Социологические методы изучения аудитории СМИ

Методы исследования аудитории СМИ

§ «Аудитория /от лат. Auditorium – место для слушания / - устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей (вытекающих из их социальной принадлежности), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей». (Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Академика РАН Осипова Г.Н., 1998. С. 35.)

Особенности аудитории массовой коммуникации:

1. Значительность размеров: аудитория СМИ - это численно большая аудитория.

2. Разнородность (гетерогенность): аудитория СМИ - это совокупность индивидов различных социальных статусов, возраста, образования, уровня дохода и пр.

3. Анонимность: отдельные члены аудитории обычно остаются лично незнакомыми друг с другом и неизвестными для коммуникатора.

4. Отсутствие взаимодействия между членами общности.

5. Формирование под влиянием общего канала или определенного сообщения

Типы аудиторий:

§ Реальная и потенциальная,

§ Регулярная и нерегулярная,

§ Целевая и нецелевая аудитории

§ Различных видов СМИ

§ Сегментированная по географическому признаку

§ Сегментированная по временным интервалам

Величина (или объем) аудитории – основной количественный показатель аудитории - является также показателем социальной значимости и масштабности влияния определенного источника информации.

К важнейшим качественным характеристикам аудитории относятся: возраст, уровень образования, доходов, социальное положение и др.

Поскольку аудитория представляет собой совокупность индивидов, обладающих определенными характеристиками (социально-демографическими, социокультурными, психологическими и пр.), можно говорить о структуре аудитории (соответственно - социально-демографической, социокультурной и пр.).

Социологические методы изучения аудитории СМИ

Медиаизмерения - получение информации о контактах аудитории с конкретным средством массовой информации.

СМИ:

• Анализ конкурентной среды

• Развитие СМИ

• Привлечение рекламодателей

Рекламодатели:

• Медиапланирование

• Оптимизация рекламных затрат

Технология обеспечения рынка информацией об аудитории СМИ:

§ Система постоянных рейтинговых исследований (СИНДИКАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ)

§ Создание информационных баз данных

§ Создание инструмента для работы с БД

Исследовательские компании - Nielsen Media Research, Taylor Nelson Sofres (TNS), AGB, GfK Group, Gallup, Arbitron

Чем занимается TNS:

· Синдикативные медиаизмерения +исследование потребления и стиля жизни (MI)

· Мониторинг рекламы в СМИ

· Маркетинговые исследования

Проекты TNS: Синдикативные проекты по измерению аудитории СМИ:

TV Index Plus

NRS

Radio Index

Web Index

Выборка:

§ ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (UNIVERSE)

совокупность людей, подлежащих изучению

в ходе данного исследования

§ ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ (ВЫБОРКА, SAMPLE)

часть генеральной совокупности, отобранная

специальным образом для получения информации

обо всей изучаемой совокупности

§ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ

свойство выборки отражать основные характеристики

генеральной (изучаемой) совокупности

РАЗНОВИДНОСТИ ОПРОСОВ:

По характеру взаимодействия с респондентом:

Анкетирование:

Самозаполнение

Почтовый опрос

on-line опрос

Интервьюирование:

Личное интервью (Face-to-Face)

Телефонное интервью

По частоте проведения:

· Разовые

· Многократные

§ Панельная выборка

§ Сменяемая выборка

СПОСОБЫ СБОРА ДАННЫХ:

§ бумажные:

• Анкета - специально разработанная последовательность вопросов, позволяющих унифицировано выяснить у группы респондентов их отношение к интересующей теме

• Дневник – дневник, в котором респондент ежедневно фиксирует определенные действия по соответствующим временным интервалам

§ технические/электронные:

• Аудио/видеозапись (интервью, фокус-группы)

• Телефон, компьютер, специальные приборы (ТВ-метр)

§ ПАНЕЛЬ
метод постоянного сбора информации на одной и той же выборочнойсовокупности (измерения ТВ, Интернета)

§ РОЛЛИНГИ
метод постоянного сбора данных от разных респондентов c периодическим выпуском отчетов за определенный период (измерения прессы, радио)

Печатные издания

Методы: Массовые опросы (личные или телефонные интервью)

Показатели: Накопленная аудитория (за период); Аудитория одного номера

Радио Телевидение Интернет

Методы: Специальные технологии и методики

Показатели: Охваты, Время, Контакты, Рейтинги …. и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: