Е.И.Никитина, Москва, «Дрофа», 2006.
Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9, 10-11 классы», Москва, «Дрофа». 2009
2. «Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку для 9 класса», под редакцией Ю.С.Пичугова, Москва, «Дрофа», 2006.
3. «Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой. 5-9 классы», авторы: А.Ю.Купалова, Т.М.Пахнова, С.Н.Пименова, Ю.С.Пичугов, Москва, «Дрофа», 2007.
4. «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
5. «Система сложных предложений в современном русском языке», В.В.Бабайцева, Москва, 2005.
II раздел Основные цели:
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,
- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки.
По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:
- составлять схемы сложных предложений разных типов;
- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;
- правильно ставить знаки препинания;
- строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;
- употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;
- соотносить члены предложения и придаточные предложения;
- производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;
- различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;
- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;
- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);
- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;
- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и рерчевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Прогнозирование результатов:
- получить успеваемость 100%;
- продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
- подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации.
III раздел Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | |||
Плановых уроков | Контрольных уроков | По развитию речи | Всего по разделу | ||
Введение. Богатство, образность, точность русского языка | - | - | |||
Закрепление изученного в 8 классе | - | ||||
Синтаксис и пунктуация | |||||
Сложное предложение | - | - | |||
Сложносочиненные предложения | |||||
Сложноподчиненные предложения | |||||
Сложные бессоюзные предложения | |||||
Сложные предложения с различными видами связи | - | ||||
Способы передачи чужой речи | |||||
Общие сведения о языке | - | ||||
Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах | - | ||||
Итого: |
IV раздел Календарно-тематическое планирование
Принятые сокращения:
- ИАД- интерактивная доска
- ММП- мультимедиапроектор
- ЭУП- электронное учебное пособие
- НП- наглядное пособие (иллюстрации, таблицы)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Виды контроля | Компетенции | Информационно-методическое обеспечение | ||||
1. | 4.09 | Вводный урок о русском языке. «Язык мой – друг мой». Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. | опорный конспект | 1. Самодиктант 2. Индивидуальное сообщение 3. Опрос | Знать основные средства художественной выразительности, находить их в тексте. | ММП | |||||
Повторение материала, изученного в 8 классе. | |||||||||||
2. 3. | 6.09 10.09 | Повторение изученного.Синтаксис словосочетания (задание ГИА В8) Синтаксис простого предложения Цель: повторить признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова. | §2(6), упр.11 §2(6), упр.16 | 1. Работа по карточкам 2. Словарный диктант 3. Работа с текстом | Знать средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные второстепенные члены предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения, вводные слова. Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения. | ЭУП | |||||
4-5 | 12.09 17.09 | Повторим морфологию, орфографию, пунктуацию, лексикологию (задание ГИА) Подготовка к контрольной работе по теме «Повторение 5-8 классов» Цель: повторить последовательность действий при выборе орфограмм и их объяснение. | тесты, упр. 18 | 1.Лингвистический тренажер 2.тесты 3.Упр.18 | ММП | ||||||
19.09 24.09 | Р.Р.Текст как речевой продукт деятельности. Приёмы сжатия текста Сжатое изложение Цель: научить отличать сложные предложения от простого, различать основные виды сложных предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении, создавать из нескольких простых сложное предложение | изложение, инд.задания | Лингвисический анализ текста, задания с применением приемов сжатия | Знать основные способы сжатия текста | ММП | ||||||
26.09 | Повторение.Тестирование. | орфографическ. тренажер | Тесты (ГИА) | Знать орфографические и пунктуационные правила. | |||||||
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. | |||||||||||
9. 10. | 1.10 3.10 | Основные виды сложных предложений. | Работа с кар-точками –вы-писать слож-ные предложе ния: ССП, СПП, БСП. (§7, упр.32) | Синтаксический анализ текста | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них, | НП Сборник таблиц для 9 класса по русскому языку: №1. | |||||
Сложносочинённое предложение. | |||||||||||
11-12 | 10.10 15.10 17.10 | Союзы и значения сложносочиненных предложений. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Цель: расширить знания о ССП, совершенствовать пунктуационные навыки, сформировать понятие об особенностях структуры ССП с общим второстепенным членом. | §4(8), упр 42, 45 §4(8), упр. 48, 63 | 1.Лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП 2.Опрос | Знать основные группы ССП по значению и союзам. Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | НП Гольдин З.Д. Русский язык в схемах. Сборник таблиц для 9 класса по русскому языку: №2. | |||||
14. | 22.10 | Итоговая работа по теме «Сложносочиненное предложение» . Цель: выявить уровень усвоения темы, умения находить основу сложного предложения, составлять его схему. | Работа над ошибками |
| Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений. | НП Сборник таблиц для 5-6 классов по русскому языку: №2,3,4 | |||||
15-16 | 24.10 29.10 | Р.Р. Методика подготовки к сочинению на лингвистическую тему Цель: повторить признаки публицистического стиля, научить создавать текст публицистического стиля. | Подготовитсловарн. диктанту, сост.плана | Презентация | Уметь составлять и редактировать тексты | ММП | |||||
17-18 | 31.10 5.11 | Повторим орфографию (задание ГИА В2, В3) Цель: повторить изученный материал по орфографии. | лингвист. тренажер упр.103, 106 | 1. Опрос 2. Работа по карточкам 3. Лингвистический анализ текста (часть В ГИА) | Уметь анализировать орфографические ошибки, допущенные в работах самих учащихся. | ||||||
Сложноподчинённое предложение | |||||||||||
19. 20-21. | 7.11 12.11 14.11 | Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова в СПП. Цель: углубить понятие о СПП, упражняться в различении союзов и союзных слов. | §5(9) Работа по карточкам упр.112, упр.356, 353 | 1. Опрос 2. Индивидуальная работа по карточкам 3. Лингвистический анализ текста с точки зрения СПП. | Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным. Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. | НП Сборник таблиц для 9 класса по русскому языку: №3. | |||||
22. | 26.11 | Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Цель: учить находить в предложении указательные слова, определять, ко всему предложению или к слову относится придаточное предложение | упр.357 | Работа с текстом | Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного. | ЭУП | |||||
Второй триместр | |||||||||||
23. 24. | 28.11 3.12 | Р.Р.Воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (задание ГИА С1). Подготовка к изложению Р.Р.Сжатое изложение. Цель: научить адекватно воспринимать устный текст и грамотно воспроизводить его. | Подготовиться к сжатому изложению Подг. к словарн. диктанту | Изложение | Уметь воспроизводить текст, используя различные способы сжатия текста. | ММП | |||||
25. 26.-27 | 5.12 10.12 12.12 | СПП с несколькими придаточными СПП с последовательным подчинением. СПП с однородным и параллельным подчинением (задание ГИА В14) Цель: дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, упражняться в составлении схем. | упр. 75, упр 85, 91 | Работа с учебным текстом | Отличать однородное подчинение от неоднородного. Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками. | ||||||
28. | 17.12 | Виды придаточных предложений. Цель: дать понятие о видах придаточных предложений, совершенствовать пунктуационные навыки. | опорная запись упр. 104 | Графический диктант | Знать виды подчинения. Уметь различать СПП с разными видами подчинения | НП Сборник таблиц для 9 класса по русскому языку: | |||||
29. | 19.12 | Придаточные подлежащные и сказуемные. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки | упр. 109 | Работа с текстом. | Знать строение и особенности придаточных подлежащных и придаточных сказуемных. Уметь находить их в тексте, определять строение и особенности присоединения к главному предложению. | ||||||
30-32 | 24.12 26.12 | Придаточные определительные. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки | опорная запись упр. 113, 116 | ррафический диктант, Работа с текстом | Знать строение и особенности придаточных определительных. Уметь находить их в тексте, определять строение и особенности присоединения к главному предложению | ||||||
33. | 9.01 | Придаточные дополнительные (изъяснительные). Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки. | §7(11), уп(117, 116. | . Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | Знать виды придаточных предложений. Уметь объяснять постановку знаков препинания в СПП. | НП Сборник таблиц для 9 класса по русскому языку: №5. | |||||
14.01 | Р.Р. Контрольное сочинение на лингвистическую тему. Цель: дать понятие об аннотации, научить составлять аннотацию и создавать лингвистические тексты | Дописать сочинение | Сочинение | Уметь анализировать лингвистические понятия. | ИАД Подготовка к контрольному сочинению на лингвистическую тему (задание ГИА С2.1) | ||||||
35. | 16.01 | Придаточные обстоятельственные. | §8(12), упр.71 (130), 79(138), 85(144) | 1. Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | Знать особенности структуры СПП с придаточными дополнительными. | НП Сборник таблиц №1: таблица 4. | |||||
36. | 21.01 | Придаточные обстоятельственные, особенности структуры этих предложений. Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки. | §8(12), упр.94 (154) (устно), 98 (160)письм. | 1. Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. | НП Сборник таблиц №1: таблица 4. | |||||
37. | 23.01 | Диктант с грамматическим заданием. | Подг. к словарн. диктанту | Диктант. | |||||||
38. | 28.01 | Работа над ошибками. Работа над заданиями В ГИА. | выполнить варианты 23,24 ГИА по Сениной. | Работа с заданиями ГИА. | Уметь выполнять тестовые задания ГИА. | ||||||
39. | 30.01 | Р.Р. Контрольное сжатое изложение на тему «Поразительная широта интересов и знаний» Цель: дать понятие об элементах портретного очерка, формировать навык редактирования | сжатое изложение | Знать особенности структуры СПП с придаточными определительными. Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи | |||||||
40. | 4.02 | РР.Научный стиль речи. Аннотация. | Написать аннотацию | 1. Сообщение на лингвистическую тему 2. Лингвистический анализ текста | Знать отличительные черты аннотации. Уметь создавать текст в жанре аннотации. | (Мониторинг в формате ГИА) | |||||
41. | 6.02 | Обобщение по теме «Сложноподчиненное предложение». Подготовка к контрольной работе. (задание ГИА В7) Цель: обобщить изученное, совершенствовать навыки пунктуационного и синтаксического разбора, употребление в речи СПП. | Упр. 112(178), 121(186) | 1. Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными. Уметь производить пунктуационный разбор. | НП Сборник таблиц №1: таблица 5. | |||||
42. | 11.01 | Контрольная работа по теме «СПП». Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания в СПП. | Подг. к словарн. диктанту | Диктант | Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор. | ЭУП И.П.Цыбулько, В.Н.Александров и др. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык.2009г. | |||||
43. | 13.02 | Анализ контрольной работы по теме «СПП» СПП с придаточными присоединительными. Цель: овладеть навыками редактирования текста. | Карточки –выпис. Предлож. с придат. присоединит.(§13, упр. 188) | 1. Работа с книгой 2. Проблемные задания 3. Опрос | ИАД | ||||||
Третий триместр | |||||||||||
Бессоюзное сложное предложение | |||||||||||
44. 45. | 25.02 7.02 | РР.Сжатое изложение. СПП с несколькими придаточными. (Задания ГИА) | §9(14), упр. 134(204) §9(14), упр. 135(206),вопр. на с. 58(94) | Проблемные задания | Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой. | НП Сборник таблиц для 9 класса по русскому языку: №6. | |||||
46. 47. 48. | 4.03 6.03 11.03 | Понятие о сложных бессоюзных предложениях. Запятая и точка с запятой. Цель: повторить основные признаки БСП Двоеточие в БСП (задание ГИА) Тире в БСП (задание ГИА) Цель: изучить правила постановки тире и двоеточия в БСП. | §10(15), упр.140(218) §11(16). Упр.145(223) §12(17), упр.154(233) | Мини-тексты художественного стиля с использованием БСП | Знать правила постановки тире и двоеточия в БСП. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, норму построения БСП. | ММП | |||||
49. 50. | 13.03 18.03 | РР.Стили речи. Деловые бумаги. Заявление. Автобиография. Р.Р. Разговорный стиль. «Письмо к…» Цель: познакомить с отличительными особенностями разговорного стиля, его жанрами, и использование в речи. | Написать заявление, авто-биографию (с.92,93) Написать письмо | Сочинение | Знать отличительные особенности разговорного стиля, его жанры. Уметь создавать диалоги Ии монологи с использованием разговорного стиля. | НП Сборник таблиц №1: таблица 1,2,3,4,5 | |||||
51. | 20.03 | Обобщающий урок по теме «БСП» (задание ГИА В13) Цель: упражнять в постановке знаков препинания в БСП. | Вопр. на с.66(108)упр.157(240) | Тест (ГИА) | Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. | ИАД | |||||
52. 53. | 25.03 27.03 | Диктант с грамматическим заданием. Повторим синктаксис (задание ГИА В2, В3, В6) Цель: повторить изученный материал по орфографии. | Карточки- Н и НН в суффик-сах разных частей речи; НЕ с разными частями речи | 1. Опрос 2. Работа по карточкам 3. Лингвистический анализ текста (часть В ГИА) | Уметь анализировать орфографические ошибки, допущенные в работах самих учащихся. | НП Сборник таблиц для 5-6 классов по русскому языку: №5,6,7 | |||||
54. 55. 56. | 1.04 3.04 8.04 | Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них. Р.Р.Сочинение на лингвистическую тему в формате ГИА. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью и пунктуация в них. Практика. Цель: дать понятия о сложных предложениях с разными видами связи, начать обработку пунктуационных навыках. | §13(18), упр.163(248) §13(18),упр.166(252) Упр.167(253) | 1. Проблемные вопросы 2. Графический диктант | Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. | ММП | |||||
57. 58. | 10.04 12.04 | Р.Р. Подготовка к контрольному изложению по теме «Роль сложных предложений в речи» Р.Р. Контрольное изложение по теме «Роль сложных предложений в речи» Цель: совершенствовать навык излагать текст | Подготовка к изложению Подг. к словарн. дикт. | Изложение | Уметь составлять план, грамотно излагать текст, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать | ||||||
59. 60. | 22.04 24.04 | Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования. Авторские знаки препинания. Цель: дать представление о разных способах передачи чужой речи; формировать пунктуационные навыки при употреблении предложений с прямой речью; работать над умением правильно строить предложения с косвенной речью. | Работа с карточками. Работа с карточками (упр. 259). подг. словарн. дикт. | 1. Графический диктант 2. Лингвистический анализ текста 3. Индивидуальная работа по карточкам 4. Работа с текстами художественного произведения | Знать способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложении с прямой речью. Уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения. | НП Сборник таблиц 9 класса по русскому языку: №7. | |||||
Общие сведения о языке. | |||||||||||
61. | 29.04 | Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Цель: дать понятие о русском языке, как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения; показать основные функции языка; научить составлять конспект. | Выполнить упр.174(267), §14(20), (инд. задание упр.266) | 1. Конспект 2. Сообщение на заданную тему | Знать русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари. | ||||||
62. 63. | 30.04 6.05 | РР. Русский литературный язык и его стили.Стили речи. Обобщение и углубление изученного. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему. Р.Р. Контрольное сочинение Цель: обобщить изученные сведения о стилях речи. | §15(21), упр.181 (279) | Лингвистическое сочинение на тему «Русский литературный язык и его стили» | Знать особенности стилей речи. Уметь составлять тексты в том или ином стиле речи. | НП Сборник таблиц №1: таблица 1,2,3,4,5 | |||||
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах Цель: Систематизировать знания по фонетике, морфемике, словообразованию и морфологии; повторить орфографию; систематизировать знания о простом и сложном предложении; повторить пунктуацию | |||||||||||
64. | 8.05 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Фонетика и интонация. Правописание гласных и согласных в корне слова (задание ГИА В2) Правописание приставок (задание ГИА В3) | Упр. 196(294) Упр.222(323) письм., 211(311)уст. | 1. Словарный диктант 2. Самостоятельная работа | Знать звуки речи, связь фонетики с графикой и орфографии, основные орфоэпические нормы. | И.П.Цыбулько, В.Н.Александров и др. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык.2009г. НП Сборник таблиц для 5-6 классов по русскому языку: №10, 1-3. | |||||
65. | 13.05 | Систематизация и обобщение изученного по морфемике и словообразованию. | упр. 219(320) | Лингвистический анализ текста | Знать виды морфем, основные способы образования слов. | И.П.Цыбулько, В.Н.Александров и др. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык.2009г. НП Сборник таблиц для 5-6 классов по русскому языку: 8-9 | |||||
66. 66. | 13.05 15.05 | Систематизация и обобщение изученного по морфологии. Самостоятельные части речи (задание ГИА В10) Систематизация и обобщение изученного по морфологии. Служебные части речи. Подготовка к контрольному диктанту. | упр.224(325) упр.239 (341) | Тест (ГИА) | Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль в самостоятельных частей речи. Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь применять знания по морфологии, синтаксису в практике правописания | ИАД И.П.Цыбулько, В.Н.Александров и др. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык.2009г. НП Сборник таблиц для 7 класса по русскому языку: №1-10. | |||||
67. 68. | 20.05 22.05 | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению. Р.Р. Контрольное сжатое изложение. | |||||||||